Молодежь в процессе трансформации японского общества на рубеже ХХ xxi вв.: Проблемы формирования и социо-культурного развития

Этой культуре посвящают свои исследования культурологи, психологи, писатели, психиатры. Обобщив их исследования, мы пришли к выводу, что данной культуре присущи следующие основные черты:

во-первых, вторичное творчество(нидзи сосаку). Этим термином обозначаются манга, видеоигры, фигурки героев, переделанные любителями из оригинальных произведений на сексуальный манер и выпускающиеся некоммерческими тиражами. Этот рынок организован на любительской основе, и, тем не менее, на протяжении последних тридцати лет он составляет основу культуры отаку как в количественном, так и в качественном отношении: к нему обращаются даже писатели-профессионалы.

Вторичное творчество в культурной индустрии предсказал французский социолог Жан Бодрийяр55. Он предположил, что в обществе постмодерна ослабнет различие между оригиналом (произведением) и его копией (товаром), а главенствующее положение займет промежуточная форма – «симуляция» или подражание. Главная особенность симулирующего продукта заключается в том, что он не отображает реальную действительность, а существует как некий символ или знак и является плодом фантазии его автора.

Второй особенностью культуры отаку является придание особого значения фантазии (кёко дзюси)56, то есть подчеркнутое существование в вымышленном мире. Такое мироощущение определяет поведенческий стиль отаку. Они предпочитают виртуальное общение реальному общению на работе, с родственниками. Как справедливо заметил Накасима Адзуса, для отаку важно групповое сознание: они таскают за собой огромный мешок, нагруженный книгами, журналами, любительскими комиксами, вырезками статей, поскольку ощущают себя комфортно только в привычном окружении. Это порождает представление о том, что для них отсутствует разница между реальным и вымышленным. Важно отметить, что все продукты, считающиеся атрибутами культуры отаку, финансируют и выпускают производители компьютерной техники.

Культура отаку связана с чисто японской реальностью: в произведениях для отаку сюжет связан с Японией, в них используются характерные для японцев выражения, поэтому существует справедливое мнение, что культура отаку – это продукт, рассчитанный на японского потребителя. Производители компьютерной техники придумали хороший маркетинговый ход, как продавать огромное количество своего товара. Проследив историю отаку, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, их образ во многом был создан искусственно экономически богатым обществом, нацеленным на высокое потребление. И если в начале данного процесса можно было выделить так называемых «истинных» отаку, то в ходе культурного взаимодействия грани между обычными людьми и представителями культуры отаку в значительной мере стерлись. Она подчинилась единым законам развития общества и, как японской культуре в целом, ей присущи оригинальность, коллективное творчество, однородность интересов ее участников.

Во-вторых, во многом негативное представление японской общественности об отаку связанно с так называемым «инцидентом Миядзаки» (1989) – действиями серийного убийцы, которого эта общественность причислила к отаку. По нашему мнению, корни преступлений этого человека кроются всё же в его психическом отклонении, а не в увлеченности мультфильмами, вряд ли, преступник имел какое-либо отношение к современным отаку, развлекающимися игрушками.

В-третьих, между отаку, появившимися в 1960-е гг., и современными, заметна большая разница. Если вначале они были совершенно изолированы от общества, то сейчас быть отаку – модно, это элита, их культура вылилась в брендовое явление: далеко не каждый может позволить себе приобрести куклы стоимостью в несколько сот тысяч иен. Фактически доступ к культуре отаку измеряется экономической состоятельностью человека.

Товары потребления отаку устойчивы к экономическим спадам, поскольку увлеченный человек отдаст любые деньги за желаемый товар. Культуру отаку выгодно насаждать экономически, и она будет только развиваться. Культура отаку, начинавшаяся как безобидное хобби, приобрела большой размах и вышла за пределы Японии. Она является продуктом экономически зрелого общества, которое создает новые ниши потребностей, то есть вытекает из законов общества потребления.

В заключении представлены основные выводы исследования. Современная японская молодежь, к которой относятся юноши и девушки 1975-1990 гг. рождения, является принципиально новым для Японии молодым поколением, поскольку формировалась она в существенно иных, чем прежние поколения японцев, исторических, социально-экономических и политических условиях и обладает чертами, не свойственными предшествующим поколениям.

Революционным моментом реформы образования Японии, где веками культивировался коллективизм, стал поворот к воспитанию оригинальной, нестандартной личности. Для достижения такой далеко идущей цели школа и семья объединились в одно целое. Новым важным фактором, повлиявшим на изменение системы общественных отношений, положения и интересов молодежи, стало разрушение системы пожизненного найма. Молодежь видит перед глазами пример отцов, подвергшихся массовым сокращениям, и не желает работать всю жизнь на одном предприятии. В результате сложившаяся в Японии на рубеже XX-XXI вв. общественная система заставляет вступающего в жизнь молодого человека жить и выживать не в коллективе, а в одиночку, создавать максимально комфортные условия жизни для себя не с помощью семьи, класса, учебной группы, рабочего коллектива, а самостоятельно.

Экономическое процветание Японии в конце ХХ в. также повлияло на условия формирования, жизни, быта, интересы молодого поколения. Улучшение материального достатка большинства японских семей, увеличение времени для отдыха, развитие сферы услуг повысили значение качества жизни в ценностных ориентациях молодых японцев. В числе основных ценностей – достижение гармонии с самим собой и окружающим миром, самопознание и саморазвитие.

Достаточно новыми и специфичными для японского общества являются проблемы, с которыми сталкивается современная молодежь. На первом месте среди них – обеспечение стабильного будущего. Эта проблема обусловлена как длительным периодом экономической стагнации в стране и ростом безработицы, так и разрушением традиционной системы пожизненного найма. Новая система ценностей, исповедуемая японской молодежи, обусловила формирования столь же своеобразной молодежной культуры современной Японии. В основе этой культуры лежат как принципы, характерные для японского общества в целом, так и привнесенные в него извне, под влиянием процессов интернационализации Японии, глобализации и формирования мирового информационного пространства. Благодаря этому она является оригинальной, индивидуальной, отличной как от традиционной японской культуры, так и от других культур мира, и потому вызывает к себе и своей культуре интерес исследователей и обычных людей со всего мира.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях,

включенных в перечень ВАК

  1. Чертушкина Е.В. Изменение общественного сознания японцев во второй половине ХХ в. // Вестник ДВО РАН, № 5 (135), 2007. – С. 102-107 (0,4 п.л.)

  2. Чертушкина Е.В. Образование в современной Японии: необходимость проведения реформ // Сибирский педагогический журнал, № 5, 2007. – С. 198-204 (0,4 п.л.)

  3. Чертушкина Е.В. Хироси Сэкигути о проблемах школы в современном японском обществе // Россия и АТР. Владивосток, № 2, 2008. – С. 155-163 (0,6 п.л.)

Прочие публикации

  1. Чертушкина Е.В. Такаги Хироси о модернизации и формировании традиций в Японии // Альманах «Молодой международник», вып. 7, 2005. – С. 156-173 (0,9 п.л.)

  2. Чертушкина Е.В. Состояние просвещения и проблемы молодежи в современной Японии // Вестник Поморского университета. Архангельск,  9, 2007. – С. 75-78 (0,3 п.л.)

  3. Чертушкина Е.В. Образовательные реформы в современной Японии // Известия Восточного института. Владивосток, 2007. – С. 284-290 (0,4 п.л.)

Чертушкина Евгения Владимировна

Молодежь в процессе трансформации японского общества на рубеже ХХ – XXI вв.: проблемы формирования и социо-культурного развития

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Отпечатано методом оперативной полиграфии в ИИАЭ ДВО РАН.

690950, г.Владивосток, ул.Пушкинская, 89

Подписано в печать 14.03.12. Заказ 28.

Формат 60х84 1/16.

Усл. печ. л. 1,3.

Тираж 120 экз.

1 Термин «постиндустриальное общество» родился в США на рубеже 1950-х-60-х гг. Американский социолог Даниел Белл широко использовал его в своих лекциях для характеристики нового этапа американского капитализма / Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Академия, 1999. 782 с.

2 В английском алфавите буква “Y” следует за “X”, которой обозначалось предыдущее поколение “X” (от англ. “next”). Другое название поколения “Y” – millennials” (поколение «миллениума») – поколение встретивших новое тысячелетие в молодом возрасте, характеризующееся глубокой вовлечённостью в цифровые технологии.

3 Молодяков, В.Э. Японская молодежь накануне третьего тысячелетия // Япония: С чем идти в третье тысячелетие? М.: Восточная литература РАН, 1999. 359 с. С. 185-210.

4 Дыбовский, А.С. «О ценностных ориентациях японской молодежи (по данным социологического опроса среди студентов Осакского государственного университета) // Материалы XXIII российско-японского симпозиума историков и экономистов ДВО РАН и района Кансай (Япония). Владивосток: Дальнаука, 2008. С. 135-163.

5 Там же. С. 143.

6 Дыбовский, А.С., Ларина, Л.Л. О ценностных ориентациях российской и японской студенческой молодежи // Россия и АТР. № 1. 2008. С. 120-142.

7 Дыбовский, А.С., Ларина, Л.Л. О ценностных ориентациях российской и японской студенческой молодежи // Россия и АТР. № 1. 2008. С. 127.

8 Там же.

9Прасол, А. Modern Japan. Origins of the Mind: Japanese Traditions and Approaches to Contemporary Life. Singapore, 2010. 352 p.; Прасол, А. Япония: Лики времени. М.: Наталис, 2009. 414 с.

10 Прасол, А. Япония: Лики времени. М.: Наталис, 2009. 414 с.

11 Там же. С. 220, 221.

12 Napir Susan. Anime from Akira to Princess Mononoke // Chapter five. Ghosts and machines. N.Y.: Palgrave, 2000. P. 85-102.

13 Greenfeld Karl Taro. Speed tribes: Days and Nights with Japan’s next generation. N.Y.: Harper Perennial, 1994. 304 p.

14 Gillis, John R. Youth and History – Tradition and Change in European Age Relations, 1770 – Present. Tokyo: Academic Press, Inc., 1981. 422 p.

15 Аида, Юдзи. Нихондзин но исики кодзо / Юдзи Аида. Структура сознания японца. Токио: Коданся, 1971.

16Аида, Юдзи // [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: /life/news/110813/edc11081307320000-n1.htm [Дата обращ.: 12.02.12].

17 Миядай, Синдзи, Исихара, Хидэки, Ооцука, Мэйко. Сабукарутя синва кайтай (Субкультура: развенчивание мифов) Токио: PARCO сюппанкёку, 1993. 311 p.; Миядай, Синдзи, Мацудзава, Курэити. Поппукарутя (Попкультура) Токио: Майнити симбунся, 1994. 231 с.; Миядай, Синдзи. Сэйфуку сёдзётати но сэнтаку (Выбор девушек в школьных формах) Токио: Коданся, 1994. 286 с.

18Миядай, Синдзи. Томэйна сондзай но футомэйна акуи (Непрозрачный злой умысел прозрачного существования) Токио: Сюндзюся, 1998. 257 с.

19 Адзума, Хироки. Добуцука суру посутомодан. Отаку кара мита нихон сякай (Постмодерн с признаками животного. Японское общество глазами отаку) Токио: Топпан инсацу, 2001. 195 с.

20 Уэно, Тидзуко, Ооцука, Эйдзи. Хёрюсуру сэкусюариати (Дрейфующая сексуальность) // Кикан Тоси II. Токусю «Сэйтэки тоси» (Серийный ежеквартальный сборник «Мегаполис II». Раздел «Сексуальный город») Токио: Тоси дэзайн кэнкюдзё, 30 ноября, 1989. С. 112-127.

21 Сэкигути, Хироси. Хикикомори то футоко. Кокоро но идо о хору токи (Проблемы затворничества и непосещения школы – погружаясь в душевный колодец) Токио: Коданся, 2003.

22 Сэкигути, Хироси. Хикикомори то футоко. Кокоро но идо о хору токи (Проблемы затворничества и непосещения школы – погружаясь в душевный колодец) Токио: Коданся, 2003. C. 70; Миядай, Синдзи, Миядзаки, Тэцуя. Варэварэ но дзидай ни М2 (Нашему поколению) / Токио: Асахи симбунся, 2004. 395с.

23 Оконоги, К. Мораториуму нингэн но дзидай (Эпоха человека-моратория) / Токио: Тюо корон синся, 1978. 343 с.

24 П.Уолтерз, психиатр лечебного центра при Гарвардском университете, впервые употребил данный термин при описании аналогичных признаках болезни четырех студентов. Наиболее ярким симптомом «студенческой апатии» является отсутствие интереса к учебе. Молодые люди не знают, чем хотят заниматься, кем стать – для них характерно ощущение безразличия и пустоты // [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: .yamaguchi-u.ac.jp/~hoken/03healthmente/hirano-dr/hirano-5.html [Дата обращ.: 25.02.07].

25Морикава, Каитиро. Сюто но тандзё. Моэру тоси Акихаба (Рождение столицы. Акихабара – город любви к комиксам) Токио: Гэнтося, 2003. 271 с.

26Накано, Осаму. Гэндайси но нака но вакамоно (Молодежь в современной истории) Токио: Сансэйдо, 1987. 254 с.

27 Окада, Тосио. Отакугаку нюмон (Введение в «отаку»-логию) Токио: Синтёся, 2000. 376 с.

28 Фудзивара, Кадзухиро, Миядай, Синдзи. Дзинсэй но кёкасё «Ё но нака» (Школа жизни «Наше время») Токио: Тикумасёбо, 1998. 248 с. / Гл. 5. Ими наки сэкай о до икиру ка (Как существовать в бессмысленном мире) С. 191-241.

29 Джэнэрэсён Y. Нихон о каэру аратана дзидай (Поколение Y. Новая эпоха, которая изменит Японию) Токио: Нихон кэйдзай симбунся, 2005. 243 с.

30 Юность как социальная проблема // Общество и молодежь. Изд. 2, дополненное и переработанное / Сост. В.Д.Кобецкий. М.: Молодая гвардия, 1973. С. 22-51.

31 Иконникова, С.Н., Лисовский, В.Т. Молодежь о себе, о своих сверстниках. Социологическое исследование. Л., 1969.

32 Ильинский, И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М.: Голос, 2001. 696 с.

33 Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Академия, 1999. 782 с.; Masuda,Y. The Information Society as Post-Industrial Society. Washington, D.C.: World Future Society, 1981. 171 p.; Toffler, A. The Third Wave. N.Y., 1983 [Тоффлер, А. Третья волна. М.: Изд-во АСТ, 1999. 776 с.].

34 Hall, G.S. Adolescence. N.Y.: Appleton, 1904.

35 Mead, M. Coming of Age in Samoa: A Psychological Study of Primitive Youth for Western Civilization. N.Y.: Harper Perennial Modern Classics, 2001. 256 p.

36 Кёику кихонхо (Основной закон об образовании) // [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: /wiki/%E6%95%99%E8%82%B2%E5%9F%BA%E6%9C%AC%E6%B3%95 [Дата обращ.: 10.05.07].

37 Статистика случаев издевательств в японской школе [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: http://www.mext.go.jp/b_menu/houdou/14/08/020820b.htm [Дата обращ.: 15.04.08].

38 Нихон но вакамоно: соно исики то кодо. ЭнЭйчКэй сэрон тёса (Японская молодежь: сознание и поступки. Выяснение общественного мнения японской телерадиовещательной компанией NHK) Токио: Нихон хосо сюппан кёкай, 1986. 209 с.

39 Джэнэрэсён Y. Нихон о каэру аратана дзидай (Поколение Y. Новая эпоха, которая изменит Японию) Токио: Нихон кэйдзай симбунся, 2005. 243 с.

40 Дыбовский, А.С., Ларина, Л.Л. О ценностных ориентациях российской и японской студенческой молодежи (опыт сопоставительного анализа результатов опроса студентов Владивостока и Осака) // Россия и АТР. № 1. 2008. С. 131-140.

41 Вакамоно но котоба дзитэн (Словарь молодежного языка) // Под. ред. Камэй Хадзимэ. Токио: ЭнЭйчКэй сюппан, 2003. 217 с.; Накано, Хитори. Дэнся отоко (Мужчина в электричке) Токио: Синтёся, 2004. 364 c.; Тэдзука, Осаму. Буракку Дзякку (Черный Джек) Токио: Акита сётэн, 1974. Сборники 1-23.

42 В эти годы среднегодовые темпы экономического роста Японии составляли 9,5%, промышленный потенциал страны вырос в 6,6 раза, доходы на душу населения – в 8 раз. В 1950-е-60-е гг. техническая модернизация охватила все сферы народного хозяйства Японии. Обновление производственной базы на этом этапе велось как за счет широкого импорта иностранной технологии, так и путем проведения самостоятельных научных исследований. В результате во многом связанные с научно-техническим прогрессом интенсивные факторы внесли значительный вклад в прирост ВНП, и в частности промышленного производства, уже в первые послевоенные десятилетия. По оценке японских экономистов, в 1951-1965 гг. на интенсивные факторы приходилось почти 50% прироста продукции обрабатывающей промышленности. По расчетам известного американского экономиста Э.Денисона, только за счет повышения эффективности производства (роста выпуска продукции на единицу затрат) национальный доход Японии возрастал в среднем за год в 1953-1961 гг. на 4,6%, а в 1961-1971 гг. – на 4,94%, причем за счет интенсивных факторов обеспечивалось в 1953-1961 гг. 59,7%, а в 1961-1971 гг. – 58,1% всего прироста национального дохода / Соколов, А.И. Япония. Экономика и образование. М.: Наука, 1982. С. 7-8.

43 Чугров, С.В. Япония в поисках новой идентичности. М.: Вост. лит. РАН, 2010. С. 254.

44 Молодякова, Э.В. Среда обитания современных японцев // Япония. Ежегодник 2000-2001. С. 148-169. С. 161.

45Gillis John R. Youth and History – Tradition and Change in European Age Relations, 1770 – Present. Tokyo: Academic Press, Inc., 1981. 422 p.; Миядай, Синдзи, Хаями, Юкико. Сайфа какусэйсэё! Сэкай но синкайдоки байбуру (Найди ключ к разгадке! Мировая библия в новой трактовке) Токио: Тикумасёбо, 2000. 262 с.

46 Учёнова, В.В. Реклама и массовая культура. М.: ЮНИТИ, 2008. С. 45.

47 Миядай, Синдзи. Сэйфуку сёдзётати но сэнтаку (Выбор девушек в школьных формах) Токио: Коданся, 1994. 286 с.; Ооцука, Эйдзи, Сасакибара Гоо. Кёё тоситэ но «Манга анимэ» («Манга анимэ» в роли воспитателя») Токио: Коданся гэндай синсё, 2001. 265 с.; Сэкигути, Хироси. Хикикомори то футоко. Кокоро но идо о хору токи (Проблемы затворничества и непосещения школы – погружаясь в душевный колодец) Токио: Коданся, 2003. 287 с.

48 Сэкигути, Хироси. Хикикомори то футоко. Кокоро но идо о хору токи (Проблемы затворничества и непосещения школы – погружаясь в душевный колодец) Токио: Коданся, 2003. C. 121.

49 Этот термин происходит от английского NEET (Not in Education, Employment or Training – не задействованные в учебе, работе или стажировке). Был впервые употреблен в Англии в 1999 г.

50 Нихон но вакамоно: соно исики то кодо. NHK сэрон тёса (Японская молодежь: сознание и поступки. Выяснение общественного мнения японской телерадиовещательной компанией NHK) Токио: Нихон хосо сюппан кёкай, 1986. С. 1.

51 Фудзитакэ, Акира. Вакамоно ни тоттэ сиавасэ това (Что значит «счастье» в понятии молодежи) Токио: Юхикаку, 1994. С. 62.

52 Кумиры (Айдору) [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: /wiki/%E3%82%A2%E3%82%A4%E3%83%89%E3%83%AB [Дата обращ.: 13.07.11].

53 Адзума, Хироки. Добуцука суру посутомодан. Отаку кара мита нихон сякай (Постмодерн с признаками животного. Японское общество глазами отаку) Токио: Топпан инсацу, 2001. С.15.

54Миядай, Синдзи. Томэйна сондзай но футомэйна акуи (Непрозрачный злой умысел прозрачного существования) Токио: Сюндзюся, 1998. С. 148.

55 Бодрийяр, Жан. Общество потребления [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: s.ec/b/153916/read [Дата обращ.: 12.02.12].

56 Адзума, Хироки. Добуцука суру посутомодан. Отаку кара мита нихон сякай (Постмодерн с признаками животного. Японское общество глазами отаку) Токио: Топпан инсацу, 2001. С. 40-41.

  1. Трансформация пространства религиозной культуры Байкальского региона в трансазиатском контексте ( XX xxi вв.) 24. 00. 01 теория и история культуры

    Автореферат диссертации
    На правах рукописи Арзуманов Игорь Ашотович Трансформация пространства религиозной культуры Байкальского региона в трансазиатском контексте (XX-XXI вв.
  2. Российские немцы в инонациональном окружении: проблемы адаптации, взаимовлияния, толерантности

    Международная научная конференция
    Проведена в Саратов, 14-19 сентября 2004 г. совместно с Международной ассоциацией исследователей истории и культуры российских немцев, Международным союзом немецкой культуры.
  3. Л. С. Васильев Теоретические проблемы исторического процесса

    Лекция
    Современный мир и история. Сложности современных мировых проблем. Ускорение темпов, шагов истории. Современное состояние планеты и вызовы человечеству.
  4. Библиографический указатель декабря 2007 г декабрь 2008 г

    Библиографический указатель
    Библиографический указатель снабжен справочным аппаратом, включающим: указатель авторов, указатель географических названий и список источников, в которых применяется система номерных отсылок.
  5. Программа курса и тематическое планирование (базовый уровень) к учебнику Н. В. Загладина, С. И. Козленко, > С. Т. Минакова, Ю. А. Петрова «История России. XX начало XXI века» Для 11 класса

    Программа курса
    Характеристика территории и населения страны. Влияние их особенностей на развитие России на рубеже XIX—XX вв. Россия — многонациональное и поликонфессиональное государство.
  6. Отчет о научно-исследовательской работе по теме: «Развитие России в условиях глобализации»

    Содержательный отчет
    Объектом исследования является: процесс нового мирового развития, который будет доминировать в обществах грядущего, анализ места России в период глобализации.
  7. Хх в представляет собой новую веху в развитии человеческой цивилизации и культуры. Названное Новейшим, время XX в и начала XXI в., отражает радикальные сдвиги

    Документ
    ХХ в. представляет собой новую веху в развитии человеческой цивилизации и культуры. Названное Новейшим, время XX в. и начала XXI в., отражает радикальные сдвиги в восприятии и понимания мира и личности.
  8. Культурно-языковое многообразие Приднестровья в зеркале этноязыковых процессов современности

    Документ
    к.ф.н А.Г. Хропотинский, к.п.н. О.В. Щукина, к.ф.н. Дружинец М.Л., ст. преподаватель Беляева Ж.Д., ст. преподаватель Г.Г. Аземко, ст. преподаватель Б.
  9. Программа учебной дисциплины история россии 050401 История, история с дополнительной специальностью

    Программа
    1.2. Квалификация выпускника – учитель истории, учитель истории и права. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя истории, учителя истории и права по специальности 050401 История, история с дополнительной

Другие похожие документы..