Рабочая программа дисциплины методика обучения русскому языку и чтению 050100 Педагогическое образование

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Калмыцкий государственный университет

Факультет педагогического образования и биологии

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета

________Кекеева З.О.

«___» _________ 20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

______Методика обучения русскому языку и чтению __

050100 Педагогическое образование

___________________________________________________

Квалификация бакалавр

_________________________________________

Форма обучения

Очная

_____________________________________

г. Элиста 2011 г

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавра направления 050100 «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование»

Программа составлена: Бадмахалгаевой Н.М. канд. пед. наук, доцент_кафедры педагогики

Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры ________________________________________________________________________________

протокол от __________ № _____ Заведующий кафедрой ___________________________

(Ф.И.О., подпись)

Программа одобрена на заседании УМК факультета _____________________________________

(название факультета)

протокол от __________ № _____

Председатель УМК _____________________ ___________________________________________

(название факультета)                                                                               (Ф.И.О., ученое звание, подпись)

Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры ________________________________________________________________________________

протокол от __________ № _____ Заведующий кафедрой ___________________________

(Ф.И.О., подпись)

Программа одобрена на заседании УМК факультета _____________________________________

(название факультета)

протокол от __________ № _____

Председатель УМК _____________________ ___________________________________________

(название факультета)                                                                               (Ф.И.О., ученое звание, подпись)

Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры ________________________________________________________________________________

протокол от __________ № _____ Заведующий кафедрой ___________________________

(Ф.И.О., подпись)

Программа одобрена на заседании УМК факультета _____________________________________

(название факультета)

протокол от __________ № _____

Председатель УМК _____________________ ___________________________________________

(название факультета)                                                                               (Ф.И.О., ученое звание, подпись)

Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры ________________________________________________________________________________

протокол от __________ № _____ Заведующий кафедрой ___________________________

(Ф.И.О., подпись)

Программа одобрена на заседании УМК факультета _____________________________________

(название факультета)

протокол от __________ № _____

Председатель УМК _____________________ ___________________________________________

(название факультета)                                                                               (Ф.И.О., ученое звание, подпись)

  1. Цели освоения дисциплины (модуля)

Целями освоения дисциплины (модуля) Методика обучения русскому языку и чтению в начальной школеявляются Ознакомление студентов с основами методики обучения русскому языку и литературы. Углубление и закрепление теоретических знаний по курсу и формирование практических умений обучения младших школьников

  1. Показать взаимосвязь методики с лингвистическими и педагогическими науками.

  2. Показать целостность системы построения методики развития речи учащихся в со­вокупности принципов и методов обучения.

  3. Познакомить с методами научных исследований в методике русского языка и со­временными методическими системами.

  4. Раскрыть специфические методы и приемы обучения фонетике, словообразования и грамматике.

  5. Показать процесс формирования и развития навыков связной речи учащихся, обосновать систему работы над изложениями и сочинениями разных типов.

  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата/магистратуры

Данная дисциплина относится к предметам профессионального цикла изучается в 4,5,6,7 семестрах.

Для освоения дисциплины «Методика обучения русскому языку и чтению в начальной школе» обучающееся используют знания, умения, способы деятельности и установки сформированные в ходе изучения «Теоретического курса русского языка в начальной школе», «Педагогика», «Психология», «Вариативные системы обучения русскому языку в начальной школе», «Этнопедагогика в системе воспитания младшего школьника», прохождение педагогической практики.

В таблице приведены предшествующие и последующие дисциплины, направленные на формирование компетенций, заявленных в разделе «Цели освоения дисциплины»:

п/п

Наименование компетенции

Предшествующие дисциплины

Последующие дисциплины (группы дисциплин)

Общекультурные компетенции

1

Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей (ОК-1)

Русский язык и культура речи

«Теоретического курса русского языка в начальной школе»

2

Способен понимать значение культуры как формой человеческого общения и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3)

Педагогика

«Этнопедагогика в системе воспитания младшего школьника»

3

Способен логически и верно строить устную и письменную речь (ОК-6)

«Риторика и техника речи учителя в начальной школе»

4

Готов использовать основные методы способы и средства получения, хранения переработки информации, готов работать с компьютерами как средством подготовки к урокам (ОК-8)

«Вариативные системы обучения русскому языку в начальной школе»

Профессиональные компетенции

1

Способен реализовать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

«Теоретического курса русского языка в начальной школе»

2

Готов применять современные методики и технологии, в том числе информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2)

«Психология»

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

общекультурные

ОК-1. Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК- 2. Способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

ОК -3. Способен понимать значение культуры как формы человеческого существования, и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

ОК- 6. Способен логически верно применять устную и письменную речь;

ОК -7. Готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;

ОК -9. Способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

ОК -13. Готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности

ОК -14. Готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;

ОК-16. Способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики

общепрофессиональные

ОПК 1. Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

ОПК -2. Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

ОПК -3. Владеет основами речевой профессиональной культуры;

ОПК -4. Способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;

ОПК -6. Способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания

профессиональные

ПК -1. Способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

ПК- 2. Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;

ПК –3. Способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;

ПК -4. Способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

ПК- 5. Готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса

ПК -6. Способен организовать сотрудничество обучающихся и воспитанников;

ПК- 7. Готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и во внеурочной деятельности;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

на уровне представлений:

  • осмыслить и понять сущность изучаемой дисциплины, создать его целостный образ и уметь оперировать понятиями;

  • современное состояние степени изученности проблемы зарождения и развития мировых и национальных

на уровне воспроизведения

  • нормами русского литературного языка;

  • знанием существующих программ и учебников по русскому языку и литературному чтению для начальной школы;

  • видением связей методики обучения русскому языку с другими дисциплинами;

  • базовыми понятиями данного курса;

  • знанием требований к умениям и навыкам учащихся начальной школы

на уровне понимания

  • концептуальные модели и походы к этой теме;

  • основы межкультурных коммуникаций и взаимовлияние культур

Уметь:

  • ориентироваться в актуальных проблемах методики преподавания русского языка;

  • ставить цели и задачи для учащихся в процессе обучения русскому языку и литературному чтению;

  • планировать и конструировать свою педагогическую деятельность;

  • прогнозировать и анализировать результаты своей работы и работы учащихся;

  • использовать весь комплекс учебно-методических средств.

теоретические: читать и анализировать тексты первоисточников

практические: внедрять в практику теоретические знания с учетом специфики учебного курса;

обеспечить индивидуализацию и дифференциацию в походе к учащимся в ходе преподавания курса в школе.

Владеть: понятийным аппаратом;

базовыми понятиями данного курса;

планировать и конструировать свою педагогическую деятельность

    использовать весь комплекс учебно-методических средств

  1. Структура и содержание дисциплины (модуля) Методика обучения русскому языку и чтению

Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц 360 часов.

    1. Структура преподавания дисциплины

№ п/п

Наименование модулей, разделов, (тем)
(для двух- и многосеместровых дисциплин – разбиение по семестрам)
(для ООП)

Семестр

Неделя семестра

Аудиторные занятия

СРС

Общая трудоемкость с учетом зачета и экзамена

(ч/ кредит)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Практические,
семинары

Лаб. раб

СРС с преподавателем

Всего

часы

1

Методика преподавания как наука. Русский язык как предмет преподавания в начальных классах. Методика обучения грамоте и письму.

3

 

18

 

18

 

36

36

72

зачет (контрольная работа, реферат, конспектирование научных статей)

2

Методика классного и внеклассного чтения. Методика изучения фонетики, словообразования.

4

 

18

18

18

 

54

54

108

 

3

Методика изучение частей речи

5

 

16

16

16

 

48

40

88

зачет (контрольная работа, реферат, конспектирование научных статей)

4

Методика совершенствования речевой деятельности младших школьников. Научные основы совершенствования речевой деятельности учащихся. Методика работы по развитию речи на разных уровнях: произносительном, лексическом, грамматическом, уровне создания устного связного высказывания и письменного текста.

6

 

16

16

16

 

48

44

92

экзамен (36 часов)

 

Итого

 

 

68

50

68

 

186

 174

360+36=396

 

  1. Рабочая программа дисциплины методика обучения и воспитания Направление подготовки

    Рабочая программа
    Целями освоения дисциплины «Методика обучения и воспитания (литература)» являются 1) подготовка высококвалифицированных бакалавров педагогического образования, владеющих знаниями теоретических и методологических основ обучения, воспитания
  2. Рабочая программа дисциплины методика обучения и воспитания (литература) Направление подготовки

    Рабочая программа
    Целями освоения дисциплины «Методика обучения и воспитания (литература)» являются 1) подготовка высококвалифицированных бакалавров педагогического образования, владеющих знаниями теоретических и методологических основ обучения, воспитания
  3. Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование и профилю подготовки «Иностранный язык».

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование и профилю подготовки «Иностранный язык».
  4. Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование и профилю подготовки Дошкольное образование

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование и профилю подготовки Дошкольное образование.
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее ооп) по направлению подготовки бакалавров 050100. 62 Педагогическое образование профиль

    Основная образовательная программа
    реализуемая в государственном образовательном бюджетном учреждении высшего профессионального образования «Карельская государственная педагогическая академия» на факультете иностранных языков по очной форме обучения.
  6. Программы дисциплин учебного плана по направлению 050100. 62 Педагогическое образование (1)

    Документ
    Дисциплина «История» (Б.1.1.1) относится к базовой части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. Для освоения дисциплины «История» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе
  7. Программы дисциплин учебного плана по направлению 050100. 62 Педагогическое образование (2)

    Документ
    Дисциплина «История» (Б.1.1.1) относится к базовой части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. Для освоения дисциплины «История» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее ооп) по направлению подготовки бакалавров 050100. 62 Педагогическое образование утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. №337 (2)

    Основная образовательная программа
    Данная ООП представляет собой систему документов, разработанную факультетом иностранных языков с учетом требований регионального рынка труда и традиций научно-педагогической школы КГПА на основе Федерального государственного образовательного
  9. Профиль биология аннотация к программам дисциплин (модулей)

    Программа
    Дисциплина «Иностранный язык» включена в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла ООП. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Иностранный язык», относятся знания, умения и виды деятельности,

Другие похожие документы..