Конспект урока «В. А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна»

Конспект урока «В.А.Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки».

Тема урока:«Черты литературной и народной сказки»

  1. Обсуждение темы и формулирование проблемного вопроса.

  2. Формулирование тем исследований.

  3. Формирование групп и определение формы представления результатов.

Оборудование урока:

  1. Видеопроектор для показа учительской презентации.

  2. Учительская презентация к уроку.

  3. Дидактический раздаточный материал – маршрутный лист «Экспедиция по сказкам».

  4. Выставка рисунков учащихся, сборник сказок, сочиненный учениками.

  5. Литературные тексты:

    • Сказка В.А.Жуковского «Спящая царевна».

    • Сказка Ш.Перро «Спящая красавица».

Цели урока:

Подведение учащихся к постановке проблемного вопроса, необходимого для введения в проект. Формулирование гипотезы, частных вопросов и тем исследований.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный. Постановка целей проекта, всупительное лсово учителя.

Работа с эпиграфом к уроку.

«… – воспитатель и педагог, ему душа детская известна более всех нас».

Кому принадлежат эти слова и о ком они сказаны?

Расскажите о поэте.

Облик какого человека встает перед вами?

Сравнение двух портретов Жуковского.

Какой портрет В.А. Жуковского,
на ваш взгляд, больше соответствует сложившемуся у вас образу, почему? Аргументируйте свой ответ.

Повторение сведений о народной сказке.

Что такое сказка?

Как вы думаете, сколько лет люди читают сказки?

Схема событий волшебной сказки.

Какие сказки русских и зарубежных писателей вы читали?

Почему, на ваш взгляд, писатели продолжают обращаться к этому фольклорному жанру?

Восприятие целей урока, осмысление ОВ.

Учащиеся участвуют в беседе о сказках

2. Изучение сказки В.А.Жуковского

Чтение сказки В.А.Жуковского.

Действительно ли произведение В.А. Жуковского «Спящая царевна» – сказка?

Какие сказки тематически близки сказке В.А. Жуковского? Кто их авторы?

Что объединяет их? В чем отличие?

Чтение сказки Ш.Перро «Спящая красавица».

Что объединяет эти две сказки? В чем отличие?

Слушание сказки в исполнении учащихся, беседа о сказке.

Учащиеся участвуют в беседе о сказках.

3. Этап формулировки ПВ, гипотезы. Обсуждение темы и формулирование проблемного вопроса

А теперь попробуем задать проблемный вопрос, необходимый для начала нашего проекта.

Готовы ли вы к экспедиции?

Если бы сказки умели разговаривать, о чём бы вы их спросили?

Но сказки молчат...

Чтобы разгадать их тайны, давайте сначала выясним:

  • что мы уже знаем о сказках,

  • что нам интересно и полезно узнать.

Записывайте ваши ответы на листе «Путевые заметки»

- Какой вопрос, как вы думаете, удачнее, интереснее, его хочется обсудить?

(Учитель предлагает подумать, какой из предложенных вопрос больше понравился, объяснив, что часть этих вопросов не являются проблемными, они – частные, и на них будут даны ответы в ходе исследований.)

После эвристической беседы останавливаются на вопросе «Отличаются ли литературные сказки от народных?»

Но сможем ли мы сразу ответить на этот вопрос?

Или нам необходимо ответить на другие, частные вопросы? Какие?

Учащиеся задают варианты ПВ:

Зачем людям так много сказок?

Почему сказки всегда актуальны и любимы?

В чем секрет популярности сказок?

Отличаются ли литературные сказки от народных?

Могут ли сейчас создаваться народные сказки?

Почему писатели стали создавать сказки?

Чему учит сказка?

Какую пользу мы можем извлечь из сказок?

Почему люди любят сказки?

Какую пользу мы можем извлечь из сказок?

Записывают ответы на листе «Путевые заметки».

Формулируют гипотезу

Постановка частных вопросов и тем исследований. Формулирование тем исследований

Учитель: «Разобьем этот вопрос на частные, наметим темы исследований.

Какие бывают сказки?

Мы знаем: народные сказки бывают

  • о животных;

  • волшебные;

  • социально-бытовые.

Интересно узнать

Какие бывают литературные сказки?

Как строятся сказки?

Мы знаем

Народные сказки имеют определенную композицию, постоянные изобразительно-выразительные средства.

Интересно узнать

Имеют ли определенную композицию литературные сказки?

Есть ли в литературных сказках постоянные изобразительно-выразительные средства?

Отличаются ли герои литературной сказки от народной? Кто же «населяет» сказку?

Мы знаем.

В народных сказках герои бывают добрыми или злыми.

Интересно узнать.

Какими качествами обладают герои литературных сказок?

Всегда ли они только добрые, или злые?

Есть ли «бродячие» сюжеты в сказках?

Мы знаем.

В народных сказках часто встречаются «бродячие сюжеты».

Интересно узнать.

Каких героев народных сказок напоминают герои сказок Пушкина, Жуковского?

Наши предположения

Гипотеза.

Литературные сказки не отличаются от народных.

Литературные сказки отличаются от народных, их автор известен, герои другие.

Учащиеся формулируют темы исследований:

  1. Авторские сказки

  2. Композиция авторской сказки

  3. Язык «Конька-Горбунка» и русской народной сказки

  4. Сказки Пушкина, живопись, музыка

  5. А.С. Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде»

  6. Русские сказки и сказка П.П. Ершова «Конек-горбунок»

  7. Сказка «Кот в сапогах» В.А. Жуковского

  8. Волшебная сказка братьев Гримм и Шарля Перро

  9. А.С. Пушкин «Сказка о Мёртвой царевне и о семи богатырях»

  10. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Темы записываются одним из учащихся на доске.

Организация групповой работы. Подведение итогов урока.

Формирование групп и определение формы представления результатов

Подведение итогов, оценка работы.

Домашнее задание.

Учитель: «А теперь разделимся на группы для работы над темой исследования: - каждый вытянет закладку с портретом одного из сказочников, все, у кого совпадут автора, составят одну группу».

Чтобы начать экспедицию по сказкам нам нужно:

  • разделиться на группы, чтобы каждая группа более глубоко исследовала свои вопросы и представила результаты всем,

  • составить «Рабочий календарь проекта», наметить сроки для проведения исследований, экскурсии в музей, в библиотеку, поиска необходимой информации в Интернете, наших встреч для анализа и оценивания готовых результатов, взаимопомощи, оформления работ для их презентации,

  • условиться о способах взаимодействия, общения, оперативной помощи друг другу.

Успешной экспедиции!

Подготовить выразительное чтение сказки.

Нарисовать иллюстрацию к сказке В.А. Жуковского

Каждый ученик подходит к первому столу и вытягивает закладку с портретом сказочника, по которому он найдет свою группу.

Записывают домашнее задание. Заполняют анкету

  1. Урока дата урока тема урока

    Урок
    Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Мертвые души». Обзор содержания, замысел, история создания, жанр, композиция.
  2. Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе (2)

    Урок
    Устное народное творчество (6). Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, поговорки, колыбель-ные песни. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбель-ной песни.
  3. Календарно-тематическое планирование уроков русской литературы 5 класс

    Урок
    УНТ. Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, поговорки, скороговорки, колыбельные песни. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни.
  4. Тема урока Кол-во часов (7)

    Урок
    Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы.
  5. Рабочая программа по 5 6 класс (предмет, класс, уровень образования) Бариновы Наталья Андреевна

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы по русскому языку для общеобразовательных школ «Программы. Литература. 5-9 классы».
  6. Ерёмина О. А. Уроки литературы в 5 классе

    Урок
    Урок 14Роды и жанры литературы. Басня, аллегория, эзопов язык. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). И. А. Крылов: детство,
  7. Воспитание гуманности у младших подростков на уроках литературы в 5 классе посредством сказки

    Урок
    Глава ІІІ. Экспериментальное исследование возможностей использования сказки на уроках литературы в 5 классе с целью воспитания гуманности у младших подростков
  8. Программа по литературе для Vкласса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» (1)

    Программа
    Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.
  9. Приказ № от 20 г. Рабочая программа по русской литературе, 5-11 классы зариповой Флюры Камиловны

    Рабочая программа
    1) Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ.

Другие похожие документы..