Программа дисциплины ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ для направления «Востоковедение, африканистика»
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации | Министерство образования и науки Российской Федерации |
Государственный университет –
Факультет философии
Программа дисциплины
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
для направления 032100.62 «Востоковедение, африканистика»
подготовки бакалавра
Автор Зарецкий Ю.П.
Рекомендовано секцией УМС Секция факультета философииПредседатель Порус В.Н. ____________________________ «____» _______________200__г. Утверждено УС факультетафилософии Ученый секретарь ____________________________ «____» _______________200__г. | Одобрено на заседаниикафедры истории философииЗав. кафедрой Руткевич А.М. ____________________________ «_____» _____________200__г. |
Москва
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа курса “Всеобщая история” составлена в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к вузовской подготовке специалиста в гуманитарной области. Первая её часть предполагает систематическое изучение мирового исторического процесса с древнейших времён до нового времени. При этом программа в первую очередь ориентирует на знакомство с центральными сюжетами в истории различных цивилизаций Востока и Запада и опускает многие, порой достаточно значительные, пласты прошлого человечества из-за ограниченности отведённого на курс времени.
Она включает предисловие, разъясняющие содержание таких центральных понятий, как “история” и “цивилизация”, а также дающее общее представление о важнейших этапах изучения прошлого человечества. Основная её часть охватывает периоды первобытного общества, Древнего Востока, античности, Средних веков, раннего нового, нового и новейшего времени. Используемое в предлагаемой программе понятие “раннее Новое время” также может показаться непривычным для большинства читателей, знакомых преимущественно с отечественной исторической литературой. Однако совершенно очевидно, что без специального выделения этого периода, как это принято в мировой науке, и уяснения его рубежного места в истории мировых цивилизаций, сегодня уже никак не обойтись.
Заложенное в основу программы понятие “цивилизация” трактуется чрезвычайно широко. Оно вбирает в себя всё то главное, что было наработано теоретиками цивилизационного подхода к изучению прошлого человечества в XIX и XX вв., но не сводится ни к одной из существующих моделей (О. Шпенглера, М. Вебера, А.Тойнби или какой-либо иной). Таким образом, программа представляет собой в известном смысле альтернативу наметившемуся в некоторой нашей новейшей литературе подходу, предполагающему замену всего многообразия и богатства событий и процессов мировой истории новомодными историософскими моделями. Её задача видится не столько в том, чтобы уместить исторический процесс в какие бы то ни было жёсткие логические конструкции, сколько в том, чтобы представить его многообразие и многовариантность. При этом структура программы не отвергает необходимость стройных дидактических схем, наоборот, во многом покоится на тех основах, которые были созданы в нашей стране и за рубежом за десятилетия преподавания аналогичных курсов, прежде всего курса всеобщей истории.
В настоящее время стала очевидной несостоятельность формационной модели мирового исторического развития, до недавнего времени почти безраздельно господствовавшей в отечественном обществоведении. Недостатки ее слишком серьезны и многочисленны: сильный “крен” в сторону социально-экономической проблематики, упрощенческий классовый подход к изучению всех исторических явлений, включая идеологию и мораль, преувеличение исторического значения социальных конфликтов и наоборот уничижительное отношение к эволюционным путям развития, наконец, сам “скелет” этой модели, периодизация всеобщей истории, основывающаяся на умозрительной схеме смены общественно-экономических формаций. Вопрос, однако, заключается не в том, чтобы заменить эту старую модель на другую “единственно верную” и вновь попытаться пользоваться ею в качестве “универсальной отмычки” при решении основных проблем преподавания истории мировых цивилизаций. Современные требования к построению учебного процесса основываются на иных принципах, исходящих прежде всего из идеи плюрализма, из необходимости сопоставления различных точек зрения и творческого поиска истины.
Именно эти принципы и заложены в основу предлагаемой программы. Здесь дается более широкая характеристика различных подходов к анализу дискуссионных вопросов мировой истории, предлагается ее “гибкая” периодизация, приближенная к общепринятой в мировой практике, обращается особое внимание на проблему “человек в истории” в ее различных аспектах, развитие политико-государственных и правовых институтов. Одним из ключевых понятий также является понятие модернизации как общий термин для обозначения широких социально-экономических (в меньшей степени – культурных) изменений, которые произошли и сейчас ещё происходят в различных регионах при переходе от коорпоративно-общинного традиционалистского жизненного уклада к новому индустриальному и постиндустриальному.
При подготовке программы использовался опыт разработки аналогичных учебных программ и пособий в нашей стране, особенно в последние годы, учитывались также принципы построения университетских курсов за рубежом.
Её структура и содержание предполагают творческий подход к освоению материала, при котором особое значение имеет организация самостоятельной работы студентов с литературой и источниками. Список рекомендуемой литературы составлен с таким расчетом, чтобы максимально сориентировать преподавателя и студента на новейшие издания исследований отечественных и зарубежных учёных, а также публикации источников последних лет. При этом ставилась задача представить как можно больше разнообразных спорящих позиций, создать определённый фон, ту многоголосицу, безусловно усложняющую труд и преподавателя, и студента, но совершенно необходимую для подлинного освоения богатств, скрытых в столетиях мировой и отечественной истории.
Тематический план учебной дисциплины
№ пп | Название темы | Всего часов | Аудиторные часы | Самостоятельная работа | |
Лекции | Сем. и практ. занятия | ||||
Первый модуль | |||||
Введение | 1 | 1 | |||
РАЗДЕЛ I. У ИСТОКОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ | |||||
1.1 | Общая характеристика первобытного общества | 7 | 2 | 1 | 4 |
1.2. | Происхождение человека (антропогенез) | 7 | 2 | 1 | 4 |
1.3. | Религиозные представления древних людей. Первобытное искусство. | 7 | 2 | 1 | 4 |
Итого по разделу: | 22 | 7 | 3 | 12 | |
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНЕЙШИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ВОСТОКА | |||||
Введение | 1 | 1 | |||
2.1. | Зарождение древневосточных цивилизаций и географическая среда | 6 | 2 | 4 | |
2.2. | Экономика и социальное устройство древних обществ | 7 | 2 | 1 | 4 |
2.3 | Государства Древнего Востока | 7 | 2 | 1 | 4 |
2.4. | Религии Древнего Востока. | 7 | 2 | 1 | 4 |
Итого по разделу: | 28 | 9 | 3 | 16 | |
Второй модуль | |||||
РАЗДЕЛ III. АНТИЧНЫЙ МИР | |||||
Введение | 1 | ||||
3.1. | Образование городов-государств в Греции VIII-VI вв. до н.э. | 6 | 2 | 4 | |
3.2. | Возвышение Афин в V в. до н.э. Расцвет древнегреческой цивилизации | 7 | 3 | 4 | |
3.3. | Империя Александра Македонского и эллинистический мир | 7 | 3 | 4 | |
3.4. | Рим от основания до диктатуры Цезаря | 7 | 3 | 4 | |
3.5. | Социальная структура и экономика античного общества | 7 | 2 | 1 | 4 |
3.6. | Политическое устройство античного общества. | 7 | 2 | 1 | 4 |
3.7. | Античная мифология и религиозные представления людей | 7 | 2 | 1 | 4 |
3.8. | Рим в эпоху империи. Упадок и гибель Римской империи. Раннее христианство Ранняя империя. Рим в 30 г. до н.э. - 96 г. н.э. Принципат Августа. Политический кризис и гражданская война конца 60-х гг. I в. н.э. | 7 | 2 | 1 | 4 |
Итого по разделу: | 52 | 20 | 4 | 28 | |
Третий модуль | |||||
РАЗДЕЛ IV. ЕВРОПА В СРЕДНИЕ ВЕКА | |||||
Введение | 1 | 1 | |||
4.1. | Начало новой Европы: великое переселение народов и образование варварских государств на территории Западной Римской империи | 6 | 1 | 1 | 4 |
4.2. | Феодализм в Западной Европе XI-XIII вв.: экономические и социальные структуры | 6 | 1 | 1 | 4 |
4.3. | Византия в IV-XV вв | 6 | 2 | 4 | |
4.4. | Христианство и церковь в Западной Европе Крестовые походы | 6 | 1 | 1 | 4 |
4.5. | Европа в позднее Средневековье. Складывание национальных государств. | 6 | 1 | 1 | 4 |
4.6. | Человек Средневековья. | 7 | 2 | 1 | 4 |
Итого по разделу: | 38 | 9 | 5 | 24 | |
РАЗДЕЛ V. АРАБСКО-МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР И НОВЫЙ СВЕТ В VI-XV ВЕКАХ | |||||
Введение | 1 | 1 | |||
5.1. | Исламские цивилизации | 8 | 2 | 1 | 5 |
5.2. | Цивилизации Центральной и Южной Америки | 6 | 1 | 1 | 4 |
Итого по разделу: | 13 | 4 | 2 | 9 | |
Четвертый модуль | |||||
РАЗДЕЛ VI. ЕВРОПА НА РУБЕЖЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ | |||||
Введение | 1 | 1 | |||
6.1. | Эпоха Возрождения. Гуманизм | 12 | 2 | 2 | 8 |
6.2. | Великие географические открытия | 15 | 3 | 2 | 10 |
6.3. | Реформация в Германии и других странах | 15 | 3 | 2 | 10 |
6.4. | Политическая история раннего Нового времени | 15 | 3 | 2 | 10 |
Итого по разделу: | 58 | 12 | 8 | 38 | |
Пятый модуль | |||||
РАЗДЕЛ VII. ЕВРОПА И МИР В НОВОЕ ВРЕМЯ | |||||
7.1. | Модернизация экономики | 6 | 1 | 1 | 4 |
7.2. | Духовная жизнь. Эпоха Просвещения | 8 | 2 | 1 | 5 |
7.3. | Американская и Великая французская революции конца XVIII в. Становление западной демократии | 8 | 2 | 1 | 5 |
7.4. | Построение индустриальных обществ | 8 | 2 | 1 | 5 |
Итого по разделу: | 30 | 7 | 4 | 19 | |
РАЗДЕЛ VIII. XX ВЕК ВО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ | |||||
Введение | 1 | 1 | |||
8.1. | Первая половина XX века: между двумя мировыми войнами | 6 | 1 | 1 | 4 |
8.2. | Вторая половина XX века: вехи исторического развития | 8 | 2 | 1 | 5 |
8.3. | Модернизация традиционалистских обществ | 6 | 2 | 4 | |
8.4. | Глобализация мировых процессов. Научно-техническая революция и складывание постиндустриального мирового сообщества | 8 | 2 | 1 | 5 |
Итого по разделу: | 29 | 8 | 3 | 18 | |
ИТОГО: | 270 | 76 | 32 | 162 |
Программа дисциплины Этнология и этнопсихология стран Востока для направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра Автор программы
Программа дисциплиныПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Этнология и этнопсихология стран Востока».Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации (5)
Программа дисциплиныНациональный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации (6)
Программа дисциплиныНациональный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации (10)
Программа дисциплиныНациональный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации (40)
Программа дисциплиныНациональный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/Программа дисциплины «История философии стран Востока» для подготовки бакалавра по направлению 032100 Востоковедение и африканистика профиль «Философия, общественная и религиозная мысль Востока»
Программа дисциплиныУчебная дисциплина «История философии стран Востока» имеет целью ознакомление студентов с особенностями трех основных философских традиций — индийской, арабо-исламской и китайской, — формирование самых общих представлений об их истокахПрограмма дисциплины афроазиатизация современного мира для направления 030200. 68 «Политология» подготовки магистра Автор: кандидат исторических наук, профессор Воеводский Александр Валентинович (2)
Программа дисциплиныТекущий и промежуточный контроль знаний магистрантов по дисциплине «Афроазиатизация современного мира» предусматривает письменную аудиторную контрольную работу, выступления на семинарских занятиях, написание эссе и итоговый зачёт вПрограмма дисциплины афроазиатизация современного мира для направления 030200. 68 «Политология» подготовки магистра Автор: кандидат исторических наук, профессор Воеводский Александр Валентинович (1)
Программа дисциплиныТекущий и промежуточный контроль знаний магистрантов по дисциплине «Афроазиатизация современного мира» предусматривает письменную аудиторную контрольную работу, выступления на семинарских занятиях, написание эссе и итоговый зачёт вПрограмма дисциплины Философия (1-3 модули) для направления 032100. 62 Востоковедение и африканистика подготовки бакалавра Автор Порус В. Н
Программа дисциплиныЕсли (0,3 О текущий + 0,5 О аудиторная) 7,5 балла, то на экзамене студент может получить дополнительный вопрос, ответ на который оценивается в 1 балл.