Отчет о результатах самообследования Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

У дирижеров академического хора, помимо дополняющих каждый цикл ГСЭ, ОПД и СД дополнительных дисциплин, в вузовский образовательный комплекс хоровика органично входят все виды практик, значительно расширенные относительно перечня ГОС, (практика работы с детским хором, с камерным хором, с женским хором, с профессиональным смешанным хором), несколько видов необходимых в практической работе методик (методика работы с детским хором, основы вокальной методики, современные проблемы хоровой методики), а также «Основы музыкально-эстетического воспитания» и «Хоровая музыка Юга России и Северного Кавказа».

Стремление к созданию профессионально целесообразных образовательных комплексов специальностей отражается в постоянной работе по совершенствованию планов на кафедральном и вузовском уровнях, внесению изменений в перечень дисциплин по выбору, региональных (вузовских) и факультативных дисциплин. В последние годы инновационная направленность образовательной деятельности консерватории привела к значительному обновлению блока факультативных дисциплин и введению новых специализаций у музыковедов, пианистов, струнников и народников, связанных с внедрением в музыкальное образование и музыкальную педагогику информационных технологий. Среди них: «Интерактивные ресурсы в музыкальном обучении», «Электронная музыкальная педагогика», «Современные дидактические технологии», «Создание ЭМР (электронных методических ресурсов)», «Электронная презентация в музыкальном обучении», «Теория и практика тестирования», «История исполнительства ХХ века» (интерактивный курс).

При разработке ПрОП разных специальностей, учитывающих индивидуальную специфику каждой из них, консерватория в то же время во всех сохраняет общие позиции, концептуально важные в целостной стратегии образовательного процесса вуза. Таковыми являются дисциплины национально-регионального компонента и дисциплины по выбору цикла ГСЭ, весь набор которых сохраняется в учебных планах всех специальностей. Также практически во всех ПрОП общую стратегическую позицию в региональном (вузовском) блоке занимают дисциплины, освещающие богатую музыкальную культуру Донского края и Северного Кавказа с конкретизацией по жанрам музыкального искусства, в зависимости от специальности и обязательной для всех дисциплин Традиционная культура Северо-Кавказского региона. Такая позиция представляется особенно важной и актуальной в нашем взрывоопасном регионе в настоящее неспокойное время. Следует подчеркнуть, что национально-региональный компонент всех ПрОП за пятилетний период неизмеримо расширился и радикально пересмотрен, что подтверждает концептуальную направленность работы вуза над учебными планами ПрОП специальностей.

Преподавание обязательных дисциплин федерального компонента в консерватории ведется с учетом требований ГОС и положений государственных примерных учебных программ. Проведенный в ходе самообследования анализ рабочих учебных планов специальностей показал соответствие количества федеральных дисциплин, их содержания и объемов часов нормативам ГОС, в части распределения аудиторной нагрузки, самостоятельной работы студентов и соблюдения необходимого соотношения циклов дисциплин с обязательным включением в каждый их них национально-регионального компонента и дисциплин по выбору.

В РГК по всем преподаваемым дисциплинам разработаны рабочие учебные программы, учитывающие требования ГОС второго поколения и содержание примерных учебных программ дисциплин второго поколения, изданных УМО по музыкальному образованию. Рабочие учебные программы состоят из пяти разделов:

  1. Организационно-методический раздел, где обозначены цели и задачи, место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника, требования к уровню освоения содержания дисциплины, методические рекомендации по ведению дисциплины;

  2. Содержание дисциплины по семестрам с распределением содержания тем курса;

  1. Распределение часов по темам и видам работ;

  1. Формы промежуточного и итогового контроля.

  2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины с указанием основной и дополнительной литературы, дискографии, аудио и видеоматериалов.

Рабочие программы постоянно обновляются, в них вносятся изменения и дополнения. В учебном процессе также используются авторские программы преподавателей.

В течение последних лет работа кафедр и учебных подразделений ориентирована на расширение информационно-методического обеспечения образовательного процесса и разработку учебно-методических комплекс дисциплин учебных планов. В структуру УМК включены: рабочая учебная программа, выписка из ГОС, квалификационная характеристика выпускника по соответствующей специальности; методические рекомендации по ведению дисциплины; тематические планы; планы практических занятий; методические рекомендации по самостоятельной работе студента, по организации текущего и промежуточного контроля знаний студентов, по проведению контрольных работ, тестирования; примерные списки контрольных вопросов, тестов для текущего и итогового контроля знаний студентов, тематика рефератов и курсовых работ, списки дополнительных учебных и методических материалов (литературы, учебно-методических пособий, справочников, хрестоматий, аудио и видеоматериалов), комплект экзаменационных билетов; методические разработки преподавателей вуза по соответствующей тематике. УМК разных дисциплин несколько отличаются друг от друга по количеству и перечню входящих в них материалов, что связано со спецификой дисциплин, методикой преподавания и содержанием учебных программ.

Учебные планы всех специальностей, программы учебных дисциплин и учебно-методическая документация, разработанная консерваторией, соответствуют требованиям государственных образовательных стандартов. Содержание, структура учебных планов, объем часов по циклам дисциплин и отдельным дисциплинам, формы проведения занятий, промежуточной и итоговой аттестации соответствуют требованиям Государственных Образовательных Стандартов.

Федеральный компонент ГОС, определяющий требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по всем специальностям, в ПрОП консерватории несколько расширен, в связи с его важным значением в профессиональном становлении специалистов и увеличением объема содержания курсов. Прежде всего, это относится к теоретикам и музыковедам, ПрОП которых, кроме дисциплин федерального компонента, включает блок дисциплин по выбору и дисциплин специализации.

В основе формирования ПрОП специальностей, осуществляемых консерваторией, лежит принцип взаимодополнения обязательных дисциплин дисциплинами специализаций, дисциплинами по выбору и различными видами практик, которые имеют важнейшее значение для профессионального становления музыкантов и подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности.

Информационно-методическое обеспечение учебного процесса

Учебный процесс консерватории обеспечивается информационно-методическими ресурсами библиотеки, фонотеки, видеотеки, кабинета музыкознания и фольклора и специализированных кабинетов колледжа, учебно-методическими материалами, научными и методическими разработками кафедр.

Важнейшим структурным подразделением РГК, обеспечивающим образовательную, научно-исследовательскую, методическую, концертно-исполнительскую деятельность ППС и обучающихся, работу творческих коллективов консерватории, а также музыкантов и музыкальных организаций Ростова и Ростовской области, является библиотека консерватории. Фонды библиотеки в настоящее время составляют 231271 единицу хранения и представляют собой крупнейшее на Юге России собрание нотной, научной, учебно-методической, справочной, информационной литературы в области культуры и музыкального искусства. В фондах библиотеки имеются уникальные дореволюционные издания нот, научных трудов, книг 19 – начала 20 веков, собрание научных и дипломных работ, рефератов студентов, используемых в учебном процессе методических пособий и разработок преподавателей вуза.

На момент самообследования в фондах библиотеки содержится 176267 экз. основной учебно-методической литературы, учебников, учебно-методических пособий, книг; 47569 экз. научной литературы, 158697 экз. нотных изданий (в том числе 13456 экз. партитур и 4106 экз. клавиров опер, симфоний, вокально-симфонических произведений, балетов, оперетт, мюзиклов, симфонических произведений разных жанров, концертов для солирующих инструментов в сопровождении оркестров различных составов, произведений для народных и эстрадно-джазовых коллективов), 2994 экз. справочной литературы. На одного студента очной формы обучения приходится 271,2 экз. Книговыдача составляет в среднем 272000 экз. в год.

Следует отметить, что, несмотря на отличную укомплектованность фондов по циклам ОПД и СД, консерватория ежегодно их обновляет и пополняет не только за счет приобретения новой литературы, но и за счет реставрации изданий прежних лет.

Сведения о комплектовании фонда библиотеки:

2003

2004

2005

2006

2007

Научная лит

921

748

787

873

905

Учебная лит

2,078

1,938

1,741

2,496

3,460

Ноты

1,370

1,322

1,163

1,638

2,115

Комплектование фондов основывается на анализе потребностей учебного процесса в учебной, учебно-методической литературе, заявок кафедр, количества обучающихся, типа и вида изданий, необходимых для изучения дисциплин учебного плана. Эта работа носит постоянный характер.

В настоящее время обеспеченность учебного процесса рекомендованной основной учебно-методической литературой по циклам дисциплин выглядит следующим образом:

  1. Отчет о результатах самообследования Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Старооскольский геологоразведочный техникум имени И. И. Малышева "

    Содержательный отчет
    Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Старооскольский геологоразведочный техникум имени И.И.Малышева»
  2. Отчет по результатам самообследования федерального государственного образовательного учреждение среднего профессионального образования

    Содержательный отчет
    В соответствии с приказом № от проведено самообследование Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Тихвинский промышленно-гуманитарный техникум» (далее – Техникум).
  3. Отчет по итогам самообследования Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования

    Содержательный отчет
    В соответствии с Положением о государственной аккредитации образовательных учреждений среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведений), утвержденным приказом Минобразования России от 02.
  4. Отчет о результатах самообследования федерального государственного образовательного учреждения (1)

    Содержательный отчет
    В соответствии с законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), решением педагогического совета №4 от 26 февраля 2009 года
  5. Отчет о результатах самообследования Федерального государственного образовательного учреждения (5)

    Содержательный отчет
    Самообследование техникума проводилось в период с1 декабря 2007 г. по 30 января 2008 г. на основании решения педагогического совета техникума от 28 ноября 2007 г.
  6. Отчет по результатам самообследования областного государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Ровеньский политехнический техникум»

    Содержательный отчет
    Отчет по результатам самообследованияобластного государственного образовательного учреждениясреднего профессионального образования«Ровеньский политехнический техникум»
  7. Отчет о результатах самообследования филиала негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Содержательный отчет
    Самообследование филиала Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский институт права» в г. Курске (далее – филиал НОУ ВПО «Московский институт права» в г.
  8. Отчет о результатах самообследования деятельности Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Содержательный отчет
    На основании решения Ученого совета в целях определения готовности Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Международный институт менеджмента ЛИНК» (МИМ ЛИНК) к государственной аккредитации
  9. Отчет о результатах самообследования федерального государственного образовательного учреждения (2)

    Содержательный отчет
    Волховский алюминиевый колледж является государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования федерального подчинения, который осуществляет реализацию основных профессиональных образовательных программ

Другие похожие документы..