Учебная программа для аспирантов и соискателей вузов и научных учреждений Республики Беларусь

Модуль Б. Философия социально-гуманитарного познания

Социальная философия и социально-гуманитарное познание. Социогуманитарное, техническое и естественнонаучное познание: сравнительный анализ.

Общество как предмет социально-гуманитарного познания. Специфика объекта и субъекта социально-гуманитарного познания. Номиналистская (методологический индивидуализм) и реалистская (методологический универсализм) традиции в обществознании. Монологизм и диалогизм как модусы социогуманитарного познания. Предметно-практическая, когнитивная и ценностно-нормативная ориентации социогуманитарного познания.

Исследовательские программы в обществознании. Натуралистическая программа и ее основные версии: методологический редукционизм, этноцентризм, органицизм. Культурно-историческая исследовательская программа: действительность как мир значений. Феномен историцизма. Психологическая и социопсихологическая программы: общее и специфическое. Социологизм в обществознании.

Проблема синтеза исследовательских программ социально-гуманитарного познания и варианты ее решения. Проблема истины в социогуманитарном познании. Истина и ценность, истина и правда.

Понятие научной дисциплины в социально-гуманитарном познании. Проблема классификации социальных и гуманитарных наук.

Исторические науки как предмет философско-методологической рефлексии. Политология и юридические науки в аспекте методологического осмысления. Философия и экономика: методологические регулятивы современного экономического познания.

Проблемы и перспективы освоения междисциплинарных методологий мышления в социально-гуманитарном познании.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА

НА РУБЕЖЕ ХХ И ХХІ ВЕКОВ

Проблема «конца философии» в прошлом и настоящем. «Проект модерна» как предмет критической дискуссии. Философия постмодернизма: духовно-теоретические истоки и основные этапы становления. Ценности и цели философии в эпоху постмодерна.

Философия и футурология. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка и объект социально-философского осмысления. Основные модели и сценарии глобализации. Социокультурные параметры глобализации.

Коммуникативная парадигма в современной социальной философии. Глобальный рынок информационных технологий и сетевые структуры коммуникаций. Этика коммуникации и дискурса.

Философия и экологические императивы современной цивилизации. Человек и природа в техногенной культуре. Перспективы устойчивого развития и коэволюция человека и биосферы. Этика, экономика и право как необходимые компоненты экологической культуры постиндустриального общества.

Духовно-экологическая цивилизация как идеал и цель развития человечества. «Эпоха глобализма» и проблема сохранения развития белорусской национальной культуры и государственности.

Философия как методология междисциплинарного синтеза знаний. Интегративные тенденции в развитии науки и перспективы синергетического стиля мышления. Проблема научной рациональности и формы ее эволюции в современной философии науки.

Учебная и справочная литература

Берков В.Ф. Философия и методология науки. Мн., 2004.

Западная философия: итоги тысячелетия (антология). М., 1997.

Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001.

История философии: Запад -- Россия -- Восток. Кн. 4. Философия ХХ века М., 1999.

История философии: Учебник / под ред. Кирвеля Ч.С. Мн., 2001.

Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги столетия: Учеб. пособие. М., 2000.

Кармин А.С., Бернадский Г.Г. Философия. СПб., 2001.

Кохановский В.П., Матяш Т.П., Фатхи Т.В. Основы философии науки: Уч. пособие для аспирантов. Ростов н/Д.; 2004.

Негодаев И.А. Философия техники: Учеб. пособие. Ростов н/Д., 1997.

Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология: Учеб. пособие. М., 1998.

Новая философская энциклопедия: в 4 т. М., 2001 – 2002.

Основы философии. От классики к современности: Учеб. пособие. М., 1998.

Современная философия науки: знание, реальность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия. М., 1996.

Стёпин В.С. Основы философии науки. М., 2004.

Философия XX века: школы и концепции. СПб., 2003.

Философия для аспирантов: Учебное пособие. – Ростов н/Д, 2002.

Философия и методология науки. УМК для студентов магистратуры. (Под ред. А.И.Зеленкова), Мн., БГУ, 2004.

Философский энциклопедический словарь. М., 1994.

Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. – М., 1988.

Основная литература

Аналитическая философия: становление и развитие (антология). М., 1998.

Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М., 1994.

Бахтин М.М. Работы 20-х годов. – Киев, 1994.

Башляр Г. Новый рационализм.

Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000.

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. – М., 1999.

Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

Валлерстайн И. Конец знакомого мира. Социология XXI в. М., 2003.

Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Виндельбанд В. Философия культуры: Избранное. М., 1994.

Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. М., 1994.

Гадамер Х.- Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988.

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии, 1992, № 4.

Гуссерль Э. Философия как строгая наука. – Новочеркасск, 1994.

Деррида Ж. Письмо и различие. СПб., 2000.

Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетики и теория литературы XIX-XX вв. М., 1987.

Камю А. Творчество и свобода. М., 1990.

Коллингвуд Дж.Р. Идея истории. Автобиография историка. М., 1982.

Коммуникация в современной науке. М., 1976.

Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995.

Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М., 1985.

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Ленин В.И. Полн. собр. соч., Т.18.

Лиотар Ж.-Ф. Ситуация постмодерна. – СПб., 1998.

Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.

Манхейм К. Идеология и утопия. – М., 1993.

Маритен Ж. Философ в мире. – М., 1994.

Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13.

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года \\ Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42.

Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. – М., 1995.

Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999.

Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1993.

Пригожин И. Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. – М., 1986.

Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. Киев, 1997.

Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. – М., 1995.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология ХХ век. Антология. – М., 1995.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М., 1990. – с. 319 – 344.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

Структура и развитие науки. Из Бостонских исследований по философии науки. М., 1978.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.

Тойнби А. Дж. Цивилизации перед судом истории. М., 1995.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

Феномен Человека: Антология. М., 1993.

Философия истории. Антология. – М., 1995.

Франк С.Л. Смысл жизни // Франк С.Л. Духовные основы общества. – М., 1992.

Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990.

Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.

Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии. – 1990. -- № 3.

Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.

Хайдеггер М. Бытие и время. – М., 2003.

Хайдеггер М. Наука и осмысление // Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993. – С. 238 – 253.

Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. СПб., 1997.

Человек и культура. СПб, 1996.

Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. – М., 1993.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения Т. 21.

Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994.

Дополнительная литература

Раздел I. Философия и ценности современной цивилизации.

Арон Р. Избранное: Введение в философию истории. – М.- СПб., 200.

Барулин В.С. Социально-философская антропология. М., 1997.

Бибихин В.В. Язык философии. М., 1990.

Библер В.С. Философия культуры. М., 1997.

Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1998.

Время и бытие человека. М., 1991.

Глобальные проблемы и перспективы цивилизации: Философия отношений с природной средой. М., 1994.

Глядков В.А. Философское сознание. М., 1996.

Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной философии. – М., 1998.

Гуревич П.С. Философская антропология. М., 1997.

Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической и западноевропейской философии. М., 1986.

Дрейер О.К., Лось В.А. Экология и устойчивое развитие. М., 1997.

Дубровский В.И. Концепции пространства и времени. М., 1991.

Иванов А.В. Сознание и мышление. М., 1994.

Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

Капра Ф. Дао физики. СПб., 1994.

Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. – М., 1995.

Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М., 1996.

Концепции времени в естествознании. М., 1996.

Кохановский В.П. Развитие как регулятивный принцип. Ростов н/Д. 1990.

Лобанов С.Д. Бытие и реальность. М., 1999.

Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М., 1991.

Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1992.

Марков Б.В. Философская антропология. СПб., 1997.

Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.

Михайлов Ф. Г. Сознание и самосознание. – М., 1991.

Многомерный образ человека М. 2001.

Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М., 1990.

Момджян К.Х. Введение в социальную философию. – М., 1997.

Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. М., 1990.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М., 1991.

Основы онтологии. СПб., 1997.

Платон. Пир. // Сочинения. Т.2. М., 1970.

Подорога В.А. Феноменология тела. М., 1995.

Проблема сознания в философии и науке. М., 1996.

Райл Г. Понятие сознания. М. 2000.

Самосознание и философия. М., 1987.

Социокультурное пространство: структура и процессы. М., 1996.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.

Тойнби А.Дж. Постижение истории. – М., 2002.

Философия истории. / Под ред. А.С. Панарина. – М., 1999.

Философия природы в античности и в средние века. М., 2000

Философия. Наука. Человек: конфликт или гармония. – СПб., 1993.

Философские модели развития. М., 1999.

Философские проблемы физики элементарных частиц. М., 1995.

Фрейд З. Психология бессознательного М., 1990.

Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995.

Хейзинга Й. Человек играющий. М., 1991.

Человек и культура. СПб., 1996.

Человек как философская проблема: Восток и Запад. М., 1991.

Человек. Философско-энциклопедический словарь. М., 2002.

Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Т. 1-2. М., 1991 и 1995.

Раздел II. Философско-методологический анализ науки

Агацци Э. Моральное измерение науки и техники М., 1998.

Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.

Гайденко П.П. История новоевропейской философии в её связи с наукой. М., 2000.

Добронравова И.С. Синергетика: становление нелинейного мышления. Киев, 1990. Мн., 1993.

Зеленков А.И., Новиков В.Т., Карако П.С. Философия и методология гуманитарного и естественнонаучного познания. Мн., 1999.

Идеалы и нормы научного исследования. Мн., 1981.

Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., 1997.

Коммуникация в современной науке. М., 1976.

Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997.

Кочергин А.Н. Методы и формы научного познания. М., 1990.

Лукашевич В.К. Анатомия научного метода. Мн., 1999.

Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.

Мирская Е.З. Социология науки в 80-е гг. // Социальная динамика науки. М., 1996.

Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М, 1995.

Наука в зеркале философии ХХ века. М., 1992.

Наука в культуре М., 1998.

Наука в системе социальных ценностей. М., 1995.

Наука и власть. М., 1990.

Наука и технология М., 1990.

Наука и ценности. Новосибирск, 1987.

Наука о науке. М., 1966.

Научная деятельность: структура и институты. Сб. переводов. М., 1980.

Научные революции в динамике культуры. Мн., 1987.

Научный прогресс. Когнитивные и социокультурные аспекты. М., 1993.

Пельц Д., Эндрюс Ф. Учёные в организациях. М., 1973.

Поппер К. Предположения и опровержения. М., 2004.

Порус В.Н. Парадоксальная рациональность (очерки о научной рациональности). М., 1999.

Прайс Д. Малая наука, большая наука // Наука о науке. М., 1966.

Проблема знания в истории науки и культуры. СПб., 2001.

Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI В. СПб., 1999.

Социокультурный контекст науки. М., 1998.

Старостин Б.А. К определению понятия науки // Вестник БГУ. Серия 7. Философия. 1997. №6.

Стёпин В.С. Теоретическое знание. М., 2000.

Традиции и революции в истории науки. М., 1991.

Филатов В.П. Наука и мир человека. М., 1990.

Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. Проблемы и дискуссии. М., 1986.

Хайтун С.Д. Наукометрия: состояние и перспективы. М., 1983.

Швырёв В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978.

Школы в науке. М., 1977.

Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. М., 1997.

Юдин Б.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М., 1997.

Яковлев В.А. Инновации в науке. М., 1997.

Раздел III. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДИСЦИПЛИНАРНО-ОРГАНИЗОВАННОЙ НАУКИ

Модуль А. Философия естествознания и техники

Биология и современность. М., 1990.

Бор Н. Избранные научные труды: в 2 т. М., 1970 – 1971. Т. 2.

Борн М. Физика в жизни моего поколения. М., 1963.

Бройль Л. Революция в физике. М., 1963.

Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 1989.

Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. СПб., 1996.

Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987.

Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники: Учеб. пособие. М., 1998.

Дубнищева Т.Я., Пигарев А.Ю. Современное естествознание. Новосибирск, 1998.

Естествознание: системность и динамика. М., 1990.

Зеленков А.И., Водопьянов П.А. Динамика биосферы и социокультурные традиции. Мн., 1987.

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. М., 2001.

Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. М., 1996.

Митчем К. Что такое философия техники. М., 1995.

Моделирование сложных систем и виртуальная реальность. М., 1995.

Мэмфорд Л. Миф машины // Утопия и утопическое мышление. М., 1991.

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 1999.

Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки: её генезис и обоснование. М., 1988.

Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике // Вопросы философии, 1993. № 10.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1993.

Ровинский Р.Е. Развивающаяся Вселенная. М., 1995.

Судьбы естествознания: современные дискуссии. М., 2000.

Философия естествознания: ретроспективный взгляд. М., 2000.

Философия техники в ФРГ. М., 1989.

Философия техники: история и современность. М., 1997.

Хакен Г. Синергетика: Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М., 1985.

Шаповалов Е.А. Курс лекций по философии техники. СПб., 1998.

Шредингер Э. Что такое жизнь? С точки зрения физика. М., 1972.

Эйнштейн А. Физика и реальность. Собр. научн. тр. Т. 4. М., 1967.

Модуль Б. Философия социально-гуманитарного познания

Арон Р. Этапы социологической мысли. М., 1993.

Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. СПб., 1999.

Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. М., 1995.

Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

Современная социологическая теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск, 1995.

Теория и жизненный мир человека. М., 1995.

Теория познания. // В 4-х т. Т. 4. Познание социальной реальности. М., 1995.

Трельч Э. Историзм и его проблемы. М.,1994.

Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М., 1991.

Фрейд З. Психоаналитические этюды. Мн., 1991.

Шпенглер О. Человек и техника // Культурология. ХХ век. Антология. М., 1999.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА

НА РУБЕЖЕ XX И XXI ВЕКОВ

Бек У. Что такое глобализация? М., 2001.

Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб., 2001.

Водопьянов П.А., Крисаченко В.С. Великий день гнева: экология и эсхатология. – Мн., 1993.

Высокие технологии и современная цивилизация. М., 1999.

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

Грани глобализации. М., 2003.

Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000.

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.

Козловский П. Культура постмодерна. М., 1997.

Лиотар Ж.-Ф. Постмодернистское состояние: доклад о знании // Философия эпохи постмодерна. Мн., 1996.

Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000.

Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., 2000.

Самоорганизация и наука. Опыт философского осмысления. М., 1994.

Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М., 2000.

Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века. М., 2003.

Человек. Наука. Цивилизация. К 75-летию академика В.С. Степина. М., 2004.

  1. Учебная программа для специальности 1-240102 «Правоведение» Факультет юридический

    Программа
    Учебная программа «Криминология» составлена на основе учебной программы «Криминология» для специальности 1-24.01.02 «Правоведение», утвержденной УО ФПБ «МИТСО» 13 ноября 2007 г.
  2. Рабочая учебная программа для специальности 2 : 1-31 03 04 «Информатика»

    Рабочая учебная программа
    Цель преподавания дисциплины. Философия занимает одно из центральных мест в социально-гуманитарной подготовке современного студента. Она вносит весомый вклад в формирование мировоззрения личности, способствует становлению его активной
  3. Отделения российской академии наук основные направления исследований, библиография и научно-биографические сведения о сотрудниках 1996-2003 Екатеринбург 2004

    Документ
    Институт философии и права Уральского отделения Российской академии наук: Основные направления исследований, библиография и научно-биографические сведения о сотрудниках.
  4. Рабочая программа по дисциплине «Основы информационных технологий» для аспирантов и соискателей Белмапо минск 2008

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе типовой программы-минимум кандидатского зачета по основам информационных технологий, утвержденная приказом Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 16 декабря 2004 г.
  5. Дополнительная программа кандидатского экзамена для аспирантов и соискателей степени кандидата экономических наук по специальности 08. 00. 14 «Мировая экономика» Рекомендована

    Программа
    Дополнительная программа кандидатских экзаменов по специальности 08.00.14 – «Мировая экономика» предусматривает рассмотрение отдельных частей мирового хозяйства, т.
  6. Научная работа студентов (1)

    Научная работа
    В 2008 году профессорско – преподавательский состав, аспиранты, соискатели и студенты ИМПЭ им. А.С. Грибоедова осуществляли научно-исследовательскую деятельность в соответствии с планом, утвержденным Ученым советом института 28 февраля
  7. Положение о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь

    Документ
    Указ Президента Республики Беларусь 17.11.2004 № 560 (с изменениями и дополнениями согласно Указу Президента Республики Беларусь от 4 марта 2005 г. № 116; Указу Президента Республики Беларусь от 24 августа 2006 г.
  8. Положение о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь Указ Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2004 г. №560

    Документ
    2. Установить, что рассмотрение диссертаций соискателей ученых степеней и аттестационных дел соискателей ученых званий, представленных соответственно для предварительной экспертизы в организации и ученые советы организаций до вступления
  9. Инструкция по подготовке научных работников высшей квалификации в республике беларусь (2)

    Инструкция
    1. Инструкция по подготовке научных работников высшей квалификации в Республике Беларусь (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь от 29 октября 1991 года "Об образовании" (Ведамасцi Вярхоўнага

Другие похожие документы..