Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

На правах рукописи

Склярова Татьяна Владимировна

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В КОНФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

13.00.08 – теория и методика

профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва - 2008

Работа выполнена на кафедре педагогики высшей школы

факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета

Научный консультант: член-корреспондент РАО, доктор

педагогических наук, профессор

Мудрик Анатолий Викторович

Официальные оппоненты: действительный член РАО, доктор

психологических наук, профессор

Дубровина Ирина Владимировна

член-корреспондент РАО, доктор

педагогических наук, профессор

Селиванова Наталья Леонидовна

доктор педагогических наук, профессор

Плохова Маргарита Григорьевна

Ведущая организация: Костромской государственный

университет им.Н.А.Некрасова

Защита состоится 20 октября 2008 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.11 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 127051, Москва, Малый Сухаревский переулок д.6.

С диссертацией можно ознакомится в библиотеке МПГУ по адресу: 119992, Москва, ул. Малая Пироговская, д.1.

Автореферат разослан «____»_______________________2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Плешаков В.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования.

Радикальное обновление российского общества вызвало к жизни новую трактовку принципа свободы совести, который реализуется в системе, как государственного педагогического образования, так и в негосударственных образовательных учреждениях, создаваемых религиозными объединениями. В настоящее время такие учебные заведения получают государственные лицензии на ведение образовательной деятельности, проходят процедуру аккредитации, обеспечивая своим выпускникам образование в соответствии с государственным стандартом.

Принципиально новым явлением в системе высшего образования все более становится профессиональная подготовка социальных педагогов в негосударственных вузах, учреждённых религиозными организациями.

В работах О.А.Абдуллиной, Г.И.Аксёновой, С.И.Архангельского, Е.П.Белозерцева, В.А.Болотова, Г.А.Бордовского, А.А.Вербицкого, И.А.Зязюна, Н.В.Кузьминой, Ю.Н.Кулюткина, М.М.Левиной, В.Л.Матросова, В.А.Сластёнина, А.И.Пискунова и др. выявлены общие закономерности формирования личности и профессионализма специалиста в системе непрерывного педагогического образования. Акмеологические подходы в личностно-профессиональном развитии специалиста разработаны в трудах О.С.Анисимова, А.А.Бодалёва, А.А.Деркача, О.В.Москаленко и др.

Теоретико-методологические основы профессиональной подготовки социальных педагогов в России нашли отражение в исследованиях А.И.Арнольдова, Н.Ф.Басова, В.М.Басовой, С.А.Беличевой, В.Г.Бочаровой, М.А.Галагузовой, Ю.Н.Галагузовой, Л.Г.Гусляковой, В.И.Загвязинского, И.А.Зимней, Н.Ю.Клименко, А.Г.Корниловой, И.А Липского, Л.В.Мардахаева, В.А.Никитина, Т.А.Ромм, В.А.Сластёнина, Н.Б.Шмелёвой, Г.Н.Штиновой, Г.Н.Филонова, М. В. Фирсова, Т.Ф.Яркиной.

Отдельные аспекты профессиональной деятельности социальных педагогов и их профессионального становления раскрываются в трудах А.Б.Белинской, Л. А. Беляевой, Б. 3. Вульфова, И. А. Зимней, А. В. Мудрика, Л.Е. Никитиной, Л. Я. Олиференко, Т.С.Просветовой, В.С.Торохтий, М.В.Шакуровой, П.А.Шептенко и др.

Проблемы профессиональной подготовки и профессиональной деятельности социальных педагогов за рубежом отражены в работах К. Отте, М. Пэйн, Ф. Прюса, Ш. Рамон, С. Шардлоу и др.

Правовым аспектам развития теологического образования в Европе и России посвящены исследования И.В.Понкина.

Содержание, формы и методы подготовки социальных педагогов в высших и средних учебных заведениях нашли отражение в исследованиях Л.Я.Витебского, В. Ш. Масленниковой, Т. Б. Пигаловой, Л. И. Родиной, И.П.Клемантович, Р.М. Куличенко, Е.Н.Сорочинской, М. Ф. Черкасовой, Т.Т.Щелиной.

В исследованиях Н.Г.Арзамасцевой, А.М.Зайцева, В.Н.Запорожец, Л.Д.Мариничевой, А.Н.Неустроевой, Д.Я.Ойхер, Л.И.Родиной, Ж.В.Садовниковой, В.Л. Симонович выявлены особенности подготовки социальных педагогов к различным видам работы в современной социально-образовательной ситуации, таким, как профилактика алкогольной зависимости среди подростков, социально-педагогическая деятельность в амбулаторной наркологической службе, работа с пострадавшими в экстремальных ситуациях, с жертвами религиозных сект и др.

Между тем в имеющихся исследованиях практически не затронуты проблемы нового феномена российской педагогической действительности - профессиональной подготовки социальных педагогов в конфессионально-ориентированных вузах. Это сдерживает реализацию воспитательных возможностей религиозных организаций, ограничивает их возможный вклад в преодоление многих негативных тенденций и в оздоровление социально-психологического климата как внутри конфессии, так и в обществе. Восстановление религиозного уклада жизни в конфессиях, отдельных семьях и различных общественных объединениях обуславливает потребность в специалистах, обладающих социально-педагогической и конфессиональной компетентностью.

К настоящему времени в этой сфере возник ряд противоречий:

- между достигнутым в педагогической науке уровнем знаний о сущности, структуре и функциях педагогического образования и реализацией этих знаний в подготовке конфессионально-ориентированных социальных педагогов;

- между потребностью высшей школы в вариативных моделях профессиональной подготовки педагогов и неразработанностью содержания и методики профессиональной подготовки конфессионально-ориентированных социальных педагогов.

- между накопленным в педагогическом образовании фондом научных знаний о профессиональном становлении социальных педагогов и отсутствием методологических ориентиров для подготовки социальных педагогов, учитывающей влияние религиозного фактора на процесс воспитания в семье и общине;

- между сформулированными в отечественной религиозно-философской мысли идеями о воспитании и неразработанностью механизма использования наследия российской культурно-образовательной традиции в процессе профессиональной подготовки конфессионально-ориентированных социальных педагогов;

- между субъективностью религиозного мировосприятия верующих студентов и объективным характером профессиональной работы православного социального педагога, в которой используется религиозный потенциал личности специалиста.

С учётом потребности в разрешении указанных противоречий был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы инвариантные и специфические характеристики содержания и структуры профессиональной подготовки конфессионально-ориентированных социальных педагогов, принципы построения и условия её эффективности?

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования – профессиональная подготовка социальных педагогов в православном высшем учебном заведении.

Предмет исследования – принципы, содержание и структура профессиональной подготовки конфессионально-ориентированных социальных педагогов в православном высшем учебном заведении.

Ведущая идея исследования: профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированном высшем учебном заведении

отражает единство и взаимосвязь педагогического и элементов теологического образования.

Задачи исследования:

  1. Разработать совокупность положений, раскрывающих теоретико-методологические основания исследования профессиональной подготовки социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях.

  2. Проанализировать взаимосвязь и взаимовлияние воззрений на социальное, семейное и религиозное воспитание в отечественной религиозно-философской мысли и в православной вероучительной традиции.

  3. Осуществить моделирование процесса профессиональной подготовки православных социальных педагогов, формирующего профессиональную и конфессиональную готовности к педагогической деятельности.

  4. Разработать и реализовать содержание и методику профессиональной подготовки социальных педагогов в православном высшем учебном заведении.

  5. Обосновать необходимость введения курса православной педагогической антропологии для интеграции в социально-педагогическое высшее образование элементов теологического знания.

7. Определить и подтвердить опытным путём педагогические условия эффективности профессиональной подготовки социальных педагогов в конфессионально-ориентированном высшем учебном заведении.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что эффективность профессиональной подготовки социальных педагогов в конфессионально-ориентированном высшем учебном заведении может быть существенно повышена, если:

- в её основу положены принципы, обеспечивающие целостность процесса профессионального становления специалиста и отражающие особенности социально-педагогической деятельности в религиозных конфессиях;

- специфика педагогического образования в конфессионально-ориентированном вузе учитывает образ мировосприятия субъектов образовательного процесса, наличие у них религиозности, включает религиозную духовность в профессиональную культуру педагога, формируя индивидуальный стиль профессиональной деятельности;

- разработка содержания и методики профессиональной подготовки социальных педагогов нацелена на формирование профессиональной и конфессиональной готовности социального педагога к работе в религиозной общине;

- личностная и функциональная готовность православного социального педагога к работе в религиозной общине представляет собой совокупность нравственно-психологической, теоретической и технологической компетенций.

Общую методологию исследования составляют философские положения о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений реального мира и общих законов развития природы, общества, человеческого сознания и деятельности; современные идеи диалектики общего, особенного и единичного в становлении и развитии личности специалиста в системе высшего профессионального образования; о целостности образовательного процесса, его гуманистических и культурологических функциях, об аксиологической, субъектной и индивидуально-творческой обусловленности профессиональных компонентов культуры.

Теоретическая основа исследования:

- современные подходы к созданиютеоретической и технологической базы педагогического образования (С.И.Архангельский, Ю.К.Бабанский, Е.П.Белозерцев, Б.М.Бим-Бад, Е.В.Бондаревская, С.К.Бондырева, А.А.Вербицкий, С.Г.Вершловский, М.Я.Виленский, Д.В.Колесов, В.В.Краевский, Е.А.Леванова, М.М.Левина, Н.Е.Мажар, В.Д.Путилин, В.А.Ситаров, В.А.Сластёнин, В.Д.Шадриков, Т.И.Шамова, И.Г.Шамсутдинова, Е.Н.Шиянов и др.);

- концепции интеграции академической и практической парадигм социально-педагогического и психолого-педагогического образования (Г.С.Абрамова, С.А.Беличева, В.Г.Бочарова, М.А.Галагузова, И.В.Дубровина, Е.А.Климов, И.А.Липский, Л.В.Мардахаев, В.А.Никитин, Р.В.Овчарова, А.В.Петровский, Л.В.Романюк, А.Б.Серых, В.А.Сластёнин, Е.И.Холостова и др.);

- компетентностный подход к изучению проблем профессионального становления специалиста в вузе (В.И.Байденко, Ю.В.Варданян, И.А.Зимняя, Ю.В.Койнова, Д.В. Лифинцев, С.Б.Серякова, А.М.Новиков, Л.А.Петровская, П.И.Третьяков, В.Д. Шадриков и др.);

- акмеологический подход в исследовании развития личности специалиста (О.С.Анисимов, А.А.Бодалёв, А.А.Деркач, А.В.Гагарин, А.В. Кириченко, Н.В.Кузьмина, В.Н.Маркин, О.В.Москаленко, В.В.Петрусинский, А.А.Реан, Е.В.Селезнева, Ю.В.Синягин, Н.В.Соловьёва);

- методология историко-педагогических исследований (В.Г.Безрогов, Л.Н.Беленчук, А.Н.Джуринский, С.Ф.Егоров, Б.Г.Корнетов, М.Г.Плохова и др.)

- фундаментальные и прикладные исследования ценностной проблематики и педагогической аксиологии (Е.И.Артамонова, Л.П.Буева, Б.С.Гершунский, И.Ф.Исаев, А.Г.Здравомыслов, Н.И.Непомнящая, Н.Д.Никандров, арх. Платон (Игумнов), З.И.Равкин, В.А.Сластёнин, Г.В.Чижакова, Е.Н.Шиянов и др.);

- концепции социализации личности и социального воспитания отечественных ученых (К.А.Абульханова, Б.Г.Ананьев, Г.М.Андреева, Н.Ф.Басов, В.М.Басова, Б.З.Вульфов, И.С.Кон, А.В.Мудрик, В.С.Мухина, Л.И.Новикова, А.В.Петровский, М.М.Плоткин, В.В.Полукаров, Н.Л.Селиванова, В.Д.Семёнов, М.В. Шакурова, С.Т. Шацкий);

- фундаментальные исследования духовных основ воспитания в российской культурной традиции (С.С.Аверинцев, М.М.Бахтин, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.И.Гессен, В.В.Зеньковский, И.А.Ильин, И.В. Киреевский, Д.С.Лихачёв, А.Ф.Лосев, В.С. Соловьёв, П.А.Флоренский, С.Л.Франк, А.С. Хомяков);

- исследования теории и практики религиозного образования и воспитания (В.А.Беляева, Л.П.Гладких, С.Ю.Дивногорцева, Ф.Н.Козырев, В.М.Меньшиков, И.В.Метлик, Н.Д.Никандров, Т.И.Петракова, И.В.Соловцова, Л.А.Харисова, Е.В. Шестун);

- работы по христианской психологии и антропологии (Б.С.Братусь, Ф.Е.Василюк, М.Я.Дворецкая, Ю.М.Зенько, М.Н.Миронова, Б.В.Ничипоров, Т.А.Флоренская, С.А.Чурсанов, Л.Ф.Шеховцова);

- работы по социологии религии (В.И. Гараджа, С.Д.Лебедев, И.П.Рязанцев).

В целом исследование выстроено в русле разрабатываемой на кафедре педагогики высшей школы Московского педагогического государственного университета теоретической концепции профессионального педагогического образования, ведущей идеей которой является субъектное развитие и саморазвитие личности педагога в процессе осуществления им профессионально-ориентированной деятельности.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовались теоретические методы исследования (моделирование, сравнительно-сопоставительный, междисциплинарный анализ); опытно-экспериментальная работа; обсервационные методы (прямое, включённое, косвенное наблюдение); диагностические методы (интервьюирование, анализ документов, оценивание-рейтинг); праксиметрические (изучение и обобщение педагогического опыта и продуктов деятельности, научных отчётов преподавателей и студентов).

Опытно-экспериментальной базой исследования являлся Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Исследованием были охвачены студенты педагогического факультета, обучающиеся по специальности 031300 Социальная педагогика. В лонгитюдном исследовании участвовали преподаватели психолого-педагогических дисциплин и студенты Воронежской, Калужской, Московской, Перервинской, Самарской, Тобольской православных духовных семинарий, семинарии евангельских христиан г. Москвы. В исследовании принимали участие слушатели курсов Воронежского, Калужского и Магаданского областных институтов повышения квалификации работников образования, обучающиеся по программе «История и культура Православия». Сравнительно-педагогическим опытно-экспериментальным исследованием были охвачены высшие профессиональные школы подготовки социальных педагогов и социальных работников в Германии - Высшие Евангелические Школы гг.Дармштадта, Ганновера, Берлина и Теологический Университет г.Фриденсау. Всего в опытно-экспериментальной работе приняло участие около двух тысяч человек.

Личное участие соискателя состояло в разработке основных идей и положений по исследуемой проблеме; в руководстве проведением опытно-экспериментальной работы и в непосредственном участии в ней в качестве преподавателя психолого-педагогических дисциплин, зав. кафедрой социальной педагогики, руководителя и исполнителя проекта в области фундаментальных исследований по педагогике «Теоретико-методологические основы профессиональной подготовки социальных педагогов» (Грант РГНФ 2006-2008 гг.); научного руководителя исследовательской и волонтёрской деятельности студентов и аспирантов Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, в работе в качестве официального рецензента Федерального экспертного совета Министерства образования и науки РФ по дополнительному образованию (2003-2005 гг.), в рабочей группе «Изучение истории и культуры религии (православия) в системе образования» Министерства образования и науки РФ (2006, 2007гг.), а также в работе в качестве советника руководителя Московской епархиальной комиссии по благотворительности и милосердному служению.

Исследование выполнялось в несколько взаимосвязанных этапов:

I этап (1992-1995) был посвящён изучению проблем религиозного воспитания (на примере православного воспитания) в истории и современной российской теории и практике образования; влияния религиозного воспитания на процесс социализации воспитанников православных учебно-воспитательных заведений.

II этап (1996-2000) – теоретический анализ научных трудов, освещающих процесс профессиональной подготовки специалистов в контексте православной культуры и педагогического опыта. Проектирование и конструирование инновационной системы профессиональной подготовки конфессионально-ориентированных социальных педагогов.

III этап (2001-2005) – экспериментальная апробация инновационной системы профессиональной подготовки конфессионально-ориентированных социальных педагогов, систематизация и обобщение результатов исследования, их апробация и внедрение.

IV этап (2006-2008) – систематизация теоретических выводов и рекомендаций, публикация результатов исследования в реферируемых журналах ВАК, подготовка и издание монографий, оформление результатов исследования в виде докторской диссертации.

  1. Джашарович педагогический потенциал ислама в светских образовательных практиках 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится 23 октября 2008 года в 10 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.245.01 в ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет» по адресу: 355029, Ставрополь, проспект Кулакова, 10.
  2. Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в медиасреде 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 ноября 2007 года в 1 на заседании диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук Д.
  3. Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в медиасреде 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (2)

    Автореферат диссертации
    Актуальность исследования. Проблема нашего исследования в самом общем представлении – это путь осовременивания воспитательного процесса, происходящего в высшей школе.
  4. Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в медиасреде 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (3)

    Автореферат диссертации
    Глобальная информатизация общества, мультимедийные технологии в интеграции с высоким искусством приобретают важнейшее воспитательное значение в становлении сознания молодежи, с одной стороны, с другой же – в условиях стремительно развивающихся
  5. Формирование готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к развитию нравственного сознания у школьников 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кубанского государственного университета по адресу: 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149 (читальный зал).
  6. Теоретико-методологические основы деятельности учреждений культуры и образования в развитии толерантного сознания молодежи многонационального региона 13.

    Диссертация
    Защита состоится « » 2009 в часов на заседании диссертационного совета Д 210.010.02 в Московском государственном университете культуры и искусств по адресу: г.
  7. Формирование правовой культуры в процессе подготовки специалиста образовательного сервиса в вузе

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «22» декабря 2010 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Московском государственном гуманитарном университете им.
  8. Персонифицированный подход в системе дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 22 сентября 2011 г. в 14.00 на заседании диссертационного совета Д 212.341.06 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Российском государственном социальном университете по адресу: 129226 г.
  9. «innovations in education: ways and means of their realization» Пятигорск

    Документ
    Сборник содержит материалы международной научно-практической конференции «Инновации в образовании: пути и средства реализации». В него вошли статьи российских и иностранных ученых, поступившие на сайт конференции в 2011 году.

Другие похожие документы..