Социально-экономических и политических процессов

Источник книги – http://socioline.ru

О. М. Рой

ИССЛЕДОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Рекомендовано Советом Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебника по специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление»

Издательская программа

300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга

осуществляетсяприподдержкеМинистерстваобразованияРФ

Москва · Санкт-Петербург · Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону · Екатеринбург · Самара · Новосибирск Киев · Харьков · Минск 2004

ББК 60.553.37я7 УДК 316.4(075) Р65

Рецензенты:

В. В. Бирюков, доктор экономических наук, профессор кафедры общей экономи­ки и права СибАДИ, декан факультета экономики и управления СибАДИ.

Ю. Р. Вишневский, доктор философских наук, профессор, заведующий кафед­рой социологии и социальных технологий управления УГТУ-УПИ.

В. В. Карпов, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории ОмГГУ.

Г. Р. Латфулин, доктор экономических наук, профессор, директор Института государственного и муниципального управления ГУУ им. С. Орджоникидзе.

Рой О. М.

Р65 Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2004. — 364 с: ил. — (Рерия «Учебник для вузов»).

ISBN 5-469-00062-1

Учебник дает системное представление о методологии социального знания, социаль­ных технологиях в принятии эффективных решений. Автор знакомит учащихся с практикой социальных исследований. Особое внимание уделено методам анализа и проектирования социальных систем и процессов, формирования социально значимых объектов с заданными свойствами.

Предназначен для студентов вузов, обучающихся по специальности 061000 «Государ­ственное и муниципальное управление», также может быть использован для ряда смежных специальностей, в системе дополнительного профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки государственных н муниципальных служащих.

ББК 60.553.37Я7 УДК 316.4(075)

ISBN 5-469-00062-1

© ЗАО Издательский дом «Питер», 2004

Оглавление

Введение 5

Глава 1. Методологические основы исследования социально-
экономических и политических процессов
9

1.1. Понятие социально-экономических и политических процессов,

их виды и типы 9

  1. Логика и методология научных исследований 30

  2. Социально-экономические и политические процессы как объект

социальных исследований 51

1.4. Логические основы системного подхода 83

Контрольные вопросы 105

Контрольные упражнения 107

Библиография 108

Глава 2. Технология разработки и реализации социальных

исследований 113

2.1. Типология научно-исследовательских программ: их цели

и ресурсное обеспечение 113

2.2. Фактологическая основа научно-исследовательских программ.

Требования к качеству фактологического материала 130

2.3. Организационное обеспечение научно-исследовательских

программ 153

2.4. Технология применения методов анализа

исследовательских объектов 172

Контрольные вопросы 203

Контрольные упражнения 204

Библиография 206

Глава 3. Социальные методы в практике исследования социально-
экономических и политических процессов
208

  1. Формы и методы проведения социологических исследований 208

  2. Социометрия как инструмент формирования

социальных групп 232

3.3. Методология экспертных оценок 247

4Оглавление

Контрольные вопросы 269

Контрольные упражнения 270

Библиография 272

Глава 4. Технологии проектирования социально-экономических
и политических систем: принципы научного
конструирования
274

4.1. Моделирование как инструмент проектирования систем

с заданными свойствами 274

  1. Основы социального программирования 295

  2. Критерии выбора эффективных решений 319

Контрольные вопросы 339

Контрольные упражнения 341

Библиография 342

Приложение 345

Заключение 357

Глоссарий 359

Введение

Социальные явления, лежащие в основе обществознания, достаточ­но сложны для научного осмысления и фиксации результатов, по сравнению с естественными науками. В то же время потребность в ис­следовании протекающих в обществе процессов становится все более острой и требует организации четкой научно-исследовательской ме­тодологии, являющейся основой широкого круга общественных дис­циплин.

Осознание этой потребности стало возможным благодаря созданию в различных территориальных образованиях фундаментальных ин­ститутов, способствующих выработке этими обществами механизмов, оказывающих направленное влияние на формирование эффективных способов общественного развития.

1 Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук: Пер. с φρ. — М.: Про­гресс, 1972.

2 Мангейм Дж. Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования: Пер. с англ.— М.: Весь Мир, 1997.

3 Паниотто В. И., Максименко В. С. Количественные методы в социологи­ческих исследованиях. — Киев: Наукова думка, 1982.

4 Плотинский Ю. М. Математическое моделирование динамики социальных процессов. — М.: Изд-во МГУ, 1992.


В научной и учебно-методической литературе ощущается замет­ный дефицит работ, посвященных методологии исследования соци­альных явлений и процессов. Вышедшие за последние 30 лет работы Р. Пэнто и М. Гравитц', Дж. Б. Мангейма и Р. К. Рича2, В. И. Паниот-то и В. С. Максименко3, Ю. М. Плотинского4 и других следует рас­сматривать как заметный вклад в развитие методологии социальных наук. Необходимость в разработке целостной методологической си­стемы обществознания возникает также в связи с интеграционными процессами в развитии науки и стремлением к освещению междис­циплинарных проблем, что особенно актуально в последние годы. Дефицит научных исследований в этой сфере можно объяснить дей­ствием ряда факторов. Во-первых, усилившаяся к середине XX века дифференциация между ведущими социальными дисциплинами: эко­номикой, социологией, политологией, психологией, правом и исто­рией.

Процесс обособления социальных дисциплин друг от друга, вызван­ный их развитием, привел к формированию характерных для каждой науки языка, методологических принципов, методов, сфер примене­ния исследовательских инструментов и т. д.

Однако автономность социальных наук, возможная на стадии их развития, недопустима в современных условиях, когда статус сто­ящих перед человечеством проблем начинает обретать глобальный характер.

Во-вторых, существенным фактором, повлиявшим на обществозна-ние, становится неравномерность развития социальных знаний. Од­ним из свидетельств неравномерности в развитии социальных наук является степень проникновения математических методов в методо­логию каждой из дисциплин, придающая получаемым в ходе исследо­ваний результатам максимально возможную в рамках принятых раци­ональных стандартов фактическую достоверность. Это обстоятельство обусловило различия в подходах отдельных социальных дисциплин, формирующих собственные стратегии в обретении обоснованности достигнутых ими результатов. Если для экономики, социологии и психо­логии применение математических методов сопоставимо с естествен­ными науками, то для других общественных дисциплин методологи­ческой основой стали методы сравнения, аналогии, кодификации, типизации и пр.

В-третьих, нельзя недооценивать и сложившееся мнение о невысо­кой способности социальных наук достигать общественно значимых результатов в использовании социальных технологий для решения практических задач. Неудивительно, что основная доля финансиро­вания социальных технологий пришлась в последние годы на PR -обеспечение избирательных кампаний.

С давних пор люди задавались вопросом, возможна ли наука об обществе. Причем не как одна из форм идеологии, представляемая в качестве суррогата такой науки, а как набор правил, законов и принципов, овладение которыми позволит целенаправленно влиять на поведение общественных групп, основываясь исключительно на знании структуры и механизмов динамики социальных систем.

По каким же основным критериям мы получаем представление об обществе? Среди основных направлений научного исследования со­циальных процессов можно выделить:

  • особенности индивидуального поведения (стереотипы, отклоне­ния и формы проявления);

  • механизмы формирования и развития социальных общностей;

  • способы институционального регулирования отношений соци­альных общностей и систем;

  • выявление центров социальной активности и исследование про­цессов социальных перемещений (миграций, трудовой мобиль­ности, карьерного роста).

Научная составляющая социальных знаний проявляется в том, что ученые обратились непосредственно к формулировке законов обще­ственного развития. Следует отметить, что характер этих законов обя­зан быть не предписывающим (вспомним: законы пропорциональ­ного развития, или повышения жизненного уровня при социализме), а констатирующим, поэтому методологическая база социальной науки требует серьезной доработки. Констатирующий характер социальных законов должен базироваться на подборе адекватных способов сбора и обработки информации.

Представленная вашему вниманию работа является попыткой си­стематизации имеющихся знаний в области методологии социального знания, социальных технологий в практике принятия эффективных решений. Выступающие в качестве предмета исследований социаль­но-экономические и политические процессы являются чрезвычайно сложными, динамичными, и поэтому именно в отношении к ним со­циальное знание мобилизует все свои способности, чтобы обеспечить их понимание, объяснение и возможность управления ими. Эти функ­ции социального знания выступают ключевыми признаками научного подхода в исследовании социальных процессов, используя результа­ты этих исследований в практических целях.

Основная цель данного издания заключается в ознакомлении уча­щихся с практикой социальных исследований, овладении ими метода­ми анализа и проектирования социальных систем и процессов, фор­мирования социально значимых объектов с заданными свойствами. Главными трудностями на пути достижения этой цели являются не­однородность социальной науки, различие отношений к тенденциям ее математизации, факт преломления наблюдаемых процессов через деятельность людей.

Первая глава посвящена выявлению специфических особенно­стей социальных наук, их проблематики и методологических под­ходов. Системный подход, о котором идет речь в этой главе, явля­ется методологической основой взаимодействия наук об обществе и природе.

Во второй главе проводится анализ научно-исследовательской про­граммы как организационно-практической модели научного исследо­вания. Раздел о фактологическом обеспечении научно-исследователь­ской деятельности включает информацию о способах формирования эмпирической базы исследования, требованиях, предъявляемых к ее качеству. Завершает главу раздел об аналитических методах, позволя­ющих реконструировать исследуемый объект с точки зрения его тео­ретического осмысления. В третьей главе учебника проводится ана­лиз социологических методов научного исследования, используемых в практике экономических, социальных, политических и психологи­ческих исследований, в том числе такие разновидности методов, как социометрический и экспертный опросы.

В четвертой главе рассмотрены вопросы, связаннные с проектив­ными функциями социального знания, которые осуществляются бла­годаря технологиям моделирования, программирования и принятия решений.

В процессе работы над учебником автор не ставил перед собой глобальных задач, ограничившись освещением наиболее популяр­ных и действенных методов социальных исследований. Поэтому за пределами учебника остались методы исторических, психологических, юридических дисциплин, располагающих определенным своеобрази­ем и требующих особого рассмотрения. Хочется надеется, что данное издание станет одним из этапов в систематизации и популяризации социального знания и послужит основой для дальнейших исследова­ний в этой области.

  1. Программа дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов»

    Программа дисциплины
    Программа дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов»1 составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по специальности 080504.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины исследование социально-экономических и политических процессов (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Методические указания для подготовки к семинарским занятиям и выполнению индивидуальных письменных заданий по дисциплине «Исследование социально-экономических и политических процессов»
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Исследование социально-экономических и политических процессов»

    Учебно-методический комплекс
    Рецензия на рабочую программу учебной дисциплины«Исследование социально-экономических и политических процессов» для специальности 032401 «Реклама», разработанную к.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине Исследование социально-экономических и политических процессов Специальность

    Учебно-методический комплекс
    высшего профессионального образования / Основной образовательной программой поспециальности / Примерной программой по дисциплине по специальности «Государственное и муниципальное управление».
  5. Исследование социально-экономических и политических процессов Лек

    Исследование
    А., к.ф.н., доц. Вторник, 13.09. 011 г. 13:30 Организационное собрание Пешая Н.А., декан ф-та ГиМУ, Бойкова Е.
  6. Рабочая программа по дисциплине «Исследование социально-экономических и политических процессов» специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление»

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки менеджеров специальности 080504 «Государственное
  7. Календарно-тематический план занятий на весенний семестр 2011-2012 учебного года по дисциплине «Исследование социально-экономических и политических процессов»

    Календарно-тематический план
    0 . 01 ГИМУ3-3 10.0 . 01 Самостоятельная работа по Теме 3. семинар 5 13.0 . 01 Тема 4. Общенаучные и конкретно-предметные методы исследования.
  8. Учебно методический комплекс по дисциплине «Исследование социально-экономических и политических процессов» Специальность 080504 «Государственное и муниципальное управление»

    Исследование
    Учебно–методический комплекс по дисциплине «Исследование социально-экономических и политических процессов» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по
  9. Исследование социально-экономических и политических процессов

    Исследование
    ОЛЬХОВА Л.А. Трудовое право – ст.пр. ВЫГОВСКАЯ И.Г. 18.40 – 0.10 Исследование социально - экономических и политических процессов – доц.

Другие похожие документы..