Учебная программа для аспирантов и соискателей вузов и научных учреждений Республики Беларусь

ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

Учебная программа

для аспирантов и соискателей вузов и научных

учреждений Республики Беларусь

Введение

Современные тенденции в развитии образования предполагают интенсивное освоение специализированных образовательных программ на постдипломном уровне. В соответствии с отечественными традициями такие программы реализуются в процессе подготовки научно-педагогических кадров. Необходимость адаптации накопленного в ведущих университетах мира образовательного опыта и передовых инновационных технологий в сфере специализированной подготовки студентов ставит перед современной аспирантурой ряд новых нетрадиционных задач. Прежде всего, эта задача органичного соединения углубленной профессиональной подготовки и программ её социокультурной адаптации. Речь идёт о формировании и развитии у аспирантов осмысленной потребности не только овладевать методами научного и педагогического творчества, эффективно решать актуальные научно-исследовательские проблемы, но и адекватно оценивать роль и значение новых научных идей для развития общества, определять их социокультурное и антропологическое измерение. Эта стратегическая ориентация в развитии специализированного образования соответствует магистральным тенденциям динамики современной науки, всё более интенсивно интегрирующей инструментально-технологические и социокультурные параметры научного познания.

Исходя из этого, принципиально важно так организовать учебный и научно-исследовательский процесс в аспирантуре, чтобы он органично соединял в себе конкретно-научные задачи с общеметодологической и социокультурной подготовкой, предполагающей адекватное восприятие и рефлексивную оценку приоритетов своей профессиональной деятельности.

В формировании и развитии методологической культуры мышления особая роль принадлежит философии, поскольку она всегда претендовала на отражение и репрезентацию в своих идеях и категориальных моделях наиболее глубинных и сущностных оснований природной и социокультурной реальности. Именно в структурах философского знания наиболее полно и рельефно воплощалась фундаментальная интенция творческого мышления, направленного на критическую рефлексию и методологическое осмысление вопросов бытия и познания. Эти атрибутивные для философии характеристики делают её уникальным духовно-теоретическим феноменом и определяют её особое место в системе социально-гуманитарного знания и образования.

Более того, достижения современной науки открыли широкие возможности для преобразования природы, воздействия на внутренний мир человека, изменения его генетической основы и манипуляции сознанием, что неизбежно сказывается на ответственности ученого за свои научные открытия и их последствия. Помимо этого на развитие науки оказывают влияние социокультурные факторы, знание которых позволяет обозначить множество социальных функций ученого. Именно поэтому философия, предлагая концептуальное осмысление современных мировых процессов, призвана обозначить социальные и гражданские позиции будущего ученого.

В связи с этим необходимо положительно оценить сложившуюся в отечественной высшей школе традицию, согласно которой успешная подготовка научно-педагогических кадров предполагала систематическое изучение курса философии и формирование на этой основе навыков рефлексивно-методологического мышления.

В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых учёных ещё более возрастает. Это определяется комплексом объективных процессов, происходящих в обществе и формирующих проблемное поле социодинамики на рубеже XX – XXI столетий. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности общества, глобализация социально-экономического развития современного социума, перманентное обострение экологических проблем, возникновение многочисленных центров региональной напряжённости в связи с процессами трансформации и модернизации постсоциалистических и развивающихся государств – эти и многие другие явления очевидно актуализируют проблемы философско-мировоззренческого и логико-методологического порядка. Их профессиональное и творческое осмысление требует серьёзной и акцентированной философско-методологической подготовки будущих учёных и педагогов.

Способствовать выполнению этой кардинальной задачи призван курс «Философия и методология науки», который рекомендуется для изучения в аспирантуре, и ориентирован, в первую очередь, на задачи философско-методологического обеспечения научно-профессиональной деятельности аспирантов и творческое осмысление ими соответствующей философской проблематики, имеющей непосредственное отношение к вопросам логики, методологии, социологии науки и образования.

Отличительной особенностью этого курса является его акцентированная направленность на проблематику и содержательные особенности современной философско-методологической мысли. Опираясь на базовые знания по философии, которые уже имеются у аспирантов, используя возможности классического философского наследия, важно в предлагаемом курсе сориентировать слушателей на изучение наиболее значительных и актуальных идей и концепций, разработанных в постклассической философии и методологии науки. Одна из основных задач курса состоит в том, чтобы сформировать у аспирантов устойчивые навыки рефлексивной культуры мышления и представления о возможностях современного методологического сознания.

Поэтому большое внимание в данном курсе уделяется конструктивно-критическому осмыслению проблем человека, науки, техники, общества и культуры, экологии и информационной революции и др.

Такой акцент на методологическую проблематику особенно важен, поскольку современное состояние философии и философского образования характеризуется высокой степенью проблематизации и очевидной размытостью парадигмальных основ и предметно-содержательных структур философского знания. Эта тенденция релятивизации философской культуры приобрела осязаемые очертания в постклассической философии. В последней трети ХХ столетия она заметно усилилась и была дополнена самокритикой философского сознания в контексте идей и ценностей эпохи постмодерна.

Эти объективные процессы в динамике современного философского знания создают серьёзные трудности в определении предметно-содержательных и научно-методических приоритетов аспирантской подготовки по философии. Поэтому, предлагаемая для аспирантов программа философско-методологической подготовки должна быть предметно-определённой, дидактически выверенной и максимально адаптированной не только к современному состоянию философского знания, но и к специфике профессиональной и научно-исследовательской деятельности аспиранта.

Исходя из вышеизложенного, концептуально-теоретическая основа предлагаемого курса по философии для аспирантов интерпретируется авторами, прежде всего, как философия и методология научного познания. Однако современное понимание науки предполагает обязательное раскрытие различных её измерений и импликаций: социально-экологических, антропологических, социокультурных. Поэтому гносеологическая и эпистемологическая проблематика увязывается в данной программе с вопросами социальной философии, философской антропологии и других разделов философского знания. В результате курс приобретает целостный и системный характер, но в его содержательно-тематических аспектах отчётливо доминирует логико-методологическая и науковедческая проблематика.

Исходя из соображений как содержательного, так и методического характера, а также учитывая традиции научных исследований в области философско-методологической проблематики, созданные усилиями нескольких поколений белорусских учёных и философов, авторский коллектив разработал данную программу курса «Философия и методология науки», который предлагается для изучения аспирантами высших учебных заведений и научно-исследовательских центров Республики Беларусь с последующей сдачей кандидатского экзамена по данной дисциплине.

Примерный тематический план курса

«Философия и методология науки»

(120 часов).

п/п

Содержание курса

Лекции

Семинары и практикумы

Контролируемая самостоятельная

работа (КСР)

Всего

Раздел 1

Философия и ценности современной цивилизации

24

20

4

48

Раздел 2

Философско-методологический анализ науки

20

16

4

40

Раздел 3

Философско-методологические проблемы дисциплинарно-организованной науки

Модуль А. Философия естествознания и техники

Модуль Б. Философия социально-гуманитарного познания

8

8

4

20

Вместо заключения

Философия и наука на рубеже XX и XXI веков

8

4

12

Итого

60

44

16

120

Приведенный примерный тематический план учебного курса «Философия и методология науки» представляет собой самую общую его структурно-содержательную модель. Естественно, он должен рассматриваться как одна из возможных версий содержательно-тематической развёртки предложенного курса. Принцип вариативности современного философского образования предполагает разработку профильных (по группам вузов, специальностей, направлений научных исследований и т.д.) учебных программ, в которых базовая философско-методологическая проблематика, обозначенная в данной программе, может приобретать иные формы структурной компановки и содержательной акцентации.

В предложенной программе принцип вариативности философско-методологической подготовки аспирантов с учетом профиля их научно-профессиональной ориентации реализуется посредством модульной дифференциации проблемно-содержательных аспектов философии и методологии науки. В этой связи предлагается два модуля, призванных адаптировать наиболее актуальные и фундаментальные аспекты философско-методологической проблематики к потребностям

естественно-научного и технического профиля, с одной стороны и социально-гуманитарного профиля – с другой. Конечно, предложенная дифференциация выступает общей схемой учета конкретно-профессиональных требований аспирантов в процессе изучения курса «Философия и методология науки». Дальнейшая конкретизация и содержательное углубление этой схемы может быть осуществлено в различных учебных заведениях и научных центрах в соответствии с их спецификой на основе сохранения базовых требований предлагаемой программы.

Одной из новаций данной программы является акцент на необходимости существенной активизации творческой самостоятельной работы аспиранта по осмыслению и анализу предложенной литературы (как основной, так и дополнительной) и авторской интерпретации наиболее важных и актуальных проблем современной философии и методологии науки с учетом профиля диссертационных исследований, выполняемых аспирантами. Эта работа осуществляется, прежде всего, в процессе подготовки реферата по курсу «Философии и методологии науки» с последующей его защитой при сдаче кандидатского экзамена.

Опыт работы с аспирантами, накопленный во многих учебных и научных центрах Республики Беларусь, а также в странах СНГ, свидетельствует о том, что это очень важный и значимый компонент в системе философско-методологической подготовки аспирантов в целом. Он требует не только от аспиранта, но от его научного руководителя больших затрат времени и серьезного внимания к выбору темы реферата, а также информационно-теоретического обеспечения его надлежащего уровня.

Осознавая принципиальную важность этой формы освоения основного содержания курса и качественной подготовки аспиранта к сдаче экзамена кандидатского минимума, считаем оптимальной следующую схему почасового распределения нагрузки, связанной с подготовкой реферата: 1) научное консультирование аспиранта в процессе подготовки им реферата – 2 часа; 2) рецензирование реферата – 3 часа.

Авторский коллектив с благодарностью примет все конструктивные замечания, направленные на дальнейшее совершенствование предложенной учебной программы.

  1. Учебная программа для специальности 1-240102 «Правоведение» Факультет юридический

    Программа
    Учебная программа «Криминология» составлена на основе учебной программы «Криминология» для специальности 1-24.01.02 «Правоведение», утвержденной УО ФПБ «МИТСО» 13 ноября 2007 г.
  2. Рабочая учебная программа для специальности 2 : 1-31 03 04 «Информатика»

    Рабочая учебная программа
    Цель преподавания дисциплины. Философия занимает одно из центральных мест в социально-гуманитарной подготовке современного студента. Она вносит весомый вклад в формирование мировоззрения личности, способствует становлению его активной
  3. Отделения российской академии наук основные направления исследований, библиография и научно-биографические сведения о сотрудниках 1996-2003 Екатеринбург 2004

    Документ
    Институт философии и права Уральского отделения Российской академии наук: Основные направления исследований, библиография и научно-биографические сведения о сотрудниках.
  4. Рабочая программа по дисциплине «Основы информационных технологий» для аспирантов и соискателей Белмапо минск 2008

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе типовой программы-минимум кандидатского зачета по основам информационных технологий, утвержденная приказом Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 16 декабря 2004 г.
  5. Дополнительная программа кандидатского экзамена для аспирантов и соискателей степени кандидата экономических наук по специальности 08. 00. 14 «Мировая экономика» Рекомендована

    Программа
    Дополнительная программа кандидатских экзаменов по специальности 08.00.14 – «Мировая экономика» предусматривает рассмотрение отдельных частей мирового хозяйства, т.
  6. Научная работа студентов (1)

    Научная работа
    В 2008 году профессорско – преподавательский состав, аспиранты, соискатели и студенты ИМПЭ им. А.С. Грибоедова осуществляли научно-исследовательскую деятельность в соответствии с планом, утвержденным Ученым советом института 28 февраля
  7. Положение о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь

    Документ
    Указ Президента Республики Беларусь 17.11.2004 № 560 (с изменениями и дополнениями согласно Указу Президента Республики Беларусь от 4 марта 2005 г. № 116; Указу Президента Республики Беларусь от 24 августа 2006 г.
  8. Положение о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь Указ Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2004 г. №560

    Документ
    2. Установить, что рассмотрение диссертаций соискателей ученых степеней и аттестационных дел соискателей ученых званий, представленных соответственно для предварительной экспертизы в организации и ученые советы организаций до вступления
  9. Инструкция по подготовке научных работников высшей квалификации в республике беларусь (2)

    Инструкция
    1. Инструкция по подготовке научных работников высшей квалификации в Республике Беларусь (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь от 29 октября 1991 года "Об образовании" (Ведамасцi Вярхоўнага

Другие похожие документы..