Учебное пособие для студентов педагогических вузов Автор-составитель

Балашовский институт (филиал)

ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет

имени Н. Г. Чернышевского»

СОЦИОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Учебное пособие

для студентов педагогических вузов

Автор-составитель

Е. А. Цыглакова

Балашов

2009

УДК 355.58

ББК68.9я73

С69

Рецензенты:

Доктор социологических наук, профессор

Балашовского филиала Саратовского государственного

аграрного университета им. Н. В. Вавилова

Е. В. Лукьянова;

Доктор педагогических наук, профессор

Балашовского института (филиала)

ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет

имени Н. Г. Чернышевского»

А. В. Тимушкин.

Рекомендовано к изданию Научно-методическим советом

Балашовского института (филиала)

ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет

имени Н. Г. Чернышевского».

С69 Социология безопасности : учеб. пособие для студентов пед. вузов / авт.-сост. Е. А. Цыглакова. — Балашов : Николаев, 2009. — 196 с.

ISBN 978-5-94035-371-3

Учебное пособие «Социология безопасности» для высших учебных педагогических заведений подготовлено в соответствии с новыми требованиями
к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по специальности 033300 «Безопасность жизнедеятельности» в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования.

В пособии рассмотрены десять основных тем, которые раскрывают законы и закономерности взаимодействия людей; общество, его социальная структура и культура. Автором проанализированы базовые потребности личности
и общества, в том числе и потребность в безопасности.

Пособие рассчитано на студентов, преподавателей высшей школы и всех интересующихся данной проблематикой.

УДК 355.58

ББК68.9я73

ISBN 978-5-94035-371-3 © Цыглакова Е. А., 2009

О г л а в л е н и е

Введение 8

Глава 1. Введение в социологию безопасности 9

1.1. Предмет и задачи социологии безопасности 9

1.2. Гуманитарная безопасность —
как предмет социологического изучения 13

1.3. Риск, угроза, вызов как понятия социологии 15

1.4. Современное российское общество
как «общество риска» 17

Глава 2. Современные социологические теории
конфликтов, насилия 22

2.1. Причины социального конфликта 22

2.2. Понятие социального конфликта 28

2.3. Классификация социальных конфликтов. Функции
и последствия социальных конфликтов 30

2.4. Механизмы социального конфликта и его стадии 34

2.5. Субъекты конфликтных отношений
и управление социальным конфликтом 36

Глава 3. Мировые проблемы безопасности
и процессы глобализации 40

3.1. Происхождение и развитие идеи глобализма 40

3.2. Новые тенденции глобализма 45

3.3. Глобальные проблемы современности: общие черты и иерархия. Сущность процессов глобализма 48

3.4. Место России в мировом сообществе 55

Глава 4. Социальная политика как инструмент безопасности 60

4.1. Социальная политика и социальное государство 60

4.2. Социальные изменения и социальная политика 62

4.3. Семейная политика и охрана материнства и детства 66

4.4. Политика в отношении инвалидов 70

Глава 5. Факторы, влияющие на безопасность личности
и общества. Факторы асоциального поведения 73

5.1. Понятие личности и теории личности 73

5.2. Понятие «социальная роль» и ролевые
концепции личности 75

5.3. Социализация личности 79

5.4. Социальный контроль 84

5.5. Девиантное поведение 87

5.6. Концепции девиантного поведения 90

Глава 6. Социальная стратификация. Социально опасные группы и общности 95

6.1. Стратификация и ее составляющие. Стратификация в СССР и современной России 95

6.2. Депривация. Маргинальность. Причины возникновения 104

6.3. Понятие социальной общности и социальной группы 107

6.4. Динамическая характеристика социальных групп 111

Глава 7. Социальные изменения и социальные движения 118

7.1. Причины социальных изменений 118

7.2. Понятие «социальное движение» 122

7.3. Социальные движения в современном
обществе. Типы социальных движений 125

7.4. Формы массового поведения. Взаимодействие людей в неорганизованных группах 127

7.5. Общественное мнение 134

Глава 8. Культура безопасности как фактор
социальных изменений 138

8.1. Культура как фактор социальных изменений 138

8.2. Взаимодействие экономики, социальных отношений
и культуры в системе обеспечения общественной безопасности 141

8.3. Культура как фактор социализации 143

8.4. Разнообразие культур 146

8.5. Культурная аномия 149

Глава 9. Социальная реабилитация и социальная адаптация к новым проблемам и жизненным трудностям 155

9.1. Социальные и культурные изменения в России 155

9.2. Виды социальных процессов 159

9.3. Разделение общностей по признаку
принадлежности к ним индивидов 161

9.4. Личная и социальная идентификация 164

Глава 10. Социологический мониторинг различных видов опасностей и подготовленности населения
к защите от них 170

10.1. Признаки экстремальности антропоэкологических систем 170

10.2. Мониторинг окружающей среды. Цели, задачи,
объекты исследования 172

10.3. Экологическая безопасность: человеческое
измерение 174

10.4. Информационная безопасность 185

10.5. Правовые и организационные основы безопасности жизнедеятельности 191

10.6. Обеспечение безопасности в учебных учреждениях 195

Список используемой литературы 205

Введение

На сегодняшний день социология безопасности является одним из наиболее актуальных направлений в современной социологии. Создаются кафедры, исследовательские комитеты, но теоретические основы социологии безопасности в достаточной мере еще не разработаны, так как данная наука является одной из самых молодых отраслей социологического знания. Одним из условий возникновения социологии безопасности является осознание необходимости организованного противостояния множественным угрозам и рискам, опасным с точки зрения социального самосохранения и жизнеобеспечения. На сегодняшнем этапе развития общества главным становится — не политические идеи, не технологические достижения, не утопические проекты вселенского счастья, а простое выживание и безопасное существование человечества.

Необходимость издания учебного пособия «Социология безопасности» возникла в связи с тем, что в настоящее время имеется лишь единичная литература по данному научному направлению. В книге рассмотрены десять основных тем, которые раскрывают законы и закономерности взаимодействия людей, проанализированы базовые потребности личности и общества, в том числе и потребность в безопасности. Автором творчески осмыслены и использованы достижения лучших зарубежных
и отечественных учебников, научные результаты всемирных и всероссийских социологических конгрессов. Для каждой главы дана тематика рефератов, предложены вопросы и задания. Пособие соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта РФ высшего профессионального образования по предмету «Социология безопасности».

Глава 1. Введение в социологию безопасности

1.1. Предмет и задачи социологии безопасности

Безопасностьопределяется С. И. Ожеговым как положение, при котором не угрожает опасность кому-, чему-нибудь. Расширяя это понятие, Б. Н. Порфирьев поясняет, что безопасностьозначает отсутствие самого источника опасности или риска или гарантированную защиту от них. Вместе с тем безопасность может быть только относительной. Необходимо признать реальным и постоянно существующим риск возникновения угрозы и (или) риск ее последствий для человека и окружающей среды. Меру приемлемости риска люди устанавливают для себя сами, исходя из психологии принятия опасности.

В законе «О безопасности» № 2446-1, подписанном Президентом
Российской Федерации 5 марта 1992 г., дается общее определение: «Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства».

Социология безопасности— это отрасль социологического знания, интегрирующая в себя прикладные аспекты политических, социальных, военных, экономических, технических, гуманитарных наук, делающая своим предметом разнообразные факторы риска, угрожающие обществу
и личности, а также сущность, методы, формы и средства обеспечения безопасности личности и общества в условиях комплексного взаимодействия всех этих факторов.

Сложность и обширность границ предметной области социологии безопасности соответственно отражается в ее структуре, где, согласно отечественному исследователю В. Кузнецову, можно выделить три подобласти: социология гуманитарной безопасности, социология природной безопасности и социология техногенной безопасности.

Социология гуманитарной безопасности изучает проблемы обеспечения защищенности человека как личности в контексте сложившихся общественных отношений. Это емкое определение включает в себя разнообразные аспекты в соответствии с многогранностью самого понятия «личность». Безопасное существование личности невозможно вне защиты возможностей нормальной жизнедеятельности, прав и свобод, не только ее собственных, но и ее семьи, родных, этнической общности, к которой она принадлежит, без свободной реализации себя в национальной культуре, идентификации с ее ценностями, традициями, идеалами и нормами. Гуманитарная безопасность предполагает также обеспечение свободного развития интеллектуального, духовного, морально-этического потенциала человека, защиты его от разнообразных посягательств и угроз, от всякого — физического, нравственного, социального и политического — насилия.

Под изучением природной безопасности понимается исследование
явлений, событий и процессов, имеющих место в природе и по своему характеру, масштабности, интенсивности или длительности могущих оказывать негативное, разрушительное воздействие на человеческую жизнедеятельность, здоровье, физическое воспроизводство, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду. К таким опасным для человека и общества природным явлениям и процессам относятся наводнения, землетрясения, оползни и лавины, ураганы, сели, сильные заморозки, засухи и тому подобные стихийные бедствия. По типу воздействия на сферу человеческой жизнедеятельности такие события могут быть длительными и постепенными, чреватыми не только человеческими жертвами, сколько значительным ущербом экономике, или же внезапными и катастрофическими, уносящими за краткий срок множество жизней. Они могут быть постоянными, периодическими или эпизодическими, локальными или глобальными, управляемыми в плане возможностей минимизации причиняемого ущерба или же неуправляемыми.

Техногенная безопасность представляет собой состояние защищенности человека и общества от угроз и рисков техногенного происхождения, возникающих в результате использования или проектирования производственных технологий, при несанкционированном использовании научно-технической и технологической информации. Изучение различных аспектов техногенной безопасности включает в себя анализ факторов риска
в научно-технической деятельности человека, в процессах информационного обмена, промышленности и сельском хозяйстве, энергетике и транспортировке энергоресурсов, военной сфере, системе управления; рисков, связанных с производством, хранением и утилизацией химических, радиоактивных, биологических и взрывоопасных продуктов. Основным принципом обеспечения техногенной безопасности является тщательное выполнение всех научно обоснованных требований и предписаний к разработке и использованию технологий.

В конечном счете, предмет исследования социологии безопасности это отношения между людьми и социальными институтами по поводу проблем жизнеобеспечения в самом широком смысле этого слова. Социология безопасности изучает условия и процессы, при которых возможно сохранение и поддержание жизни индивидов, их материального и духовного благополучия, реализации их способностей и запросов, национального типа ментальности и духовности, культуры и традиций.

В предметную область социологии безопасности входит поэтому также исследование различных аспектов поддержания безопасности в рамках конкретного государства, то есть обеспечения его самосохранения. Здесь речь идет о таком понятии как национальная безопасность. Это понятие является сложным, системным, оно предполагает включение разнообразных составляющих. Это и экономическая безопасность государства, обеспечение которой требует устойчивого экономического роста, нормального воспроизводства национальной экономики, необходимой степени хозяйственной независимости и самостоятельности в сочетании с занятием
и удержанием определенных значимых позиций на мировом рынке;
и продовольственная безопасность, критерием которой является способность общества, не прибегая к помощи извне, прокормить своих граждан; и информационная безопасность, обеспечение которой означает заботу
о сохранении военной и государственной тайны, о неразглашении секретной — финансовой, технико-технологической, оборонно-стратегиче-ской информации разных уровней, утечка которой могла бы оказаться опасной. Сюда входит и социальная безопасность, связанная с поддержанием стабильности в обществе, с необходимостью исключения чрезмерного обострения социальных противоречий, сдерживания роста имущественного неравенства, поскольку на этой почве могут возникнуть массовые беспорядки и социально-политические катаклизмы. Следует указать также демографическую безопасность, под которой понимается такое состояние общества, когда уровень рождаемости в соотношении с индикаторами продолжительности жизни обеспечивает самовоспроизводство нации.

Наконец, социология безопасности исследует проблемы обеспечения безопасной жизнедеятельности личности в обществе. Существует индивидуальный уровень обеспечения безопасности, включающий в себя, прежде всего, физическую безопасность членов общества, бережное отношение к человеческой жизни как основной социальной ценности. Это предполагает сдерживание криминальных тенденций, четкую и основанную на безукоризненном следовании законности работу правоохранительных органов, соблюдении техники безопасности на производстве и в быту, устранение неуставных отношений в вооруженных силах и т. д. Индивидуальная экономическая и финансовая безопасность подразумевает
правовой и оберегаемый государством характер частного бизнеса и индивидуальной трудовой деятельности, неприкосновенность частных вкладов, соблюдение коммерческой тайны.

Таким образом, социологию безопасности следует рассматривать как молодую, находящуюся в процессе становления, отрасль социологии, сама предметная область которой еще окончательно не установилась,
не обрела законченных четких границ. Однако ее выделение в специальную социологическую дисциплину обусловлено запросами времени,
в которое мы живем. Особую актуальность социологическое исследование проблем безопасности приобретает в современном российском обществе, которое только начинает неуверенно выходить из длительного системного кризиса. Если современное общество Запада известный германский социолог У. Бек назвал «обществом риска», то российское социальное пространство буквально пронизано риском. В настоящее время мы живем в обществе, в котором ничего не гарантированно, характер повседневных взаимодействий часто с полным основанием определяется словом «беспредел», где человеческая жизнь немного стóит, бизнес и государство находятся в напряженных отношениях. На территории России осуществляется захоронение отходов экологически вредных производств, цена на труд не окупает расходов по воспроизводству рабочей силы, подавляющее большинство населения живет на границе или за чертой бедности, неуставные отношения в армии достигли чудовищных масштабов, катастрофически сокращается средняя продолжительность жизни и падает рождаемость.

Задача социологии безопасности в этих условиях заключается, на наш взгляд, в фиксации общественного внимания на конкретных угрозах
и проблемах, в сборе и анализе данных, позволяющих судить о состоянии тех или иных аспектов глобальной, национальной и индивидуальной безопасности, в разработке теоретической и методологической базы для создания стратегии безопасного существования общества и нейтрализации имеющихся рисков и угроз.

1.2. Гуманитарная безопасность —
как предмет социологического изучения

  1. Учебное пособие для студентов и преподавателей Автор составитель

    Учебное пособие
    Технические средства обучения уже довольно давно вошли в наши образовательные учреждения и в течение второй половины XX в. получили широкое распространение.
  2. Учебное пособие для студентов педагогических вузов по курсу «История образования и педагогической мысли»

    Учебное пособие
    Пособие предназначено для студентов педагогических институтов. Оно содержит тематические планы семинарских занятий, планы письменных заданий для самостоятельной работы студентов, в нем приведена тематика творческих работ, позволяющих
  3. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений

    Учебное пособие
    ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педаго гических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998.
  4. Учебное пособие Л. Б. Шнейдер* Г. В. Вольнова, М. Н. Зыкова психологическое консультирование рекомендованно Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по психологическим специальностям (1)

    Учебное пособие
    Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое кон­сультирование. Учебное пособие для студентов высших учебных за­ведений. Серия "Серебряная сова".
  5. Учебное пособие Л. Б. Шнейдер* Г. В. Вольнова, М. Н. Зыкова психологическое консультирование рекомендованно Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по психологическим специальностям (2)

    Учебное пособие
    В предлагаемом пособии по психологическому консультированию отдельные компоненты практического обучения объединяются в це­лое на основе единой модели профессиональной идентичности.
  6. Методическое пособие для студентов педагогических вузов Специальность «Учитель»

    Информационно-методическое пособие
    Основы специальной педагогики : метод. пособие для студентов педагогических вузов. специальность «Учитель» / авт.-сост. Н.А. Май ; Перм. гос. пед. ун-т.
  7. Учебное пособие для вузов Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. 340 c

    Учебное пособие
    В учебном пособии рассматриваются вопросы истории, теории и методики медиаобразования (то есть образования на материале средств массовой коммуникации – телевидения, прессы, радио, кинематографа, видео, Интернета и т.
  8. Учебное пособие для вузов А. В. Федоров медиаобразовани

    Учебное пособие
    В приложении содержатся: словарь медиаобразовательных терминов; списки книг, интернетных сайтов по проблемам медиаобразования, медиапедагогики, медиаграмотности, программы учебных курсов.
  9. Учебное пособие для студентов факультета иностранных языков / Сост. Н. В. Дороднева, И. В. Сироткина. Тобольск: тгспа им. Д. И. Менделеева, 2010. 80 с

    Учебное пособие
    Family life = Семейная жизнь: Учебное пособие для студентов факультета иностранных языков / Сост. Н.В.Дороднева, И.В.Сироткина. – Тобольск: ТГСПА им. Д.

Другие похожие документы..