Рабочая программа по дисциплине: история Отечества для специальности, 060101 Лечебное дело, код квалификации выпускника (65 специалист) форма обучения (очная)

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

«У Т В Е Р Ж Д А Ю»

Проректор

по учебно-методической работе,

председатель ЦКМС,

доцент Ф.Г. Биккинеев

____________________________

«______»_____________ 201 _ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине: _история Отечества__________________________

для специальности, 060101 Лечебное дело,

код квалификации выпускника (65 – специалист)__

форма обучения (очная)

Факультет _лечебный_______________________________________________________

Кафедра истории, философии, социологии, политологии________________________

Курс история_Отечества_____________________________________________

Семестр второй____

Лекции _21 часа

Практические (семинарские, лабораторные практикумы) Зачет 2____семестр

занятия 51часов

Самостоятельная

работа _36_____ часов

Всего 108 час,

------3------------ зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ)

2011 год

Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060101 - «Лечебное дело » в соответствии с учебным планом и на основании типовой программы по дисциплине,

утвержденной «___»_________20___ года

Разработчики программы:

Заведующий кафедрой

истории, философии,

социологии и политологии ______________________ Мухарямова Л.М.

Ст. преподаватель кафедры

истории, философии,

социологии и политологии _____________________ Фасхутдинова Е.Н.

Ассистент кафедры

истории, философии,

социологии и политологии _____________________ Галихузина Р.Г.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры истории, философии, социологии, политологии

«_____»______________________ 2011 года протокол №_______________

Заведующий кафедрой

истории, философии,

социологии и политологии _____________________ Мухарямова Л.М.

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании предметно-методической комиссии ________________________________________________ «_____»_______________201____ года протокол №__________________

Председатель

предметно-методического совета

гуманитарных и

социально-экономических дисциплин______________________ Мухарямова Л.М.

  1. Цели освоения дисциплины

Сформировать у студентов современное и целостное представление об основных этапах, направлениях истории России в контексте мировой истории, определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе.

Дать определение истории, как науке, ее месте в современном обществе, в системе социогуманитарных наук. Способствовать формированию исторического знания у студентов, добиться усвоению ими универсальных и национальных ценностей российского и мирового масштаба. Проанализировать изменения в исторических представлениях, которые произошли в последние десятилетия.

  1. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

История Отечества относится к гуманитарному циклу. Логически содержательно методически этот цикл связан с социальным и социально-экономическим циклам: философией, социологией, политологией, экономикой, правоведением, психологией личности, педагогикой, культурологией. Данная дисциплина призвана продемонстрировать специфику общественно-политической, экономической, культурной жизни общества в различные этапы развития Отечественной истории и дать необходимый минимум знаний о современных реалиях, ценностях и нормах гражданского общества в трансформирующейся России. Студенты, имея знания, полученные при освоении социально-экономического цикла, исследуют экономическое развитие России в разные исторические эпохи. Получают представления о рыночных отношениях, процессах модернизации, финансовых кризисах и т.п. Например, на семинаре, «Российская империя во второй половине XIX в.», занятие проводится в виде совместного выпуска Информационного листа об отмене крепостного права в Российской империи, в котором должна присутствовать следующая информация: условия освобождения крестьян от крепостной зависимости, отношение крестьян к этим условиям. Знания, получаемые при освоении социального цикла, способствуют пониманию структуры российского общества в разные периоды исторического развития. Представления, полученные в рамках политологии о политических учениях, предполагаются дополнить политическими течениями России. Знания, полученные при изучении советского периода, раскрывают положения социально-экономических циклов. Таким образом, названные дисциплины расширяют и конкретизируют знания студентов.

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) (ОК, ПК согласно ФГОС)

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства, знать историко-медицинскую терминологию (ОК -3);

способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссий и полемики редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению педагогической и воспитательной деятельности к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК -5);

способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК -8).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: основные закономерности и тенденции развития мирового исторического процесса; важнейшие вехи в истории России, место и роль в истории человечества и в современном мире; влияние России на развитие медицины; принципы ведения дискуссий в условиях плюрализма мнений и основные способы разрешения конфликтов; лексический уровень в объеме 4000 учебных лексических единиц.

Уметь: грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать социальную ситуацию в России и за ее пределами и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа; ориентироваться в действующих нормативно-правовых актах о труде, объясняя их исторической ситуацией. Выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива; использовать не менее 900 терминологических единиц и терминоэлементов; анализировать экономические проблемы и общественные процессы, быть активным субъектом экономики.

Владеть: навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов; уметь пользоваться научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет.

  1. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108часа

п/п

Раздел
дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов
и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Иллюстративное, материально-техническое и иное обеспечение раздела дисциплины

1

1.Создание государства у восточных славян.

1

1

2 ч.

2 ч.

Семинар

лекция

Текущий контроль знаний: 1.Инновационный диктант.

Компьютерная презентация лекции.

Семинар проводится в форме деловой игры «Исторические альтернативы».

Вопросы для игры:

1. Назовите основные социальные группы древнерусского общества XI– начало XII вв.. Какие категории населения Руси и почему можно отнести к господствующим, свободным, зависимым?

2. Составьте и скажите пять основных предложений (общественный строй, племенные союзы и др.) о возникновении государственности на Руси

3. Оцените полицентризм в истории древнерусской государственности с точки зрения его значения для развития древнерусских княжеств.

2

2.Древняя Русь.

1

1

2 ч.

2 ч.

2 ч.

лекция

Семинар

Сам. раб.

Текущий контроль знаний: 1.Контроль-ная работа (предлагае- тся 6 вариа -нтов карто- чек).

Компьютерная презентация лекции.

Семинарское занятие проводится в виде деловой игры «Дополните схему».

Студенты группы делятся на 3 подгруппы, которые работают над схемами, предложенными препода- вателем.

3

3.Средневеко-вые государства в нашем крае.

1

2

3 ч.

2 ч.

Семинар

Сам. раб

Текущий контроль знаний: 1.Показ собственных презентаций по истории Волжской Булгарии, Золотой Ор- ды, Казан- ского Ханст- ва.

Компьютерная презентация студентов.

Семинар проводится в форме ответов на вопросы преподавателя.

Вопросы:

  1. Что вы знаете о Волжской Булгарии?

  2. Расскажите о месте нашего края в исто- рии Золотой Орды.

  3. Как образовалось Казанское ханство?

  4. Какие государства угрожали с вашей точки зрения самостоятельности Казанского ханства?

  5. Кто и как завоевал Казанское ханство?

4

3.Русь от раздроблен- ности к самостояте- льному госу- дарствуву.

1

2

2 ч.

3 ч.

2 ч.

лекция

Семинар

Сам. раб.

Текущий контроль знаний: 1.Работа с источниками

2.Написание тезисов, резюме по статье, соста-ление схем и таблиц.

Компьютерная презентация лекции. Текст письменных источников по теме.

Семинар проводится в форме дебатов по теме «Создание единого государства на Руси».

Дебаты проводятся 40 минут, в остальное время студенты отвечают на вопросы преподавателя.

5

4.Российское государство на пороге нового времени (1584 – 1682 гг.).

1

3

2 ч.

2 ч.

2 ч.

лекция

Семинар

Сам. раб.

Текущий контроль знаний:

1.Тестовый контроль.

Компьютерная презентация лекции. Тесты./

Семинар проводится в форме показа собственных презентаций.

Вопросы для самостоятельной работы:

1.Как называли в Москве наш край и как он управлялся?

2.Что было в нашем крае во время Смуты?

3. Напишите в рабочей тетради «Церковная ре - форма 1654 г. в России: положительные и отрица-ельные ее черты. Каким цивилизационным альтер-тивам она вела?

6

5.Россия в XVIII в.

1

3

2 ч.

2 ч.

Семинар

Сам. р-та

Текущий контроль 1.Устное выступление в дебатах.

Семинар проводится в виде ролевой игры «Расскажите о правлении Петра I с точки зрения людей той эпохи (бояр, крестьян, чиновников, военных, историка, изучающего эту тему)»

7

6.Российская империя в XVIII в.

1

4

2 ч.

2 ч.

2 ч.

лекция

Семинар

Сам. р-та

Текущий контроль знаний: 1.Инновационный диктант.

Компьютерная презентация лекции.

Семинар проводится в виде ответов на вопросы:

1. Сравните крестьянские восстания под руководством С.Разина и Е. Пугачева.

Оформите ответ письменно следующим образом: крестьянские восстания под руководством С.Разина и Е. Пугачева имели: различия:

1________________. 2____________________.3____________.

Общие черты:1____________.2_________________.3______________________.

2. Напишите эссе на тему «Была ли эпоха дворцовых переворотов необходимым этапом истории Российс - кой империи, или этот этап – случайность?»

7.Российская империя в первой пол. XIX в.

1

5

2 ч.

2 ч.

2 ч.

лекция

Семинар

Сам. р-та

Текущий контроль знаний: 1.Дифферен - цированная проверочная работа.

Компьютерная презентация лекции.

Семинар проводится в виде деловой игры

«Общественно - политиче- ское движение». Студенты делятся на 2 подгруппы, одна из которых рассказы- вает об оппозиционных направлениях (в том числе и о декабристских кружках и о восстаниях), а другая о консервативных течениях,

Вественной войне 1812 г. и о Крымс - кой войне.О

Отечественной войне 1812 г. и Крымской войне.

10

8.Российская империя во второй пол. XIX в.

1

6

2 ч.

2 ч.

Семинар

Сам. р-та

Текущий контроль знаний:

1.Тесты на дополнение

Тесты. Учебная литература..

Семинарское занятие про - водится в виде совместно - го выпуска Информации- онного листа об отмене крепостного права в Рос -сийской империи.

Студенты определенной группы делятся на три команды, каждая из которых готовит Информа- - ционный листок, в кото- ром должна присутствовать следующая информация: условия освобождения крестьян от крепостной зависимости, отношение крестьян к этим условиям (указать и вос - стание в с. Бездна Казан - ской губернии и Куртин- скую панихиду), реформы 1861 -1874 гг., судьба Александра II.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Что вам известно о контрреформах Алексан- дра III и к каким послед - ствиям для развития России они привели?

2. Дайте определение терминам: промышленный переворот (когда он завершился в России); пореформенный период; модернизация, концессия; иностранный капитал.

3.Что вам известно о народничестве в России в 70 - 80-х гг. XIX в. и о развитии рабочего движения в конце XIX в.

11

9.Россия в начале ХХ века.

1

7

2 ч.

2 ч.

2 ч.

Семинар

Сам. р-та

лекция

Текущий контроль знаний:

1.Заполнение таблиц. Студенты делятся на 4 группы (одни табли - цу заполняя - ют, другие ее проверяют)

Компьютерная презентация лекции.

Семинар проводится в виде защиты рефератов.

Темы для подготовки которых преподаватель предложил ранее. Рефераты о реформах С.Ю. Витте, П.А. Столыпина и о Первой мировой войне.

Вопросы для самостоятельной работы.

1.Революция 1905-1907 гг. Укажите основные собы - тия, значение и итоги революции.

2.. Заполните таблицу «Многопартийность в России начала ХХ века».

Политические партии (лидеры)

Лидер(ы) партии

Идеал политического устройства

Решения аграрного вопроса

Решение «рабочего вопроса»

Требования по национальному вопросу

  1. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности (направлению) 060101 лечебное дело

    Содержательный отчет
    Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 060101 (040100) «Лечебное дело» ведется в Северном государственном медицинском университете на лечебном факультете с момента основания
  2. Отчет по итогам самообследования Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ростовской области

    Содержательный отчет
    Самообследование образовательной деятельности Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ростовской области «Новочеркасский медицинский колледж» (ГОУ СПО РО НМК) проведено с целью определения
  3. Реализация рекомендаций Государственной аттестационной комиссии по итогам аттестации (аккредитации) 2007г

    Реферат
    Учебное заведение было основано в 1940 году как Калмыцкая фельдшерско-акушерская школа. Первый выпуск состоялся в самый тяжелый период Великой отечественной войны в 1942 году.
  4. Отчет о работе Медицинского колледжа №2 по итогам самообследования Москва 2011 год

    Содержательный отчет
    электронных учебников, медиатек 10 4. .3 Сведения о подписных периодических изданиях 10 4. .4 Роль библиотеки в учебно-воспитательном процессе 10 Использование компьютеров в образовательном процессе 11 Организация образовательного
  5. Отчет по результатам самообследования государственного

    Содержательный отчет
    Соответствие качества подготовки выпускников и обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным требованиям.
  6. Отчет Партизанского филиала краевого государственного образовательного бюджетного учреждения среднего профессионального образования «Владивостокский базовый медицинский колледж» по результатам самообследования

    Содержательный отчет
    В связи с окончанием срока действия свидетельства о государственной аккредитации Партизанского филиала КГОУСПО «ВБМК» рег.№71 выданного 06 июня 2006г.
  7. Чеченский государственный университет (16)

    Основная образовательная программа
    ООП высшего профессионально образования, реализуемое в Чеченском Государственном Университете по направлению подготовки специальности 060101 «Лечебное дело» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную с учетом
  8. Чеченский государственный университет (18)

    Основная образовательная программа
    ООП высшего профессионально образования, реализуемое в Чеченском Государственном Университете по направлению подготовки специальности 060101 «Лечебное дело» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную с учетом
  9. Конкурс при поступлении (динамика за последние три года)

    Конкурс
    3.5 Возможности получения дополнительного профессионального образования. Наличие практики дополнительной сертификации квалификации с участием работодателей.

Другие похожие документы..