Учебная программа для аспирантов и соискателей вузов и научных учреждений Республики Беларусь

Раздел I. ФИЛОСОФИЯ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ

ЦИВИЛИЗАЦИИ

Статус и предназначение философии в жизни общества. Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем. Философия как личностное знание и рационально-критическая форма мировоззрения. Проблема научности философии.

Культурные традиции Востока и Запада и типы философского мышления. Философия и национальное самосознание.

Основные исследовательские стратегии в постклассической западноевропейской философии.

Многомерность феномена философии. Социокультурный статус и функции философии в современном мире.

Роль философии в формировании ценностных ориентаций личности и принципов биосферного мышления.

Философское осмысление проблемы бытия. Поиски метафизических оснований бытия в различных философских системах. Философия и современная научная картина мира. Системно-структурная организация материального мира.

Онтология как учение о бытии и его освещение в философии. Основные формы бытия и их взаимосвязь. Онтология человеческой субъективности и культура в неклассической философии.

Бытие и материя. Эволюция представлений о материи. Современная наука о строении материи.

Пространственно-временная организация материального мира. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Специфика биологического пространства и времени. Бытие человека и время.

Природа как предмет философского и научного познания. Самоорганизация и развитие природы. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании.

Природа как среда обитания человека. Биосфера и ноосфера. Идея коэволюции человека и природы. Социально-экологическая стратегия природопользования.

Философия глобального эволюционизма. Динамизм бытия и понятие развития. Движение и развитие. Понимание диалектики в истории философии: онтологический, гносеологический и логический аспекты диалектики.

Диалектика как философская теория развития. Современные дискуссии о значении диалектики. Особенности социальной диалектики.

Диалектика и синергетика. Роль синергетики в осмыслении эволюционных процессов.

Эвристический потенциал глобального эволюционизма и проблемы развития современной научной картины мира.

Проблема человека в философии. Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Человек как биосоциальный феномен. Основные качества человека как биосоциального существа.

Сознание как предмет философского осмысления. Многомерность и полифункциональность сознания. Экзистенциально-феноменологическая, социокультурная и психоаналитическая традиции в исследовании сознания. Философия и когнитивные науки о структуре и функциях сознания. Сознание, язык, коммуникация. Сознание и интеллект. Проблема искусственного интеллекта: прогнозы трансгуманизма.

Образы человека в истории философии и культуры. Проблема сущности и существования человека. Индивид, индивидуальность, личность. Феномен субъективности и экзистенциальный опыт личности.

Аксиологические параметры бытия человека в мире. Личностный выбор и проблема смысла жизни человека. Философское осмысление феномена смерти. Телесность и духовность человека. Свобода и ответственность как экзистенциальная оппозиция бытия человека.

Человек в системе социальных коммуникаций. Ценности массового общества и личность.

Антропологический кризис как явление современной культуры.

Специфика социальной реальности. Место социальной философии в системе философского знания. Социальная философия и социально-гуманитарные науки в познании общества. Понятие социальной реальности. Общество как система. Понятие социальной структуры общества. Типы социальных структур. Современные концепции социальной стратификации.

Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии. Марксистская концепция социума. Общество как система отношений. Концепция социального действия М. Вебера. Общество как продукт общественной рационализации. Модель социума в концепции структурного функционализма Т. Парсонса. Общественная рациональность и коммуникативное действие в теории Ю. Хабермаса.

Основные проблемы социальной динамики. Общество как развивающаяся система. Проблема источников и движущих сил социальной динамики. Базовые факторы социальной эволюции. Природа социальных противоречий, конфликтов, революций и реформ.

Статус и функции социального субъекта. Трансформация и модернизация в условиях переходного периода.

Основные понятия и этапы развития философии истории. Вариативность (многовариантность) в общественном развитии. Исторические альтернативы и выбор путей развития общества.

Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.

Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса. Гуманизм как мера духовного и ценностного измерения общественного прогресса.

Развитие общества как цивилизационный процесс. Понятие и типы цивилизации в истории общества (доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный). Тупики и противоречия техногенной цивилизации. Перспективы и проблемы информационного общества.

Локальные цивилизации и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности в современном мире. Полилог культурных традиций или “столкновение цивилизаций” (С. Хантингтон). Феномен глобализации.

Восточнославянские народы между Западом и Востоком. Основные предпосылки и факторы консолидации восточнославянских народов. Проблема исторического самоопределения Беларуси и основные векторы развития современного белорусского общества.

Философия культуры. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры (аксиологическая, семиотическая, деятельностная, игровая и др.).

Традиции и новации в динамике культуры. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса. Глобализация социокультурного пространства и диалог культур.

Культура и духовная жизнь общества. Духовность и ценностные формы сознания. Мораль как форма нормативной регуляции человеческого поведения. Искусство и специфика эстетического отношения человека к миру. Религия как форма духовного освоения реальности.

Метаморфозы духовности в современном обществе. Социальная мифология, утопия, идеология как формы общественного сознания.

Новейшие тенденции в социокультурном развитии мирового сообщества и формы их философского осмысления.

Раздел II.ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ

АНАЛИЗ НАУКИ

Наука как важнейшая форма познания в современном мире. Особенности познавательного отношения человека к миру. Научное и вненаучное знание. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. Формы рефлексивного осмысления научного познания. Теория познания, методология и логика науки. Проблемное поле философии науки. Понятие научной рациональности и ее основные типы. Роль науки в жизни современного общества.

Генезис науки и ее историческое развитие. Проблема начала науки. Наука и типы цивилизационного развития. Протонаука в структуре традиционных цивилизаций. Античный идеал науки. Становление первых научных программ в античной культуре. Амбивалентный характер средневековой науки.

Зарождение опытных наук. Ценностно-мировоззренческие основания классической науки. Оформление дисциплинарно-организованной науки. Наука и научное знание в культуре Беларуси эпохи Возрождения и Нового времени.

Классический, неклассический и постнеклассический этапы в развитии науки. Основные социокультурные методологические предпосылки системного понимания современной науки. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе.

Феномен науки и становление паранаучной культуры. Эзотеризм и девиантная наука.

Структура и динамика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их единство и различие. Структура эмпирического исследования. Понятие эмпирического базиса научной дисциплины. Формирование научных фактов. Специфика эмпирических обобщений и закономерностей.

Структура теоретического знания. Понятие “идеального объекта” в языке науки. Абстрактные объекты теории и их системная организация. Теоретические модели в структуре научной теории. Функции научной теории. Проблема, научный факт, гипотеза, теория как основные формы научного поиска и роста знания..

Метатеоретические основания науки. Научная картина мира как характеристика предметно-онтологических структур научного исследования. Идеалы и нормы науки как схема метода научного познания. Понятие стиля научного мышления. Философские основания науки и проблема интеграции научного знания в культуру эпохи.

Диалектика развивающейся науки. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса. Проблемы рациональной реконструкции динамики научного знания и системная природа научного прогресса. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания.

Экстенсивные и интенсивные этапы в развитии научной дисциплины. Природа научной революции. Типы научных революций. Современные стратегии развития научного знания.

Методологический инструментарий современной науки. Понятие метода и методологии. Многоуровневая концепция методологического знания. Специфика философско-методологического анализа науки. Статус и функции общенаучной методологии познания.

Сущность системного подхода как общенаучной методологической программы. Синергетика и становление нелинейной методологии познания. Природа и возможности инновационной методологии науки. Ситуационная методология “case studies”.

Научное исследование в методологическом осмыслении. Объект и предмет исследования. Проблема, цели и задачи в структуре научного исследования. Средства и методы исследования. Структура, механизмы обоснования и критерии научного метода. Методы эмпирического исследования: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Методы теоретического исследования: идеализация и формализация, мысленный эксперимент, гипотетико-дедуктивный метод, аксиоматизация, метод математической гипотезы, исторический и логический методы исследования.

Информационные технологии в современном научном познании. Плюрализм методологических стратегий и методологических новаций.

Наука как социальный институт. Эволюция организационных форм науки. Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Феномен социального заказа и стратегия НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок). Академическая, отраслевая и вузовская наука: цели, задачи и перспективы развития. Наука и образование. Школы в науке. Проблема преемственности и смены поколений в научном сообществе.

Ученые в организациях. Понятие научного сообщества. Стратификационная структура научного сообщества и проблема «научной демократии». Научная иерархия и феномен элиты в науке. Социальная мобильность и изменение статуса ученого в современном обществе.

Феномен научной коммуникации и его специфика в современной науке. Формы научной коммуникации. Конкуренция в науке. Конфликты в науке и пути их разрешения. Проблема диалога в научном сообществе. Полемика и дискуссия как формы научного творчества. Аргументация, ее структура и виды. Итоги дискуссии.

Наука и социальные технологии в современном обществе. Наука и власть. Наука и политика. Наука и идеология. Проблема социальной регуляции научно-исследовательской деятельности. Праксеологическая функция науки и основные виды социальных технологий: хозяйственно-экономические, политические, управленческие, образовательные.

Наука в системе социальных ценностей. Наука как ценность в современной культуре. Инструментальная и мировоззренческая ценность науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки.

Социальные ценности и нормы научного этоса. Амбивалентность научного сознания. Проблемы мотивации и признания в науке.

Возможности и границы науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого. Этика науки и ее роль в становлении современного типа научной рациональности. Социальный контроль над наукой.

Перспективы развития и новые ценностные ориентиры современной науки.

Раздел III. ФИЛОСОФСКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

ПРОБЛЕМЫ ДИСЦИПЛИНАРНО-ОРГАНИЗОВАННОЙ

НАУКИ

Модуль А. Философия естествознания и техники

Основные парадигмы в развитии естественнонаучного знания. Специфика естественнонаучного познания. Типология системных объектов и их освоение в развивающемся естествознании. Особенности объекта, метода и познавательных средств в естествознании. Специфика языка естественнонаучного познания.

Классическое естествознание: становление первых научных программ. Физика и ее место в структуре естественнонаучного знания. Общенаучный статус механистической картины мира в культурном пространстве классической науки.

Возникновение дисциплинарного естествознания. Особенности взаимосвязи физики, химии, биологии. Проблема единства научного знания. Взаимодействие естественных и технических наук.

Неклассическое естествознание: революционные изменения в физике конца XIX -- первой половины ХХ века. Философские аспекты специальной и общей теории относительности, квантовой механики и космологии. Генетическая революция в биологии и становление синтетической теории эволюции. Кибернетика и общая теория систем, их роль в изменении стиля научного мышления. Деятельностный подход как методологическая основа неклассического естествознания.

Постнеклассическое естествознание и поиск нового типа рациональности. Исторически развивающиеся, человекоразмерные объекты, комплексные системы как объекты исследования в постнеклассическом естествознании. Возможности и перспективы междисциплинарной методологии. Междисциплинарный статус синергетики и ее место в культурном пространстве постнеклассической науки.

Феномен экологизации науки. Экология в системе культуры. Гуманитарная и этическая экспертиза научных проектов как особенность постнеклассической парадигмы в естествознании. Историческое развитие естественнонаучного познания: от ценностно-нейтрального к этически и аксиологически нагруженному знанию.

Философия техники и техническая рациональность. Техника как объект философской рефлексии. Историческая эволюция понятия “техника” и его современные интерпретации.

Предмет и структура философии техники. Исторические и теоретические предпосылки возникновения философии техники. Проблема технической реальности. Функции техники, ее роль и статус в истории цивилизации. Генезис и социодинамика техносферы.

Человек в техносфере. Становление техноструктуры XXI века. Глобализация технических систем. Понятие технополисов и технопопуляций. Нанотехнологии и биотехнологии.

Проблема оценки экономических, социокультурных и социоэкологических последствий развития техники. Информационно-компьютерная революция в ракурсе философско-методологического анализа.

Инженерное мышление и формирование технологического разума. Изобретательская деятельность. Проектирование. Дизайн. Философско-методологические аспекты проектирования сложных антропотехнических комплексов.

Виртуальная реальность как социокультурный феномен информационного общества. Проблема интеллектуальной собственности. Компьютерная революция в социальном контексте. Информатизация, медиатизация современного общества и социальный контроль над человеком.

Философское осмысление проблемы искусственного интеллекта. Компьютерная репрезентация знаний как проблема информационной эпистемологии.

  1. Учебная программа для специальности 1-240102 «Правоведение» Факультет юридический

    Программа
    Учебная программа «Криминология» составлена на основе учебной программы «Криминология» для специальности 1-24.01.02 «Правоведение», утвержденной УО ФПБ «МИТСО» 13 ноября 2007 г.
  2. Рабочая учебная программа для специальности 2 : 1-31 03 04 «Информатика»

    Рабочая учебная программа
    Цель преподавания дисциплины. Философия занимает одно из центральных мест в социально-гуманитарной подготовке современного студента. Она вносит весомый вклад в формирование мировоззрения личности, способствует становлению его активной
  3. Отделения российской академии наук основные направления исследований, библиография и научно-биографические сведения о сотрудниках 1996-2003 Екатеринбург 2004

    Документ
    Институт философии и права Уральского отделения Российской академии наук: Основные направления исследований, библиография и научно-биографические сведения о сотрудниках.
  4. Рабочая программа по дисциплине «Основы информационных технологий» для аспирантов и соискателей Белмапо минск 2008

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе типовой программы-минимум кандидатского зачета по основам информационных технологий, утвержденная приказом Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 16 декабря 2004 г.
  5. Дополнительная программа кандидатского экзамена для аспирантов и соискателей степени кандидата экономических наук по специальности 08. 00. 14 «Мировая экономика» Рекомендована

    Программа
    Дополнительная программа кандидатских экзаменов по специальности 08.00.14 – «Мировая экономика» предусматривает рассмотрение отдельных частей мирового хозяйства, т.
  6. Научная работа студентов (1)

    Научная работа
    В 2008 году профессорско – преподавательский состав, аспиранты, соискатели и студенты ИМПЭ им. А.С. Грибоедова осуществляли научно-исследовательскую деятельность в соответствии с планом, утвержденным Ученым советом института 28 февраля
  7. Положение о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь

    Документ
    Указ Президента Республики Беларусь 17.11.2004 № 560 (с изменениями и дополнениями согласно Указу Президента Республики Беларусь от 4 марта 2005 г. № 116; Указу Президента Республики Беларусь от 24 августа 2006 г.
  8. Положение о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь Указ Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2004 г. №560

    Документ
    2. Установить, что рассмотрение диссертаций соискателей ученых степеней и аттестационных дел соискателей ученых званий, представленных соответственно для предварительной экспертизы в организации и ученые советы организаций до вступления
  9. Инструкция по подготовке научных работников высшей квалификации в республике беларусь (2)

    Инструкция
    1. Инструкция по подготовке научных работников высшей квалификации в Республике Беларусь (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь от 29 октября 1991 года "Об образовании" (Ведамасцi Вярхоўнага

Другие похожие документы..