Молодежь в процессе трансформации японского общества на рубеже ХХ xxi вв.: Проблемы формирования и социо-культурного развития

Японские ученые подходят к изучению молодежи на основе конкретных примеров и собственных наблюдений, что позволяет им видеть само явление изнутри. Сравнительно небольшая часть их работ посвящена перспективам развития японского общества в связи с изменениями в ценностях и культуре молодежи. На наш взгляд, недостаточно изучен широкий слой студенческой и рабочей молодежи, акцент сделан на нетрадиционных формах существования молодежи. Отсутствует комплексное исследование феномена современной японской молодежи. Несмотря на многочисленные исследования, многие проблемы остаются неизученными.

Цель исследованиякомплексный анализ процесса формирования и современного состояния японской молодежи.

Для её достижения решаются следующие задачи:

  1. Выявление исторических, социально-экономических и политических условий формирования «новой молодежи» в Японии.

  2. Анализ влияния общественных и экономических институтов Японии (семья, образовательное учреждение, предприятие) на формирование и развитие современной молодежи.

  3. Исследование образа жизни и мышления молодых японцев, их ценностей и интересов, норм их поведения.

  4. Анализ молодежной субкультуры как целостной формы сознания, поведения, коммуникации и организации молодого поколения внутри господствующей в японском обществе культуры.

  5. Оценка роли, места и основных проблем японской молодежи в японском обществе начала XXI в.

  6. Исследование субкультур «отаку» и «хикикомори» как отдельных и специфических сегментов молодежной культуры Японии.

Объектомисследования является японская молодежь второй половины 70-х гг. ХХ – начала XXI вв.

Предметомисследования является процесс формирования современной японской молодежи, её особенностей как продукта эволюции общества, ее роль в социально-культурной и экономической жизни современной Японии.

Хронологические рамки исследованияохватывают период с 1975-го по начало XXI в. Это обусловлено тем, что на 1975-е-1990 гг. приходятся годы рождения поколения “Y” – поколения, чья система жизненных ценностей в корне отличается от предыдущих молодежных поколений Японии. Их иные жизненные представления связаны с изменившимися в значительной степени общественными условиями, высокими темпами экономического развития и информатизацией общества.

Теоретическая основа и методология исследования. Исследование многочисленной группы социума под общим названием «молодежь» требует особых методов исследования, отличных от обычно применяемых методов исторического познания, поскольку необходимо объяснить не только позицию взрослых в отношении молодежи, но и взгляды и устремления самой молодежи. Для достижения поставленной цели исследования были использованы различные методы анализа и интерпретации собранного материала, например, сочетание методов традиционного исторического и социологического антропологизма. Сравнивая и сопоставляя сведения, полученные из различных источников, концепции и взгляды разных исследователей, мы стремились достичь максимально возможной точности и объективности в освещении событий и явлений.

Широко применялся и хронологический метод. Основные явления и события анализировались и освещались в хронологической последовательности. На основе данного метода формировался иллюстративный материал, представленный в виде таблиц, демонстрирующих динамику некоторых социально-экономических показателей, этапы общественного развития Японии. Выборка и компоновка данных велась с применением статистического метода, позволяющего обобщать обширный однотипный материал.

В основу методологии работы положен принцип объективно-исторического анализа событий в контексте общецивилизационных императивов постиндустриального общества. Специфический объект исследования потребовал применения ряда специальных подходов, в частности, социологического (Р.Арон), структурно-функционального (Д.Истон) и других.

Автор обращался и к специальным методам исторического анализа: сравнительному (Дж.Лапаломбара, Е.Б.Рашковский), логическому (У.Бек, А.И.Соловьев), цивилизационному (С.Хантингтон, Н.И.Петякшева). Метод сравнительного анализа применялся для получения характеристик послевоенных поколений в Японии, выявления их ценностей. Цивилизационный метод позволяет учитывать специфические черты культуры и менталитета японцев, указать на трансформацию и абсорбцию элементов западной культуры Японией.

Для определения общих и особенных черт общества на различных этапах и их взаимосвязи с изменением ценностей были использованы сравнительно-исторический и историко-ретроспективный методы. Основным инструментом анализа стал исторический подход, определяющий общую историю Японии в качестве постоянного и обязательного фона для понимания истоков и специфики появления и формирования непохожего на прежние поколения в обществе, а также его влияния на последующие этапы истории. На основе исторического подхода был применен ретроспективный анализ, позволивший рассмотреть содержание процесса общественных изменений в его последовательном развитии.

Многообразие исследовательских подходов в сочетании с историко-генетическим, историко-ретроспективным и историко-сравнительным методами позволяют, на наш взгляд, максимально приблизиться к объективной оценке процессов, происходящих в японской молодежной среде.

Теоретической базой работы являются концепции о роли молодежи в истории развития общества. Молодежь всегда представляла интерес для историков, социологов, обществоведов не только потому, что ее мнение и позиция зачастую отличаются от взглядов взрослых, но прежде всего по причине ее роли в будущем развитии общества и государства. Управление молодежью, направление ее в «нужное» русло всегда являлось важной задачей общества.

Российские исследования проводились с точки зрения социологии, педагогики, в то же время работы о молодежи в историческом контексте отсутствуют. В исследованиях 1960-х-1980-х гг. под молодежью в основном понималась социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения30. Другой научный подход в изучении молодежи, связывавший понятие молодежи с процессом социализации31, остался без внимания. На рубеже ХХ-XXI вв. вновь возникло стремление к теоретическому осмыслению молодежи как особого феномена. И.М.Ильинский32 в своих работах заново осмысливает философию молодежи, трактуемую им как ценность, ставит вопрос о новых поколениях в свете глобальных вызовов XXI в.

В Америке и Европе исследования о молодежи велись в течение последних более чем ста лет. Особенно активно теоретические и методологические аспекты молодежной проблемы разрабатывались в 70-80-е гг. ХХ в. в связи с переходом западного общества к постиндустриальной стадии развития и серьезным возрастанием влияния молодежи на социальные, экономические и политические процессы. В числе фундаментальных исследований по этим проблемам выделяются работы Д.Белла, Ю.Масуда, А.Тоффлера33.

Обстоятельной работой о молодежи является исследование Д.Холла «Юность»34; в нем ученый рассматривает историю возникновения понятия «молодежный возраст», которое он связывает с особенным, с точки зрения физиологии, периодом. С Д.Холлом, однако, не согласна Маргарет Мид, по мнению которой, «молодежный период – это культурно-общественное явление»35, тем самым М.Мид не связывает понятие «молодежного периода» только с физиологическими особенностями взросления человека.

Важными научными категориями данного исследования являются также молодежный период, поколение “Y”. Под молодежным периодом мы понимаем отрезок времени, необходимый молодому человеку для прохождения процесса идентификации перед вступлением во взрослое общество. В условиях современного общества он растянут и занимает возрастной период от пятнадцати до тридцати лет. Во время прохождения молодежного периода особое значение имеет молодежная культура – часть общей культуры общества, сформированная молодыми людьми. Она играет роль защитной функции во время психологически нестабильного периода индивида, кроме того, является предпосылкой к формированию новой культуры взрослого общества.

Источниковая база исследования. Для выполнения поставленных исследовательских задач нами были использованы различные источники, которые можно систематизировать по следующим направлениям:

  1. официальные документы, посвященные проблемам молодежи и молодежной политике японского государства, в их числе – Закон об образовании 2006 г.36, протокол заседания правительственного комитета по делам молодежи;

  2. статистические и аналитические материалы японских министерств, учреждений и ведомств, государственных и частных информационных служб (в том числе ежегодники по вопросам труда и экономики), ежегодные издания, Белая книга уголовной статистики, Белая книга Министерства образования, науки и культуры, а также Министерства труда, здравоохранения и благосостояния, полиции Японии37. Данная группа документов позволяет проанализировать прошлое и нынешнее состояние различных сфер жизни японцев и сделать предположения о возможных перспективах развития.

  3. Интервью молодежи, в числе которых как опубликованные в японской периодической печати – центральных газетах «Асахи симбун», «Ёмиури симбун», «Нихон кэйдзай симбун», так и лично бравшиеся автором у молодых японцев – студентов университетов Осака и Киото.

  4. Результаты опросов общественного мнения, проводившихся Корпорацией всеяпонского телерадиовещания NHK38, газетными издательствами39, российскими исследователями40, а также самим автором в 2004-2005 гг. среди более двухсот студентов и аспирантов университетов Киото и Осака, которые считаются одними из самых престижных в Японии.

  5. информационно-справочная литература и периодика;

  6. современные произведения молодежи41 и о молодежи, комиксы, словарь молодежного языка, наиболее точно отражающие сущность и внутреннее состояние молодежи, ее настроения, проблемы и трудности. Они позволяют взглянуть на молодежь их глазами и проанализировать ее мысли, понять ценности.

Многие источники еще не опубликованы, они были найдены с помощью информационной сети Интернет, на веб-страницах, где исследователь может почерпнуть оперативную информацию, статистические сведения. Кроме того, в качестве важного материала при написании работы выступили «полевые исследования» автора в ходе неоднократного и длительного пребывания в стране. Комплекс привлеченных источников позволяет решить поставленные нами цели и задачи и сформулировать выводы.

Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в том, что впервые в отечественной историографии предпринята попытка создания комплексного исследования процесса формирования и современного состояния японской молодежи как социальной базы будущего развития Японии. Исследование базируется на источниках и литературе на японском, английском языках, многие из которых впервые введены в научный оборот в отечественном японоведении.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Изучение молодежи в Японии связано с фундаментальными проблемами общественного развития.Результаты исследования углубляют понимание феномена и тенденций нынешнего развития японского общества и ее важнейшего сегмента – молодежи. Знание и понимание этой молодежи создает условия для более точного прогнозирования путей будущего развития Японии. В теоретическом отношении значимость исследования состоит в проведенном в рамках исторического анализа изучении культуры, созданной молодыми японцами без влияния старшего поколения.

В практическом отношении значимость диссертации заключается в том, что ее материалы могут быть использованы в чтении лекций по истории и культуре современной Японии. Знание и понимание японского общества в условиях глобализации и расширения международного общения будет способствовать решению проблем межкультурной коммуникации.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Современное молодое поколение японцев (1975-90 гг. рождения) разительно отличается от предыдущих поколений. Хотя на его формирование оказывали влияние вековые традиции воспитания в семье, школьного образования, системы найма, действующей на предприятиях, и другие естественные факторы, тем не менее оно воспитывалось в новых экономических, культурных и социальных условиях. На него воздействовали как процессы глобализации и интернационализации Японии, так и неблагоприятная экономическая ситуация в стране двух последних десятилетий.

  2. Японской молодежи присущи как черты, характерные для поколения “Y” в других развитых странах мира, так и специфические, продиктованные самой природой японского общества. Молодежь является носителем таких новых качеств, которые не были свойственны японцам ранее, как предприимчивость, индивидуализм, стремление жить не по шаблону. Эта молодежь отталкивается от реальных условий, мыслит и действует рационально, ставит перед собой приземленные и прагматические цели. Для нее характерны такие специфические черты, как создание своего ограниченного пространства, погружение в хобби, в реальное и сетевое общение с друзьями по интересу, увлечение комиксами и мультфильмами.

  3. Среди молодых японцев образовались особые категории людей, которые не вписываются в привычные для традиционного японского общества рамки. Современную молодежь, в первую очередь, волнует вопрос самореализации, организации жизни по принципу «то, чем я занимаюсь, приносит мне радость и удовлетворение». Образование и работа не являются для неё самоцелью или средством зарабатывать себе на жизнь. Молодое поколение японцев явилось создателем молодежной культуры, несвойственной прежним поколениям. В связи с этим хорошо известная проблема недопонимания между поколениями приобрела в современной Японии особую остроту.

Апробация работы. Диссертационное исследование прошло апробацию на кафедре японоведения Школы региональных и международных исследований ДВФУ. Основные положения и выводы диссертации были изложены на студенческой конференции Восточного института ДВГУ 2008 г. и XI международной научной конференции молодых ученых, проходившей в Институте истории, археологии и этнографии Народов Дальнего Востока, на III российско-японской конференции «Россия и Япония: гуманитарные исследования, проходившей в 2011 г. в ДВФУ. Основные проблемы нашли свое отражение в шести публикациях по теме исследования.

  1. Трансформация пространства религиозной культуры Байкальского региона в трансазиатском контексте ( XX xxi вв.) 24. 00. 01 теория и история культуры

    Автореферат диссертации
    На правах рукописи Арзуманов Игорь Ашотович Трансформация пространства религиозной культуры Байкальского региона в трансазиатском контексте (XX-XXI вв.
  2. Российские немцы в инонациональном окружении: проблемы адаптации, взаимовлияния, толерантности

    Международная научная конференция
    Проведена в Саратов, 14-19 сентября 2004 г. совместно с Международной ассоциацией исследователей истории и культуры российских немцев, Международным союзом немецкой культуры.
  3. Л. С. Васильев Теоретические проблемы исторического процесса

    Лекция
    Современный мир и история. Сложности современных мировых проблем. Ускорение темпов, шагов истории. Современное состояние планеты и вызовы человечеству.
  4. Библиографический указатель декабря 2007 г декабрь 2008 г

    Библиографический указатель
    Библиографический указатель снабжен справочным аппаратом, включающим: указатель авторов, указатель географических названий и список источников, в которых применяется система номерных отсылок.
  5. Программа курса и тематическое планирование (базовый уровень) к учебнику Н. В. Загладина, С. И. Козленко, > С. Т. Минакова, Ю. А. Петрова «История России. XX начало XXI века» Для 11 класса

    Программа курса
    Характеристика территории и населения страны. Влияние их особенностей на развитие России на рубеже XIX—XX вв. Россия — многонациональное и поликонфессиональное государство.
  6. Отчет о научно-исследовательской работе по теме: «Развитие России в условиях глобализации»

    Содержательный отчет
    Объектом исследования является: процесс нового мирового развития, который будет доминировать в обществах грядущего, анализ места России в период глобализации.
  7. Хх в представляет собой новую веху в развитии человеческой цивилизации и культуры. Названное Новейшим, время XX в и начала XXI в., отражает радикальные сдвиги

    Документ
    ХХ в. представляет собой новую веху в развитии человеческой цивилизации и культуры. Названное Новейшим, время XX в. и начала XXI в., отражает радикальные сдвиги в восприятии и понимания мира и личности.
  8. Культурно-языковое многообразие Приднестровья в зеркале этноязыковых процессов современности

    Документ
    к.ф.н А.Г. Хропотинский, к.п.н. О.В. Щукина, к.ф.н. Дружинец М.Л., ст. преподаватель Беляева Ж.Д., ст. преподаватель Г.Г. Аземко, ст. преподаватель Б.
  9. Программа учебной дисциплины история россии 050401 История, история с дополнительной специальностью

    Программа
    1.2. Квалификация выпускника – учитель истории, учитель истории и права. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя истории, учителя истории и права по специальности 050401 История, история с дополнительной

Другие похожие документы..