А. Н. Леонтьев (1977) в этой связи замечает, что субъект действует через внешнее и этим сам себя изменяет. Тем самым он подчеркивает, что человек сам обладает внутренним источником активности, а углубление процесса

1.3. Структура методической работы ДОУ

В федеральной программе развития образования в России отмечается, что главными задачами, которые должны решаться в системе образования являются:

  1.    повышение уровня профессионального мастерства педагогов;

  2.    активизация научно-методических исследований;

  3. улучшение методического обеспечения, предлагающего создание условий для постоянного совершенствования педагогической деятельности.

В настоящее время возросла потребность в педагоге, способном модернизировать содержание свое деятельности. В связи с этим изменяется функция методического сопровождения, обеспечивающего деятельность педагога, модернизируются подходы к организации методической работы на всех уровнях. Хочется напомнить, что «Методическая работа это целостная основанная на достижениях науки и достижениях педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала коллектива в целом, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития ребенка». При этом важно помнить, что методическая работа в образовательном учреждении начинается с педагога.

 Методическая служба дошкольных образовательных учреждений представляет собой разнообразные структуры: [5]

  1. методический совет;

  2. педагогический совет;

  3. художественный совет;

  4. экспертный совет и т.п.:

  5. методические объединения.

Советы направляют и координируют работу по всем направлениям деятельности ДОУ. Методические объединения создаются по профилю, по предметам, по виду воспитательной работы. Выше данные методические структуры позволяют более полно и точно отразить деятельность образовательных учреждений,  которая связанна с вариативностью содержания развития ребенка.

 Заслуживают особого внимания другие методические структуры в ДОУ: [5]

  1. клубы по интересам;

  2. творческие группы;

  3. школы молодого педагога и т.д.

Деятельность данных методических структур во многом обеспечивает создаваемые в образовательном учреждении методические кабинеты, в которых систематизируются:

  1. тематические разработки;

  2. модели занятий с детьми;

  3. устраиваются выставки;

  4. оформляются каталоги по различным разделам педагогической науки, пособий и дидактического материала.

Важно отметить, что в ДОУ модернизируются подходы в организации методической работы на всех уровнях. 

Возникают такие методические структуры, которые инициируют ведение экспериментальной работы в ДОУ, создают научно-методическое сопровождение инновационных процессов. К ним можно отнести:

  1. проблемные группы или целевые группы, объединённые на основе единства интереса к какой-то проблеме;

  2. проектные группы, разрабатывающие локальные документы, новый проект, новую модель, т.е. программу системного преобразования с изменением содержания образования, организации воспитательного процесса, педагогических технологий воспитания и развития ребенка, а так же систему управления.

Внедрение новых методических структур в образовательных учреждениях диктуют их появление и на муниципальном уровне. В настоящее время действуют следующие организационные формы профессиональных объединений педагогов таких как:

  1. районные методические объединения;

  2. школа молодого руководителя и резерва;

  3. содружества педагогов школы и детских садов с научными учреждениями города, департаментом здравоохранения;

  4. внешкольными учреждениями, которые реализуют единую методическую политику в муниципальных округах, решают задачи по обновлению содержания дошкольного образования, по развитию творчества и повышения квалификации педагогов и руководителей ДОУ; аттестации ДОУ и педагогических работников. 

 Основные задачи работы в рамках информационного обеспечения были поставлены следующие:

  1. Совершенствование научно-методического обеспечения процессов функционирования и развития ДОУ.

  2. Научно-методическое сопровождение педагогических инноваций в ДОУ.

  3. Формирование, выявление, изучение, обобщение и распространение результативного педагогического опыта.

  4. Осуществление непрерывного повышения квалификации специалистов.

Для того, чтобы последовательно и системно совершенствовать научно-методическое сопровождение развития дошкольно -образовательных учреждений, был разработан план-график работы методической службы образовательной области «дошкольное воспитание». [5]

Недостаточно в ДОУ внедряются эффективные технологии по развитию дошкольника, педагогические коллективы формально переходят к вариативности программного обеспечения работы ДОУ. Не ведется в ДОУ углубленная работа по обновлению содержания игровой деятельности, доминирует модель взаимодействия взрослого с детьми, которая была названа учебно-дисциплинарной. Это вызвано постоянными изменениями происходящее в сфере образования. Администрация и педагогические коллективы были дезориентированы в потоке разнообразных методик и программ дошкольного воспитания.

Занимаясь процессом методического обучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта: воспитателей, руководителей ДОУ и целых педагогических коллективов, проводилась следующая последовательная работа. Совместно с методическим активом, на городских методических мероприятиях совершенствовали умения педагогов прогнозировать, планировать, замечать педагогические факты, опираться на новые психолого-педагогические идеи. Особое внимание уделялось развитию аналитической функции педагогов. Наиболее творчески прошли городские методические мероприятия:

  1.      авторская выставка методических пособий.

  2.      опыт работы по теме: «Художественно-эстетическое развитие дошкольника»

  3.      широкий результат своей деятельности

  4.      в рамках городского межведомственного семинара «Здоровье и образования» в работе заседания круглого стола был представлен опыт по теме: «Физическое развитие ребенка в современных условиях».

В образовании педагог занимает ключевую позицию в воспитательном процессе поэтому от его квалификации и профессионализма зависит в целом система образования.

Создается необходимость в создании и организации следующих курсов:

  1.      для руководителей МДОУ (ст. воспитатели, заведующие) по проблемам: «Управление инновационными процессами ДОУ», «Современная педагогика и психология в образовании», «Современные подходы к воспитательно-образовательной работе с детьми имеющие отклонения в развитии в условиях ДОУ» и др.;

  2.      для логопедов по проблеме: «Речевая коррекционная работа в ДОУ»

  3.      для воспитателей по проблемам: «Гуманизация образовательной деятельности воспитателя в ДОУ», «Формирование базовой культуры в условиях ДОУ», «Психолого-педагогическое основание деятельности воспитателя в ДОУ»;

  4.      для музыкальных руководителей по проблеме: «Воспитание дошкольника средствами музыки»

На ряду с положительными результатами работы, остаются проблемы в организации курсов повышения квалификации: не учитывается профессиональные запросы педагогов, недостаточно проводятся игры по моделированию практической деятельности, мало индивидуальных научно-практических консультаций по внедрению передовых педагогических технологий, организации экспериментальной работы в ДОУ.

 Основное предназначение методического обеспечения состоит в создании условий для постоянного совершенствования педагогической деятельности, приведение её в соответствие с современными достижениями науки и практики, стимулирования инновационной деятельности педагогов и педагогических коллективов. [10]

 Основные задачи, реализация которых позволит сделать методическое обеспечение адекватным современным требованиям следующие:

  1. Создание условий для доступности научно-педагогической информации каждому педагогу, в соответствии с его профессиональным потребностям;

  2.  Обеспечение трансформации передового опыта деятельности педагогов;

  3.  Внедрение научных исследований по вопросам воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.

В рамках совершенствования методического обеспечения будут осуществляться следующие основные мероприятия:

1.          Создание городского методического совета, призванного обеспечить взаимодействие всех заинтересованных структур в образовательном разделе «Дошкольное воспитание».

2. Проведение городских мероприятий, направленных на поддержку инновационной деятельности в ДОУ, психологического обеспечения образовательного процесса, на обновление содержания дошкольного воспитания с использованием новых педагогических технологий, с учетом особенностей контингента детей, профессионального уровня коллектива, запроса родителей.

Реализация мероприятий позволит обеспечить построение интегрированной системы информационного обеспечения системы дошкольного образования, объединяющей результаты качества образования в ДОУ в статистические данные, и данные, полученные в процессе аттестации, аккредитации, лицензирования образовательного учреждения.

2. Методическая работа в ДОУ как фактор повышения качества образования

2.1. Управление методической работой

Методическая работа выступает необходимой организационной основой для формирования инновационной направленности педагогической деятельности, создания в школе определенной инновационной среды.

Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы воспитателей по совершенствованию научно-методической подготовки при условии принципов индивидуализации и дифференциации. Организация методической работы на дифференцированной основе обусловлена рядом объективных и субъективных предпосылок. Прежде всего, необходимостью учета жизненных и профессиональных установок, ценностных ориентаций, опыта и уровня профессионализма воспитателей. Необходим также учет особенностей мотивации воспитателей в работе по совершенствованию научно-методической подготовки, т.е. выявление мотивов, оценок, отношения к своему профессиональному росту. Важным представляется также сохранение и развитие положительного опыта ДОУ, ее традиций в деятельности методических служб. Все это является объектом управления и руководства для методиста по учебно-воспитательной работе. Традиционно этой работой в ДОУ руководит заведующая. [5]

Управление методической работой в ДОУ может протекать эффективно, если ее задачи, содержание, организационные основы четко и ясно представляют себе не только заведующая и методист, но и воспитатель.

В общем виде задачи методической работы в детском саду можно сформулировать следующим образом: [15]

·  формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива ДОУ, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта, в работе по внедрению достижений педагогической науки;

·  повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки ;

·  организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов учебных планов, изменений в образовательных государственных стандартах;

·  обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания;

·  организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов; оказание научно-методической помощи воспитателям на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе;

·  оказание консультативной помощи воспитателям в организации педагогического самообразования;

·  повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры.

Содержание методической работы воспитателя целесообразно определять через составные части профессионально-педагогической культуры как наиболее обобщенной характеристики деятельности воспитателя: общекультурную составляющую; методологическую и исследовательскую культуру; профессионально-нравственную культуру и культуру общения; дидактическую и воспитательную культуру; управленческую культуру. Содержание методической работы конкретизируется по каждому направлению формирования профессионально-педагогической культуры и может быть предметом изучения в течение длительного времени.

Участие воспитателей в методической, инновационной деятельности способствует, в конечном итоге, формированию личной педагогической системы, индивидуального стиля педагогической деятельности. Методическая работа в ДОУ позволяет разрешать проблемы по отношению к конкретной личности воспитателя, его профессиональному росту, способствует утверждению педагогических ценностей, важных как для педагогического коллектива ДОУ, так и для педагогического сообщества в целом.

Организация методической работы может существенно различаться в зависимости от типа ДОУ, его местоположения (городская или сельская), количества в нейдетей и воспитателей.

  1. А. Н. Леонтьев (1977) в этой связи замечает, что субъект действует через внешнее и этим сам себя изменяет. Тем самым он подчеркивает, что человек сам обладает внутренним источником активности, а углубление процесса (1)

    Реферат
    Преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества, востребуют человека активного, инициативного, обладающего высоким потенциалом саморазвития, субъекта профессиональной и личной жизнедеятельности.
  2. А. Н. Леонтьев Избранные психологические произведения (3)

    Документ
    Второй том трудов делится на два тематических раздела. В раздел «Функционирование различных форм психического отражения» вошли работы, посвященные экспериментальному исследованию различных психических процессов и функций у человека
  3. Э. В. Ильенков что же такое личность?1 7

    Документ
    Сборник текстов по психологии личности представляет собой очередной выпуск в серии хрестоматий по отдельным разделам психологии1, подготовленной на кафедре общей психологии психологического факультета Московского го­сударственного университета.
  4. Учебное пособие, обобщающее 25 лет научной работы автора, посвящено неклассической мето­дологии анализа реальности бессознательного, де­ятельности, психических процессов, личности и не­вербальной коммуникации. (1)

    Учебное пособие
    Учебное пособие, обобщающее 25 лет научной работы автора, посвящено неклассической мето­дологии анализа реальности бессознательного, де­ятельности, психических процессов, личности и не­вербальной коммуникации.
  5. Учебное пособие, обобщающее 25 лет научной работы автора, посвящено неклассической мето­дологии анализа реальности бессознательного, де­ятельности, психических процессов, личности и не­вербальной коммуникации. (2)

    Учебное пособие
    С момента первого издания в 1979 году монографии «Деятельность и установка», открывающей эту книгу, в мире произошли разительные изменения. Страну, казав­шуюся ее жителям столь же вечной и незыблемой, как некогда казалась жителям Рима
  6. Учебное пособие, обобщающее 25 лет научной работы автора, посвящено неклассической мето­дологии анализа реальности бессознательного, де­ятельности, психических процессов, личности и не­вербальной коммуникации. (3)

    Учебное пособие
    С момента первого издания в 1979 году монографии «Деятельность и установка», открывающей эту книгу, в мире произошли разительные изменения. Страну, казав­шуюся ее жителям столь же вечной и незыблемой, как некогда казалась жителям Рима
  7. Тема 1 философия, ее предмет и сущность (3)

    Документ
    Что же собой представляют все вещи в своей всеобщности, целостности? Можно ответить - всю действительность, весь мир, мироздание: древние греки говорили - космос.
  8. Тема 1 философия, ее предмет и сущность (4)

    Документ
  9. Леонтьев А. Н (1)

    Документ
    Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) - выдающийся советский психолог, действительный член АПН РСФСР, доктор педагогических наук, профессор. Разрабатывал совместно с Л.

Другие похожие документы..