Автореферат диссертации на соискание ученой степени

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ,

ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

Во-первых, определен характер угроз экономической безопасности и обосновано, что одним из наиболее проблемных элементов оказывающих влияние на экономическую безопасность страны в настоящее время является нелегальная трудовая миграция. Экономическая безопасность определяется как состояние экономики, при котором достигается максимизация в удовлетворении общественных потребностей и при этом в полной мере обеспечивается: защита (как на национальном, так и международном уровне) от негативных воздействий, нанесения вреда и устойчивое развитие хозяйственного комплекса страны.

Классифицировать её можно на основе следующих критериев: пространственного, социально-ориентированного, информационного, инновационного, экологического и ресурсообеспеченности. Так, пространственный критерий позволяет выделить четыре уровня территориального воздействия: мировой, государственный, региональный и локальный. Социально ориентированный критерий сегментирует исследуемые явления на экономическую безопасность личности и общества. Информационный критерий подразумевает собой то, что владение большим объёмом информации нежели другие страны является гарантом лидерства в экономической и военно-политической областях, соответственно информационный критерий является одной из составляющих экономической безопасности страны. Здесь на наш взгляд необходимо различать три уровня информационно – обеспеченности стран: информационно развитые, информационно обеспеченные и информационно не обеспеченные. Инновационный критерий является технологической составляющей экономической безопасности. Он обусловлен разработкой в короткие сроки уникальных технологических решений, которые становятся гарантом в достижении лидирующих позиций в ведущих отраслях гражданского, оборонного производства и обеспечивает конкурентоспособность национальных товаров и услуг на рынках высокотехнологичной продукции. Поэтому нужно выделить три уровня инновационно развитости страны: высокий, средний и низкий. Экологическая составляющая включает в себя предотвращение противоречий между обществом и средой обитания, не допуская нанесения ущерба экономическому потенциалу страны. Как следствие, различные территории с определённой долей условности делятся на: экологически безопасные и экологически небезопасные.

Критерий обеспеченности тем или иным ресурсом на макро уровне включает в себя, прежде всего четыре составляющие: трудовую (рабочая сила), сырьевую, энергетическую и продовольственную, т.е. данный критерий подразумевает обеспечение страны необходимой квалифицированной рабочей силой, энергоносителями, сырьём, продовольствием в необходимых размерах, при которых экономическая стабильность общества достигается независимо от наличия и действия внешних факторов. Такая классификация позволяет более эффективно осуществлять государственное регулирование в системе обеспечения экономической безопасности.

Система обеспечения экономической безопасности России - это совокупность методов и средств государственного регулирования необходимых для эффективного обеспечения экономической безопасности страны (рис. 1).

Целью функционирования данной системы является минимизация внешних и внутренних угроз экономической безопасности страны на основе разработанного и существующего комплекса мер по её государственному регулированию.

Задачи

Рис. 1. Система обеспечения экономической безопасности

Основными задачами системы обеспечения экономической безопасности являются: выявление возможных угроз экономической безопасности; определение направлений реализации стратегии по предупреждению возможных угроз; анализ и мониторинговая оценка существующих угроз экономической безопасности; принятие решений по ликвидации существующих угроз; разработка новейших методов и механизмов по совершенствованию государственного регулирования факторов угроз экономической безопасности, для эффективного её обеспечения.

Процесс движения внешних трудовых ресурсов оказывает неоднозначное влияние на экономическую безопасность страны. В настоящее время чётко прослеживается доминанта негативного воздействия внешней трудовой миграции, особенно «теневой» (нелегальной) её части.

Факторный анализ влияния внешней трудовой миграции на экономическую безопасность выявил, что наибольшее негативное воздействие оказывает нелегальная миграция, которая несёт за собой:

- «динамичное» развитие теневого сектора экономики;

- обострение криминогенной обстановки в стране, в том числе реанимация такой архаичной деструкции как работорговля;

- потерю доходов государства из-за неуплаты пошлин за использование иностранных рабочих, уклонение от уплаты подоходного налога и др.;

- миграцию и «утечку» финансовых ресурсов из страны;

- деформацию ценообразования на рынке труда;

- маргинализацию рабочей силы России;

- угрозу здоровью населения страны и даже (на определённых территориях) существованию коренного этноса.

Однако, необходимо отметить, что на данном этапе развития хозяйственного комплекса страны, мы не в состоянии уже обойтись без внешней трудовой миграции, а её легальная часть начинает оказывать уже и позитивное влияние.

Внешняя трудовая миграция в легальном её проявлении обуславливает в краткосрочный период:

- решение проблемы связанной с нехваткой низкоквалифицированной рабочей силы и в целом трудовых ресурсов страны;

- минимизацию издержек работодателя от использования труда мигрантов, которые могут служить дополнительным источником инвестиций в национальную экономику;

- сдерживание роста цен на целый ряд товаров и услуг;

- приток косвенных налогов и способствуют увеличению совокупного спроса в стране.

Поэтому на данном этапе трансформации хозяйственного комплекса России актуально совершенствование системы обеспечения экономической безопасности в данной сфере, что позволит существенно минимизировать негативное влияние внешней трудовой миграции путём легализации большей части внешнего потока иностранной рабочей силы.

Во-вторых, разработан критерий оценки экономической безопасности в сфере внешней трудовой миграции и определено пороговое значение интегрированного показателя экономической безопасности, при превышении которого создается реальная угроза экономической безопасности в сфере трудовой миграции. Индикатор экономической безопасности - это количественная характеристика, отображающая величину исследуемого параметра, при изменении которой происходит деформация всех остальных количественных характеристик, оказывающих в совокупности влияние на экономическую безопасность страны

Основными признаками, по которым можно оценить внешнюю трудовую миграцию как индикатора экономической безопасности выступают следующие:

- во-первых, трудовая миграция имеет количественную характеристику, следовательно, поддаётся мониторингу;

- во-вторых, изменение показателей внешней трудовой миграции, ведёт к изменению показателей других индикаторов, таких как: объём ВВП; уровень занятости; уровень безработицы; уровень цен; уровень оплаты труда; производительность труда; объём налоговых отчислений; уровень преступности; уровень цен на товары и услуги в конкретном регионе; уровень социальной обеспеченности; демографические показатели и т.д.

В свою очередь структурирование исследуемого явления обуславливает необходимость его дифференциации, т.е. наличие целого ряда индикаторов внешней трудовой миграции, которые должны интегрированно выступать в качестве показателей экономической безопасности. На наш взгляд методика оценки экономической безопасности должна включать комплекс пороговых индикаторов фиксирующих:

- долю нелегальной трудовой миграции. Индикатор фиксирующий долю нелегальной трудовой миграции определяется как процентное соотношение числа нелегальных трудовых мигрантов к общему количеству внешних трудовых мигрантов. Нелегальное использования иностранной рабочей силы ведёт к большим потерям в доходах государства из-за недополучения пошлины за использование иностранных работников, уклонению работодателей от уплаты налогов, увеличению криминогенной обстановки. При прочих равных условиях, чем меньше данный показатель, тем меньше угроза экономической безопасности страны.

- долю неквалифицированной рабочей силы. Индикатор фиксирующий долю неквалифицированной рабочей силы представляет собой процентное соотношение неквалифицированной рабочей силы к общему количеству иностранных работников. При прочих равных условиях данный показатель должен быть приближен к показателю дефицита рабочей силы, но не должен быть выше него;

- долю внешних трудовых мигрантов относительно их территориальной принадлежности. Данный показатель наглядно иллюстрирует качество потоков трудовой миграции с той или иной территории.

В целом, доля внешней трудовой миграции в России, или отдельном её субъекте не должна превышать 15-20% от экономически активного населения.

Доля трудовых мигрантов из стран СНГ и некоторых государств, входивших в состав СССР. Представляет собой отношение количества трудовых мигрантов из стран СНГ и некоторых государств, входивших в состав СССР к экономически активному населению страны. Данная категория мигрантов наиболее представлена в России. Как правило, это специалисты разных квалификаций. Плюсом является то, что выходцы из этих стран владеют русским языком и знакомы с российской ментальностью.

Доля трудовых мигрантов из Восточно–Азиатских государств. Представляет собой отношение количества трудовых мигрантов из Восточно–Азиатских государств к экономически активному населению страны. Вторая по численности категория внешних трудовых мигрантов в России. Как правило, это низко квалифицированные специалисты. Чем меньше данный показатель, тем лучше для экономической безопасности.

Доля трудовых мигрантов из стран дальнего зарубежья. Представляет собой отношение количества трудовых мигрантов из стран дальнего зарубежья, к экономически активному населению страны. Наименее представленная категория работников. Как правило, это более квалифицированные специалисты. Увеличение данного показателя, будет способствовать более эффективному воздействию на экономическую безопасность.

Индикатором экономической безопасности в сфере внешней трудовой миграции выступает интегрированный показатель (I).

I = ∑ (Pi*ki*ni)

i=1…3

где:

I – интегрированный показатель (пороговое значение 0,01)

P1 – доля внешних трудовых мигрантов из стран СНГ и некоторых государств бывшего СССР от экономически активного населения (пороговое значение 0,1);

P2 – доля внешних трудовых мигрантов из Восточно–Азиатских государств от экономически активного населения (пороговое значение 0,03);

P3 - доля трудовых мигрантов из стран дальнего зарубежья от экономически активного населения (пороговое значение 0,07);

k1,2,3 – соответствующий коэффициент нелегальной трудовой миграции (пороговое значение 0,2);

n1,2,3 – соответствующий, коэффициент неквалифицированной рабочей силы (пороговое значение 0,25);

В-третьих, определена взаимосвязь между динамикой роста внешних трудовых мигрантов, структурой занятости и её влиянием на экономическую безопасность. Ситуация в сфере внешней трудовой миграции не однозначна и противоречива. Сохраняющиеся в условиях трансформации рыночной экономики определенные несоответствия между потребностью в рабочей силе и наличием трудовых ресурсов инициируют процессы привлечения иностранных работников. Поэтому трудовая миграция в Россию объективно обусловлена, ее нельзя запретить, а можно лишь оптимизировать. Но в то же время, как показывает опыт, внешние трудовые мигранты создают и новые проблемы, успех решения которых зависит от того, насколько полно учтены характер социально-демографической структуры потоков прибывающих по найму из-за рубежа, особенности их трудового и миграционного поведения.

Спецификой столичных центров и городских агломераций (например, Москва, Санкт-Петербург и др.) является доминанта иностранных работников занятых в торговле, чуть меньше в строительстве, производстве и на транспорте;промышленных и добывающих регионов (например Тюменская, Челябинская и др. области) - строительстве, добывающей и обрабатывающей промышленности, торговле; агропромышленных и аграрных регионов (например Тамбовская, Воронежская и др. области) – строительстве, сельском хозяйстве и обрабатывающей промышленности (табл. 1). Это говорит о наличии дефицита рабочей силы именно в данных сферах. Особенностью также является и низкие квалификационные характеристики мигрантов.

Таблица 1

Численность иностранных граждан, осуществлявших трудовую деятельность в субъектах Российской Федерации, по видам экономической деятельности в 2010 году2

Всего

в том числе по видам экономической деятельности

сельское хозяйство

добыча полезных ископаемых

обрабатывающие производства

строительство

торговля

транспорт и связь

прочие виды деятельности

Столичные центры и городские агломерации (например Москва, Санкт-Петербург)

466017

15506

3115

39189

101141

115861

26666

164539

Промышленные и добывающие регионы (например Тюменская, Челябинская обл.)

125500

5680

7241

7708

69550

18560

8882

7879

Агропромышленные и аграрные регионы (например Тамбовская, Воронежская обл.)

13563

2745

4

2042

6338

1240

278

916

В то же время, можно отметить, что на данный момент привлекаемая официальная иностранная рабочая сила в совокупности не превышает 2% от экономически активного населения, и соответственно не несёт за собой никакой угрозы экономической безопасности страны, а наоборот покрывает дефицит кадров созданный в первую очередь активным развитием строительного комплекса и предприятий АПК в России. Но, ежегодно увеличивающийся поток нелегальных трудовых мигрантов, в свою очередь, дестабилизирует ситуацию. Так, проведённый выборочный мониторинг выявил наличие значительной доли нелегальных трудовых мигрантов в стране. Причём прослеживается существенный дисбаланс. Официальная часть иностранных работников соотносится с неофициальной как 1:10, что требует оперативного государственного вмешательства.

В-четвёртых, разработан организационно-методический инструментарий системы обеспечения и снижения угроз экономической безопасности в сфере нелегальной трудовой миграции. Типологизировать нелегальную трудовую миграцию на наш взгляд необходимо на основе существующих способов проникновения их на территорию РФ т.е. с помощью незаконного въезда в страну (с использованием поддельных документов или минуя паспортно-визовый контроль), а также с помощью законного въезда, но с использованием фальсификации документационного обеспечения: прибывшие с иной целью, нежели указана при оформлении; не прошедшие регистрацию по месту жительства; работающие по просроченным контрактам.

Формирование организационного механизма обеспечения экономической безопасности противодействующего нелегальной трудовой миграции, должно включать в себя комплексную систему институтов, обеспечивающих повышение экономической безопасности и состоящую из структурных подразделений, осуществляющих контроль и борьбу с нелегальной трудовой миграцией (рис. 2).

На основе разработанной типологии и организационного механизма обеспечения экономической безопасности противодействующего нелегальной трудовой миграции можно предложить следующие основные направления реализации стратегии минимизации угроз в данной сфере:

- обеспечение эффективного пограничного контроля (особенно в Северо-Кавказском направлении и в приграничных регионах с Казахстаном, с которым Россия имеет практически открытую границу протяжённостью более 7000 км.);

- создание информационной системы регистрирующей потоки нелегальных трудовых мигрантов. Для этого предлагается создание единой базы данных о всех иностранных гражданах, пересекающих государственную границу России через все инфраструктурные каналы. В данных пунктах ставится отметка о том, что паспортно-визовый контроль при въезде пройден и данные мигранта занесены в единую базу данных. После чего, в течении пяти дней, мигрант обязан появиться в представительстве ФМС того региона, куда он следует и пройти окончательную процедуру регистрации. После того, как иностранный гражданин покинет территорию России, в данной базе ставится отметка о том, что он выехал из страны;

- формирование внутренней системы контроля за перемещением нелегалов на крупных транспортных артериях территориально-административных субъектов России, на предприятиях и организациях, являющихся основными потребителями иностранной рабочей силы.

Необходимо признать, что полностью исключить возможность попадания нелегальных трудовых мигрантов в Россию невозможно. Поэтому, для минимизации угроз необходимо осуществлять и косвенное регулирование. Например, особое влияние на количество нелегалов может оказывать налоговая составляющая. Так, на наш взгляд, снижение ставки подоходного налога для трудовых мигрантов с 30 до 15% может способствовать значительной их легализации.

Также, оптимальными стали бы меры по увеличению числа иностранцев, которые смогли бы получить разрешение на право временного проживания и работы в России. Но на данный период, квота на мигрантов наоборот уменьшается, что в конечном итоге приводит к увеличению количества нелегальных мигрантов в стране.

В-пятых, предложены рекомендации по совершенствованию государственной политики обеспечения экономической безопасности в сфере регулирования внешней трудовой миграции.

Исходя из опыта зарубежных стран, в диссертации предложено на базе управления занятости населения создать дополнительное структурное подразделение, службу занятости иностранных граждан, которое, в свою очередь должно заниматься проведением анализа рынка труда и на основе данного анализа выявлять те сферы деятельности, в которых существует дефицит рабочих кадров и отрасли в которых нет необходимости привлечения дополнительной рабочей силы. Предприниматели или организации использующие труд иностранных работников, должны подавать заявки на требующуюся им рабочую силу в определённом количественном и качественном составе.Все иностранцы, получившие разрешение на проживание и работу, должны обращаться в службу занятости. Механизм такой организации рынка труда иностранных граждан должен обеспечить распределительную функцию в соответствии существующим спросом и предложением.

Обязательным условием для получения иностранным гражданином разрешения на работу должно стать свободное владение иностранцев русским языком. Поэтому, предлагается проведение экзамена по русскому языку на базе службы занятости иностранных граждан.

Другим важным направлением в области государственного регулирования внешней трудовой миграции должно стать привлечение высококвалифицированных специалистов, а также интеллектуальных мигрантов.На наш взгляд, введение системы преференций для данной категории мигрантов могло бы оказать непосредственное позитивное влияние. Преференции должны носить, экономический, налоговый, социальный и иной характер.

Также необходимо уделить особое внимание внешним трудовым мигрантам из стран бывшего СССР. Данная категория мигрантов должна пользоваться приоритетом среди общей численности внешних трудовых мигрантов, так как пребывание их на территории РФ не будет способствовать межэтнической напряжённости, что в свою очередь позволит избежать межнациональных конфликтов.

Таким образом, государственная политика обеспечения экономической безопасности в сфере регулирования внешней трудовой миграции должна включать (рис.3):

Государственная политика обеспечения экономической безопасности в сфере регулирования внешней трудовой миграции


Введение привилегий для внешних трудовых мигрантов из бывших советских республик

Привлечение высококвалифицированных специалистов, а также интеллектуальных мигрантов

Модернизация организационной структуры управления экономическойбезопасностью в сфере внешней трудовой миграции путём формирования дополнительного структурного подразделения



- упрощение процедуры въезда и оформления документов для данной категории мигрантов

- анализ рынка труда;

- проведение мониторинговой оценки и контроля прибывших внешних трудовых мигрантов;

- распределительная функция в соответствии со спросом и предложением.

- преференции в налоговой сфере;

- преференции в экономической сфере;

- преференции в социальной сфере.


Рис. 3. Направления обеспечения экономической безопасности в сфере регулирования внешней трудовой миграции

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

  1. Дементьев Н.В. Проблемы обеспечения экономической безопасности России в условиях рыночной трансформации /
    Н.В. Дементьев, В.Ю. Лапшин // Социально-экономические явления и процессы. 2010. №6. - 0,65 п.л. (авт. объём 0,4 п.л.)

  2. Дементьев Н.В. Влияние нелегальной трудовой миграции на хозяйственный комплекс современной России / Н.В. Дементьев // Вестник Тамб. унив. Сер.: Гуманитарные науки. 2010. №. 5 (85). –
    0,6 п.л.

3. Дементьев, Н.В. Экономическая безопасность в структуре национальной безопасности современной России. / Н.В.Дементьев // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 5-6. - 0,9 п.л.

4. Дементьев Н.В. Внешняя трудовая миграция как индикатор экономической безопасности России / Н.В.Дементьев // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 7. - 0,5 п.л.

  1. Дементьев Н.В. Анализ внешней трудовой миграции в системе экономической безопасности Тамбовской области / Н.В. Дементьев // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 12. - 0,6 п.л.

Монографии по теме диссертации

  1. Дементьев, Н.В. Теоретические основы экономической безопасности и факторы её определяющие / под. ред. Г.В.Козловой / Тамбов, изд. ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. – 19,0 п.л. (авт. объём 1,0 п.л.)

Прочие публикации автора

7. Дементьев, Н.В. Процесс миграции трудовых ресурсов и методы его регулирования / Н.В.Дементьев // Национальная экономика России: актуальные проблемы и перспективы развития: сб. науч. трудов каф. Мировой и национальной экономики. Тамбов, 2009. - 0,3 п.л.

8. Дементьев Н.В. Основные проблемы внешней трудовой миграции в контексте экономической безопасности России. / Н.В.Дементьев // Сб. науч. тр. каф. Политической экономии и мирового глобального хозяйства. 2010. №1. - 0,35 п.л.

9. Дементьев Н.В. Системно-структурный подход в исследовании трудовой миграции на рынке труда России как на федеральном, так и на региональном уровнях. / Н.В.Дементьев, В.Ю.Лапшин // XV Державинские чтения: общерос. науч. конф. Тамбов, 2010. - 0,4 п.л. (авт. объём 0,3 п.л.)

10. Дементьев, Н.В. Внешняя трудовая миграция, как фактор деформации экономической безопасности России / Н.В.Дементьев, В.Ю.Лапшин // XVI Державинские чтения. Материалы Общероссийской научной конференции. Тамбов. 2011. 0,35 п.л. (авт. объём – 0,3 п.л.)

11. Дементьев Н.В. Внешняя трудовая миграция в системе индикаторов экономической безопасности / Н.В.Дементьев // Эффективные механизмы инновационно-технологического развития современного общества: материалы VI всерос. науч.-практ. конф. Сочи, 2011. - 0,3 п.л.

1 Материалы Рабочей группы по медицинским и социальным проблемам трудящихся мигрантов за 2010 г. // Демоскоп Weekly, 2011. №463-464 URL:

2 По данным Федеральной миграционной службы

23

  1. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (57)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится "__ " 2008 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 502.006.17 в Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия государственной
  2. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (35)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 28 мая 2007 года в 15 часов 15 минут на заседании диссертационного совета Д.210.018.01 в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.
  3. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (123)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 16 сентября 2010 г. в часов минут на заседании Совета Д.212.199.06 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата исторических наук при Российском государственном педагогическом университете им.
  4. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (172)

    Автореферат диссертации
    Диссертация выполнена на кафедре национальных, федеративных и международных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
  5. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (379)

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится " " 2008 г. в аудитории М-611 в час. __ мин. на заседании диссертационного совета Д 212.157.02 при Московском энергетическом институте (Техническом университете) по адресу: ул.
  6. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (459)

    Автореферат диссертации
    Актуальность темы исследования определяется необходимостью глубокого научного анализа причин и характера эмиграции россиян в страны Северной Америки в ХХ веке, в результате которой страна потеряла значительную часть своих наиболее активных сограждан.
  7. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (34)

    Автореферат диссертации
    Актуальность диссертации связана с возросшим интересом исследователей к проблемам социального развития российских регионов. К числу наиболее значимых проблем относится модернизация образования - необходимое условие эффективного общественного развития.
  8. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (157)

    Автореферат диссертации
    Диссертация выполнена в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации на кафедре правового обеспечения рыночной экономики
  9. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (200)

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится «16» октября 2007г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 022.001.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук в Институте языка, литературы и искусства им.
  10. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (277)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « » 2006 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 002.026.01 при Всероссийском институте научной и технической информации РАН по адресу: 125190, Москва, ул.

Другие похожие документы..