Программа повышения квалификации учителей по использованию эор в процессе обучения в основной школе. Физика

Программа повышения квалификации учителей по использованию ЭОР в процессе обучения в основной школе. Физика

Повышение квалификации реализуется в рамках комплексного проекта «Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями». Целью комплексного проекта - обеспечение нового качества образования, повышение его доступности и эффективности. Одной из задач комплексного проекта является организация и проведение широкомасштабного повышения квалификации учителей в области использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. В рамках программы повышения квалификации подготовлены методисты-тьюторы для каждого субъекта Российской Федерации, которые будут организовывать и проводить обучение учителей-предметников основной школы на базе региональных учреждений повышения квалификации. Методистам-тьюторам будет оказываться методическая поддержка с использованием дистанционных образовательных технологий, что будет способствовать повышению эффективности повышения квалификации учителей.

Программа повышения квалификации учителей включает два модуля:

- инвариантный - «Информационная образовательная среда (ИОС) основной школы»;

- вариативный - «Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) в образовательной деятельности. Физика»

Цель и задачи программы повышения квалификацииучителей по использованию ЭОР в процессе обучения в основной школе по физике.

Цель: Формирование готовности учителей к использованию ЭОР, что будет способствовать повышению эффективности деятельности учителей, а также обеспечению нового качества образования, повышению его доступности и эффективности в условиях реализации ФГОС ООО.

Задачи:

1) Формирование системы знаний о современных ЭОР, в том числе по физике.

2) Формирование системы умений по отбору ЭОР, реализации различных моделей организации деятельности учащихся (учебной и внеучебной) на основе ЭОР в процессе обучения физике в основной школе.

3) Формирование системы знаний об особенностях обучения учащихся физике, о формировании деятельности по проведению лабораторного эксперимента по физике на основе использования ЭОР.

Требования к результатам освоения программы

В результате освоения программы повышения квалификации слушатели должны:

Знать:

  • требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, регламентирующие профессиональную педагогическую деятельность в условиях ИКТ-насыщенной среды, соответствующие санитарные правила и нормы (СанПиН);

  • возможные компоненты информационной образовательной среды образовательного учреждения;

  • основные современные инструменты управления информационной образовательной средой;

  • классы современного программного обеспечения (включая свободное программное обеспечение), виды платформ;

  • средства информационной образовательной среды основной школы;

  • содержание коллекций существующих ЭОР по физике;

  • особенности современных ЭОР по физике, их существенные характеристики;

  • основные направления и модели использования современных ЭОР по физике;

  • существенные характеристики деятельности учащихся по освоению содержания физике на основе использования ЭОР;

  • проблемы и риски применения ЭОР в обучении физике в основной школе и пути их преодоления.

Уметь:

  • осуществлять рефлексию уровня интеграции своей педагогической деятельности в информационную образовательную среду и анализ возможностей ИОС своего образовательного учреждения;

  • осуществлять обоснованный выбор и использование инструментов ИКТ, электронных образовательных ресурсов в соответствии с задачами своей профессиональной педагогической деятельности;

  • разрабатывать простые ЭОР с помощью доступных и целесообразно выбранных инструментов ИКТ;

  • организовывать деятельность учащихся в условиях современной информационной образовательной среды основной школы;

  • осуществлять отбор содержания для обучения физике на основе ЭОР;

  • критически оценивать потенциальные возможности ЭОР для получении результатов обучения физике в соответствии с ФГОС;

  • осуществлять деятельность по анализу и отбору ЭОР по физике для использования их в процессе обучения физике;

  • разрабатывать содержание и планы проведения уроков различного типа на основе ЭОР при обучении физике.

Понимать:

  • особенности современной информационной образовательной среды основной школы и специфику деятельности учащихся и учителей в ее условиях;

  • специфику современных ЭОР по физике и их возможности для формирования элементов содержания физике, основ теории, специфических умений деятельности по проведению лабораторного эксперимента;

  • особенности организации деятельности учащихся по изучению содержания физике на основе использования ЭОР;

  • специфику восприятия содержания физике при использовании ЭОР учащимися разного возраста;

  • специфику деятельности учителя физике по отбору ЭОР, по подготовке, организации и проведению уроков на основе их использования, при подготовке, организации внеучебной деятельности на основе их использования;

  • особенности организации деятельности учащихся при использовании ЭОР во внеучебной деятельности по физике;

  • специфику организации деятельности учащихся при формировании межпредметных знаний и умений при обучении физике на основе ЭОР.

Владеть:

  • типовыми схемами деятельности по решению профессиональных педагогических задач с помощью компонентов информационной образовательной среды (осуществление мониторинга учебных результатов, участие в электронном документообороте, информационное взаимодействие с администрацией, коллегами, учениками, родителями и т.д.);

  • базовыми методами анализа и отбора инструментов ИКТ, электронных образовательных ресурсов в соответствии с решаемыми профессиональными педагогическими задачами;

  • основными приемами разработки компонентов информационно-методического обеспечения образовательного процесса по учебному предмету (веб-ресурсы, простые мультимедийные объекты и презентации).

Объем программы108 часов

Документ, выдаваемый после завершения обучения – свидетельство государственного образца о повышении квалификации.

Принципы отбора содержания

Основным принципом отбора содержания дисциплины является принцип расширения и дополнения системы знаний и умений слушателей, сформированной в процессе их подготовки и профессиональной деятельности, за счет включения в их опыт знаний и умений, связанных с использованием ЭОР для решения педагогических и методических задач. Именно поэтому методические задания, которые предлагаются для обсуждения и решения, по содержанию охватывают, прежде всего, материал, связанный с особенностями применения ИКТ, в частности рассматриваемых типов ЭОР при обучении физике.

Главная идея состоит в том, чтобы показать весь спектр возможностей рассматриваемых групп ЭОР в профессиональной педагогической деятельности учителя физике. Содержание программы отбирается таким образом, чтобы обеспечить демонстрацию специфики применения ЭОР в процессе обучения физике с учетом возрастных особенностей учащихся основной школы, и с учетом специфики изучаемого содержания физике при организации разных видов деятельности учащихся как на уроке, так и вне его. Для достижения этой цели содержание материала отбирается в соответствии с принципомгруппировки вокруг пяти основных категорий и связанных с ними понятий: ЭОР; урок физики и его типы; применение компьютерных моделей в обучении физике; обучение решению физических зада; деятельностьпо проведению лабораторного эксперимента по физике; самостоятельная деятельность.

Отбор содержания программы основывается на необходимости сформировать у слушателей соответствующие научные представления и закрепить их в опыте практической деятельности при решении профессионально-предметных задач. Поэтому дисциплина рассматривается как теоретическая и практико-ориентированнаяодновременно. Это составляет следующий принцип отбора ее содержания.

Основным принципом организацииучебного содержания программы является его трехуровневое структурирование. В содержании программы повышения квалификации могут быть выделены три части:

1. Содержание, обязательное для усвоения всеми слушателями, усвоение которого организуется во время проведения аудиторных занятий: при проведении лекций и на практических занятиях

2. Содержание, обязательное для усвоения всеми слушателями, но в режиме самостоятельной работы – коллективной или индивидуальной, при выполнении самостоятельных работ воспроизводящего и реконструктивного характера.

3. Вариативное содержание, необязательное для усвоения в полном объеме всеми слушателями и осваиваемое, в основном, в процессе выполнения самостоятельных работ эвристического исследовательского (творческого) характера, а также в процессе работы над итоговым заданием.

В рамках программы в качестве основного принят деятельностный подход к процессу обучения. Он реализован как при отборе содержания дисциплины, так и при выработке стратегии его построения и реализации, при организации занятий и при формулировке заданий для самостоятельной работы.

Формы организации занятий

Обучение первому, инвариантному, модулю "Информационно-образовательная среда (ИОС) основной школы" организуется в дистанционной форме. В процессе дистанционного обучения предполагается организация дистанционного индивидуального и группового консультирования, проведение дискуссий и обсуждений на форуме, организация и проведение вебинаров, в ходе которых организуется подробное обсуждение наиболее проблемных для слушателей вопросов и тем программы.

Обучение по второму, вариативному, модулю "ЭОР в образовательной деятельности по физике в основной школе" организуется в очной форме. Процесс обучения включает в себя чтение лекций квалифицированными преподавателями, проведение практических занятий, а также организацию самостоятельной деятельности. В ходе лекций предлагаются наиболее важные, существенные для достижения цели обучения по программе вопросы, составляющие базу для качественного усвоения содержания программы повышения квалификации. В процессе практических занятий организуется деятельность, направленная на формирование у слушателей компетенций, обеспечивающих профессиональное владение ими рассматриваемым инструментарием (ЭОР) для решения задач, возникающих в деятельности учителя физике: включение учащихся в активную познавательную деятельность на всех этапах формирования элементов содержания физике; формирование деятельности по проведению лабораторного эксперимента по физике; разработка дидактического обеспечения самостоятельной деятельности на основе ЭОР в процессе обучения физике и т.п. При проведении практических занятии реализуются различные формы их проведения и взаимодействия слушателей и преподавателя: беседы; имитация диалога; дискуссии (групповые и коллективные); деловые игры; семинары; обучающие мини-конференции, имитирующие деятельность учащихся; коллективная, групповая и парная работа; элементы деятельности по проектированию различных форм деятельности учащихся; лабораторные работы в компьютерном классе при изучении содержания коллекций ЭОР; презентация результатов индивидуальной и групповой работы на занятиях и самостоятельной работы по выполнению заданий.


Содержание самостоятельной работы с примерами типов заданий

Самостоятельная работа организуется на основе системы заданий для фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Результаты, полученные в процессе выполнения заданий для самостоятельной работы, обсуждаются и анализируются в ходе практических занятий.

Содержание самостоятельной работы

Самостоятельная работа представляет собой выполнение учителями – слушателями программы повышения квалификации серии специально разработанных заданий.

Слушателям предлагаются задания следующих видов.

  • Первый вид заданий представляет собой задания репродуктивного характера, при выполнении которых используется данный преподавателем образец (анализа ЭОР, типизации ЭОР, заполнения технологической карты; формулировка заданий учащихся на основе ЭОР по образцу, предложенному преподавателем, и т.п.). Целью выполнения этих заданий является формирование репродуктивных действий, необходимых при организации обучения с использованием ЭОР.

  • Второй вид заданий – самостоятельное изучение отдельных теоретических вопросов, не рассматриваемых на занятиях или углубленное изучение отдельных вопросов курса, частично рассмотренных на занятиях. Цель – формирование умения самостоятельной адаптации теоретического материала для достижения поставленных целей. Этот вид заданий является важной составляющей формирования навыков самообразования и профессионального становления современного учителя,

  • Третий вид заданий представляет собой задания продуктивного и творческого характера, при выполнении которых от слушателей требуется интерпретация полученных знаний и умений и самостоятельной проектирование собственных продуктов: разработка уроков на основе ЭОР без использования шаблонов или с их существенной переработкой; разработка собственного плана формирования умений самостоятельной деятельности в процессе обучения физике; самостоятельный поиск ресурсов, включающих дополнительную информацию по проблемам/вопросам, сформулированным самим слушателем; проектирование систем заданий для учащихся на основе ЭОР.

Типовые задания для самостоятельной работы

  1. Проанализировать данный набор ЭОР с различными целями. Составить краткие аннотации к ним.

  2. Отобрать ЭОР по теме/для формирования определенного умения, знания об элементе содержания физике/обеспечения реализации определенного метода.

  3. Составить технологическую карту урока/фрагмента урока/темы/фрагмента .

  4. Познакомиться с содержанием дополнительных рекомендованных источников информации по отдельным предложенным преподавателем вопросам курса (Различные трактовки, практические приложения и т.д.).

  5. Подготовиться к дискуссии на занятии

  6. Подготовить презентацию результатов выполненной работы.

  7. Сформулировать набор заданий для учащихся на основе отобранных ЭОР.

  8. Составить траекторию освоения учащимся содержания физике по выбранной теме на основе ЭОР.

Учебный план

п/п

Наименование тем (модулей)

Трудоемкость в часах:

Формы контроля

1

2

4

1.

Информационно-образовательная среда (ИОС) основной школы

36

Итоговое тестирование

2.

ЭОР в образовательной деятельности по физике в основной школе

60

Контрольные работы

3.

Самостоятельная работа по подготовке к зачету

12

Зачет

108

  1. Программа повышения квалификации учителей школ преподавателей общеобразовательных дисциплин, учреждений начального и среднего профессионального Москва 2010 г

    Программа
    В соответствии с Федеральным законом № 17 – ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого государственного
  2. Приказ директора школы от 05. 06. 2012 г. №126 Публичный доклад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

    Доклад
    Цель доклада - информировать родителей (законных представителей), общественность об основных результатах и проблемах функционирования и развития школы в 2011-2012 учебном году, способствовать развитию партнерских отношений между школой
  3. Общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования I. Общие сведения об образовательном учреждении (2)

    Документ
    1.1. Наименование государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 7 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр» города Новокуйбышевска городского
  4. Примерная форма программы 18-ти часового модуля повышения квалификации учителей (2)

    Документ
    Информатика в начальной школе как инструмент формирования моделирующего мышления школьников. (По УМК Матвеевой Н. В. по информатике и ИКТ для 2-4 классов и ЦОР к нему)
  5. Публичный доклад по итогам 2011-2012 уч г

    Доклад
    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа №17 с углубленным изучением французского языка имени 6-ой Орловско-Хинганской стрелковой дивизии г.
  6. Обеспечение непрерывности, персонификации и актуальности повышения квалификации педагогических работников

    Документ
    Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2011 году (в соответствии с приложением 2).
  7. Программа расчета температурных полей и окисления металла в радиоэлектронных приборах tfta V 0 Тип ЭВМ

    Программа
    Программа TFTA v.1.0 (Temperature Field and Tarnishing Analysis version 1.0) предназначена для моделирования процессов окисления и тепломассопереноса, протекающих в радиотехнических материалах и на их поверхности при работе радиоэлектронного
  8. Повышения квалификации и переподготовки

    Документ
  9. Основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа Москва «Просвещение»

    Основная образовательная программа
    Примерная основная образовательная программа основного общего образования одобрена Координационным советом при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации введения федеральных

Другие похожие документы..