А. Н. Леонтьев (1977) в этой связи замечает, что субъект действует через внешнее и этим сам себя изменяет. Тем самым он подчеркивает, что человек сам обладает внутренним источником активности, а углубление процесса

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ учебно-воспитательной работы лучших ДОУ показал, что при организации методической работы большую помощь старшему воспитателю оказывают заведующие, воспитатели-методисты и другие члены коллектива. Помощь оказывается в основном при организации самосовершенствования по специальности в пределах конкретного детского учреждения (консультации, семинары, коллективные наблюдения и пр.), при оформлении стендов и выставок, при изготовлении схем, рисунков, новых учебных средств.

В организации методической работы нет и не может быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные, так как их эффект зависит от индивидуальных, групповых или коллективных потребностей и возможностей. Такой подход предохраняет как от рассчитанного на внешний эффект коньюнктурного формотворчества, так и от неверия в новое .

Совершенствование методической работы и улучшения ею в условиях новой системы обучения и воспитания состоит в построении целостной системы мер и действий, направленных на овладении педагогами технологией развивающего обучения. Такой подход предполагает выделение и анализ всех компонентов методической работы в ДОУ, связей между ними, структуры системы, ее функций, происходящих в ней процессов управления и самоуправления.

Реализация основных направлений и задач потребовала четкого распределения обязанностей руководителей методической службы, подключения инициативных, творческих педагогов к реализации программы.

Она строится с учетом всех взаимосвязанных элементов: программирование (за основу берется опытно - экспериментальная программа центра) - планирование - организация - регулирование - контроль - анализ - стимулирование - коррекция. Руководство ДОУ рассматривает методическую работу как важный фактор управления учебно-воспитальным процессом.

Ценность этого фактора состоит в том, что он работает не на уровне сиюминутных управленческих команд, а через качественное совершенствование подготовки воспитателей в процессе методической работы в школьных методических группах, в ходе собственной исследовательской деятельности. Планирование, учитывающее задачи, стоящие перед коллективом, потребности его, успех и затруднения каждого воспитателя, осуществляется как процесс активизирующий все виды и формы методической работы.

В целях повышения профессионального мастерства воспитателей, при планировании методической работы учитывается количественный и качественный состав, результаты изучения деятельности, качественный анализ результатов работы ДОУ, традиции, особенности конкретной ситуации, наличие времени для осуществления намеченной работы, материальные условия и реальные возможности ДОУ. Планирование является творчеством всего коллектива, а не только руководства.

Каждый воспитатель осуществляет самоанализ достижений и неудач, формулирует встретившиеся в процессе работы затруднения. Методобъединения обобщают этот материал, передают его в рабочие группы по разработке плана учебно - воспитальной работы ДОУ. Формированию рефлексивного отношения воспитателей к своей работе на каждом этапе: анализе, планировании, реализации поставленных задач способствует благоприятный психологический климат.

Его создание осуществляется благодаря осознанию значимости своего труда каждым воспитателем ДОУ, активному участию членов коллектива в управлении, моральным и материальным поощрениям. Организация деятельности методического совета ДОУ, методических объединений, творческих, проблемных групп - одно из направлений работы руководителей ДОУ, особое внимание уделено контролю, анализу, коррекции и стимулированию в управлению методической работой.

Методической службой ДОУ хорошо осознается необходимость выбора оптимального содержания и эффективных форм организации работы с педагогическим коллективом в направлении реализации целей и задач.

Росту педагогического мастерства, более успешному усвоению и применению знаний технологии системы РО способствует: изучение развитие личности в процессе освоения учебной деятельности, формирования теоретического мышления по средствам выполнения, анализа планирования, рефлексии; использование различных форм методической работы: теоретические и практические семинары, предметные месячники, творческие мастерские, конкурс учитель года, психологопедагогические консилиумы, работа над исследовательской темой участие в научнопрактических конференциях.

Это позволяет решить следующие задачи: компенсаторные (преодоление пробелов в подготовке воспитателя в системе РО), развития (качественно творческого роста) и адаптационные (приспособление к обучению учащихся в системе РО).

Задачи руководителя поддержать воспитателя в творческих начинаниях, направить его с учетом индивидуальных достижений к повышению педагогического мастерства.

Руководство ДОУ все делает для того, чтобы каждый воспитатель четко видел дальние, средние, ближние цели своей работы, умел их формулировать, представляя образ будущего результата, выделял средства для достижения цели.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ангеловски К. Учителя и инновации: Книга для учителя: Пер. с македон. - М., 1991.

  2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.,2001.

  3. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей //Управление ДОУ. 2002. №4. с.10-18.

  4. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. - М., 1982.

  5. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. М., 1991.

  6. Белая К.Ю. О нетрадиционных формах работы // Дошкольное воспитание. 1990, №12. с. 27

  7. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.И. Шамовой. - М., 1991.

  8. Данилина Т.А. и др. Интеграция работы ДОУ с семьей // Управление ДОУ. 2002. №4. с.110-114.

  9. Дошкольные учреждения и семья / Под ред. Т.Н.Дороновой и др. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.

  10. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. М., 1995.

  11. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. - М., 1984.

  12. Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями // Управление ДОУ. 2002. №4. с.100-110.

  13. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. - М., 1993.

  14. Карташов П.И. Внедрение рекомендаций педагогической науки в практику: Организационно-управленческий аспект. - М., 1984.

  15. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. М., 2004.

  16. Кульневич С.В., Гончарова В.И., Лакоценина Т.П. Управление современной школой. Выпуск II. Организация и содержание методической работы: Практич. пособие для школьной администрации, руководителей методических объединений, методистов, учителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. -Ростов-н/Д: Изд-во “Учитель”, 2003. -288 с.

  17. Моисеев А.М. Содержание, формы и организация методической работы. М., 1987.

  18. Немова Н.В. Управление методической работой в школе. М., 1999.

  19. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с

  20. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М., 1997.

  21. Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. М.М. Поташника. - М., 1992.

  22. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в образовании. - М., 1991.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Содержание научно-методической работы в ДОУ в контексте современных психолого-педагогических требований к управлению образовательным учреждением

Проанализировав литературу рекомендательного характера педагогов – новаторов, где описан опыт ведения инновационной и экспериментальной деятельности (в основном это школьные экспериментальные площадки и школы, занимающиеся инновационной деятельностью), мы увидели у всех много общих подходов. Обратимся к таблице:

«Перечень документов по управлению экспериментальной и инновационной работой ДОУ».

Экспериментальной работой ДОУ

Инновационной работой ДОУ

Основополагающие

Концепция.

Программ исследования.

План-программа действий (комплексно-целевая программа деятельности по этапам).

Образовательная программа.

Система контроля (или мониторинг качества деятельности ДОУ).

Отчеты по этапам работы.

Заключения по этапам работы.

Договор о сотрудничестве с научным руководителем или исследовательской базой.

Вспомогательные

Перспективное планирование.

Методические рекомендации по содержанию работы.

Конспекты занятий.

Материалы презентаций, конференций, семинаров, творческие отчеты и т.д.

Основополагающие

Концепция.

Программа развития.

Образовательная программа.

Система контроля (или мониторинг качества деятельности ДОУ).

Информационная карта инновационной деятельности ДОУ.

Карта учета инновационной деятельности.

Договор о сотрудничестве с научным руководителем или исследовательской базой.

Примечание: заключение пишется, если нет карты учета инновационной деятельности. Если карта присутствует в документах, то ее пункты 12, 13, 14 компенсируют заключение.

Вспомогательные

Перспективное планирование.

Методические рекомендации по содержанию работы.

Конспекты занятий.

Материалы презентаций, конференций, семинаров, творческие отчеты и т.д.

Карта учета инновационной деятельности

Дата_____________________

1

Проблема

 

2

Цель инновации, нововведения

 

3

Сущность инновации

 

4

Прогнозируемый результат

 

5

Классификация нововведения (в области управления, дидактики, психологии, частной методики, социологии, права, гигиены и физиологии, междисциплинарной области и пр.)

 

6

Инноватор:

(ФИО, возраст, образование, специализация, педстаж, разработчик, распространитель, пользователь)

 

7

Нововведение прошло стадии:

-формирование идеи, целеполагание, разработка,

освоение на стадии опытно-исследовательской работы, распространение (диффузия), рутинизация

 

8

Нововведение прошло экспертное апробирование:

однократно, многократно.

 

9

Инновационный эксперимент:

- констатирующий, формирующий, уточняющий;

- активный или пассивный (экспертное наблюдение)

 

10

Препятствия на пути разработки и внедрения.

 

11

Экспертный контроль осуществляется:

(специалистами, общественностью, самоконтроль).

 

12

Оценка инновации:

(критическая, низкая, допустимая, оптимальная).

 

13

Какие еще проблемы предстоит решить.

 

14

Особые замечания о значении инновации и её оценка с учетом альтернативных мнений.

 

Дошкольное учреждение, пришло именно к этому перечню документов, для того чтобы эффективно управлять научно-методической работой по результатам, отслеживать уровень развития детей, уровень повышения квалификации педагогов и достичь в полном объеме решение задач поставленных перед коллективом.

Инновационная работа в ДОУ также как и экспериментальная имеют общую схему развития, включающую в себя 5 этапов:

  1. аналитико-прогнозтический (подготовительный) где идет анализ того, что имеем, выявляем проблемы, противоречия, прогнозируем результат, что устраивает, что не устраивает и т.д.;

  2. рабочий – внедрение инновационной деятельности и работа по достижению результатов;

  3. коррекционный – анализ и корректировка содержания методов и приемов работы с детьми;

  4. обобщающий – анализ и обобщение материала, составление отчетов, подготовка материала к печати;

  5. внедренческий – семинары, публикации, взаимопосещения, обмен опытом.

Руководителям ДОУ при вступлении на путь как инновационной, так экспериментальной деятельности приходится испытывать ряд сложностей, на это следует обратить особое внимание – насколько коллектив педагогов ДОУ готов к работе в режиме развития, насколько способен работать в этом режиме и есть ли заинтересованность у каждого педагога.

Существует необходимость в разработке рядов анкет и диагностических методик обследования педагогов на предмет:

  1. их готовности к участию в инновационной работе;

  2. потенциальных возможностей заниматься инновационной работой;

  3. выявления уровня диагностических умений педагога;

  4. умений стимулировать познавательную активность детей;

  5. владение педагогом методами мотивации, стимулирующими познавательную активность детей;

  6. умения контактировать с детским коллективом.

Например:

Анкета для выявления отношения педагогов к экспериментальной работе.

(на начало работы)

Ф.И.О._____________________________________________________________________________

1. Ваше отношение к эксперименту.

2. Знаете ли вы идеи эксперимента.

3. Не противоречат ли идеи, Концепции Закону об образовании Р.Ф.

4. Вы, считаете, что педагоги вашего ДОУ имеют уровень подготовки, чтобы участвовать в экспериментальной работе.

5. Вы участвуете в эксперименте?

6. Соответствует ли на ваш взгляд, материальная база ДОУ потребностям эксперимента.

7. Вы знакомы с программой эксперимента.

8. Целесообразны ли формы, методы, пути реализации программы эксперимента.

9. Обеспечивает ли программа повышение уровня знаний, умений, навыков, воспитанности детей.

10. Ведется ли психолого – педагогический анализ развития ребенка

11. Предполагает ли программа изменение позиции педагога по отношению к ребенку.

12. Знают ли родители о новых условиях в группе.

13. Какими видите результаты эксперимента?

Диагностическая карта профессионального мастерства педагога, работающего в инновационном режиме

Аспект педагогической деятельности:

1.Планирование учебно-воспитательной работы.

2.Планирование работы по самообразованию и повышению профессионального мастерства.

3.Овладение содержанием новых предметов и учебных пособий.

4.Использование разнообразных форм работы с детьми:

на занятиях;

в повседневной жизни.

5.Обеспечение активной работы с детьми в течении всего занятия.

6.Обеспечение развивающего характера обучения.

7.Формирование у детей навыков учебной деятельности (планирование, самостоятельное выполнение работы, доведение начатого дела до конца).

8. Осуществление индивидуального подхода через:

планирование;

подбор методов;

организацию работы.

9. Оценка эффективности своей работы.

10. Обобщение своего опыта работы.

11. Внедрение П.П.О. других педагогов или описанного в литературе в практику своей работы.

12. Работа с родителями.

В случае выявления у педагогов ДОУ низкой заинтересованности к инновационной деятельности необходимо стимулировать их активность, используя существующие для этого методы активизации педагогического труда.

Это:

1. Анализ конкретных ситуаций, решение педагогических задач

  • ситуация иллюстрация;

  • ситуация упражнение;

  • ситуация оценка;

  • ситуация проблема.

2. Диалог

3. Дискуссия

4. Обсуждение двух противоположных точек зрения

5. Обучение практическим умениям

6. Метод имитации рабочего дня

7. Решение педагогических кроссвордов и перфокарт

8. Метод «педагогический бой» или «мозговая атака»

Данные методы мы используем дифференцированно, учитывая квалификационные характеристики воспитателей.

Информационный банк данных ДОУ по апробации и внедрению в практику работы предметов дополнительного образования состоит из трех разделов:

  1. Нормативно-правовое обеспечение.

  2. Программное обеспечение.

  3. Методическое обеспечение.

Приложение

Анкета для педагога и руководителя ДОУ о содержании методической работы в детском саду и необходимости ее проведения

Предлагается ответить на следующие вопросы.

1. Цели и задачи методической работы в Вашем детском саду обьективно необходимы и ясны?

2. Содержание методической работы в Вашем детском саду интересно, способствует росту профессионального мастерства?

3. Формы методической работы в Вашем детском саду педагогически целесообразны?

4. Формы методической работы в Вашем детском саду оригинальны?

5. Формы методической работы в Вашем детском саду результативны?

6. Методическая работа в Вашем детском саду помогает анализировать и оценивать педагогическую деятельность?

7. Методическая работа помогает планировать и организовывать Вашу деятельность?

8. Методическая работа помогает находить способы совершенствования Вашей педагогической деятельности?

9. Методическая работа учит Вас включаться в педагогический поиск, помогает творчески организовывать опытно-экспериментальную работу?

10. Насколько благоприятный микроклимат в методических объединениях (творческих группах) способствует творческой деятельности каждого педагога?

Анкета, выявляющая уровень мотивации

у педагогов для участия в методической работе

в детском саду

Предлагаемая анкета помогает педагогу провести следующий самоанализ.

Стремлюсь изучать сном но шожности и способности.

Стараюсь заниматься самообразованием, как бы ни было
много работы и домашних дел.

Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

Ищу способы обратной связи на занятиях, так как это по­
могает мне узнать и оценим, себя как педагога.

Анализирую свою деятельность, выделяя для этого специ­
альное время.

Анализирую свои чунетва и поступки во время занятий.

Читаю много специальной литературы по интересующим меня
проблемам.

Широко дискутируй! ео ( пойми коллегами по интересую­
щим меня вопросам.

Верю в свои возможности.

Стремлюсь к ОТКРЫТОСТИ и коммуникабельности в отноше­
ниях.

Осознаю влияние, которое оказывают на меня окружаю­
щие люди.

Стремлюсь уирпи m и. споим профессиональным развитием
и получаю положительные результаты.

Получаю удоимпморение от освоения нового.

ВозрастаЮЩМ ответственность не пугает меня.

Положительно отнесусь к своему продвижению по службе.

  1. А. Н. Леонтьев (1977) в этой связи замечает, что субъект действует через внешнее и этим сам себя изменяет. Тем самым он подчеркивает, что человек сам обладает внутренним источником активности, а углубление процесса (1)

    Реферат
    Преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества, востребуют человека активного, инициативного, обладающего высоким потенциалом саморазвития, субъекта профессиональной и личной жизнедеятельности.
  2. А. Н. Леонтьев Избранные психологические произведения (3)

    Документ
    Второй том трудов делится на два тематических раздела. В раздел «Функционирование различных форм психического отражения» вошли работы, посвященные экспериментальному исследованию различных психических процессов и функций у человека
  3. Э. В. Ильенков что же такое личность?1 7

    Документ
    Сборник текстов по психологии личности представляет собой очередной выпуск в серии хрестоматий по отдельным разделам психологии1, подготовленной на кафедре общей психологии психологического факультета Московского го­сударственного университета.
  4. Учебное пособие, обобщающее 25 лет научной работы автора, посвящено неклассической мето­дологии анализа реальности бессознательного, де­ятельности, психических процессов, личности и не­вербальной коммуникации. (1)

    Учебное пособие
    Учебное пособие, обобщающее 25 лет научной работы автора, посвящено неклассической мето­дологии анализа реальности бессознательного, де­ятельности, психических процессов, личности и не­вербальной коммуникации.
  5. Учебное пособие, обобщающее 25 лет научной работы автора, посвящено неклассической мето­дологии анализа реальности бессознательного, де­ятельности, психических процессов, личности и не­вербальной коммуникации. (2)

    Учебное пособие
    С момента первого издания в 1979 году монографии «Деятельность и установка», открывающей эту книгу, в мире произошли разительные изменения. Страну, казав­шуюся ее жителям столь же вечной и незыблемой, как некогда казалась жителям Рима
  6. Учебное пособие, обобщающее 25 лет научной работы автора, посвящено неклассической мето­дологии анализа реальности бессознательного, де­ятельности, психических процессов, личности и не­вербальной коммуникации. (3)

    Учебное пособие
    С момента первого издания в 1979 году монографии «Деятельность и установка», открывающей эту книгу, в мире произошли разительные изменения. Страну, казав­шуюся ее жителям столь же вечной и незыблемой, как некогда казалась жителям Рима
  7. Тема 1 философия, ее предмет и сущность (3)

    Документ
    Что же собой представляют все вещи в своей всеобщности, целостности? Можно ответить - всю действительность, весь мир, мироздание: древние греки говорили - космос.
  8. Тема 1 философия, ее предмет и сущность (4)

    Документ
  9. Леонтьев А. Н (1)

    Документ
    Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) - выдающийся советский психолог, действительный член АПН РСФСР, доктор педагогических наук, профессор. Разрабатывал совместно с Л.

Другие похожие документы..