Профессионально-образовательная программа высшего профессионального образования по специальности 030301 психология

Федеральное агентство по образованию РФ

Беловский институт (филиал) государственного

образовательного учреждения высшего профессионального

образования «Кемеровский государственный университет»

Кафедра общественных наук

Утверждаю

Директор БИФ КемГУ,

Адакин Е.Е.

___________________

«___»___________200_г.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

По специальности

030301 ПСИХОЛОГИЯ

Квалификация – ПСИХОЛОГ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПСИХОЛОГИИ

БЕЛОВО 2008

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030301 ПСИХОЛОГИЯ

1.1. В профессиональной образовательной программе (ПРОП) по вышеназванной специальности представлены нормативные документы, определяющие цели, содержание и методы реализации процесса обучения и воспитания. ПРОПы разработаны на основе ГОСТа (от 02.03.2000 г. № 686) по соответствующему направлению подготовки по специальности 030301 «Психология» и с учетом примерных учебных планов и примерных программ дисциплин, утвержденных Минобразованием России.

1.2. Квалификация выпускника – Психолог. Преподаватель психологии.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки по очной форме обучения составляет 5 лет.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки

при заочной форме обучения составляет 6 лет.

Реализуемые формы обучения:

Заочная форма обучения: 6 лет

Заочная форма, обучение в сокращенные сроки: 4 года

Цели обучения и воспитания:

1.3. Целью основной образовательной программы подготовки специалиста является - сочетание профессионального образования с развитием гуманитарной культуры, формирование духовно-богатой, интеллектуально оснащенной, социально – ответственной личности.

Основанием для определения конечных целей, являются социальные ожидания общества к интеллектуальным, личностным и поведенческим качествам и умениям выпускника к самостоятельной жизни, продуктивной профессиональной деятельности в современном обществе.

Цели обучения сформированы на основании требований к уровню подготовки выпускника, содержащихся в ГОС, конкретизированы и дополнены, исходя из специфики деятельности в регионе, к которой готовится выпускник Беловского института (филиала) Кемеровского государственного университета.

Объектом профессиональной деятельности специалиста являются психические процессы, свойства и состояния человека, предметом – их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях. В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками специалист готов участвовать в решении комплексных задач народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:

- диагностическую и коррекционную;

- экспертную и консультативную;

- учебно-воспитательную;

- научно – исследовательскую;

- культурно – просветительную.

В соответствии с квалификационными требованиями специалист умеет решать задачи:

- на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска умеет ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи;

- участвует в практическо-прикладной деятельности, владеет основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования;

- владеет комплексом знаний и методикой преподавания психологии в учебных заведениях.

Возможности продолжения образования: обучение в аспирантуре.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА

2.1. Лица, желающие освоить образовательную программу подготовки специалиста по специальности «Психология», должны иметь среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем образовании.

3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030301 «ПСИХОЛОГИЯ»

3.1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования по специальности 030301 ПСИХОЛОГИЯ разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным Министерством образования Российской Федерации от 02.03.2000 г. № 686 и включает в себя:

- учебный план специальности;

- рабочие программы дисциплин;

- учебно-методические комплексы дисциплин;

- программы практик;

- программы итоговой государственной аттестации.

3.2. В соответствии с государственным образовательным стандартом основная профессиональная образовательная программа предусматривает изучение студентами специальности «Психология» следующих обязательных циклов дисциплин:

  1. Цикл общих гуманитарных и социально – экономических дисциплин (1800 часов).

Федеральный компонент (1260 часов)

Национально – региональный компонент (300 часов)

Дисциплины по выбору студентов, устанавливаемые вузом (240 часов)

  1. Цикл математических и общих естественно – научных дисциплин (1200 часов).

Федеральный компонент (900 часов)

Национально – региональный компонент (180 часов)

Дисциплины и курсы по выбору студентов, устанавливаемые вузом (120 часов)

  1. Цикл общепрофессиональных дисциплин (3500 часов)

Федеральный компонент (2800 часов)

Национально – региональный компонент (550 часов)

Дисциплины и курсы по выбору студентов, устанавливаемые вузом (150 часов)

  1. Цикл дисциплин специализации (2300 часов)

Дисциплины и курсы по выбору студентов, устанавливаемые вузом (155 часов)

  1. Факультативные дисциплины (450 часов)

  2. Практика (25 недель)

Учебно-ознакомительная (3 недели)

Производственная (6 недель)

Педагогическая (6 недель)

Научно-квалификационная(10 недель)

Учебные планы образовательного учреждения по блокам дисциплин (гуманитарных и социально-экономических; общих математических и естественнонаучных; общепрофессиональных; специальных) соответствуют перечню и объему каждого блока, практической подготовке, учебной нагрузке обучаемых.

Обязательный минимум содержания основной программы высшего профессионального образования устанавливается федеральным компонентом государственного образовательного стандарта. Содержание основной профессиональной образовательной программы, отражающее региональные особенности подготовки специалистов, определяется региональным компонентом государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Основная образовательная профессиональная программа высшего профессионального образования наряду с обязательными дисциплинами включает дисциплины по выбору и факультативные дисциплины.

4. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030301 «ПСИХОЛОГИЯ».

4.1.Перечень и обязательный минимум содержания дисциплин основной образовательной программы по специальности ПСИХОЛОГИЯ определены в соответствии с требованиями ГОС ВПО по специальности ПСИХОЛОГИЯ (2000) и программ УМО МО РФ.

Наименование дисциплины

ГОС ВПО

ПроП

ГСЭ

Цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

1800

1800

ГСЭ.Ф.00

Федеральный компонент

1260

1260

ГСЭ.Ф.01

Иностранный язык

Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.

Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.

Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая).

Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах.

Понятие об основных способах словообразования.

Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию без искажения смысла при письменном и устном общении общего характера; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.

Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля.

Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.

Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).

Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.

Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.

Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

340

340

ГСЭ.Ф.02

Физическая культура

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности.

Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.

Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.

Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

408

408

ГСЭ.Ф.03

Отечественная история

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра 1. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революция и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.

Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993.

Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации

103

103

ГСЭ.Ф.04

Философия

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и ненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего

103

103

ГСЭ.Ф.05

Экономика

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.

Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.

Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.

Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.

103

103

ГСЭ.Ф.06

Правоведение

Государство и право. Их роль в жизни общества.

Норма права и нормативно-правовые акты.

Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права.

Закон и подзаконные акты.

Система российского права. Отрасли права.

Правонарушение и юридическая ответственность.

Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство.

Конституция Российской Федерации — основной закон государства.

Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации.

Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности.

Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право.

Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву.

Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение.

Административные правонарушения и административная ответственность.

Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений.

Экологическое право.

Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.

Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные инормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны

103

103

ГСЭ.Ф.07

Педагогика

Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.

Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функция обучения.

Воспитание в педагогическом процессе.

Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.

Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.

Управление образовательными системами.

100

100

ГСЭ.Р.ОО

Национально-региональный (вузовский компонент)

300

300

ГСЭ.Р.01

Культурология

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.

Культура и личность. Инкультурация и социализация.

100

100

ГСЭ.Р.02

Политология

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии.

Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.

История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.

Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.

Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы.

Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация.

Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство.

Социокультурные аспекты политики.

Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

100

100

ГСЭ.Р.03

История Кузбасса

Земля Кузнецкая в период древности: палеолит, мезолит, неолит; эпоха энеолита (бронзы); переход к железному веку. Земля Кузнецкая в период раннего средневековья. Присоединение Кузнецкой земли в составе Сибири к Российскому государству и первые попытки ее освоения. Кузнецкая земля в XVIII-XIX веках: начало хозяйственного освоения региона (открытие залежей каменного угля М. Волковым, открытие серебряных руд, открытие залежей золота); управление кузбасскими территориями; социальная структура населения. Кузбасс в начале XX века: активизация экономической жизни региона в связи со строительством Транссиба, изменения в социальной структуре населения. Революция 1905-1907 гг. в Кузбассе. Кузбасс в годы Первой мировой войны. Кузбасс в период февраля-октября 1917 г. Установление советской власти в Кузбассе. Кузбасс в годы Гражданской войны. НЭП в Кузбассе; деятельность АИК «Кузбасс». Превращение Кузбасса в индустриальный регион во второй половине 1920-1930-х годах. Реализация политики коллективизации в Кузбассе. Кузбасс в годы Великой Отечественной войны. 1943 г. – образование Кемеровской области. Послевоенное развитие Кузбасса. Кузбасс в 1960-1980-х годах. Кемеровская область в 1990-е годы – начале XXI столетия.

100

100

ГСЭ. В.1

Дисциплины по выбору

240

240

ГСЭ.В.1.1

Русский язык и культура речи

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.

Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Официально-деловой стиль. Сфера его функционирования. Жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно методологических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

120

120

ГСЭ.В.1.2

Риторика

Место и роль риторики в структуре общества. Актуальные проблемы деловой речевой коммуникации в современном мире.

Классификация публичных выступлений. Разделение их на роды и виды. Целевая установка публичной речи.

Методологические основы построения текстов устной публичной речи (философская, логическая, социально-психологическая культура, педагогическая, правовая, этическая, эстетическая культура).

Способы речевого воздействия: фатика, убеждение, информирование, суггестия.Классический риторический канон: инвенция, диспозиция, элокуция, мемория, акция).

Доказательство и аргументация в различных видах речи. Классификация логических ошибок. Способы их устранения.

Композиция публичного выступления, особенности построения вступления, основной части и заключения.

Специальные средства усиления выразительности речи: тропы и фигуры.

ГСЭ.В.1.3

Социология

Предистория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.

Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации.

Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация.

Социальные движения.

Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.

Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества.

Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект.

Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.

Методы социологического исследования

120

120

ГСЭ.В.1.4

Этика

Предмет и основные категории этики; возникновение морали и её место в жизни общества; структура и функции морали; этические теории; идеи гуманизма в современной этике; структура нравственного сознания; этические проблемы социально-экономической деятельности; проблемы прикладной этики (профессиональная этика психолога).

Методология анализа этической ситуации в обществе, коллективе, семье; методология анализа собственного этического поведения; навыки этического исследования конфликтных ситуаций.

ЕН

Цикл математических и общих естественнонаучных дисциплин

1200

1200

ЕНД.Ф.00

Федеральный компонент

900

900

ЕН.Ф.01

Математика

Введение в дискретную математику; элементы теории множеств; векторная алгебра; матрицы; элементы функционального анализа; вероятность и статистика; теория вероятностей; статистическое оценивание и проверка гипотез; параметрические и непараметрические методы; элементы дисперсионного анализа; статистические методы обработки экспериментальных данных

300

300

ЕН.Ф.02

Информатика и ЭВМ в психологии

Назначение и устройство персонального компьютера; понятие формализации, алгоритмизации, программирования; офисные приложения; работа с текстом; защита информации; компьютерные сети; интернет; поиск информации; психологические ресурсы интернет; электронные базы данных в психологии; компьютерные статистические системы.

100

100

ЕН.Ф.03

Концепции современного естествознания

Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро- макро- и мега-миры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близколействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре

60

60

ЕН.Ф.04

Антропология

Проблема происхождения человека; индивидуальное развитие человека и конституция; популяционная и этническая антропология; экология человека

60

60

ЕН.Ф.05

Анатомия центральной нервной системы

Микроструктура нервной ткани; онтогенез центральной нервной системы; строение центральной нервной системы; проводящие пути центральной нервной системы и черепные нервы; вегетативная нервная система.

120

120

ЕН.Ф.06

Физиология центральной нервной системы

Вклад нейробиологии в понимание психической деятельности; физиологические закономерности эмбрионального и постнатального развития головного мозга; фундаментальные процессы – возбуждение и торможение в ЦНС; физиология и нейрохимия нейронов и глии; соматические и вегетативные нервные системы; физиология боли, роль тахикинонов и опиатных рецепторов; физиология вегетативной нервной системы; организация бульбарного дыхательного центра; реакция мозга на гипоксию и асфиксию, синдром внезапной остановки дыхания; интеграция вегетативных, нейроэндокринных и центральных регуляций при осуществлении поведения на базе основных биологических мотиваций; нервные структуры, нейро-гормональные механизмы в регуляции питьевого, пищевого, полового поведения; половая дифференцировка мозга; терморегуляционные рефлексы; функции лимбической системы мозга.

120

120

ЕН.Ф.07

Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем

Основные понятия физиологии высшей нервной деятельности; механизмы ассоциативного обучения, памяти и индивидуальных различий, потребностей, мотивации и эмоций; нейронные механизмы переработки информации в сенсорных системах

140

140

ЕН. Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

180

180

ЕН.Р.01

Безопасность жизнедеятельности

Современное состояние и негативные факторы среды обитания: принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания. Рациональные условия деятельности, последствия воздействия на человека травмирующих вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации. Средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов. Устойчивость функционирования объектов экономики и технических систем в чрезвычайных ситуациях, ликвидация последствий аварии, катастроф и стихийных бедствий. Правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности

120

120

ЕН.Р.02

Новые информационные технологии в работе психолога

Новые информационные технологии: основные понятия, терминология и классификация, эффективность; автоматизированные рабочие места (АРМ), их локальные и отраслевые сети; прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы в работе психолога; интегрированные информационные системы; проблемно-ориентированные пакеты прикладных программ; экспертные системы и системы поддержки принятия решений.

60

60

ЕН. В.1.

Дисциплины по выбору

120

120

ЕН.В.1.1

Экология

Экологические основы природопользования: современное состояние окружающей среды, глобальные проблемы экологии. Принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды. Понятие мониторинга окружающей среды, источники загрязнения окружающей среды: основные группы загрязняющих веществ в природных средах, государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды. Правовые и социальные вопросы. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Правовые вопросы.

120

120

ЕН.В.1.2

Нейрофармакология

Нейрофармакология как самостоятельная научная дисциплина. Ее место в ряду нейронаук. Исторические этапы развития нейрофармакологии, связь с эволюцией представлений о структуре и функциях нервной системы.

Общие принципы действия нейротропных веществ. Специфическое и неспецифическое действие. Понятие избирательности (селективности) фармакологического эффекта.

Синаптическая теория действия веществ. Общая классификация веществ, влияющих на функции ЦНС.

Основные стратегии поиска и классификация веществ, влияющих на функции ЦНС. Основные стратегии поиска и создания новых средств для лечения нервно-психических заболеваний.

Методические подходы современной нейрофармакологии, методология. Нейромедиаторные системы (НМС) мозга. Снотворные средства (СС). Транквилизаторы (анксиолитики). Противоэпилептические средства (антиконвульсанты). Антипаркинсонические средства. Антипсихотические средства (нейролептики). Антидепрессанты, соли лития. Психостимуляторы. Галлюциногены. Лекарственные вещества, улучшающие память (ноотропы).

ОПД

Цикл общепрофессиональных дисциплин

3350

3350

ОПД.Ф.00

Федеральный компонент

2800

2800

ОПД.Ф.01

Введение в профессию

Житейская, научная и практическая психология; психология как профессия; специфика учебно-профессиональной подготовки психологов; психологи как профессиональная общность; личность профессионала; профессиональная этика психолога.

60

60

ОПД.Ф.02

Общая психология

Общая характеристика психологии как науки; основные этапы развития представлений о предмете психологии; понятие предмета и объекта науки; душа как предмет исследования; переход к изучению сознания; психология как наука о поведении; современные представления о предмете психологии; культурно-историческая парадигма в психологии; высшие психические функции; деятельностный подход в психологии; строение деятельности; механизмы регуляции действий и операций; эволюционное введение в психологию; понятие отражения и психики; классификация психических явлений и процессов; возникновение и развитие психики в филогенезе; возникновение и развитие сознания.

Общее представление о восприятии; классификация ощущений; феноменология восприятия; ощущения и образы; основные свойства перцептивных образов; теории восприятия; научение в восприятии, проблема врожденного и приобретенного в восприятии; восприятие и деятельность; психофизика ощущений; восприятие пространства и движения; константность и предметность восприятия.

Общее представление о памяти; основные факты и закономерности психологии памяти; виды памяти и процессы памяти; аномалии памяти; память и научение; принципы организации памяти; исследование памяти в когнитивной психологии; память и деятельность; развитие и тренировка памяти; память как высшая психическая функция.

Общее представление о внимании; виды и свойства внимания; внимание и сознание; теории внимания; исследование внимания в когнитивной психологии; экспериментальные исследования внимания; внимание и деятельность; развитие внимания.

Основные направления развития представлений об эмоциях; назначение и виды эмоциональных процессов; эмоциональные состояния; экспериментальное исследование эмоций; потребности и мотивация; проблема мотивации в психологии деятельности; теории мотивации в зарубежной психологии; мотивация отдельных видов деятельности; эмпирические исследования мотивации.

Психические состояния. Определение состояния. Роль и место состояний среди других психических явлений. Функции состояний. Классификация состояний. Диагностики состояний. Управление состояниями.

Предмет и методы исследования в психологии мышления; виды мышления; основные подходы к изучению мышления; теории мышления; изучение мышления как познавательного процесса; индивидуально-личностная детерминация мышления; исследования мышления с позиций деятельностного подхода; воображение и творческое мышление, творческая личность; мышление и интеллект, структура интеллекта; фило-, социо- и онтогенез мышления; развитие понятийного мышления; язык, сознание и мышление; речь и речевая деятельность.

Речь и речевая деятельность, язык и речь, виды речи, механизмы порождения и понимания речи; развитие речи в онтогенезе; психосемантика, вербальное и невербальное общение.

Воля и волевые процессы. Понятие воли в психологии. Признаки волевых явлений. Произвольное и волевое. Воля как высший уровень регуляции. Волевые процессы и их изучение.

Сознание. Сознание и психика. Признаки и свойства сознания. Неосознаваемые явления в психике, их классификация (подсознательное, надсознательное и бессознательное), и динамические связи с осознаваемым. Различные подходы к изучению неосознаваемого. Защитные механизмы и факторы их осознания.

Сознание как психический процесс. Определение, функции, эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая). Структурный анализ сознания. Статистическая и динамическая модель.

Понятие личности в системе человекознания. Личность в философии, социологии и психологии. Понятие личности в общей, дифференциальной и социальной психологии. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Личность как предмет психологического исследования. Психические процессы, состояния и свойства. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека. Свойства, структура и типология личности. Номотетическое и идеографическое описание личности.

540

540

ОПД.Ф.03

Экспериментальная психология

Теоретическое и эмпирическое знание в психологии. Методология экспериментального психологического исследования. Классификация исследовательских методов в психологии. Теория психологического эксперимента. Планирование эксперимента и контроль переменных. Квазиэксперимент. Корреляционные исследования. Измерение в психологии Систематизация и специфика экспериментальных исследований в различных областях психологии (сенсорных, перцептивных, мнемических процессов, внимания). Анализ и представление результатов психологического исследования

180

180

ОПД.Ф.04

Общий психологический практикум

Методы исследования в психологии; процедуры получения и описания эмпирических данных; стандартные способы представления и обработки данных и анализа результатов; планирование эмпирических исследований; виды наблюдения в психологии: стандартизованное, лабораторное, полевое, включенное, невключенное; навыки ведения, обработки и интерпретации протоколов; навыки создания психологического и поведенческого портретов личности на основе наблюдения; виды беседы в психологии: стандартизированная, частично стандартизированная, свободная; навыки ведения беседы; подготовка и проведение частично стандартизированной беседы; психологические измерения: методы нольмерного (классические и современные процедуры измерения порогов чувствительности), одномерного и многомерного шкалирования; типы шкал; эксперимент и его разновидности в различных психологических школах, представленные как типы исследования в психологии; корреляционные исследования и квазиэкспериментальные планы.

310

310

ОПД.Ф.05

История психологии

Предмет и задачи истории психологии; функции истории психологии в современной психологической науке; развитие психологических знаний в рамках учения о душе и философское учение о сознании; развитие естествознания и выделение психологии в самостоятельную науку; развитие психологии до периода открытого кризиса; зарубежная психология периода открытого кризиса; бихевиоризм; психоанализ и неофрейдизм; гештальтпсихология; французская социологическая школа; описательная психология; развитие отечественной психологии; идеология и психология; поведенческое направление; культурно-историческая теория; развитие деятельностного подхода; комплексный и системный подходы в отечественной психологии; психология установки; теория планомерного формирования умственных действий; современное состояние зарубежной психологии; межкультурные исследования; гуманистическая психология; логотерапия; когнитивная психология.

180

180

ОПД.Ф.06

Зоопсихология и сравнительная психология

Общая характеристика психики животных; врожденное и приобретенное в поведении животных; эволюция психики; развитие психики животных в онтогенезе; эволюция психики человека в филогенезе; этология как одно из направлений изучения психики животных

90

90

ОПД.Ф.07

Психогенетика

Основные положения современной дифференциальной психологии и генетики, необходимые для профессионального понимания психологических данных; методы психогенетики и их разрешающая способность; результаты исследований наследственных и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенеза; место психогенетики в системе психологических знаний.

60

60

ОПД.Ф.08

Психология личности

Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни; движущие силы и условия развития личности; периодизация развития индивида, личности и индивидуальности; индивидуальные свойства человека и их роль в развитии личности; личность в социогенезе; социально-исторический образ жизни – источник развития личности; персоногенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь; структура личности и различные методические подходы к ее изучению в психологии; проблема воли; волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа; психологическая защита и совладание – механизмы овладения поведением; личностный выбор; свобода и ответственность; теории личности. 

60

60

ОПД.Ф.09

Психодиагностика

Психодиагностика: принципы, сфера применения, классификация методик, дифференциальная психометрика, валидность, надежность, репрезентативность, достоверность, тестовые нормы, методы диагностики интеллекта, личности, психических функций и психических состояний; стандартизованные и нестандартизованные личностные методики; проективные, рисуночные методики; психосемантические методы; проведение и интерпретация 8-10 универсальных методик исследования личности и интеллекта: например, Миннесотский опросник (MMPI); опросник Кеттела (16 PF), Методика исследования самоотношения (МИС), уровень субъективного контроля (УСК), рисуночные методики (РНЖ, рисунок человека), проективные методики (ТАТ, тест Роршаха), тесты интеллекта (тест Векслера); принципы построения комплексного психологического портрета личности; психодиагностические задачи и комплектование психодиагностических батарей. Этика, деонтология и правовые основы психодиагностики; методы постановки психологического диагноза.

240

240

ОПД.Ф.10

Методологические основы психологии

Общее представление о методологии науки; методология психологии, теория, метод и методика; парадигма; классическая и постклассическая парадигма науки; специфика психологического знания; научное и ненаучное психологическое знание; проблема объективности; категории психологии: деятельность, отражение, личность; сознание и общение; основные принципы психологии: активность, развитие, детерминизм, системность; структура психологических учений; психофизическая и психофизиологическая проблемы.

60

60

ОПД.Ф.11

Математические методы в психологии

Измерение в психологии; типы шкал; представление данных; описательная статистика; меры связи; метрика; методы одномерной и многомерной прикладной статистики; многомерное шкалирование; многомерный анализ данных (факторный, кластерный); дисперсионный анализ; анализ данных на компьютере, статистические пакеты; приближенные вычисления; возможности и ограничения конкретных компьютерных методов обработки данных; стандарты обработки данных; нормативы представления результатов анализа данных в научной психологии; методы математического моделирования; модели индивидуального и группового поведения, моделирование когнитивных процессов и структур, проблема искусственного интеллекта.

120

120

ОПД.Ф.12

Психология развития и возрастная психология

Предмет, задачи и методы возрастной психологии; проблема детерминант психического развития ребенка; проблема соотношения обучения и развития; проблема возраста и возрастной периодизации психического развития; кризисы в развитии; младенческий возраст, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст; психологические особенности подросткового и юношеского возраста; психология зрелых возрастов; старение и старость; развитие личности в условиях депривации и особых условиях.

180

180

ОПД.Ф.13

Педагогическая психология

Основные принципы и закономерности взаимосвязи процессов обучения и развития психики человека; теории учения и их сравнительная роль в организации современного образования; структура, функционирование и условия развития деятельности учения и взаимодействий между участниками образовательного процесса на разных этапах онтогенеза; характеристика и сравнительные особенности развития познавательных процессов и процесса развития личности в ситуациях обучения и воспитания; психологический анализ развивающих функций традиционной и инновационной стратегий организации образования; проектировочно-конструктивная деятельность преподавателя при организации учебно-воспитательных ситуаций

120

120

ОПД.Ф.14

Социальная психология

История формирования социально-психологических идей: социально-психологические идеи в рамках философских и социологических учений, социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину. Первые социально-психологические теории; закономерности общения и взаимодействия людей: соотношение категорий общение и деятельность; общение как коммуникация, общение как интеракция и общение как социальная перцепция; психология группы; психологические особенности больших социальных общностей; структурные и динамические характеристики малой группы; проблемы личности в социальной психологии: социализация, социальная установка, проблемы личности и группы; практические приложения социальной психологии.

120

120

ОПД.Ф.15

Психология труда

Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия; эргатическая система, эргатические функции, трудовой пост в организации и его компоненты; субъект труда и его структура; методы психологии труда; психологическое профессиоведение; трудовая мотивация и удовлетворенность трудом; развитие человека как субъекта труда; индивидуальный стиль трудовой деятельности; психология профессионального самоопределения; профессионально-важные качества личности, общие и специальные способности; психологические основы профотбора, расстановки и аттестации кадров; психология профессиональной работоспособности; психологические аспекты социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов; профессиональные конфликты; психология безопасности в труде; история и тенденция развития прикладной психологии в сфере профессионального труда.

120

120

ОПД.Ф.16

Клиническая психология

Предмет и структура клинической психологии; дефиниции клинической психологии; история зарождения и становления специальности; объект клинической психологии; направленность клинической психологии; «Психология здоровья», двоякий смысл этого понятия; сфера приложения клинической психологии; практические задачи и функции клинических психологов; теоретические основы и исследовательские проблемы клинической психологии; базовые категории теоретического аппарата; характеристики основных разделов клинической психологии (специализаций) и перспективы их развития; патопсихология, ее предмет, научные основы, актуальные проблемы; нейропсихология: определение, проблемы, методологические основы; проблема мозговой локализации психических функций; восстановление нарушенных высших психических функций; психосоматическая проблема; психологические исследования в клинике соматических заболеваний; психологические аспекты проблемы телесности и интрацепции; психологические проблемы аномального онтогенеза; типы нарушений психического развития; соотношение биологического и социального в природе аномалий развития; психологическое консультирование, коррекция и психотерапия; типология нарушений психических процессов, свойств и состояний при разных видах патологии человека; нарушения восприятия, произвольных движений и действий, речи, памяти; патология мышления, эмоционально-волевой сферы, сознания и самосознания; роль клинической психологии в решении общих проблем психологии; душа и тело; мозг и психика; психологическая диагностика и воздействие; личность и ее изменения и аномалии; психопатология.

120

120

ОПД.Ф.17

Специальная психология

Понятие психического дизонтогенеза; параметры дизонтогенеза; виды нарушений психического развития: недоразвитие, задержки развития, поврежденное развитие, искаженное развитие; развитие в условиях сложных недостатков в развитии; понятие первичного и вторичного дефектов развития по Л.С. Выготскому; методологический, теоретический и прикладной аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сфер; общепсихологические, психофизиологические, клиникопсихологические принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении; теоретический анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения; прикладные аспекты стимуляции компенсаторных механизмов поведения, психолого-педагогические принципы проектирования и организации ситуаций совместной деятельности в системе воспитатель-ребенок-родители; методы организации системы комплексных психолого-педагогических служб; психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство

60

60

ОПД.Ф.18

Психофизиология

Принципы переработки информации в центральной нервной системе; психофизиология сенсорных процессов, движений, памяти, обучения, функциональных состояний; психофизиология ориентировочно-исследовательской деятельности и принятия решений; психофизиология высших психических функций; когнитивная психофизиология; прикладная психофизиология; методы психофизиологического исследования; системная психофизиология, психофизиология индивидуальных различий (дифференциальная психофизиология).

60

60

ОПД.Ф.19

Методика преподавания психологии

Специфика содержания, целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины, роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании школьников, студентов, педагогов; таксономия учебных задач по психологии как средство формирования разнообразных форм познавательной деятельности и сознания; способы и формы организации продуктивных взаимодействий и целостных учебно-воспитательных ситуаций в средней и высшей школе; культура самоорганизации деятельности преподавателя психологии.

120

120

ОПД.Р.ОО

Национально-региональный (вузовский) компонент

550

550

ОПД.Р.01

Психология управления

Психология управления как наука; предмет и объект изучения; связь с другими отраслями психологии; теории управления доминирующие в настоящее время; организация как объект управления; руководитель как субъект управления; кадровая служба организации; методы и технологии управления персоналом; психологические аспекты управления организацией.

190

190

ОПД.Р.02

Юридическая психология

Психические закономерности в сфере правового регулирования людей, сущность правосознания, правоохранительная и пенитенциарная деятельность.

Гуманистическое правосознание психологов; основные проблемы науки, правового мировоззрения; анализ криминальных фактов преступного поведения, их синтез, обобщение; проблемы формирования демократического правосознания стереотипов поведения в условиях правового государства; механизмы, порождающее преступное поведение отдельного человека; система взглядов, направленных на предупреждение преступности, появление детей группы риска.

180

180

ОПД.Р.03

Этнопсихология

Этническая принадлежность человека, психический склад нации. Психологические основы межэтнического взаимодействия, идентичность с собственным этносом. Этнические аспекты социализации. Основные психологические особенности различных этносов.

180

180

ОПД.В.1

Дисциплины по выбору

150

150

ОПД.В.1.1

Основы психосемантики

Место психосемантики среди других наук. Семантика как раздел семиотики. Соотношение между психосемантикой и психолингвистикой. Предпосылки психосемантики. Знаковая природа сознания, связь сознания и языка
Знак, денотат, значение. Треугольник Ричардса-Огдена. Семантическое удвоение мира. Знак и орудие как средства создания и поддержания сознания и языка. Смысл и значение как ключевые понятия психосемантики. Категориальная структура сознания
Соотношение понятий значение и личностный смысл. Жизненный мир, жизненные смыслы. Смысловые структуры и смысловые установки. Основные методы психосемантики. Исследование обыденного сознания. Имплицитные теории как фрагмент образа мира. Структура имплицитных теорий и их взаимосвязь. Методологические проблемы использования психосемантических методов в комплексных исследованиях.

150

150

ОПД.В.1.2

Психология социальной работы

Международная теория и практика комплексной психологической помощи населению, одной из задач является содействие оптимальной адаптации как отдельных личностей так и семей и других групп населения к социальной среде и, в частности, к своему окружению; равновесие между внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями влияющими на его жизнедеятельность

  1. Профессионально-образовательная программа высшего профессионального образования по специальности 030301

    Образовательная программа
    1.1. В профессиональной образовательной программе (ПРОП) по вышеназванной специальности представлены нормативные документы, определяющие цели, содержание и методы реализации процесса обучения и воспитания.
  2. Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 030301 «Психология»

    Программа
    Программа соответствует требованиям государственного образовательного стандарта и рекомендациям УМО в области профессиональной подготовки выпускни­ков по специальности 030301 ПСИХОЛОГИЯ, с присвоением квалификации «Психолог.
  3. Программа итоговой государственной аттестации по специальности 030301 “психология”

    Программа
    Программа итоговой государственной аттестации является частью основной профес­сиональной образовательной программы подготовки специалистов по специальности 030301 “Психология”.
  4. Программа педагогической практики студентов по специальности 030301 Психология квалификация «Психолог. Преподаватель психологии»

    Программа
    В программе педагогической практики студентов, проходящих подготовку по специальности 030301 – «Психология», рассматриваются основные вопросы ее прохождения, а также методические рекомендации по ее осуществлению.
  5. Образовательный стандарт высшего профессионального образования общая характеристика специальности 030301 "психология"

    Образовательный стандарт
    1.2. Квалификация выпускника - психолог, преподаватель психологии. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки психолога по специальности 030301 "Психология" при очной форме обучения 5 лет.
  6. Университетский образовательный стандарт высшего профессионального образования требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 030301 Психология

    Образовательный стандарт
    Объектом профессиональной деятельности специалиста являются психические процессы, свойства и состояния человека, предметом - их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях,
  7. Отчет о результатах самообследования по реализации профессиональных образовательных программ гоу впо «Адыгейский государственный университет»

    Содержательный отчет
    в период с 1 октября 2009 года по 30 апреля 2010 г. провела экспертизу реализации профессиональных образовательных программ ГОУ ВПО “Адыгейский государственный университет”.
  8. Программа дисциплины по курсу "Политология" для студентов специальности 030301 "Психология"

    Программа дисциплины
    Программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания к уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по
  9. Программа дисциплины по курсу "Философия" для студентов специальности 030301 "Психология"

    Программа дисциплины
    В результате изучения дисциплины студент должен: иметь представления о месте и роли философии в общечеловеческом прогрессе, о ее антологическом и гносеологическом значении, знать объективные закономерности становления теоретического

Другие похожие документы..