Молодежь в процессе трансформации японского общества на рубеже ХХ xxi вв.: Проблемы формирования и социо-культурного развития

СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В соответствии с поставленными задачами работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и литературы и приложения.

Введение дает обоснование выбранной темы, определяет ее актуальность и новизну проблематики, теоретическую основу и методологию, в нем выдвигаются цель и задачи исследования, раскрывается степень изученности проблемы, характеризуется основная российская и зарубежная литература о японской молодежи.

Глава 1 «Япония в 60-е гг. XX – начале XXI в.: социально-экономические, политические и идеологические условия формирования и развития “новой молодежи”» раскрывает общественный фон и условия формирования современной молодежи.

За последние полстолетия японское общество претерпело разительные изменения, которые в значительной степени связаны с воздействием трех факторов: характером и темпами экономического развития страны, политической стабилизацией и развитием гражданского общества, процессом быстрой интернационализации Японии.

Экономика Японии в последние пятьдесят лет пережила три непохожих периода. Бурный рост 1955-1973 гг. («экономическое чудо»)42 не только вывел страну на второе место в мире по уровню экономического развития, но и запустил механизмы ее интенсивной урбанизации, привел к формированию современного среднего класса, созданию эффективной системы социального и медицинского обеспечения населения и позволил Японии достичь западных стандартов благосостояния. На этом этапе в стране преимущественно и складывается та японская семья, в которой рождается поколение японцев, ставшее темой нашего исследования. Два мировых нефтяных кризиса середины 1970-х вызвали резкое замедление темпов экономического роста Японии, но в то же время заставили ее руководство встать на пути ресурсосбережения, перехода к наукоемкой структуре промышленности, ускорения научно-технического прогресса, софтизации и сервизации экономики.

1980-е гг. стали эпохой финансового благополучия Японии, которая закончилась кризисом, последствия которого японское общество переживало почти все десятилетие 1990-х. Вхождение современной молодежи во взрослую жизнь со всеми ее проблемами и противоречиями пришлось на нелегкое время финансового и структурного кризиса и экономической стагнации в Японии 90-х годов ХХ – первого десятилетия XXI в.

Важной характеристикой первого десятилетия нового века стал мировой финансовый кризис конца 2008 г. Некоторые процессы, запущенные в предшествующие периоды, существенно влияют на положение молодежи в обществе и ее поведение в начале XXI в. Среди них можно назвать несколько основных.

Старение населения. В связи с неуклонным ростом числа населения пенсионного возраста из года в год увеличивается нагрузка по его содержанию, которая ложится на плечи молодежи.

Изменение отношений на рынке труда. Происходит постепенный отказ от традиционной системы пожизненного найма, согласно которой предприятие брало опеку над свежеиспеченным выпускником вуза вплоть до его старости. Толчок этому процессу был дан научно-техническим прогрессом и внедрением инноваций на производстве. Возникла ситуация безработицы.

Широчайшее внедрение массовой культуры и развитие индустрии развлечений. Появились новые технологии в сфере образования благодаря быстрому развитию телевидения и распространению компьютеров.

Японское общество социально и политически стабильно, доказательством этого служит отсутствие больших политических и социальных потрясений: у власти долгое время находилась одна партия. Это привело к пассивности населения и молодого поколения, в частности. Если в 1960-х гг. молодежь участвовала в крупных политических волнениях, активно выдвигала свою позицию по поводу войны во Вьетнаме, то современная молодежь интересуется проблемами микрорайона, в котором проживает, преимущественно мыслит в масштабах частного, а не общечеловеческого. Такая трансформация сознания напрямую связана с разнообразием ценностей, с тем, чтов Японии сформировалось общество потребления.

Япония трижды испытала натиск интернационализации, она обладает уникальной способностью к «редактированию» различных культур и цивилизаций, а некоторые эксперты полагают, что такого рода синтез может стать ее ролью в XXI в.43 На фоне развития процесса интернационализации и глобализации японское правительство уделяет большое внимание образованию. Революционный момент нового закона об образовании 2006 г. состоит в повышении роли личности в японском социуме. Реформа образования в качестве ключевых понятий обозначила такие, как «развитие способностей», «разнообразие», «индивидуализация», «непрерывное образование».

Воспитание рядового японца, как и представителя любой другой нации, начинается в семье. Именно в семье, в общении с родителями и другими близкими родственниками, ребенок получает первые сведения об окружающем его мире, в семье ему прививают основополагающие социальные и культурологические ценности, которые закладывают основы его последующего поведения.

Фундаментальное отличие традиций Японии и Европы заключается в том, что практически все жизненные ценности в Японии сведены к отношениям в коллективе, тогда как в Европе и Америке наивысшей ценностью обладает сам индивид. Если говорить о семье, эта разница проявляется в различном понимании семьи в Японии и на Западе. В Японии ее сознают как целостный организм, на Западе – как организацию, состоящую из отдельных, целостных и самодостаточных личностей.

Изменения в экономической и политической жизни, системе образования, трансформация семьи влияют на поведение, мировоззрение, облик молодежи. Она выросла в искусственно созданной, то есть в урбанизированной, компьютеризированной среде. Одновременно улучшение материального положения, увеличение времени досуга, развитие сферы услуг повысили значение качества жизни в ценностных ориентациях японцев44. Основным для молодежи становится поиск путей самореализации.

В главе 2 «Молодежь как социально-культурный феномен современного японского общества» рассматриваются возрастные особенности молодых японцев, ценностные ориентиры, проблемы молодого поколения, политика правительства в отношении молодежи.

В настоящее время взросление человека, по мнению Сэкигути Хироси и других авторитетных специалистов в этой области45, происходит очень медленно и заканчивается примерно к тридцати годам индивида. То есть переход от статуса ребенка к статусу взрослого занимает целых пятнадцать лет.

Изменения произошли и в отношении численности молодого населения Японии. Она достигла пика в 1970 г., год проведения Выставки всемирных достижений в Осака. Второй всплеск численности произошел в 1993 г., когда молодежного возраста достигло второе поколение бэби-бумеров. После этого численность молодежи неуклонно уменьшается.

Молодое население (согласно статистике, в возрасте от пятнадцати до двадцати девяти лет) представляет главную опору для общества в качестве источника рабочей силы, молодежь – это те, кто активно влияет на величину спроса на жилье, легковые автомобили, домашнюю бытовую технику. То есть численность молодого населения напрямую связана со многими факторами, в том числе экономической мощью страны.

Для сегодняшней молодежи способы выражения собственного «Я» и определения самой его сущности связаны с ее потребительскими принципами и моделями поведения. Многое из того, что молодые люди хотят сказать друг другу или донести до остального мира, выражается через марки одежды, которую они носят, напитки, которые они пьют, фирменную принадлежность продуктов быстрого питания, которые они предпочитают, музыку, которую они слушают, и фильмы, которые они смотрят46.

Достаточно комфортный в бытовом плане стиль жизни современного японского общества, наличие круглосуточных магазинов и пунктов видеопроката привели к не стесненному бытовыми условиями образу жизни. Это, в частности, повлияло на снижение тяги к заграничным путешествиям среди молодежи, которая была характерна для старших поколений.

Материальное благосостояние является важной ценностью современного японского общества. С ростом благосостояния японцев все большую ценность приобретает отдых, особенно у молодого поколения. Постепенно он входит в систему приоритетов в ценностных ориентациях. Если люди среднего и пожилого поколения все еще живут, чтобы работать, то молодежь уже работает, чтобы жить. Она все чаще задается риторическим вопросом о смысле жизни родителей, всецело посвящавших себя труду на фирму, ради нее приносивших в жертву семью.

Наш анализ подтверждает выводы японских исследователей молодежных проблем (Миядай Синдзи, Ооцука Эйдзи, Сэкигути Хироси) о том, что их корень лежит в общественном устройстве страны, в системе образования, воспитания в семье47.

Одна из наиболее острых проблем – это проблема физических и психологических издевательств (идзимэ) в школе48. Примерно с 1983 г. она обострилась до такой степени, что обратила на себя внимание общественности. В 1985 г. количество случаев идзимэ достигло пиковых показателей: на данной почве было совершено 9 самоубийств.

В данной главе также рассматривается вопрос об отношении молодежи к труду и карьере. Этот аспект особо актуален для Японии, поскольку еще до середины 1990-х гг. там работала традиционная система организации труда, при которой практически все свое время японец отдавал работе, четко ощущал свою принадлежность фирме. Последняя, в свою очередь, охраняла работника вплоть до выхода на пенсию. В настоящее время эта система изживает себя, и молодежь предпочитает временную работу официальному устройству в компанию.

Резкое увеличение на рынке труда числа молодых людей, не имеющих постоянного места работы или не желающих работать, дало повод говорить о широком масштабе такого явления. Молодой человек, не имеющий постоянного места работы, называется«вольный работник», фритерс(фурита). Это название было впервые употреблено в журнале по найму рабочей силы «От А» (“From A”) в 1980-е гг.; считается, что в настоящее время их неофициальное число превысило пять млн человек, что в десять раз превышает первоначально зарегистрированные показатели. Появлению фритерсов способствовала благоприятная конъюнктура рынка, однако, несмотря на кризисные явления, количество «вольных работников» только растет. Среди них много тех, кто окончил высшие учебные заведения.

Также наблюдается увеличение категории молодых людей, не желающих ни работать, ни учиться – так называемых нито49. В последние семь-десять лет растет количество молодых людей, попадающих под данное определение.

Безработица является насущной проблемой для молодежи Японии. По статистике, ежегодно 100 тыс. студентов остаются на повторный год обучения после последнего четвертого курса. За счет этого каждый год на несколько десятков процентов увеличивается число желающих поступить на работу в государственные и частные фирмы.

Большой общественной проблемой Японии является затворничество. Слово «затворник» – хикикомори – указывает на человека, добровольно прекратившего какую-либо связь с внешним миром и ограничившего себя исключительно стенами собственного жилища; в современной Японии оно знакомо буквально каждому. Проблема «самозаточения», имевшая ранее место в единичных случаях, в 1990-е гг. приобрела такую массовость, что обратила на себя внимание японской общественности. В последнее время она широко обсуждается СМИ, учеными. Согласно данным статистики, наиболее ярко социальное затворничество проявляется среди образованных молодых людей, столкнувшихся с проблемой устройства на работу или на работе.

Таким образом, проанализировав отношение японской молодежи к основополагающим аспектам жизни общества – учебе, работе, браку, можно заключить, что общество в Японии резко поляризуется. На одном полюсе существуют нормы и ценности традиционного социума, тогда как на противоположном – совершенно нехарактерные для Японии современные реалии; и их выразителем выступает молодежь. Общественные тенденции сводятся к тому, что людям, не обладающим особыми умениями и талантом, трудно существовать. И это, пожалуй, наиболее острая тема, которая волнует японскую молодежь. Тем не менее, можно сказать, что в будущем в Японии будет меньше ограничений. Это предполагает постепенное реформирование всех основ жизни – воспитания, образования, системы работы на предприятии; начало этого процесса мы наблюдаем уже сейчас. Реформа системы образования, разрушение системы пожизненного найма, распространение информации о Японии по всему миру – эти факты говорят о том, что Япония ощущает себя крепко стоящей на ногах, конкурентноспособной до такой степени, что можно говорить не о специфике отдельной восточной страны, бывшей долгие века в изоляции, а о современной стране, идущей в авангарде развитых цивилизаций мира.

Глава 3«Формирование «особенной» молодежи в японском обществе в конце XX – начале XXI в.»посвящена молодежи, чей образ жизни не вписывается в традиционные устои японского общества. Наряду с явлениями, считающимися в социуме нормой, существуют и такие, которые не попадают в привычные рамки. Для части молодежи, в том числе и японской, характерным является неприятие стандартных ценностей. Одним из факторов, формирующих это неприятие, становится процесс глобализации.

Глобализация не всегда благоприятно влияет на личность, она может и ломать ее. Стремясь к самоидентификации, большинство молодежи вырабатывает сильный характер и обретает жизненные цели, однако есть и слабые, социально-пассивные личности, которые не находят своего места в жизни и оказываются в стороне от общих процессов, фактически не признают и отвергают ценности этого общества, выстраивая свой, отгороженный от остальных, нередко виртуальный мир. Хотя трудно в Японии представить социум, созданный взрослыми, и молодежь, воспитанную ими, как нечто принципиально разное50, все-таки и в этой стране появился тип молодых людей, недоступный пониманию старшего поколения. Эта та молодежь, которая с головой погружена в Интернет, в хобби и индифферентно относится к социальным проблемам.

Особенность Японии в том, что молодежь в этой стране всегда на кого-то равнялась. Однако в последние десятилетия пример для подражания она находит не в реальном окружении, как прежде, а в вымышленном мире, прежде всего в мультфильмах, комиксах, компьютерных играх51.

Одной из причин этого явилось быстрое развитие и глобализация мультимедийного пространства в Японии в XX-XXI вв. С помощью мультимедии стало возможным воздействие на сознание человека в разнообразных формах, среди которых можно выделить пять основных:

1. Анимационные фильмы, или мультфильмы (анимэ). 2. Комикс (манга).

3. Игры (гэму). 4. Кумиры (айдору)52. 5. Интернет.

Считается, что эти формы воздействия на психику человека способствовали появлению так называемого отаку – человека, маниакально увлеченного мультфильмами, комиксами, «любящего такие жанры, которые взрослому любить стыдно»53. Существует множество понятий отаку. Согласно одному из них, предложенному японским критиком Сэридзава Сюнсукэ, это «интро-интроверт, разрушающий границы между реальным и виртуальным мирами»54. Известный писатель, социолог и критик Ооцука Эйдзи называет отаку человека, который преследует воображаемую реальность, берет ее за модель и создает для себя нечто наподобие психологического мира. Неоднозначны и крайне разнообразны и оценки, даваемые отаку: от резко отрицательных до положительных.

В данной главе характеризуется отаку, его увлечения; определяются те общественные условия, которые послужили толчком для возникновения отаку; выясняется, имеют ли отаку отношение к общей культуре или представляют собой совершенно новое для Японии явление. Кроме того, поскольку в послевоенной истории страны большую роль сыграл иностранный фактор, важным представляется определение национальных и (или) заимствованных элементов в культуре отаку.

  1. Трансформация пространства религиозной культуры Байкальского региона в трансазиатском контексте ( XX xxi вв.) 24. 00. 01 теория и история культуры

    Автореферат диссертации
    На правах рукописи Арзуманов Игорь Ашотович Трансформация пространства религиозной культуры Байкальского региона в трансазиатском контексте (XX-XXI вв.
  2. Российские немцы в инонациональном окружении: проблемы адаптации, взаимовлияния, толерантности

    Международная научная конференция
    Проведена в Саратов, 14-19 сентября 2004 г. совместно с Международной ассоциацией исследователей истории и культуры российских немцев, Международным союзом немецкой культуры.
  3. Л. С. Васильев Теоретические проблемы исторического процесса

    Лекция
    Современный мир и история. Сложности современных мировых проблем. Ускорение темпов, шагов истории. Современное состояние планеты и вызовы человечеству.
  4. Библиографический указатель декабря 2007 г декабрь 2008 г

    Библиографический указатель
    Библиографический указатель снабжен справочным аппаратом, включающим: указатель авторов, указатель географических названий и список источников, в которых применяется система номерных отсылок.
  5. Программа курса и тематическое планирование (базовый уровень) к учебнику Н. В. Загладина, С. И. Козленко, > С. Т. Минакова, Ю. А. Петрова «История России. XX начало XXI века» Для 11 класса

    Программа курса
    Характеристика территории и населения страны. Влияние их особенностей на развитие России на рубеже XIX—XX вв. Россия — многонациональное и поликонфессиональное государство.
  6. Отчет о научно-исследовательской работе по теме: «Развитие России в условиях глобализации»

    Содержательный отчет
    Объектом исследования является: процесс нового мирового развития, который будет доминировать в обществах грядущего, анализ места России в период глобализации.
  7. Хх в представляет собой новую веху в развитии человеческой цивилизации и культуры. Названное Новейшим, время XX в и начала XXI в., отражает радикальные сдвиги

    Документ
    ХХ в. представляет собой новую веху в развитии человеческой цивилизации и культуры. Названное Новейшим, время XX в. и начала XXI в., отражает радикальные сдвиги в восприятии и понимания мира и личности.
  8. Культурно-языковое многообразие Приднестровья в зеркале этноязыковых процессов современности

    Документ
    к.ф.н А.Г. Хропотинский, к.п.н. О.В. Щукина, к.ф.н. Дружинец М.Л., ст. преподаватель Беляева Ж.Д., ст. преподаватель Г.Г. Аземко, ст. преподаватель Б.
  9. Программа учебной дисциплины история россии 050401 История, история с дополнительной специальностью

    Программа
    1.2. Квалификация выпускника – учитель истории, учитель истории и права. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя истории, учителя истории и права по специальности 050401 История, история с дополнительной

Другие похожие документы..