Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года (далее Концепция) разработана в соответствии с целями и задачами государственн

Введение

Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года (далее – Концепция) разработана в соответствии с целями и задачами государственной политики в сфере культуры, определенными Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, Стратегий и концепций долгосрочного социально-экономического развития Уральского федерального округа и Свердловской области.

В Концепции представлен анализ состояния музейной сферы в Свердловской области, определены цели и задачи, перспективы развития, а также механизмы и ожидаемые результаты реализации Концепции.

Концепция разработана на основе положений Конституции Российской Федерации, а также ряда федеральных и областных законов и нормативных актов, стратегических документов, в том числе – федеральных законов от 9 октября 1992 года № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», областных законов от 22 июля 1997 года № 43-ОЗ «О культурной деятельности на территории Свердловской области», от 27 декабря 2004 года № 232-ОЗ «О музейном деле в Свердловской области», распоряжения Правительства РФ от 23.04.2012 г. № 619-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года», Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 17.07.1985 г. № 290.

Концепция базируется на определении понятия музей, данного Федеральным законом от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»: «некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций». Под музеем в Концепции понимается также и музей-заповедник, определение которого было дано в новой редакции закона, введенной Федеральным законом от 23.02.2011 г. № 19-ФЗ: «музей, которому в установленном порядке предоставлены земельные участки с расположенными на них достопримечательными местами, отнесенными к историко-культурным заповедникам, или ансамблями».

В Федеральном законе были определены цели создания музеев в Российской Федерации: «осуществление просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности; хранение музейных предметов и музейных коллекций; выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций; публикация музейных предметов и музейных коллекций», для музеев-заповедников – наряду с указанными целями – также «обеспечение сохранности переданных музею-заповеднику объектов культурного наследия и доступа к ним граждан, осуществление сохранения, изучения и популяризации указанных объектов» и, кроме того, «обеспечение режима содержания достопримечательного места, отнесенного к историко-культурному заповеднику, или ансамбля, сохранение в границах территории музея-заповедника исторически сложившихся видов деятельности (в том числе поддержание традиционного образа жизни и природопользования), осуществляемых сложившимися, характерными для данной территории способами, народных художественных промыслов и ремесел, осуществление экскурсионного обслуживания, предоставление информационных услуг, а также создание условий для туристской деятельности».

Помимо определения музея, данного законом, в наши дни существует еще целый ряд определений музея, что объясняется сложностью и многогранностью самого явления. В изданиях справочного характера музеи обычно трактуются как научно-исследовательские и культурно-просветительские учреждения, которые в соответствии со своими социальными функциями осуществляют комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории и культуры (объектов культурного наследия), а также природных объектов.

Международным советом музеев (ИКОМ) выработано свое определение музея, которое фигурирует в Уставе совета (1974 г., новая редакция 1995 г.): музей – это «постоянное некоммерческое учреждение, находящиеся на службе общества и его развития и открытое для людей, оно приобретает, сохраняет, изучает, популяризирует и экспонирует в образовательных, просветительных и развлекательных целях материальные свидетельства человека и окружающей его среды».

Споры по поводу определения понятия «музей» продолжаются, поскольку развитие общественного сознания заставляет по-новому посмотреть на то, что ранее казалось более однозначным. Большинство исследователей определяют музей как социальный институт через выполняемые им функции. Согласно дефиниции, приведенной в Российской музейной энциклопедии, музей – это «исторически обусловленный многофункциональный институт памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы культурных и природных объектов, осознаваемых большинством как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение, - музейных предметов».1

Музейная сфера является частью сферы культуры и поэтому отражает многие тенденции ее развития.

Данная Концепция согласуется с проектом Концепции развития сферы культуры Свердловской области на период до 2020 года, с миссией и стратегической целью культурной политики Свердловской области.

Развитие музейной, как и всей сферы культуры, направлено на усиление роли этих сфер в процессе преобразования Свердловской области в регион устойчивого социально-экономического развития и высокого качества жизни населения.

Музеи Свердловской области должны в конечном счете стремиться к духовно-нравственному развитию жителей Свердловской области в духе патриотизма, формированию мировоззренческих и ценностных основ личности, максимально полному использованию своих потенциальных возможностей, бережному сохранению историко-культурного наследия и природных богатств края, укреплению имиджа и туристической привлекательности Свердловской области.

Для достижения этого музейной сфере необходимо включиться в решение ряда задач, главными из которых для нее будут являться: обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям и культурным услугам, актуализация историко-культурного наследия в целях идентификации нации и отдельной личности, сохранения социальной памяти, отраженной в памятниках истории и культуры (объектах культурного наследия), разработка и продвижение имиджевых культурных брендов региона.

В условиях повышения темпов экономического развития страны, перехода к инновационному типу развития экономики и общества в целом музейная сфера должна обратить внимание на то, что вместе со всей сферой культуры, она приобретает новые функции: она обеспечивает сохранение и передачу опыта и достижений прошлого, укрепляя духовные связи людей с их предшественниками, выступая коллективной памятью, основой национального самосознания; она способствует решению социальных проблем, снижению социальной напряженности в обществе, обеспечивая населению современный качественный досуг, заполняющий его свободное время, приобщающий людей к подлинным ценностям; может стать брендом и фактором развития территории.

В последние годы по-новому формируется отношение к деятельности музеев. Государственные и муниципальные музеи предпринимают попытки внедрить в практику новые направления работы, многие из которых до недавнего времени воспринимались как непрофильные, не соответствующие высокому предназначению музея. В стране появляются частные музеи, которые подчас составляют серьезную конкуренцию государственным и муниципальным музеям в соперничестве за посетителя, при этом и тем и другим музеям приходится вступать в конкурентную борьбу с учреждениями досуга: путешествующими коммерческими выставками, театрами, развлекательными центрами и т.д.

Посетителю, в конечном счете, все равно, какой музей или какое учреждение предоставляет ему услугу: государственное, муниципальное, частное. Посетителю безразлично, на какие средства организовано то или иное мероприятие: его интересует тот результат (эмоциональный, в первую очередь), какой он получил от посещения той или иной музейной программы и соответствие полученного результата финансовым вложениям в это мероприятие.

В то же время нельзя недооценивать тот факт, что музеи уникальны в своей деятельности и только музеи, «будучи институтами по передаче знаний о культуре, центрами формального и неформального образования, способствуют установлению взаимопонимания и социальной сплоченности между людьми и в качестве таковых имеют важное значение для устойчивого развития человечества. Работая с элементами материального и нематериального культурного наследия, музеи представляют собой уникальный инструмент продвижения и сохранения культурного разнообразия. Они помогают нам осознать, откуда мы родом и постичь наше общее будущее»2.

Для выполнения столь высокой миссии музеи вынуждены из застывших в своем развитии организаций, какими их иногда представляют граждане, трансформироваться в современные динамично развивающиеся учреждения культуры. Неслучайно в последние годы активизировалась работа многих музеев над Концепциями развития, определяющими те направления деятельности, с помощью которых музеи смогли бы и впредь не только выступать в роли собирателей и хранителей истории, достойно выдерживать конкурентную борьбу за посетителя, но и стать полноправными участниками культурной политики и социально-экономического развития территорий.

Реальность такова, что, сохраняя свои основные социальные функции, музеи становятся все больше досуговыми учреждениями. В начале 1990-х годов наблюдалась тенденция в среде музейных сотрудников выступать с отрицанием и неприятием перемен в традиционной деятельности музея, выражать негативное отношение к наступающим переменам, связанным с изменением социально-экономических и политических преобразований. Однако, объективные причины, в первую очередь связанные с постоянным недофинансированием, с оттоком из музеев квалифицированных кадров, отсутствием профессиональных менеджеров в сфере культуры стали своего рода двигателем творческой инициативы. Поиск путей развития – это задача, которую на протяжении многих лет решают и зарубежные, и отечественные музеи. Музеями накоплен достаточно большой опыт, который при осмыслении его мог бы стать основой для разработки дальнейших стратегий развития музейного дела.

Раздел 1. Музеи в современной России: состояние и тенденции развития

Музей в современной России – одно из самых доступных и самое посещаемое учреждение культуры: ежегодно музеи России, по данным федеральной статистики, посещает около 80 миллионов человек.

Российские музеи уникальны по широте охвата предметного мира: в отечественных музейных собраниях представлены памятники палеонтологии, биологии и геологии, истории науки и техники, археологии и истории России от древнейших времен до наших дней, памятники этнографии народов России и произведения народного искусства, шедевры живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, предметы и документы, раскрывающие политическую историю страны, историю религии, литературы, музыкального и театрального искусства, кинематографа, архитектуры, представляющие жизнь и деятельность величайших людей нашего Отечества.

Музейный фонд России – это тот духовный, культурный «золотой» запас страны, который гарантирует преемственность и непрерывность цивилизационных процессов в стране и обществе.

Сохраняемый, пополняемый, изучаемый и представляемый музеями Музейный фонд страны позволяет сохранять национальную и этнокультурную идентичность, воспроизводить единство и целостность страны и нации, формировать в обществе и у каждого человека ценностные ориентиры, критерии оценки реальной новизны инноваций.

Музей, по своей природе апеллирующий к эмоциональному и образному механизму восприятия человека, является незаменимым инструментом формирования и развития творческих способностей человека, что является особенно важным в периоды ускоренного инновационного социально-экономического развития.

Современный российский музей, соединяя в себе хранилище объектов культурного наследия, научный и образовательный центр, место проведения культурного и интеллектуального досуга, открыт для внедрения в свою хранительскую и публичную деятельность новейших технологий, которые ни в коей мере не противоречат имманентной консервативности музея как института.

В ХХ веке были достигнуты значительные успехи в области теоретического осмысления музейной деятельности и формирования музеологии (музееведения) как особой области знания. Проводились крупные комплексные исследования, результаты которых публиковались на страницах периодических музееведческих изданий («Советский музей», «Museum»), а также в трудах специализированных музееведческих центров - НИИ культуры (Российский институт культурологии), лаборатории музееведения Музея современной истории в Москве и т.д.

Тяжелые последствия для музейного дела имела происходившая в обществе смена ценностной ориентации. Наряду с активной музеефикацией памятников истории и культуры, которая предполагает их преобразование в объекты музейного показа с целью максимального сохранения, выявления историко-культурной, научной, эстетической ценности и включения их в современную культуру, появилась практика передачи частным лицам или организациям исторически ценных зданий и построек. Значительная часть музейных зданий была передана церкви. Некоторые ранее музеефицированные объекты перешли в собственность местных епархий (например, Храм св. Александра Невского Новотихвинского женского монастыря, где ранее располагалось фондохранилище Свердловского областного краеведческого музея).

Новшеством стало и формирование государственно-церковных отношений. Так, были возобновлены богослужения в церкви Покрова (центральная часть Собора Покрова на Рву в Москве) с 1990 г. в день взятия Казани.

Музейная общественность часто выступает противником таких акций, если не видит возможности обеспечить должную охрану, своевременную реставрацию объектов национального достояния со стороны религиозных структур. Выход был найден в оформлении двойного использования ряда выдающихся памятников в музеях «Московского Кремля»3, Владимира и т.д.

Однако, до сих пор остаются нерешенными многие проблемы взаимоотношений музея и церкви, среди них: отсутствие механизма защиты передаваемых ценностей и конфискованного ранее имущества русской православной церкви, как и другим действующим в Российской Федерации конфессиям и их общинам. До сих пор не разработаны меры материальной поддержки из федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации на содержание памятников истории и культуры, которые не являются собственностью государства и его субъектов (и, следовательно, не входят в государственную часть Музейного фонда). Не своевременно решаются вопросы о перемещении музейных фондов и экспозиций в новые помещения при передаче прежних в собственность конфессий. Многие музеи вынуждены консервировать свои фонды, а другие - закрывать экспозиции, вплоть до прекращения работы. Очень остро стоит проблема подготовки за государственный счет лиц из числа священнослужителей и верующих по музееведческим специальностям с целью профессиональной работы с памятниками истории и культуры.

Действующее Положение № 490 от 30 июня 2001 г. «О передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения», не разрешает многие из вышеперечисленных проблем4.

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года

    Документ
    Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее - Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации,
  2. Стратегия развития арктической зоны российской федерации и обеспечения н ациональной безопасности на период до 2020 года

    Документ
    Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (далее – Основы), определены главные цели, основные задачи, стратегические приоритеты и механизмы реализации государственной
  3. Свердловской области (1)

    Реферат
    Настоящий Доклад о состоянии законодательства Свердловской области за 2010 год подготовлен Уральским институтом регионального законодательства по заказу Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области.
  4. Концепция развития культуры в свердловской области (2012 2020 гг.)

    Реферат
    VII. Приоритетные направления развития культуры Свердловской области на период до 2020 года и механизмы их реализации /в среднесрочной и долгосрочной перспективах/ 61
  5. Доклад Департамента по делам молодежи Свердловской области (1)

    Доклад
    К данному возрасту область, в которой проживают 4 миллиона 448 тысяч человек (3,2% населения России), из них в возрасте 14-30 лет - 1.211.224 молодых гражданина, что составляет 27% населения Свердловской области или почти 1% от общего
  6. Доклад Департамента по делам молодежи Свердловской области (2)

    Доклад
    К данному возрасту область, в которой проживают 4 миллиона 448 тысяч человек (3,2% населения России), из них в возрасте 14-30 лет - 1.211.224 молодых гражданина, что составляет 27% населения Свердловской области или почти 1% от общего
  7. Стратегия развития туризма на территории Тюменской области на период до 2011 года Тюмень

    Документ
    Туризм в экономике современного общества занимает существенное место. Достаточно отметить, что XXI век провозглашен ООН "Веком туризма". Предполагается, что в третьем тысячелетии около одной четвертой части всего населения
  8. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области как главного распорядителя средств областного бюджета, на 2012- 2014 год

    Доклад
    Доклад подготовлен в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 01.04.2005 г. № 249-ПП «Об утверждении Порядка составления докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей
  9. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области как главного распорядителя средств областного бюджета на 2013- 2015 годы

    Доклад

Другие похожие документы..