Учебно-методический комплекс дисциплины биохимия (наименование дисциплины)

4.2. Содержание разделов дисциплины:

Лекции:

1. Введение в биохимию.Строение и свойства химических соединений, входящих в состав организма человека и поступающие с пищей. Предмет и задачи биохимии, основные этапы развития биохимии Основные признаки живой материи. Функции белков, строение белков и пептидов. Аминокислоты. Классификация белков. Простые белки (глобуллярные и фибриллярные), их отдельные представители. Сложные белки. Нуклеиновые кислоты, строение и биологические функции. Общая характеристика углеводов, их биологические функции. Классификация углеводов, основные представители. Моносахариды и их производные. Олигосахариды. Гликаны, основные представители. Липиды, их основные биологические функции. Классификация липидов. Жирные кислоты. Простагландины. Липиды, не содержащие глицерин, основные представители (сфинголипиды, воска, терпены, стероиды). Липиды, содержащие глицерин, основные представители (нейтральные жиры, фосфоглицериды).

2. Преобразование веществ и энергии, лежащие в основе физиологических функций, их регуляция. Основные понятия обмена веществ. Связь катаболизма и анаболизма. Основной и промежуточный обмен. Свойства ферментов, их классификация. Реакции, катализируемые различными ферментами. Механизм действия ферментов.

3. Биохимические процессы при мышечной деятельности и в период восстановления. Биохимия мышечного сокращения. Строение мышечного волокна. Анизотропные и изотропные диски Структура сарколеммы. Тонкие и толстые филаменты. Центры связывания тропонина. Инициация сокращения. Сущность и закономерности биохимической адаптации при систематической мышечной тренировке. Биохимия физических упражнений и спорта. Общая направленность биохимических процессов в мышечной работе. Транспорт кислорода к работающим мышцам. Мобилизация энергетических ресурсов при мышечной работе. Потребление кислорода при мышечной работе. Кислородный долг.

4. Возрастные и половые особенности протекания биохимических процессов при занятиях физическими упражнениями. Возрастные изменения интенсивности биохимических процессов обмена веществ. Влияние окружающей среды на метаболизм. Особенности протекания реакций детского и стареющего организма при физических нагрузках.

5. Биохимические факторы, определяющие проявления мышечной силы, быстроты, выносливости. Биохимические факторы, определяющие скоростно-силовые качества спортсмена. Биохимические реакции, определяющие развитие силы, быстроты, выносливости при спортивной тренировке. Биохимическая характеристика методов развития скоростных способностей и выносливости спортсмена. Биохимические особенности развития машинальной мышечной силы и мышечной массы спортсмена.

6. Биохимические основы питания лиц, занимающихся физическими упражнениями и спортом. Функции питания, основные понятия биохимии питания. Основные принципы питания спортсменов. Формула сбалансированного питания для взрослого человека при умеренной физической нагрузке (по Покровскому А. А.). Средние величины эноргозатрат спортсменов различных специализаций. Биохимические причины «углеводной» или «белковой» ориентации диеты спортсмена. Классификация видов спорта по метаболическим особенностям обмена веществ: 1) скоростно–силовые виды спорта (легкая атлетика – спринт, барьерный бег, прыжки, метания, многоборье, тяжелая атлетика и др.); 2) циклические виды спорта (бег на средние и длинные дистанции, спортивная ходьба, велогонки на шоссе, лыжные гонки и др.); 3) сложнокоординационные виды спорта (акробатика, художественная и спортивная гимнастика, прыжки в воду, на лыжах с трамплина, санный и парусный спорт, стрельба из лука, пулевая, стендовая, конный спорт, и др.); 4) спортивные единоборства (борьба вольная, классическая, дзюдо, самбо, бокс, фехтование); 5) игровые виды спорта (баскетбол, волейбол, гандбол, регби, теннис, настольный теннис, футбол, хоккей с мячом, шайбой, на траве).

7. Биохимический контроль за состоянием тренированности и перетренированности организма. Биохимическая характеристика тренированного организма. Биохимические изменения в организме спортсмена при утомлении и в период отдыха после мышечной работе. Биохимическая характеристика утомления. Динамика биохимических процессов в период отдыха после мышечной работы. Биохимические факторы спортивной работоспособности. Показатели аэробной и анаэробной работоспособности спортсменов.

Семинарские занятия:

1. Введение в биохимию.Строение и свойства химических соединений, входящих в состав организма человека и поступающие с пищей. Методы исследования в биохимии. Химический состав организма человека.

2. Свойства молекул, участвующих в биохимических процессах. Связь живого организма с окружающей средой. Затраты энергии, происходящие в организме. Связь биохимии с физической и химической науками. Функции гликопротеидов.

3. Структура ДНК. Правила Чаргаффа. РНК и её виды. Характеристика основных представителей сложных белков. Ферменты.

4. Элементарный состав организмов. Неорганические ионы, их свойства и биологические функции. Промежуточные органические соединения.

5. Преобразование веществ и энергии, лежащие в основе физиологических функций, их регуляция. Транспорт веществ в клетку. Эндоцитоз, пиноцитоз, фагоцитоз, экзоцитоз. Внешний и промежуточный обмен. Метаболический путь и метаболический цикл. Амфиболизм.

6. Основные процессы обмена веществ. Биологическая роль и состояние воды в организме. Обмен воды и его регуляция. Участие воды в транспортных функциях и формирование клеточных структур. Гидратационная вода. Иммобильная вода. Мобильная вода. Обмен воды и его регуляция. Минеральный обмен. Минеральные вещества и их роль в организме человека. Микроэлементы. Обмен минеральных веществ и его регуляция.

7. Структурная организация митохондрий. Окисление, сопряженное с фосфорилированием АДФ. Энергетический распад углеводов и триацилглицеридов.

8. Биохимические процессы при мышечной деятельности и в период восстановления. Механизм "весельной лодки", как основная гипотеза сокращения мышцы.

9. Энергообеспечение мышечного сокращения. Источники энергии. Биохимические изменения в отдельных органах, системах и тканях при мышечной работе.

10. Общие представления о биохимической адаптации организма к мышечной деятельности. Систематизация физических упражнений по характеру биохимических изменениях при работе.

11.Мобилизация энергетических ресурсов организма при мышечной деятельности. Гормоны и их роль в регуляции и адаптации к мышечной работе.

12. Возрастные и половые особенности протекания биохимических процессов при занятиях физическими упражнениями. Использование знаний о биохимических особенностях различных возрастов человека для коррекции тренировочного процесса и безопасности для здоровья занимающихся.

13. Составление таблиц затрат энергии на различные физические упражнения в зависимости от возраста.

14. Биохимические факторы, определяющие проявления мышечной силы, быстроты, выносливости. Современные представления и природе и механизме выносливости.

15. Биохимический контроль за состоянием тренированности и перетренированности. Влияние тренировки на работоспособность. Биохимические основы скоростно-силовых качеств и выносливости. Биологические принципы тренировки.

16. Биохимические факторы спортивной работоспособности. Показатели аэробной и анаэробной работоспособности спортсменов. Закономерности биохимической адаптации в процессе спортивной тренировки

17. Биохимические основы питания лиц, занимающихся физическими упражнениями и спортом. Потребление белков, жиров, углеводов в норме и при патологии. Потребление витаминов и минеральных веществ.

18. Распределение содержания основных пищевых веществ в суточных рационах спортсменов различных специализаций. Составление рационов.

19. Потребность спортсменов скоростно–силовых, циклических, сложнокоординационных, игровых видов спорта и спортивных единоборств в различные периоды подготовки.

20. Питание спортсменов при подготовке к соревнованиям.

  1. Лабораторный практикум – не предусмотрен.

  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

    1. Рекомендуемая литература

а) основная:

  1. Биологическая химия: учебное пособие для вузов / Ю. Б. Филиппович, Н. И. Ковалевская [и др.]; под ред. Н. И. Ковалевской. - М. : Академия, 2005. - 254 с.

  2. Михайлов, С. С. Спортивная биохимия : учебник для вузов / С. С. Михайлов. – М.: Советский спорт, 2004. - 219 с.

  3. Строев, Е. А. Биологическая химия. / Е. А. Строев - M.: Высшая школа. 1985. - 479 с.

б) дополнительная:

  1. Биохимия. Деловые игры и ситуационные задачи: Учеб. пособие / Н. Е. Кучеренко, А. Е. Пащенко, И. М. Туряница, З. И. Фабри. – Киев : Лыбидь, 1992. - 191 с.

  2. Бышевский, А. Ш. Биохимия для врача./ А. Ш. Бышевский, О. А. Терсенов. - Екатеринбург, 1994. - 383 с.

  3. Кнорре, Д. Г. Биологическая химия: Учебник. / Д. Г. Кнорре. - М. : Высшая школа, 2002. - 479 с.

  4. Куделина, О. В. Общая биохимия. / О. В. Куделина – Томск : ТГПУ, 2003. – 48 с.

  5. Проскурина, И. К. Биохимия : учеб. пособие для вузов. / И. К. Проскурина. - Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 240 с.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины: таблицы, плакаты, презентации в среде Power Point.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины: набор для определения РН – среды, фотокалориметр, лабораторный класс.

  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

8.1. Методические рекомендации преподавателю (см. приложение 1)

8.2. Методические указания для студентов (см. приложение 2)

8.2.1. Вопросы, вынесенные для самостоятельного изучения:

  1. Витамины, их значение для организма человека.

  2. Жирорастворимые витамины, общая характеристика.

  3. Водорастворимые витамины, общая характеристика.

  4. Нормы потребления витаминов, искусственные витамины.

  5. Вода. Водный обмен.

  6. Минеральный обмен.

  7. Превращение углеводов в обмене веществ.

  8. Биохимические процессы, протекающие с участием нуклеиновых кислот.

  9. Взаимосвязь анаболизма и катаболизма.

  10. Биохимическая характеристика утомления.

  11. Биохимические процессы восстановления.

  12. Биохимическая характеристика тренированного организма. Биохимия физических упражнений

8.2.2. Перечень примерных вопросов и требований к экзамену:

  1. Основные исторические этапы развития биохимии как науки. Предмет и задачи биохимии.

  2. Методы исследования в биохимии.

  3. Основные признаки живой материи.

  4. Химический состав организма человека.

  5. Белки. Содержание и распределение их в организме.

  6. Биологические функции белков.

  7. Аминокислоты.

  8. Уровни организации белковой молекулы.

  9. Классификация белков, характеристика отдельных представителей.

  10. Простые белки. Глобулярные и фибриллярные белки.

  11. Сложные белки. Функции гликопротеинов.

  12. Нуклеиновые кислоты и их биологические функции.

  13. Структура ДНК. Правило Чаргаффа.

  14. РНК и ее виды.

  15. Биохимические процессы с участием нуклеиновых кислот.

  16. Углеводы, их биологические функции.

  17. Классификация углеводов, основные представители.

  18. Моносахариды и их производные.

  19. Олигосахариды.

  20. Гликаны, основные представители.

  21. Липиды, их биологические функции.

  22. Классификация липидов.

  23. Характеристика жирных кислот. Простагландины.

  24. Липиды, не содержащие глицерин, основные представители.

  25. Липиды, содержащие глицерин, основные представители.

  26. Витамины, их значение для организма человека.

  27. Жирорастворимые витамины, общая характеристика.

  28. Водорастворимые витамины, общая характеристика.

  29. Нормы потребления витаминов, искусственные витамины.

  30. Ферменты. Свойства ферментов.Классификация ферментов.

  31. Строение ферментов. Центры связывания.

  32. Механизм действия ферментов. Ферменты в организме. Кофакторы.

  33. Транспорт веществ в клетку.

  34. Обмен веществ. Основные понятия. Взаимосвязь анаболизма и катаболизма.

  35. Строение мышцы. Структура фибрилл (А-, I-диски, саркомеры).

  36. Толстые и тонкие филаменты. Субединицы тропонина.

  37. Механизм сокращения мышц. Модель "весельной лодки".

  38. Биохимические изменения в мышцах при тренировках.

  39. Факторы спортивной работоспособности.

  40. Показатели аэробной и анаэробной работоспособности спортсменов.

  41. Специфичность спортивной работоспособности.

  42. Влияние тренировки на способность спортсменов.

  43. Биохимический фактор скоростно-силовых качеств.

  44. Биохимический фактор выносливости.

  45. Биологические принципы тренировки.

  46. Цикличность развития адаптаций и периодизаций тренировки.

  47. Биохимические изменения в отдельных органах, системах и тканях при мышечной работе.

  48. Систематизация физических упражнений по характеру биохимических изменениях при работе.

  49. Функции питания, основные понятия биохимии питания.

  50. Формула сбалансированного питания для взрослого человека при умеренной физической нагрузке (по Покровскому А. А.).

  51. Биохимические причины «углеводной» или «белковой» ориентации диеты спортсмена.

  52. Классификация видов спорта по метаболическим особенностям обмена веществ.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специальности 022500 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»

Программу составила: кандидат биологических наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры ФФКиС ТГПУ ___________________Мамонова Наталья Викторовна

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры АФК ФФКиС протокол № 1 от «29» августа 2008 года

Заведующий кафедрой АФК, д.м.н., профессор

_______________________ С.Б. Нарзулаев

Программа дисциплины одобрена методической комиссией ФФКиС ТГПУ

Председатель методической комиссии ФФКиС ТГПУ, к.п.н., доцент ____________________ Л.П. Канакова

Согласовано:

Декан ФФКиС ТГПУ __________________ О.В. Смирнов

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

Кафедра

Адаптивной физической культуры

Учебно-методический комплекс дисциплины

  1. Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной формы обучения по специальности 260504 «Технология бродильных производств и виноделие»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс включает следующие разделы: содержание дисциплины «Пищевая химия», конспект лекций по изучаемому курсу, методические указания для выполнения лабораторных работ, методические указания для выполнения контрольных
  2. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 «Лечебное дело» (3)

    Учебно-методический комплекс
    Гигиена с основами экологии, ВГ для студентов, обучающихся по специальности 060101 «Лечебное дело». Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009.
  3. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 «Стоматология» (4)

    Учебно-методический комплекс
    Гигиена с основами экологии, ВГ для студентов, обучающихся по специальности 060105 «Стоматология». Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009.
  4. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 «лечебное дело» Нальчик 2011

    Учебно-методический комплекс
    История медицины (для студентов, обучающихся по специальности 060101 «лечебное дело»). – Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2011.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине Методика преподавания биологии Специальность

    Учебно-методический комплекс
    На основе логико-биологического, методологического и дидактического анализа содержания школьных дисциплин биолого-экологического цикла раскрыть особенности адаптации их содержания для учебных целей, рассмотреть важнейшие положения
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины биохимия (наименование дисциплины) (2)

    Учебно-методический комплекс
    Строение и свойства химических соединений, входящих в состав организма человека и поступающих с пищей; преобразования веществ и энергии, лежащие в основе физиологических функций, их регуляция; биохимические процессы при мышечной деятельности,
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине биохимия (название) Специальности 011600 «Биология»

    Учебно-методический комплекс
    Строение и принципы жизнедеятельности клетки, единство и разнообразие клеточных типов, воспроизведение и специализация; ткани, их происхождение в индивидуальном и историческом развитии; субклеточные компоненты, их биохимические характеристики; структура
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 02. 1 “Физиология растений” составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности Шифр 020200. 62. “ Бакалавр”

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине ОПД.Ф.02.1 “Физиология растений” составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины «Биологическая химия» вузовского компонента цикла дс. 10 032500. 01 «География с дополнительной специальностью биология»

    Учебно-методический комплекс
    Курс биологической химии изучает химическую природу веществ, входящих в состав живых организмов, их превращения, а также связь этих превращений с деятельностью органов и тканей.

Другие похожие документы..