Отчет о работе Учебно-методического управления за 2008-2009 учебный год

ОТЧЕТ

о работе Учебно-методического управления за 2008-2009 учебный год

1 декабря 2008 произошла реорганизация Методического управления в Учебно-методическое управление. До этого момента деятельность Методического управления была направлена, в основном, на подготовку Академии к самообследованию и предстоящей аккредитации вуза.

С этой целью учебные планы по двум направлениям и семнадцати специальностям были приведены в соответствие с требованиями Государственных образовательных стандартов. Под руководством управления рабочие учебные планы были набраны в программе GosInsp Информационно-методического центра по аттестации образовательных учреждений (ИМЦА) и направлены на экспертизу в г. Шахты. В результате этой проверки не выявлено никаких отклонений.

Под руководством Методического управления на факультетах РЭА началась работа по обновлению учебно-методических комплексов по всем дисциплинам направлений/специальностей к предстоящей комплексной проверке вуза.

В связи с образованием Учебно-методического управления произошло расширение данного структурного подразделения и в его состав вошло четыре отдела: учебный отдел, отдел внутреннего методического аудита, отдел стандартизации и развития образовательных программ, отдел практики и стажировок, координационно-методический отдел УМО. В результате реорганизации, прошедшей в апреле 2009 г. (Приказ № 153 от 29 апреля 2009 г. О структурной схеме на 2009/2010 учебный год), координационно-методический отдел УМО вышел из состава Управления.

В связи с объективными трудностями, обусловленными формированием Управления – подбор и оформление на работу кадрового состава, выделение помещений и проведение в них ремонтных работ, оформление материально ответственных лиц, выделение и подключение технических средств, необходимых для обеспечения деятельности сотрудников, составление и утверждение в канцелярии Академии номенклатуры дел и т.п., реально функционирование двух отделов - отдела стандартизации и развития образовательных программ и отдела практики и стажировок - началось в январе-феврале 2009 г.

В связи с реорганизациями в декабре 2008 г., а затем в мае 2009 г. были дважды разработаны и оформлены в надлежащие сроки положения о структурных подразделениях Управления и должностные инструкции его сотрудников.

Учебно-методическое управление активно включилось в процесс самообследования и подготовки к аккредитации. Совместно с Управлением качества образования была создана комиссия по проверке готовности факультетов Академии к аккредитации, которая провела учебно-методический аудит деятельности всех деканатов и кафедр.

Сотрудниками Учебно-методического управления было организовано и проведено 21-22 апреля 2009 г. заседание УМО на базе Академии в рамках Всероссийской научно-практической конференция «Развитие российской экономической мысли».

Одной из важнейших задач Управления было обеспечение начала подготовки Академии к реализации образовательных стандартов третьего поколения. В рамках ее решения была проведена необходимая подготовительная работа.

Управлением было организовано обучение своих сотрудников и рада деканов факультетов по программам специализированной подготовки в области проектирования нового поколения основных образовательных программ. Организованы и проведены Мастер-классы по разработке нового поколения основных образовательных программ на основе Федеральных государственных образовательных стандартов, введению рейтинговой системы оценки успеваемости и качества знаний студентов в ГОУ ВПО «РЭА им. Г.В. Плеханова», применению нормативов для расчета объема учебной работы.

Производилась разработка и обеспечение подразделений Академии актуализированной методической документацией; модерация сайта Управления.

Конкретно в 2008-2009 учебном году отделами Управления была проделана следующая работа.

Учебным отделом:

  • составлено расписание учебных занятий для 408 дневных и 61 вечерней групп;

  • осуществлялось распределение аудиторного фонда в целом для обеспечения учебных занятий и по заявкам (до 5 в день) структурных подразделений академии, что требовало внесения существенных корректив в расписание;

  • сформировано 137 ГЭКов, под руководством отдела проведено более 500 заседаний государственных экзаменационных комиссий и защите выпускных квалификационных работ и подведены итоги их работы;

  • собраны и сведены в единую базу сведения о контингенте студентов по специальностям и специализациям для расчета объема педагогической работы научно-педагогических работников с факультетов были;

  • разработаны и внедрены в учебный процесс новые расчетные нормы времени выполнения педагогической нагрузки различных категорий научно-педагогическими работниками;

  • разработаны нормативы для расчета объема учебной работы и проведена проверка правильности их применения;

  • проведен расчет перевыполнения нагрузки преподавателей и подготовлены документы для его оплаты;

  • подготовлен проект приказа о закреплении за кафедрами академии 967 учебных дисциплин;

  • была организована работа по организации 120 часов видеолекций для филиала в г. Екатеринбурге;

  • составлен реестр размещения подразделений академии в помещениях 1,2,3,4 и 5 учебных корпусов;

  • под руководством отдела осуществлялось перемещение подразделений академии в новые помещения;

  • принято участие в работе комиссии по заселению общежития и комиссии по списанию материальных ценностей.

Отделом внутреннего методического аудита:

  • проведена проверка более 1500 рабочих учебных программ на предмет соответствия Государственным образовательным стандартам и нормативным документам по оформлению рабочих программ проверены по направлениям «Менеджмент» и «Экономика» и по 17 специальностям, реализуемым на 11 факультетах в период подготовки Академии к аккредитации;

  • разработаны «Общие требования к изданиям, публикуемым в «РЭА им. Г.В. Плеханова» (совместно с РИО Академии), положения «О курсовых работах», «О методической комиссии факультета (кафедры)»;

  • осуществлена экспертиза модульных графиков и недельных сеток учебного процесса по направлениям и специальностям, реализуемым в Академии по 2 направлениям и 18 специальностям;

  • с целью усовершенствования учебного процесса разработана новая форма модульного графика;

  • оказывалась консультационная и методическая поддержка факультетам при составлении модульных графиков учебного процесса и разработке учебных планов в программе Gosinsp;

  • принято активное участие в организации и проведении Мастер-класс по разработке Основных образовательных программ на основе Федеральных государственных образовательных стандартов;

  • осуществлена экспертиза рукописей, подготовленных к изданию через РИО РЭА им. Г.В. Плеханова на предмет соответствия Государственным образовательным стандартам и рекомендовано к изданию через Издательство «РЭА им. Г.В Плеханова» учебных пособий – 14, лекций – 13, сборников лекций – 2, практикумов - 4, сборников программ – 1;

  • осуществлен мониторинг изменений в нормативно-правовом регулировании образовательного процесса и обновление правовых источников в разделе «Нормативно-правовые акты».

Деятельность Отдела стандартизации и развития образовательных программ была направлена, в основном, на организацию работы по формированию основных образовательных программ нового поколения, реализующих Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). В частности:

  • составлен график проектирования основных образовательных программ нового поколения, реализующих ФГОС ВПО;

  • сформированы проектные группы (коллективы) по направлениям и профилям подготовки;

  • подготовлены проекты учебных планов нового поколения;

  • разработан ряд методических материалов, необходимых для проектирования ООП:

- макет учебного плана

- график учебного процесса

- требования по формированию миссии и целей новых ООП

- требования по конкретизации компетенций выпускника по новым ООП

  • принято участие в проведении и подготовки материалов для деканских сред и Мастер-класс по вопросам проектирования основных образовательных программ нового поколения,

  • принято участие в проведении заседания УМО на базе Академии,

  • принято участие в работе комиссии по проверке правильности применения нормативов для расчета объема учебной работы,

  • осуществлялось консультирование и обучение сотрудников кафедр и факультетов по вопросам проектирования нового поколения основных образовательных программ,

  • собраны, проверены и обобщены миссии, цели и уточненные компетенции выпускников по новым ООП.

Отделом стажировок и практик:

разработано Положение о порядке проведения практики студентов ГОУ ВПО «Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова»;

проведена проверка готовности факультетов и выпускающих кафедр к аккредитации Академии в части организации учебных, производственных и преддипломных практик в составе комиссии Учебно-методического управления и Управления качеством;

  • разработан типовой Договор о проведении практики студентов ГОУ ВПО «Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова»;

  • проведен внутренний аудит действующих Договоров о сотрудничестве между Академией и предприятиями (организациями) – базами практик;

  • разработаны совместно с РИО Академии требования к изданию Программ учебной, производственной и преддипломной практик и методических рекомендаций к составлению отчета о практике;

  • направлены предложения о сотрудничестве 120 организациям (предприятиям) посредством рассылки через интернет-порталы;

  • направлены письма руководителям ведущих организаций и компаний (ГК «Ростехнологии», Счетная палата РФ, ОАО«Лукойл», ОАО «Страховая компания «ЖАСО» и др.)

  • проведены переговоры с ГК «Ростехнологии», Сбербанк России, Группа компаний ЭФЕС, Росбанк, Страховая компания РОСНО, Группа компаний «МЕТРО», ООО «Новартис Консьюмер Хелс» и др.

В прошедшем учебном году Учебно-методическим управлением подготовлено и проведено 6 заседаний Методического Совета Академии, на которых были рассмотрены следующие вопросы:

  1. О разработке проектов Государственных образовательных стандартов III поколения.

  2. О подготовке к аккредитации Академии, в т.ч. материалов по практикам, рабочих учебных программ

  3. О результатах вводного контроля математической подготовки студентов 1 курса факультета Менеджмента,

  4. Об издании учебно-методической литературы,

  5. О результатах проведения внутреннего аудита факультетов,

  6. Об подготовке к изданию сборников программ по направлению/специальности и других методических материалов,

  7. О подготовке к проведению производственной и преддипломной практики,

  8. О преподавании физкультуры в РЭА,

  9. О результатах проверки программ школы MBA «Интеграл»,

  10. О подготовке к внедрению инновационных образовательных программ по факультетам,

  11. История, современное состояние и перспективы подготовки инженеров для предприятий торговли и общественного питания,

  12. О начале разработки примерных учебных планов по ООП ФГОС;

  13. О разработке «Положения о конкурсе студенческих работ»,

  14. О регистрации интеллектуальной собственности,

  15. Об итогах работы комиссии по проведению анализа исполнения норм времени для расчета учебной нагрузки,

  16. О необходимости пересмотра Положения о контроле знаний студентов,

  17. Об изменении нагрузки преподавателей по руководству КМКР,

  18. Об оптимизации структуры учебных планов в частности уменьшения объема часов на преподавания дисциплин иностранного языка,

  19. О формах Итоговой Государственной аттестации, предусмотренных при проектировании ООП нового поколения, в РЭА им. Г.В.Плеханова, О внесении изменений в Положение о реализации ООП в сокращенные сроки, постановили: вынести Положение в новой редакции на утверждение Ученым советом РЭА им. Г.В. Плеханова. Деканатом РЭА им. Г.В. Плехановы провести переработку учебных планов подготовки бакалавров по сокращенной форме обучения.

  20. О результатах анкетирования абитурентов,

  21. О результатах Федерального Интернет - экзамена – ФЭПО 9 (весенняя сессия 2008/09.

В Методическом совете прошли экспертизу, обсуждение и были утверждены следующие учебно-методические документы и положения:

Положение о порядке проведения практики студентов ГОУ ВПО «РЭА им. Г.В. Плеханова»

Типовой договор о проведении практики студентов ГОУ ВПО «РЭА им. Г.В. Плеханова», вступающего в силу в качестве типового с 01 января 2009 года.

Уточнения и дополнения к Положению об УМК

Уточнения и дополнения к Методическим указаниям по составлению и оформлению рабочей программы учебной дисциплины

Положение о Методическом совете ГОУ ВПО «Российская Экономическая Академия им. Г.В. Плеханова»

Положение о Методической комиссии факультета (кафедры)

Требования, предъявляемых к изданиям, публикуемым в РЭА.

Положение о Московском конкурсе презентаций студентов 2-3 курсов ВУЗов и факультетов экономического профиля на английском языке на тему «Бизнес в России»

Положение о курсовых работах

Положение о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в ГОУ ВПО «РЭА им. Г.В. Плеханова»

Учебные планы второго высшего образования по направлениям 080500 «Менеджмент» и 080100 «Экономика» факультета Государственной службы, труда и занятости

Учебные планы по направлению 080100 «Экономика» со специализациями «Внешнеэкономическая деятельность» и «Международное экономическое сотрудничество», разработанного факультетом Международные экономические отношения

Учебные планы подготовки магистров:

по направлению 080100 «Экономика»:

-Учет и анализ в антикризисном управлении – факультет Бизнеса и делового администрирования;

- Бухгалтерский учет и налоговое администрирование -факультет Бизнеса и делового администрирования;

-Международные стандарты финансовой отчетности- факультет Бизнеса и делового администрирования;

-Экономические риски - Экономико-математический факультет;

-Анализ финансовых рынков - Экономико-математический факультет;

по направлению 080500 «Менеджмент»:

- Управление интеллектуальной собственностью и нематериальными активами – факультет Менеджмента

- Товарный менеджмент – факультет Товароведения и торговли

- Государственные и муниципальное управление – факультет Менеджмента.

Изменения в учебные планы и модульные графики учебного процесса факультетов ОЭФ, МЭО, ФТТ.

Форма модульных графиков учебного процесса в ГОУ ВПО «РЭА им. Г.В. Плеханова».

Утверждены следующие специализации:

- «Экономика и управление трудом в организации» в рамках специальности «Экономика труда» на Общеэкономическом факультете,

- «Исследование операций на рынке ценных бумаг» в рамках специальности 080116 «Математические методы в экономике» на Экономико-математическом факультете

Рассмотрен вопрос и принято решение об открытии и начале реализации:

- на факультете Государственной службы, труда и занятости образовательных программ второго высшего образования по направлениям 080500 «Менеджмент» и 080100 «Экономика»

- в Улан-Баторском филиале ГОУ ВПО «Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова» образовательных программ по подготовке:

бакалавра по направлению 080500 «Менеджмент» со специализацией «Менеджмент организации»;

дипломированного специалиста по специальности 080401.65 – «Товароведение и экспертиза товаров (в сфере производства непродовольственных товаров и сырья), «Товароведение и экспертиза товаров (в сфере производства продовольственных товаров и сырья).

бакалавра по направлению 080100 «Экономика» со специализациями «Внешнеэкономическая деятельность» и «Маркетинг.

Одно из направлений деятельности Управления - это подготовка и проведение «деканских сред», на которых в прошедшем учебном году велось обсуждение злободневных вопросов, касающихся учебного процесса Академии:

  1. Отчет о поездке в Китай деканов факультетов Информатики, Менеджмента и Финансового: возможные перспективы сотрудничества.

  2. О результатах самообследования по факультетам.

  3. О подготовке материалов по практикам к аккредитации Академии.

  4. О проведении внутреннего аудита по факультетам: о графике проведения проверки готовности факультетов к государственной аккредитации; о результатах проверки учебных планов в г. Шахты, переданных в Рособрнадзор; о подготовке учебных программ и программ практик к аккредитации по факультетам.

  5. Об обеспеченности учебной литературой студентов по основным образовательным программам, реализуемым в ГОУ ВПО «РЭА им. Г.В. Плеханова».

  6. Об экономическом обосновании составления операционных бюджетов основных структурных подразделений.

  7. Об устранении недостатков, выявленных в ходе внутреннего аудита факультетов Академии.

  8. О передаче магистерских программ и готовности факультетов Академии к их реализации.

  9. О взаимодействии Пресс-центра и факультетов (кафедр).

  10. О подготовке к разработке основных образовательных программ нового поколения стандартов в РЭА.

  11. О повышении квалификации научно-педагогических работников.

  12. О плагиате в студенческих работах и системе «Антиплагиат».

  13. О формировании рабочих групп по проектированию ООП нового поколения и их задачах.

  14. О заключении договоров с организациями-базами практик.

  15. Об опыте интеграции «гостевых» лекций в учебный процесс на факультете магистерских программ.

  16. О проектировании нового поколения основных образовательных программ (ООП).

Сотрудниками Управления была проведена учеба кадрового резерва заведующих кафедрами и деканов по вопросам организации и планирования учебно-методической работы деканатов и кафедр Академии.

В 2009 году начальник, заместитель начальника Управления и начальник отдела стандартизации и развития образовательных программ прошли специализированную подготовку в качестве актива базовых вузов УМО в области проектирования нового поколения основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО, на базе Московского текстильного университета им. А.Н.Косыгина. Повышена квалификация и начальника отдела внутреннего методического аудита по программе «Проектирование и реализация основных образовательных программ вуза при переходе на систему ФГОС» в МГТУ им. Баумана.

Объем проводимых Управлением работ зависит напрямую от таких показателей, как обслуживаемый контингент студентов, нагрузка, выполняемая НПР Академии, количество преподаваемых дисциплин. За три года увеличение обслуживаемого контингента студентов и нагрузки, выполняемой НПР, составило, соответственно, 109,4 и 119, 1 %, а за 5 лет – полтора раза. Рост количества преподаваемых дисциплин только за последний год составил 117,2 %, за 5 лет – 143,3 %.

№ п/п

Показатели

2008-2009 уч. г.

2006-2007 уч. г.

2004-2005

уч. г.

Изменение: отчетный год в % к

2006-2007

2004-2005

1.

Обслуживаемый контингент студентов, чел.

10500

9600

7000

109,4

150,0

2.

Нагрузка, выполняемая НПР, час.

860000

722000

573000

119,1

150,1

3.

Количество преподаваемых дисциплин

967

825 – 2007-2008 уч.г.

675

117,2 – к 2007-2008 уч.г.

143,3

Важнейшей задачей Управления на следующий учебный год является организация и координация методической подготовки факультетов и кафедр Академии к реализации образовательных стандартов третьего поколения во исполнение распоряжения ректора № 68 от 11 июня 2009 г. О проектировании основных образовательных программ (ООП). В частности, руководство и непосредственное участие в проектировании основных элементов ООП:

- формировании компетентностной модели выпускника;

- разработке компетентностно ориентированных учебных планов нового поколения;

- разработке УМК учебных дисциплин;

- разработке типовых программ учебной, производственной и преддипломной практик в соответствии с требованиями ФГОС;

- проведение мастер-класса по разработке программ учебных дисциплин и практик;

- переработка Положений: «Об итоговой государственной аттестации», «О промежуточной аттестации», «О текущем контроле», и др. в связи с новыми требованиями реализации ФГОС;

- организационная подготовка обучения студентов по учебным планам, разработанным на основе ФГОС, в рамках компетенций Управления.

Также необходимо будет решать следующие задачи:

  1. Проведение организационно-методической работы по обучению магистров в пределах компетенций Управления в связи с передачей реализации ряда магистерских образовательных программ на соответствующие факультеты. В частности, участие в организации разработки новых и переработке действующих учебных планов по магистерским программам, в т.ч. в формате ИМЦА г. Шахты, экспертиза этих планов.

  2. Анализ эффективности внедрения рейтинговой системы оценки успеваемости и качества знаний студентов в ГОУ ВПО «Российская Экономическая Академия им. Г.В. Плеханова» (на первом курсе). Сбор предложений и замечаний представителей факультетов по доработке и внесению изменений в Положение о рейтинговой системе.

  3. Оптимизация закрепления учебных дисциплин за кафедрами Академии.

  4. Экспертиза рукописей учебно-методической литературы в соответствии с планом редакционно-издательской деятельности Академии.

  5. Экспертиза вновь открываемых специализаций.

  6. Поиск потенциальных партнеров из числа ведущих компаний по проведению практики студентов Академии и заключение с ними договоров.

  7. Организация и проведение презентаций компаний–партнеров с целью ознакомления студентов Академии с возможными базами практик.

  8. Оптимизация распределения аудиторного фонда и контроль за его использованием.

  9. Подготовка к введению компьютеризированной системы составления расписания и расчета нагрузки.

  10. Разработка положения и методических указаний по планированию и учету научно-педагогической нагрузки в Академии

  11. Проведение выборочных проверок применения норм времени для расчета объема учебной работы.

Начальник

Учебно-методического управления Е.В. Шубенкова

11


  1. Анализ работы методического кабинета за 2008 2009 учебный год

    Документ
    В 2008 – 2009 учебном году деятельность методического кабинета отдела образования строилась в соответствии с законом РФ «Об образовании», «Концепцией модернизации российского образования», областными и муниципальными целевыми программами
  2. Анализ учебно- методической и воспитательной работы мскоу скош №1 за 2008-2009 учебный год

    Анализ
    учебный, воспитательный, дополнительного образования, социально-оздоровительный, коррекционный, административно-хозяйственный блоки соответствуют задачам и Уставу школы и способствуют:
  3. Мы представляем вашему вниманию открытый отчет школы-интерната для детей- сирот за 2008 2009 учебный год

    Содержательный отчет
    Открытые отчеты являются для наших образовательных учреждений новой деятельностью. Но все более очевидным становится тот факт, что активными участниками образовательного процесса должны стать те, кто имеет прямое отношение к жизни
  4. «итоги работы моу-сош №31 за 2008-2009 учебный год»

    Документ
    Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №31 размещена в типовом двухэтажном здании, сданном в эксплуатацию в 1950 году.
  5. Публичный отчет о работе педагогического коллектива по итогам 2008-2009 учебного года подготовила директор Колесникова В. И

    Публичный отчет
    Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 2 города Минеральные Воды Ставропольского края расположена на восточной окраине города. Комплекс гимназии состоит из основного двухэтажного здания и пристройки из 8 классных комнат.
  6. Публичный отчет моу "Новобрянская средняя общеобразовательная школа" за 2008-2009 учебный год Общая характеристика учреждения и условий его функционирования

    Публичный отчет
    В 2009 г. школа отметит своё 85-летие. История школы началась с 1924 г. Первая школа в с. Новая Брянь была открыта в 1925 году, в рамках очередного массового движения «Лицом к деревне!».
  7. Анализ учебно-воспитательного процесса за 2008-2009 учебный год

    Анализ
    На конец 2008-2009 учебного года в школе обучалось 172 учащихся, среди них двое находятся на индивидуальном обучении: Федяева Евгения (6 класс), Скрыпкина Валерия (7 класс).
  8. Анализ работы моу сош №16 за 2008-2009 учебный год

    Анализ
    Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 16 пятый год работает над проблемой «Развитие творческой личности учащихся, формирование духовно – богатой, свободной, физически здоровой, способной
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины практический курс первого иностранного языка (английский) Практика устной и письменной речи для студентов заочного отделения пи юфу (1)

    Учебно-методический комплекс
    Общее количество часов – 612 , из них аудиторных – 96 часов: 1 семестр: 30 ч.- в установочную и 22 ч. – в зимнюю сессию и во 2 семестре - 44 ч. На самостоятельную работу отводится 516 часов.

Другие похожие документы..