А. В. Перышкин Физика. 8 кл.: Учеб для общеобразоват учеб заведений. 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2002. 192 с.: ил

с.а.смотрова,

СОШ № 2, п. Разумное, Белгорордская обл.

Мощность электрического тока

Урок объяснения нового материала, 8-й класс

(Учебник: А.В. Перышкин Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 192 с.: ил.)

Цели деятельности педагога:

Образовательные: “получить” учащихся, знания которых удовлетворяют требованиям:

Учащиеся должны:

  1. Знать понятие мощности;

  2. Уметь собирать простейшие электрические цепи по схеме, измерять силу тока в электрической цепи, напряжение на концах проводника, определять мощность электрического тока с помощью амперметра и вольтметра, решать качественные и расчетные
    задачи;

Развивающие:

1. Совершенствовать интеллектуальные способности и мыслительные
умения учащихся, коммуникативные свойства речи;

2. Продолжить работу по овладению методами научного исследования.
Воспитательные:

1. Продолжить работу по формированию у учащихся добросовестного отношения к учебному труду и положительных мотивов учения; коммуникативных умений, эстетического восприятия мира;

2. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения
взаимопонимания, побуждения к действию, ощущения эмоционального
удовлетворения.

Обучающая цель урока: сформировать общие представления о мощности электрического тока, способе определения этой физической величины.

Цель считается достигнутой:

На уровне знакомства, если ученик знает физическую величину и формулу

для ее определения и отличает их среди других;

На уровне понимания, если ученик умеет: а) привести примеры мощности потребителей электрической энергии; б) ответить на вопросы.

На уровне применения, если ученик решает количественные и качественные

задачи.

Тип: учебное занятие по изучению и закреплению знаний и способов действий в форме «Восхождение на Пик Знаний»

Особенности занятия: оно строится на деятельностной основе.

Дидактические средства

1. учебник “Физика. 8 кл”

2. задания физического диктанта для самоконтроля в 2-х вариантах

3. экспериментальные задания

Оснащение занятия

  1. Компьютер

  2. Компьютерный проектор, экран

  3. Презентация урока

Домашнее задание

А) основное: § 51 упр. 25 (1) подготовиться к лабораторной работе №7

Б) творческое задание (по выбору учащихся): провести дома учет мощности всех домашних приборов и посчитать, какой ток пойдет через счетчик, если все эти приборы включить одновременно.

В) творческое задание (по выбору учащихся): Мини – сочинение «Как я экономлю электроэнергию? Зачем необходимо экономить электроэнергию?»

Оборудование

1. Для работы групп экспериментаторов:

  • №1 и №2 - амперметр, вольтметр, источник тока, ключ, лампочка на подставке, соединительные провода (6 шт.), секундомер;

  • №3 -вольтметр, источник тока, ключ, резистор на 4 Ом, соединительные провода (4 шт.);

  • №4 - амперметр, источник тока, ключ, лампочка на подставке, реостат, соединительные провода (6 шт.);

  • №5 - амперметр, источник тока, ключ, резистор на 4 Ом, соединительные провода (4 шт.)

  1. Для учителя: источник тока, две лампочки на подставке, ключ, соединительные провода.

ОФОРМЛЕНИЕ тема урока “Мощность электрического тока.”

Картина горы с указанием переходов.

1 – «Собери рюкзак»

1-2 – «Слушаю учителя»

2 – «Люблю задачи я!»

2-3 – «Экспериментальная»

3 – «АБВГДейка»

3-4 – «Переход быстрых ответов»

На доске запись:

“Я буду умным, Я буду мудрым,

Я буду стараться…

У нас все получится!”

Психологическая установка и актуализация знаний (музыкальное сопровождение). Учитель: Ребята! К уроку все готовы? Я даю вам целевую установку

“Я буду умным,

Я буду мудрым,

Я буду стараться…

У нас все получится!”

У вас есть елочная гирлянда на 40 электрических ламп, питаемых от городской сети. Что произойдет, если одна лампа перегорела? (гирлянда гореть не будет). У нас с вами нет запасной лампочки. Как заставить гирлянду гореть? (удалить сгоревшую лампочку и соединить провода). Вопрос, когда в комнате было светлей: при 40 лампочках или 39? (Ученики высказывают свое мнение). Чтобы ответить на вопрос, мы должны познакомиться с новой физической величиной, поэтому мы с вами проведем необычный урок. Скажите, кто из вас не любит путешествовать? А кто хоть раз поднимался в горы? Мы с вами совершим восхождение на пик знаний. Знаний по теме «Мощность электрического тока»

Я знаю – где-то есть заветная гора,

Я верю, что придет пора

И, может быть, не раз придется отступать –

Я должен там когда-то побывать.

Р. Шмаков

Но чтобы отправиться в поход, нам необходимо собрать рюкзак. Тяжесть рюкзака будет зависеть от багажа ваших знаний. Итак, на столе у вас лежат листочки с заданиями. Есть и «Листок контроля знаний», на котором вы напишите свою фамилию и имя, и после каждого задания будете выставлять оценку.

«Собери рюкзак» - 2 варианта, вы должны ответить на 5 вопросов.

. 1. Запишите формулу

  • Силы тока

  • Электрического сопротивления

  • Полного напряжения в цепи при последовательном соединении проводников

  • Работы электрического тока

2.Прибор для измерения электрического напряжения на участке цепи

2В. Запишите формулу

  • Электрического напряжения

  • Закона Ома

  • Силы тока в неразветвленной части цепи

  • Общего сопротивления при последовательном соединении

  • Прибор для измерения силы тока в цепи

У. А теперь поменялись тетрадями и проверили ответы, за 5 правильных – «5», за 4 – «4», за 3 – «3».

Взаимопроверка

1. 1.

2. 2.

3. 3.

4. 4.

5. вольтметр 5. амперметр

Поднимите руку, кто получил оценку «5», «4», «3». Молодцы! К Восхождению все готовы.

Чтобы нам продолжить путь,

Надо знанья почерпнуть.

Мы тетради открываем

И мощность изучаем.

Изучение нового материала. Переход «Слушаю учителя»

У. Ваше задание, внимательно слушать учителя и необходимые данные записывать в тетрадь.

Мы знаем, что мощность это физическая величина, показывающая работу, совершенную в единицу времени. Следовательно, чтобы найти среднюю мощность электрического тока, надо его работу разделить на время:

Обозначение: работа тока – А, время – t, мощность тока – P.

. Работа электрического тока , следовательно (1) Таким образом, мощность электрического тока равна произведению напряжения на силу тока.

За единицу мощности, как известно, принят 1Вт=1 . Из формулы (1) следует, что 1Вт=1Вс. Используют также единицы мощности, кратные ватту: 1 гВт= 100 Вт, 1 кВт=1000 Вт, 1 МВт=1000 000 Вт.

Как можно измерить мощность электрического тока?

Силу тока измеряем амперметром


Напряжение измеряем вольтметром ваттметр – специальный прибор, который непосредственно измеряет мощность электрического тока в цепи.

По мощности легко можно определить работу A=Pt. В таблице 9 на стр. 120 приведены мощности некоторых источников и потребителей электрического тока. (Работа с таблицей)

А теперь нас ждет привал «Люблю решать задачи я!». У вас на столе листочки с текстами задач, в скобках указана оценка. Каждый из вас вправе выбрать любую. Желающие решать задачу у доски поступают точно так же.

«Люблю решать задачи я!»

1 (3) Напряжение на концах проводника 12 В, сила тока в нем 1,2 А.

2 (3) На баллонепервой лампы написано 24В и 0,7А, а на второй – 120В и 0,1А. У какой из двух ламп мощность больше?

3(3) Какой мощностью обладает электрообогреватель, если его сопротивление 48 Ом, а сила тока в нем 5А?

4 (4) Чему равна сила тока в проводнике, если при напряжении на концах проводника 120 В мощность тока в нем составляет 1,2 кВт?

5 (4) Какую работу совершает электрический ток за время 20 мин при мощности 0,6 кВт?

6 (4) Вычислите, какую работу совершает за 0,5 ч электрический ток в лампе звезды башни Кремля, мощность которой 5 кВт.

7 (5) В квартире имеется электролампа мощностью 100 Вт. Ежедневно лампа горит в течение 5ч. Найти работу тока за один месяц (30 дней).

8 (5) В сеть с напряжением в 220 В включили холодильник мощностью 110Вт, электрическую лампу мощностью 100Вт. Можно ли включать в эту сеть электрический утюг мощностью 300Вт, если предохранитель рассчитан на 6А?

(Три ученика у доски, остальные работают самостоятельно)

Самопроверка:

1 – P=14,4 Вт

2 – PP

3 – P=240 Вт

4 – I=10А

5 – А=720 000 Дж=720 кДж

6 – А=9000 Дж=9 кДж

7 – А=54 000 000Дж=54 МДж

8 – Можно, т.к. I=2,3А.

У. Молодцы! Не забыли поставить оценки в листок контроля. Сейчас нас ожидает самый трудный подъем по крутой скале. Альпинисты не ходят в одиночку, поэтому у нас с вами групповая работа «Экспериментальная». Прежде чем приступить к выполнению, давайте с вами повторим правила ТБ и правила включения электроизмерительных приборов.

Ребята, знаете, мне случайно в руки попался старинный листок, в котором некоторые слова исчезли. Помогите, пожалуйста, восстановить текст.

Текст №1. Амперметр, Его высочество,

Не терпит одиночества,

С нагрузкой ты его включай,

На клеммах знаки примечай –

И стрелка повернется,

На силу тока отзовется.

Текст №2 Вольтметр, дружочек!

Измерь напряжение разочек,

Тебя к нагрузке параллельно подключу

И клеммы плотно закручу.

Правильно! В 1 тексте говорится об амперметре, а во втором – вольтметре. Как же их необходимо включать в электрическую цепь? Вот вам задание. Покуда звучит музыка, старайтесь его выполнить. Дерзайте! В путь. А если трудно станет, то руку поднимите, и помощь получите.

Переход «Экспериментальный»

Группа №1. Соберите электрическую цепь по схеме.

По данным опыта определите мощность тока в лампе.

Группа №2. Соберите электрическую цепь по схеме.

По данным опыта определите работу тока в лампе за 30с.

Группа №3. Соберите электрическую цепь по схеме. По данным опыта вычислите мощность электрического тока на резисторе сопротивлением 4 Ом.

Группа №4. Соберите электрическую цепь по схеме. По данным опыта вычислите мощность электрического тока на резисторе сопротивлением 4 Ом.


Группа №5. Соберите электрическую цепь. Проверить, изменится ли мощность тока в лампе, если ползунок реостата сдвинуть. Ответ пояснить.

У. Молодцы! Вы преодолели самый трудный подъем, никого не потеряли в пути. Пришло время отдохнуть. Привал «АБВГДейка». Как хорошо уметь писать! А еще лучше – уметь писать грамотно. Вставьте пропущенные буквы в следующих словах:

Напряжение, сопротивление, электризация, аккумулятор, реостат.

Самопроверка. Кто написал все слова верно – «5», 4 слова – «4», 3 слова – «3».

Молодцы! У нас с вами остался самый последний переход «Переход быстрых ответов».

«Переход быстрых ответов»

  1. Что называют мощностью?

  2. Как рассчитать среднюю мощность электрического тока?

  3. Какие приборы необходимы для измерения мощности электрического тока?

  4. Какой специальный прибор непосредственно измеряет мощность тока?

  5. Что принимают за единицу мощности?

  6. Как выражается единица мощности через единицы напряжения и силы тока?

  7. Какие единицы мощности используют на практике?

У. Молодцы! Мы с вами успешно покорили пик знаний по теме «Мощность электрического тока». И теперь можем ответить на вопрос, поставленный в начале урока. (При постоянном напряжении мощность зависит от сопротивления: мощность тем больше, чем меньше сопротивление цепи. На 39 лампочках общее сопротивление меньше, чем на 40, следовательно будет потребляться большая мощность и температура их нитей будет выше). При 39 лампочках будет светлее, чем при 40.

В конце пути я хотела бы напомнить вам слова Е. Евтушенко

…Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя…

Берегите всех зверей в природе,

Убивайте зверя лишь внутри себя.

Так вот у альпинистов есть одна особенность. По пути своего следования они не оставляют ни одной бумажки. Поступим точно также и мы, оставляем после себя чистое рабочее место.

Рефлексия. А теперь подведем итоги урока. Скажите, какая часть урока, какие задания показались вам наиболее интересными? Скучными? Что было неудачным и почему?

Итог урока Окончен на сегодня путь,

Пора немного отдохнуть.

Пик знаний мы покорили-

Сундук знаний получили!

  1. Учебно-методический комплекс для основной и средней школы

    Учебно-методический комплекс
    М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 кл. для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Русский язк 5-9 кл. – М.
  2. Отделение общего среднего образования.

    Документ
    Азбука нравственности в картинках :Рабочая тетрадь: 1 класс: пособие для учащихся /под ред. Э.П. Козлова - М: ИОСО РАО "Филология", 2001.- 4 п.
  3. Отделение общего среднего образования

    Документ
    Азбука нравственности:1 кл: Книга для чтения с учащимися: Пособие для учителей /под ред. Э.П. Козлова - М.: ИОСО РАО "Филология", 2001– 10 п.
  4. Пояснительная записка к учебному плану моу сош №5 г. Ноябрьска на 2009-2010 учебный год

    Пояснительная записка
    Учебный план школы – нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и учебным годам.
  5. Структура программы: Предназначение образовательной программы, цель ее разработки. Общая характеристика образовательного учреждения. Проблемно-ориентированный анализ образовательного пространства школы

    Образовательная программа
    «Школа – это самая светлая пора жизни. Надо создать все условия для того, чтобы ребята могли реализовать себя. Чтобы школа стала для них родным домом, большой захватывающей Страной знаний, в которой они могли бы изучать не только предметы,
  6. Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой или иными информационными ресурсами и материально техническом оснащении (1)

    Документ
    Протоиерей Александр Рудаков. Магистр Богословия. Краткое учение о Богослужении в Православной Церкви в кн.: Слово Божие. Букварь славянский или Церковный и краткое учение о Богослужении.
  7. Информационная карта общеобразовательного учреждения, проходящего государственную аккредитацию в 2011-2012 учебном году (1)

    Документ
    Медико-социальные условия пребывания обучающихся, воспитанников (организация питания и медицинского обслуживания обучающихся, воспитанников, соответствие режима обучения требованиям СанПиН, наличие необходимых условий для проживания
  8. «Бюллетень» (10)

    Бюллетень
    Атлас пресноводных рыб России. В 2 томах. Том 2/ Ю.С. Решетников, О.А. Попова, Л.И. Соколов и др.; под ред. Ю.С. Решетникова. 2-е изд М.: Наука, 2003.
  9. Информация по оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений

    Документ
    М.С. Соловейчик, И.М.Бетенькова Букварь в 2х частях. О.В.Кубасова. Литературное чтение: любимые страницы. Учебник в 1 части – Смоленск: «Ассоциация 21 век», 2011г.

Другие похожие документы..