Сто великих мореплавателей

трассах в океанах. Но могут ли это сделать яхты, управляемые только одним

человеком? Вот вопрос, который занимал и Чичестера, и Роуза.

Роуз, несомненно, был менее предприимчив, чем Чичестер, сохранивший тесные связи

с австралийскими торговцами шерстью. Компания "Интернэшнл вул" все сильнее

ощущала натиск химических концернов, выпускавших синтетические ткани. Гонки по

пути "шерстяных" клиперов сулили хорошую рекламу и поэтому заслуживали

поддержки. А зеленщик Роуз был далек от большого бизнеса, не мог позволить себе

покупку новой яхты, да и не желал пользоваться помощью синдиката, хотя и в его

адрес поступали заманчивые предложения. Поскольку его яхта "Шалунья" была менее

быстроходной, Роуз оговорил для себя более ранний старт к Австралии, являвшейся

одним из этапов кругосветных гонок.

Подготовка к плаванию длилась два года. Новую яхту, "Джипси-Мот IV",

спроектировали для Чичестера известные английские конструкторы Джон Иллингворт и

Ангус Примроуз. Построила яхту старейшая английская яхтенная верфь "Камнер и

Никольсонс". Покрыв значительную долю квоты в 30 000 фунтов стерлингов,

израсходованных на постройку и оснащение яхты, компания "Интернэшнл вул"

поместила на борт яхты свои изделия, шерстяные ковры и чехлы для испытания в

неблагоприятных условиях океанского плавания. Кроме того, на "Джинсн-Мот IV"

были шерстяные одеяла и даже шерстяные вымпелы, а для самого Чичестера был

прислан запас шерстяного белья, носков, рубашек, свитеров и теплых башмаков с

подкладкой из овчины.

"Джипси-Мот IV" по размерам была больше, чем того желал Чичестер. Судно имело

длину 16,18 метра, ширину 3,2 метра и осадку 2,37 метра. Нормальный комплект

парусов составлял 80 квадратных метров. Обслуживание столь большой яхты,

несмотря на ряд облегчающих труд приспособлений, было делом нелегким.

Продолжительное плавание через экватор вплоть до границы льдов у мыса Горн

требовало, чтобы на борту были радиотелефонная аппаратура и эхолот, запасные

лаги, несколько комплектов парусов, приборы для метеорологических наблюдений.

Чичестер также взял с собою множество карт и лоций, кухонное оборудование и

холодильник, плиту для выпечки хлеба, полтонны провианта. Пивоваренная фирма

"Уайтбред" снабдила яхту бочкой пива, чтобы испытать его на дальность перевозки.

К этому добавлялись электромоторы, аккумуляторы, различного рода инструменты,

баки для горючего и воды. Запасов должно было хватить на более чем

четырехмесячное пребывание в океане.

Спущенная на воду "Джипси-Мот IV" оказалась недостаточно устойчивой, пришлось

добавить полторы тонны балласта.

Несмотря на все улучшения, произведенные до начала плавания, управление яхтой

при сильном ветре требовало значительных усилий. В шторм Чичестеру приходилось

упираться спиной в стенку кокпита и обеими ногами нажимать на румпель, чтобы

удерживать яхту на желаемом курсе. "Джипси-Мот IV", обошедшаяся синдикату столь

дорого, была формально отдана Чичестеру внаем за символическую сумму в один

шиллинг.

Роуз решил отправиться в путь на три недели раньше Чичестера.

Чтобы из Великобритании проплыть вокруг света, нужно было пройти почти 30 тысяч

миль.

Крупные парусники направлялись из Англии на юго-запад. Используя пассаты, они

проходили в нескольких сотнях миль от побережья Европы и Африки, южнее мыса

Доброй Надежды, и проходили затем в район "ревущих сороковых". Так образно

моряки называют южные зоны Атлантического, Индийского и Тихого океанов, где

преобладают штормовые западные ветры. Благодаря этим ветрам путь в южном

полушарии под парусами вокруг земного шара является самым быстрым.

Но Роуза преследовал злой рок. 22 августа, когда он завтракал на пристани,

прибежал работник верфи с невероятной вестью: во время отлива "Шалунья"

сорвалась со швартовых. Произошла авария, в результате которой было раздроблено

несколько шпангоутов и нанесен ряд других повреждений.

Плавание к Австралии и соперничество с Чичестером стало невозможным. Роузу

пришлось перенести выход в рейс на целый год. Ему не оставалось ничего иного,

как пожелать другу счастливого кругосветного пути.

Старт "Джипси-Мот IV" состоялся в Плимуте 28 августа 1966 года. Чичестер обошел

опасный Бискайский залив. В конце первой недели он заметил Мадейру - за

последующие 12 недель ему не доведется больше увидеть суши. На 21-й день пути он

отпраздновал день своего рождения.

498

100 ВЕЛИКИХ МОРЕПЛАВАТЕЛЕЙ

ФРЭНСИС ЧИЧЕСТЕР

499

После 37 дней плавания через Атлантический океан на 25 градусе южной широты

Чичестер изменил курс на восточный и на пятидесятый день пути оказался в

нескольких сотнях миль от мыса Доброй Надежды.

Большая часть Индийского океана была уже позади, когда на яхте испортилось

автоматическое рулевое устройство. Отремонтировать его было невозможно, и с тех

пор Чичестеру пришлось последующие 27 дней для удержания "Джипси" на курсе

приспособить маленький стаксель, соединив его шкоты с румпелем. Австралийское

побережье мореплаватель увидел на 97 день путешествия, но шторм в Бассовом

проливе задержал его на целых 10 дней. Лишь 12 декабря 1966 года, через 107 дней

плавания, Чичестер бросил якорь в порту Сиднея. Не удалось ему уложиться в 100

дней, то есть в то время, которое в среднем затрачивали быстроходные клиперы на

путь от Европы до Австралии.

Однако он стал первым человеком, совершившим одиночное кругосветное плавание. В

мае следующего года за свой подвиг он был произведен королевой Великобритании

Елизаветой II в рыцари с присвоением титула "сэр". Королева при этом

пользовалась тем же самым мечом и стояла примерно в том же самом месте, что и ее

предшественница Елизавета I, когда посвящала в рыцари знаменитого пирата и

путешественника сэра Фрэнсиса Дрейка.

"Джипси-Мот IV" стала музейным экспонатом и стоит в сухом доке рядом со всемирно

известным клипером "Катти Сарк" и флагманским кораблем Нельсона "Виктория", а

Фрэнсису Чичестеру в сентябре 1970 года исполнилось 69 лет. Казалось, теперь

можно почить на лаврах, нянчить внуков и быть почетным судьей в парусных гонках

самого высшего ранга. Но покой не был уделом Чичестера. На собственные средства

он построил (израсходовав около 30 000 фунтов стерлингов) "Джипси-Мот V", яхту

своей мечты, чтобы отправиться еще в один самостоятельный рейс и установить на

трансатлантической трассе среднесуточный пробег около 200 миль.

"Джипси-Мот V" была несколько больше своей предшественницы. Ее длина по

ватерлинии составляла 12,8 метра, парусность 214 квадратных метров. Теоретически

"Джипси" могла развивать скорость около 200- 217 миль в сутки. Разумеется, в

идеальных условиях плавания и под управлением яхтсмена высшего класса.

Для осуществления задуманного Чичестер выбрал наиболее выгодную трассу от

Португальской Гвинеи на западном побережье Африки до порта Сан-Хуан-дель-Норте в

Республике Никарагуа.

Расстояние по ортодромии из порта Бисау до Сан-Хуан-дель Норте составляет ровно

4000 миль. При среднесуточной скорости яхты в 200 миль на преодоление трассы

требовалось 20 дней, которые Чичестер и объявил своей спортивной целью. Получив

благоприятный прогноз, Чичестер покинул порт Бисау в полдень 14 января 1971

года. Однако

условия плавания в устье реки Геба и между островами Биягос оказались очень

трудными. Только на третий день "Джипси-Мот V" сумела отойти от африканского

побережья и достичь района пассатов, где ее скорость существенно возросла, а

Южное Пассатное течение ежедневно сокращало ее путь на 15-20 миль. Несмотря на

все усилия и максимальное использование парусов и погодных условий, яхта вошла в

порт Сан-Хуан-дель-Норте лишь в полночь 4 февраля 1971 года, пройдя по

ортодромии ровно 4000 миль. Вместо предполагаемых 20 дней плавание длилось на 36

часов дольше, вместо 200 миль Чичестер проходил только 186 миль за сутки.

Таким образом, его средняя скорость по всей трассе была 7,75 узла. И все же это

было великолепным достижением яхты, ведомой 70-летним яхтсменом-одиночником.

Чичестер умер 26 августа 1972 года.

ТИМ СЕВЕРИН

501

ТИМ СЕВЕРИН

Этого человека можно отнести к новейшему поколению мореплавателей и

исследователей морских пространств. К концу XX века были исследованы практически

все уголки земного шара, с помощью спутников нанесены на карту все рифы, атоллы

и островки. И тем не менее море не перестало манить человека, он вступает в

единоборство с ним на самых экзотических судах.

Тим Северин стал не первым мореплавателем, который отправился в путь на

экзотическом судне прошлых эпох. Еще в конце прошлого века молодые норвежцы на

точной копии норманнского драккара достигли берегов Северной Америки. К юбилею

Колумба отправилась в путь и копия "Санта-Марии", но пускаться вплавь на кожаной

лодке...

В ирландском эпосе имеются саги, повествующие об океанских плаваниях, об

открытии новых земель. Так, известный ирландский поэт Айд Светлый, живший в X

веке, сложил сагу о плавании в Атлантическом океане морехода Майль-Дуйна.

Порыв ветра унес суденышко от ирландских берегов. Подгоняемые ветром, плыли

Майль-Дуйн и его спутники от острова к острову, населенных фантастическими

существами, например муравьями величиной с жеребенка. Правда, среди рожденных

воображением существ и явлений в саге имеются и детали, связанные с реальными

событиями и наблюдениями. Так, обратный путь путешественникам указала морская

птица, обычная для ирландских прибрежных вод.

Несомненно, ирландские мореходы, наблюдая за поведением морских птиц, знали, что

некоторые из них, промышляя в открытом океане, к вечеру возвращались на сушу. В

ирландском эпосе имеется более раннее

сказание, конкретно отвечающее действительности. Речь идет о латинском тексте

"Навигацио Санкти Брендани, Аббатис" ("Плавание Святого Брендана, Аббата"),

повествующем о плавании в далекую западную заокеанскую страну.

Некоторые историки и географы полагали, что в тексте говорится о

трансатлантическом плавании, возглавляемом Бренданом, к берегам Нового Света в

VI веке н. э. Другие специалисты считали эту версию чистейшей выдумкой.

Возможно, вопрос о древних ирландских плаваниях к Новому Свету так и остался бы

не решенным, не займись им ирландский географ и писатель Тим Северин.

Анализируя текст о Брендане, он видел в нем отражение действительности, а

конкретные географические описания сближали текст с лоцией. Подробно говорилось

там и о ходе плавания, указывались время и пройденный путь. Тим Северин также

выяснил, что аббат Брендан - лицо историческое. Убеждение в реальности событий,

произошедших почти полторы тысячи лет назад, породило дерзкий замысел: повторить

на точной модели старинной кожаной ирландской лодки плавание Святого Брендана и

его спутников. Это было бы первым звеном, без которого трудно в дальнейшем

выстроить гипотезу о древнеирландских контактах Старого и Нового Света.

Тим Северин разыскал все сведения, позволившие ему воспроизвести модель судов,

существовавших во времена Брендана.

Непросто было решить вопрос о кожаной обшивке лодки. Даже специалисты

кожевенного дела сомневались в прочности и долговечности бычьих кож при

постоянном соприкосновении с морской водой. В аналогичном положении находился

знаменитый норвежский исследователь Тур Хейердал, когда ему говорили, что бревна

бальсы пропитаются водой и "Кон-Тики", сложенный из них, пойдет ко дну. Сколько

было споров о недолговечности и хрупкости папируса "Ра" и "Ра-Н", а также камыша

"Тигриса". Но и Тур Хейердал и Тим Северин были глубоко убеждены, что

ненадежные, с точки зрения современного человека, материалы не зря

использовались древними корабелами, за плечами которых стоял мно-говековый опыт

плавания на океанских просторах.

И все-таки обшивка из бычьих кож, обработанных, как в старину, дубовым

экстрактом и смазанная животным воском, не подвела Северина,

руководствовавшегося технологическими рецептами, содержащимися в тексте о

Брендане.

Также в соответствии с этим текстом был проложен "ступенчатый маршрут" через

Атлантический океан в суровых пятидесятых-шестидесятых широтах Северной

Атлантики.

Такой маршрут, хотя и с остановками на Фарерских островах и в Исландии,

представляется маршрутом высшей трудности для хорошо ос-

502

100 ВЕЛИКИХ МОРЕПЛАВАТЕЛЕЙ

нащенных современных спортивных яхт со стальными корпусами, а уж для открытой

кожаной лодки с двумя прямыми парусами и подавно. Достаточно сказать, что эта

акватория на всей протяженности Атлантического океана считается наиболее

подверженной штормам. Во время них у берегов Ирландии зарегистрированы волны

высотой 18,5 метра, а наибольшая высота волн, измеренная к юго-западу от

Исландии, составляет 14 метров. Сколько мужества, хладнокровия и находчивости

потребовалось проявить Тиму Северину и его товарищам!

Сколько критических ситуаций встречалось мореплавателям на пути!

Безусловно, гидрометеорологические условия во времена Брендана были более

легкими, чем современные. Наукой установлено, что в раннем средневековье, когда

совершались ирландские плавания, климат в Северной Атлантике был теплее. Так,

температура воздуха в южной Гренландии была на 2-4° выше, чем сейчас, а ледовая

обстановка - значительно лучше. Плавучих морских паковых льдов древние

ирландские мореходы в летние месяцы практически не встречали на своем пути.

"Ступенчатый маршрут" ирландские мореходы проходили за семь лет. Пережидая

непогоду, они отстаивались на островах и отправлялись в дальнейший путь только в

хорошую погоду. Совсем другое дело, когда, пренебрегая непогодой, экипаж

"Брендана" стремился пройти этот путь как можно быстрее. Им для этого

понадобилось лишь два летних сезона.

Тим Северин ставил своей целью не только доказать, что староирландские кожаные

лодки обладали высокими мореходными качествами, но и уподобиться древним

мореходам. В частности, обойтись без современных мореходных инструментов. Вполне

возможно, что у древних ирландских мореплавателей были какие-то приспособления

для ориентировки в открытом океане, но об этом мы сейчас ничего не знаем. Было

не совсем попятно, как они ориентировались без магнитного компаса.

Однако несколько десятилетий назад датские археологи обнаружили во время

раскопок монастыря гренландских норманнов часть солнечного компаса, заменявшего

викингам магнитный. Не исключено, что у древних ирландских мореплавателей было

нечто подобное.

Вместе с тем известно, что, например, древние полинезийские мореплаватели могли

ориентироваться в центре Тихого океана по звездному небу, направлению волн и

течений. Знали они и о поведении морских животных и птиц.

Почему бы не предположить, что ирландские мореходы были также вполне сведущи в

астрономии; ведь еще в глубокой древности на Британских островах кельтами были

построены обсерватории.

Вскоре после завершения экспедиции на "Брендане" Тимом Севери-ном завладела

новая идея, связанная со средневековым арабским мореходством. В VII-XIV веках

арабские морские торговые пути охватывали

ТИМ СЕВЕРИН

503

значительную часть Индийского океана. Уже в VIII веке арабские купцы появились в

Китае, на Яве, на восточном берегу Африки, на Мадагаскаре Несколько позже

параллельно со знаменитым сухопутным "шелковым путем", связывающим Ближний и

Дальний Восток, арабами был проложен и морской "шелковый путь" от Персидского

залива до Южною Китая.

Историки полагают, что плавания по этому второму "шелковому пути" нашли

отражения в арабских сказках "Тысячи и одной ночи", составной частью которых

являются сказки о семи путешествиях Синдбада.

"Путешествия Синдбада", основанные на рассказах арабских моряков и купцов,

существовали самостоятельно, до того как вошли в состав "Тысячи и одной ночи"

Академик И.Ю. Крачковский отмечает, что рассматривать "Путешествия Синдбада"

только как волшебную сказку, действие которой развивается вне времени и

пространства, теперь нельзя. Разделяя это мнение, Тим Северин провел

географический анализ этой сказки, нашел глубокие связи с реальными событиями,

происходившими тысячелетие назад. Он прокладывал свой маршрут по следам

Синдбада-морехода от берегов Аравии через Индию, Цейлон, Суматру и Малайзию.

Завершение маршрута было назначено в Гуанчжоу, в устье реки Сицзян. Изучив

древние рукописи, содержащие рисунки и описание арабских судов тысячелетней

давности, Тим Северин приступил к постройке парусника "Сохар", названного в

честь некогда оживленного древнего арабского порта на берегу Аравийского

полуострова, где средневековые купцы нанимали корабельных плотников. В наши дни

Сохар входит в состав Омана, султаната на южной оконечности полуострова.

Для того чтобы найти подходящий материал для корпуса и мачт парусника, Северин

отправляется в Индию, в юго-западный штат Керала. Там, в глубине джунглей,

лесорубы свалили ему несколько стволов и доставили на слонах на побережье.

Массивные обтесанные бревна погрузили на судно, направлявшееся в оманский порт

Сур, не забыли захватить и бамбук, из которого арабские судостроители

изготовляли корабельные гвозди.

В ноябре 1981 года "Сохар" с парусами, сшитыми на старинный лад, был готов к

отплытию. Основу экипажа "Сохара" составляли оманские моряки. На борту арабского

парусника было также несколько ученых из европейских стран.

Плавание в "море муссонов", как образно называют северную часть Индийского

океана, если бы не удушливая жара, проходило несравненно благоприятнее, чем в

Северной Атлантике.

Случалось "Сохару" выходить на оживленные морские пути, встречаться с

супертанкерами, лайнерами, рудовозами. Приходилось непрерывно нести вахту, чтобы

не попасть под киль гигантского судна. В свою

504

100 ВЕЛИКИХ МОРЕПЛАВАТЕЛЕЙ

очередь, штурманы и вахтенные проходящих судов с высоты рулевой рубки с

удивлением взирали на треугольные паруса суденышка из "Тысячи и одной ночи"

Намеченный маршрут был изменен лишь однажды, и то незначительно: "Сохар" не стал

заходить на собственно Суматру, ограничившись близлежащим Сингапуром. Семь с

половиной месяцев проходило плавание "Сохара".

Из арабских источников следует, что средневековые арабские купцы проходили путь

за три года. Но на то они и купцы, ведь в каждом портовом городе они занимались

торговлей.

Последним предприятием Северина было путешествие на точной копии

древнегреческого судна по маршруту древних аргонавтов. Судно "Арго" с

интернациональным экипажем показало блестящие мореходные данные и достигло

берегов древней Колхиды, побережья современной Грузии. Этот визит превратился в

настоящий праздник для всей грузинской земли.

Тим Северин, исследователь и географ, посвятивший себя реконструкции древних

морских путей различных народов и в разных частях света, снова взялся за перо.

Куда-то он отправится в следующий раз?

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Абрамов Я В Колумб. 1891г. Амундсен. Собрание соч. Т. 1-5. Л., 1936 -1939 г.

Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке. СПб., 1865 г.

Аусвейт Л. Как открывали земной шар. М., 1939 г.

Бадигин К. С. Три зимовки во льдах Арктики. М., 1960 г.

БекерДж. История географических открытий. М., 1950 г.

Берг Л. С. История русских географических открытий. М., 1962 г.

Бомбар Ален За бортом по своей воле М., 1964 г.

Бугенвиль Л А. Кругосветное путешествие на фрегате "Будез". М.,

1961 г.

Варшавский А. С. Путешествие Дюмон-Дюрвиля. М., 1977 г.

Берн Жюль. История великих путешествий М., 1993 г.

Берн Жюль. Открытие материка. СПб., 1907 г.

Владимиров В.Н. Дж. Кук. М., 1938 г.

Вселенная и человечество. Под ред. Крамнера. Т. № 3,4. Спб., 1904 г.

Воскобойников В.М. Зов Арктики. М., 1955 г.

Гехтман Г.Н Выдающиеся географы и путешественники. Тбилиси,

1962 г.

Гильдер У.Г. Во льдах и снегах. СПб., 1898 г.

Гловацкий В. Увлекательный мир парусов. М., 1981 г.

Гюнтер 3. Век великих открытий. СПб., 1903 г.

Де-Фер Г. Плаванье Баренца. М., 1936 г.

Дмитриев В.И БутаковА.И. М., 1955 г.

Дьяконов М. А. Амундсен. М., 1937 г.

Дюмон-Дюрвиль. Путешествие вокруг света. СПб., 1843 г.

Коцебу О.Е. Путешествие вокруг света 1823-26 г. СПб., 1828 г.

Кунин К. Васко да Гама. М., 1932 г.

Кусто Ж-Ив. Блистательный пират. М., 1996 г.

Литке Ф.П. Путешествие вокруг света 1826-1829 г. СПб., 1836 г

Лялина М. Русские мореплаватели арктические и кругосветные. СПб., 1904 г.

Магидович И П История открытия и исследования Центральной и Южной Америки. М ,

1965 г.

Магидович И.П. История открытия и исследования Северной Америки. М., 1965 г.

Магидович И.П. Очерки по истории географических открытий. М., 1967 г.

Малаховский К.В. Трижды вокруг света. М., 1989 г.

506

100 ВЕЛИКИХ МОРЕПЛАВАТЕЛЕЙ

Малаховский К.В. История жизни капитана Флиндерса. М., 1985 г.

Меллери Т.Е. Фицрой - капитан "Бигля". Л., 1975 г.

Митчелл Мейрин. Эль Кано. Первый кругосветный мореплаватель. М., 1977 г.

Море. М., 1960 г.

Мюллер В.К. Пират королевы Елизаветы. СПб., 1993 г.

Путешествия вокруг света, составленные из путешествий Магелана, Тасмана,

Дампиера и пр. СПб., 1836 г.

Путешествие в Северный и Тихий океан под начальством капитанов Кука, Клерка и

Гора. СПб., 1805 г.

Путешествие в Южное море французского флота капитана Жана Сюрвиля. СПб., 1797 г.

Путешествие вокруг света 1803-1806 г. Юрия Лисянского. СПб.,

1812 г.

Путешествие Чарльза Дарвина кругом света и по Южной Америке.

СПб., 1895 г.

Путешествия Христофора Колумба. М., 1950 г.

Ровинский В.И. Мятежный корабль. М., 1957 г.

Русаков B.C. Русские Колумбы и Робинзоны. М., 1903 г.

Русские мореходы в Ледовитом и Тихом океанах. Л-М., 1952 г.

Свет Я.М. История открытия и исследования Австралии и Океании. М., 1966 г.

Свет Я.М. Колумб. М., 1973 г.

Северин Тим. Путешествие на "Брендане". М., 1983 г.

Сенкевич Ю.А. Их позвал горизонт. М., 1987 г.

Симпсон К. Чичестер - вояж века. М., 1969 г.

Страбон. География. М., 1994 г.

ТомсонД.О. История древней географии. М., 1953 г.

Трешников Л. Ф. Руал Амундсен. Л., 1976 г.

300 путешественников и исследователей. М., 1966 г.

Фиске Джон. Открытие Америки. В 2-х томах. М., 1892-1893 г.

Харт Г. Морской путь в Индию. М., 1959 г.

ХеннингР. Неведомые земли. М., 1961 - 1963 г.

Цвейг С. Америго. Повесть об одной географической ошибке. М.,

1960 г.

Чернов А.А. Планы и свершения капитана Кусто. Природа. 1965 г. Якоби Арнольд.

Сеньор Кон-Тики. М., 1970 г.

СОДЕРЖАНИЕ

И НЕ БУДЕТ БОЛЕЕ ВОДА ПОТОПОМ... ОТКРЫТИЯ ДРЕВНИХ ВРЕМЁН

ЯСОН, ОДИССЕЙ, ЭНЕЙ; ЕГИПТЯНИН ХАННУ; ГАННОН КАРФАГЕНЯНИН; ПИФЕЙ; НЕАРХ; ЕВДОКС;

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ОТКРЫТИЯ (ДО КОЛУМБА)

ПУТЕШЕСТВИЕ СВЯТОГО БРЕНДАНА; ЭРИК РЫЖИЙ И ТОРФИН КАРЛСЕФНИ ; БРАТЬЯ ВИВАЛЬДИ;

ГЕНРИХ МОРЕПЛАВАТЕЛЬ; АЛЬВИЗЕ КАДАМОСТО; ДИОГОКАН; БАРТОЛОМЕ УДИАШ;

ЭПОХА ВЕЛИКИХ ОТКРЫТИЙ (ДО СЕРЕДИНЫ XVI ВЕКА)

ВАСКО ДА ГАМА; ПЕДРО-АЛЬВАРЕШ КАБРАЛ; ХРИСТОФОР КОЛУМБ; АМЕРИГО ВЕСПУЧЧИ; АЛОНСО

ДЕ ОХЕДА; ВИСЕНТЕ ПИНСОН-МЛАДШИЙ; ГАШПАР И МИГЕЛЬ КОРТИРИАЛЫ; ФЕРНАНДО МАГЕЛЛАН;

ЭЛЬ-КАНО; ДЖОН КАБОТ И СЕБАСТЬЯН КАБОТ; АНТОН АЛАМИНОС И ПОНСЕ ДЕ ЛЕОН;

ЭКСПЕДИЦИЯ УИЛ ЛОУБИ И ЧЕНСЛОРА; ДЖОВАННИ ДЕ ВЕРАЦЦАНО; ЖАК КАРТЬЕ; ДЖОН ДЕЙВИС;

МАРТИН ФГОБИШЕР; АЛЬВАРО МЕНДАНЬЯ; ПЕДРО ФЕРНАНДЕС ДЕ КИРОС; ЛУИС ДЕ ТОРРЕС;

ФРЭНСИС ДРЕЙК; БИЛЛЕМ БАРЕНЦ; ГЕНРИ ГУДЗОН; ТОМАС БАТТОН; РОБЕРТ БАЙЛОТ И УИЛЬЯМ

БАФФИН; УИЛЬЯМ БАФФИН. ЯКОБ ЛЕМЕР И БИЛЛЕМ СХАУТЕН;

ОТКРЫТИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (СЕРЕДИНА XVII - КОНЕЦ XVIII ВЕКА)

СЕМЁН ДЕЖНЁВ; УИЛЬЯМ ДАМПИР; ЯКОБ ГОГГЕВЕН; ПЁТР I; ВИТУС БЕРИНГ; АЛЕКСЕЙ

ЧИРИКОВ; СТЕПАН МАЛЫГИН; ИВАН ФЁДОРОВ И МИХАИЛ ГВОЗДЕВ; ВАСИЛИЙ ПРОНЧИЩЕВ И

СЕМЁН ЧЕЛЮСКИН; ХАРИТОН ЛАПТЕВ; ДМИТРИЙ ЛАПТЕВ; ДЖОН БАЙРОН; СЭМ ЮЭЛУОЛЛИС;

ФИЛИПП КАРТЕРЕТ; РОБЕРТ ГРЕЙ; ДЖЕЙМС КУК; ЖАН СЮРВИЛЬ; ВАСИЛИЙ ЧИЧАГОВ; ЛУИ ДЕ

БУГЕНВИЛЬ; УИЛЬЯМ БЛАЙ; ДЖОРДЖ ВАНКУВЕР; ЖАН ФРАНСУА ЛАПЕРУЗ; ЖОЗЕФ Д'АНТРКАСТО;

ЭТЬЕН МАРШАН; ПЁТР КРЕНИЦЫН И МИХАИЛ ЛЕВАШЕВ; ГАВРИИЛ САРЫЧЕВ; МЭТЬЮ ФЛИНДЕРС;

НИКОЛА БОДЕН;

ОТКРЫТИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XIX ВЕК)

ЖЮЛЬ ДЮМОН-ДЮРВИЛЬ; УИЛЬЯМ БИЧИ; ИВАН КРУЗЕНШТЕРН И ЮРИЙ ЛИСЯНСКИЙ. ВАСИЛИЙ

ГОЛОВИН; ФАДДЕЙ БЕЛЛИНСГАУЗЕН; МИХАИЛ ЛАЗАРЕВ; ОТТО КОЦЕБУ; ФЁДОР ЛИТКЕ; ПЁТР

ПАХТУСОВ; ГЕННАДИЙ НЕВЕЛЬСКОЙ; ФИЦРОЙ И ДАРВИН; ДЖЕЙМС УЭДДЕЛЛ; ДЖОН БИСКО; ДЖОН

И ДЖЕЙМС РОССЫ; ДЖОН ФРАНКЛИН; РОБЕРТ МАК-КЛУР; ЭДУАРД БЕЛЧЕР; АЛЕКСЕЙ БУТАКОВ;

ОТТО СВЕРДРУП; НИЛЬС НОРДЕНШЕЛЬД; ДЖОРДЖ ДЕ-ЛОНГ; СТЕПАН МАКАРОВ; ФРИТЬОФ

НАНСЕН;

НОВЕЙШИЕ ОТКРЫТИЯ (XX ВЕК)

РУАЛ АМУНДСЕН; ВЛАДИМИР РУСАНОВ; КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ БАДИГИН; ГЕНРИ ЛАРСЕН;

ОТТО ЮЛЬЕВИЧ ШМИДТ; АЛЕН БОМБАР; ХЕИЕРДАЛ; ЖАК-ИВ КУСТО; ФРЭНСИС ЧИЧЕСТЕР; ТИМ

СЕВЕР

  1. Сто великих путешественников

    Документ
    Много путешествовал и другой ученый древности - Страбон, автор 17-томной "Географии" Семнадцатая книга больше напоминает путевой дневник, чем научное сочинение Она насыщена такими неожиданными подробностями, которых не найти
  2. Сто великих загадок природы (1)

    Документ
    Про Тунгусский метеорит написаны уже тома. Каких только объяснений его феномена не предлагали. Наиболее невероятной казалась гипотеза писателя-фантаста Александра Казанцева, предположившего, что над тунгусской тайгой потерпел катастрофу
  3. Сто великих заповедников и парков (1)

    Документ
    После того как была изобретена система ирригации, появилась возможность создавать сады для того, чтобы в них выращивать овощи и фрукты специально для продажи Новый этап в садовом искусстве начался с появлением плугов с железными лемехами.
  4. Сто великих заповедников и парков (2)

    Документ
    После того как была изобретена система ирригации, появилась возможность создавать сады для того, чтобы в них выращивать овощи и фрукты специально для продажи Новый этап в садовом искусстве начался с появлением плугов с железными лемехами.
  5. Сто великих® археологических открытий

    Документ
    Громкое заявление о том, что человек произошел от обезьяны, прозвучало задолго до того, когда были обнаружены первые реальные факты, подтверждающие или опровергающие это утверждение История открытий останков ископаемых высших приматов (гоминидов),
  6. Сто великих мифов и легенд (1)

    Документ
    Отличительное свойство мифов, по мнению большинства исследователей, заключается в том, что они создавались и бытовали в то время, когда все рассказанное в них воспринималось как безусловная истина.
  7. Сто великих мифов и легенд (2)

    Документ
    Отличительное свойство мифов, по мнению большинства исследователей, заключается в том, что они создавались и бытовали в то время, когда все рассказанное в них воспринималось как безусловная истина.
  8. Сто великих мифов и легенд (3)

    Документ
    Отличительное свойство мифов, по мнению большинства исследователей, заключается в том, что они создавались и бытовали в то время, когда все рассказанное в них воспринималось как безусловная истина.
  9. Сто великих войн

    Книга
    В 1472 году до н э. царь гиксосов Кадет поднял в Северной Палестине восстание против египтян К нему вскоре примкнули и другие местные племена. Только в 1469 году фараон Тутмос III собрал 20-тысячную армию и вторгся в Палестину.

Другие похожие документы..