Первая сессия политического форума

ПЕРВАЯ СЕССИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ФОРУМА

Как уже сообщал «Чекист.ру», 28 ноября состоялась Первая сессия Международного политического форума «Политика во имя человечества». Как было ранее заявлено, мы выставляем материалы форума.

Сессию открыли избранные абсолютным большинством голосов на Учредительном собрании этой общественной организации: председатель президиума форума Василий Николаевич ЛИХАЧЁВ, председатель исполкома форума Татьяна Николаевна ГРОЗМАНИ.

Создание Политического форума – событие, безусловно, знаковое. Во-первых, потому что ПОЛИТИЧЕСКИЙ форум создан впервые в мире; во-вторых, создан он очень вовремя, особенно если учесть, что после президентских выборов в США на мировую политическую арену вернулась не только значительная часть «команды Клинтона», но и ряд известных в политическом истеблишменте лиц, радикально настроенных против России.

С этими новыми-старыми веяниями связан и выбор темы Первой сессии Форума: «Современная безо- пасность: мировой и региональный контекст».

Хочу подчеркнуть, что день 28 ноября был перенасыщен разного рода совещаниями, конференциями и другими мероприятиями. Поэтому естественно, что устроители – Комитет по Международным делам Совета Федерации и Национальный Центр политики и журналистики – волновались по поводу заполненности зала, состава делегатов и выступающих. Однако все опасения оказались напрасными. Зал в Культурном центре УпДК при МИД России на ул. Улофа Пальме, 5 – был заполнен, при чём заполнен фигурами известными, значимыми: крупными учёными, политическими деятелями, сотрудниками спецслужб. Это свидетельствует об изначальном интересе к данному мероприятию со стороны определённых структур и ведомств, а так же представителей дипломатического корпуса, среди которых на Форуме присутствовали: послы Бельгии, Армении, Турции, Египта, Пакистана, Кувейта; заместители послов Германии, Азербайджана; первые секретари по сольств Швейцарии, Финляндии; Временный поверенный посольства Хорватии; Второй секретарь посольства Болгарии, представитель посольства Румынии и другие официальные лица.

На форуме выступили с докладами свыше 30 человек, и практически все доклады сопровождались одобрением делегатов, так как представляли собой серьёзные исследования, примеры и конкретные предложения в рамках темы Сессии. Большую часть выступлений мы публи куем с некоторыми сокращениями в этом номере «Политики».

Делегаты приняли Декларацию, текст которой приводим здесь полностью. •

Главный редактор журнала «Политика»
Ян ЕДЫНАК

ДЕКЛАРАЦИЯ
Первой сессии Международного политического форума
«Политика во имя человечества»

В ХХI веке человечество столкнулось с целой серией вызовов, которые могут привести к системному кризису и, как следствие, к разрушению нашей цивилизации. Иллюзии 80-х гг. прошлого века, когда всерьёз обсуждался вопрос о «Конце истории», окончательно испарились. История вернулась, и события принимают всё более непредсказуемый и угрожающий характер. Ключевыми словами в мировой политике стали: УГРОЗЫ, КРИЗИС, БЕЗОПАСНОСТЬ.

К сожалению, современный мир оказался не готов к такому положению вещей. Войны в Афганистане и Ираке, нарастающая напряжённость вокруг Ирана, стремительно расползающееся по всем континентам ядерное оружие, терроризм, организованная преступность, пиратство – во многом итоги «деятельности» политиков. Прежде всего тех, которые присвоили себе право руководить миром от имени единственной, на их взгляд, сверхдержавы.

Главная задача сегодня: во-первых, сказать, наконец, правду. Во-вторых, на фоне надвигающейся всемирной катастрофы, совместно, отбросив взаимные обиды и противоречия, решить, что надо делать, а главное – делать.

Именно в этом состоит идея нашего Форума. Мы, конечно, можем лишь обозначить проблемы. Но всё же надеемся, что к нам прислушаются те, кто принимает решения.

Москва, 28 ноября 2008 года.

ОБРАЩЕНИЕ К ДЕЛЕГАТАМ ПЕРВОЙ СЕССИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ФОРУМА «ПОЛИТИКА ВО ИМЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

Председатель Президиума Международного политического форума «Политика во имя человечества», заместитель председателя Комитета по международным делам Совета Федерации ФС РФ, Чрезвычайный и Полномочный посол, доктор юридических наук, профессор
Василий Николаевич ЛИХАЧЁВ

Уважаемые делегаты! Дамы и господа! Первая сессия Международного политического форума «Политика во имя человечества» – новой общественной организации Российской Федерации – посвящена важнейшим проблемам мировой Повестки дня, утверждённой Орга низацией Объединённых Наций. Их сердцевину, определяющее содержание и многофункциональность решения составляют вопросы безопасности, как национального так и трансграничного характера. От эффективности их регулирования, идентификации и структурирования напрямую зависит устойчивость миропорядка, гарантированность обеспечения суверенитета государств и прогрессивность в оформлении их согласованной воли. Вклад каждого политического актора современности именно в решение безопасности глобализации международных отношений определяет его авторитет, реальное влияние на процессы миростроительства.

Принимая этот факт как должный, объективный, государства и международные организации в своих внешнеполитических и внутренних приоритетах развития ставят проблемы безопасности на первое место. Можно сказать, что мы имеем дело с универсализацией этой темы по линии субъектов и функционально-целевой. Наглядным примером такого подхода служит Конституция Российской Федерации и новая Концепция внешней политики Российской Федерации, утверждённая в июле 2008 г.

Высшее руководство нашей страны, реализуя указанные в них нормативные установки и ориентиры, за последние месяцы выступило со значительными инициативами в сфере политической, экономической, военной, финансовой, технологической, экологической и международно-правовой безопасности. Они не только отражают существующие реалии (пробелы и недостатки европейской архитектуры безопасности, неэффективность мировых финансовых институтов, юридический нигилизм и т.д.), но и дают конкретные рекомендации по их устранению, налаживанию действительно значимых и перспективных процедур действия институтов международной и региональной безопасности.

Таковыми являются предложения Президента России Д.А. Медведева по заключению договора о европейской безопасности, поддержанного многими странами-членами ОБСЕ, Евросоюза, ООН. Существенный интерес у стран группы «восьмерки» и «двадцатки» вызвали озвученные российским лидером идеи по оздоровлению мирового экономического и продовольственного, энергетического и финансового порядка на последних саммитах ведущих стран в Японии, США, в ходе встречи РФ–ЕС на высшем уровне в Ницце.

Поведение России совершенно логично и закономерно. Оно отражает высокую ответственность нашего государства в мире, наличие требуемого волевого, ресурсного потенциала и способности договариваться через дипломатию, посредствам «мягкой силы», на основе уважения Устава ООН, общепризнанных норм международного права с другими государствами, со многими международными структурами по проблемам мира, безопасности и сотрудничества.

Работы в этой сфере предстоит немало. Вызовы и угрозы XXI века требуют высокой интеллектуальной отдачи. Вот почему на наш Форум ложится серьёзная задача экспертного сопровождения российской внешней политики, строительства многофакторного пространства безопасности. Объединяя людей с огромным практическим опытом, эффективной теоретической базой, со знанием современной методологии и культуры исследования государства и международного общества, он может стать заметным событием российской и международной общественной жизни.

Желаю всем участникам Первой сессии Политического форума плодотворной работы. •

БЕЗОПАСНОСТЬ ДЛЯ ВСЕХ. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Президент российского регионального общественного движения «За укрепление демократического правопорядка и в поддержку ООН», доктор исторических наук, член-корреспондент РАН
Анатолий Андреевич ГРОМЫКО

Сложен и противоречив мир, в котором мы живём. Его потрясают финансово-экономические и политические кризисы, над ним возникают и создают новый международный ландшафт контуры новой архитектуры международных отношений. От мира биполярного, где основную роль играли США и Советский Союз, где царили две идеологии, – международные отношения входят в мир многополярный.

Казалось бы, становление многополярного мира должно привнести в международные отношения постепенное ослабление напряжённости, уменьшить риски межцивилизационных и геополитических конфликтов. Этого, к сожалению, не происходит. Порядка становится всё меньше, а конфликтное пространство в мировой политике расширяется.

Почему дела идут так, а не иначе? Почему Марс – бог войны – берет верх над Афиной – богиней мудрости? Да потому, что в мировых делах всё ещё не выработана современная Концепция международной безопасности, единый, всеми признаваемый подход к вопросам безопасности.

Человечеству никак не удаётся положить конец беспрерывной карусели войн и конфликтов, они уносят в мир иной миллионы жизней людей. Более того, именно в ядерный век возникла реальная опасность самоуничтожения человечества. На это в середине 20-го века указали в своем Манифесте великие ученые Альберт Эйнштейн и лорд Рассел. Они положили начало новому мышлению, которое открывает путь к миру и сохранению жизни на Земле.

Развитие международных отношений пошло, однако, в другом направлении. Судите сами.

Регулярно возникают конфликты малой и средней интенсивности. Налицо реальная опасность, что в мире заполыхает уже не надуманная, а реальная третья мировая война. Могут сказать, что третья мировая война в обозримом будущем нереальна. Это легковесное утверждение. Если оно укореняется в высших эшелонах власти, возникает ситуация неподготовленности к тяжёлым испытаниям. Нам чужда, должна быть чужда благодушная политика в духе – «У России нет врагов». Такой подход к нашей безопасности чреват исчезновением России как государства.

Обострившаяся нужда в безопасности для России вызвана развалом Советского Союза и последовавшим за ним крушением биполярного мира, который защищал интересы – Советского Союза, его союзников и друзей. Все зоны безопасности вокруг Советского Союза сдаются. Преемник СССР Россия по своему населению сокращается вдвое. Уничтожаются армия, флот и авиация. Экономика страны разваливается и расшатывается, причем делается это при попустительстве центральной власти. Возникают многомиллиардные состояния, они в основном состоят из незаработанных денег. Малый бизнес, этот каркас капиталистической экономики, напротив, подавляется. Россия криминализируется, коррупция пускает миазмы во все поры общества, причём сверху донизу. Слабеет само государство, возникает угроза распада России.

Всякая внешняя политика начинается у себя дома. Другими словами, внешняя политика яв ляется продолжением политики внутренней. Сильная экономика способствует появлению эффективной внешней политики. В дополнение ко всему политики должны обладать стратегической культурой и искусной дипломатией, а у страны должны быть эффективная армия и патриотически настроенное население.

Мир вступает в 2009 год под влиянием конфликта на Кавказе и всемирного финансового кризиса. Россия наказала режим Саакашвили за нападение на российских граждан и миротворцев. Положение на Кавказе стабилизировалось. Особую роль при этом сыграли президенты России и Франции. Они проявили мудрость и стремление к компромиссу.

Нельзя не видеть, что в Вашингтоне неоконами в отношении проблем Кавказа был задуман совсем другой сценарий. Выдавить Россию из этого региона, утвердить там безраздельное влияние НАТО. При таком развитии событий безопасность южных границ России подрывается. Кавказ для нас становится историей. Этого допустить было нельзя.

Европа нуждается в новой системе безопасности, старая показала свою неспособность сохранять мир. В Европе сегодня заговорили о современной концепции международной безопасности.

В мире, где сила права находится в непримиримом противоречии с правом силы, возникают новые, более зрелые подходы к таким понятиям, как сила, превосходство, победа и, конечно же, безопасность. Не только ядерная, но и так называемые «обычные войны», подрывают основы жизни на Земле. Войны должны быть запрещены, а те, кто их развязывает и ведет, объявлены военными преступниками и подвергнуты суду.

Милитаризм в последние годы набрал силу. В международных отношениях делаются заявки на мировое господство, международному сообществу на вязываются военные доктрины и концепции, от которых попахивает нацизмом. Чего стоит тезис «Кто не с нами, тот против нас» и абсурдные утверждения, что демократию в той или иной стране можно устанавливать силой. Кто изобрел термины «страны изгои», «несостоявшиеся государства», «попутные потери», «война за демократию». Такую войну, как было в случае с Югославией, начинают без объявления войны.

Всё это неумные проявления права силы, стремления установить в мире одностороннюю безопасность в ущерб безопасности других или даже их подчинения одному или группе государств. В такой обстановке, когда делается попытка установить однополярный мир, создать новую всемирную империю, в международных отношениях складывается опасный дисбаланс между правом силы и силой права. Возникают ситуации, когда мир, как по наклонной плоскости, начинает скользить к новому крупному военному конфликту. В этих условиях необходимо удесятерить наши усилия, усилия России в поддержку международного права и Организации Объединенных Наций.

У ООН есть свои слабости, и большие. Она не всегда в состоянии поставить заслон войне. Её, случается, обходят, объявляют «несостоятельной» и не имеющей большого значения. И всё же, игнорируя ООН, милитаристы в своих действиях лишаются легитимности, вынуждены, в конце концов, возвращаться к ООН, просить её о помощи в «мирном строительстве».

Сегодня в разных столицах проходят важные международные встречи. Это уже не только совещания «восьмерки», а диалог между участниками «двадцатки». Современная дипломатия получила новый шанс на основе международного права, его демократических принципов, создать прочную систему международной безопасности, безопасности для всех, а не только для избранных.

Например, до сих пор подавляющее число политиков, особенно военных, придерживаются точки зрения, что выигрыш одной стороны означает ущерб для другой стороны. Считается выгодным нанести ущерб безопасности своих конкурентов. Это хорошо знакомый силовой подход к внешней политике. Легко поверить в его незыблемость. Но тогда придётся согласиться с тем, что человечество никогда не разрушит спираль войн в международных отношениях и опору на силу, как средство решения международных споров.

В 80-х годах XX века казалось, что под наш общий дом – планету Земля, образно выражаясь, заложены три бомбы. Самой опасной являлась гонка вооружений, особенно ядерных. На второе место вышли экологические проблемы, деградация условий жизни на Земле. Третья бомба – разрыв между уровнем жизни в богатых и бедных странах. Про ти во речия между «золотым миллиардом» и остальными пятью миллиардами казались преодолимыми. В последние годы такой взгляд на судьбы человечества изрядно потускнел. Количество мин, заложенных под зданием нашего дома, оказалось куда большим. Главное же состоит в том, что все эти заряды остаются по большому счёту неразминированными. Более того, их убойная сила растёт.

Исчез «биполярный мир» с его пусть и зыбким, но всё же равновесием. На мировой арене возникли геополитические потрясения такого масштаба, что политическая карта мира изменилась до неузнаваемости. Достаточно сказать, что Грузия – родина Сталина, этого апостола социализма, превращается в протекторат НАТО и США. Большая Игра по выдавливанию России из бывших советских республик, Каспия и Кавказа завладела умами американских неоконсерваторов. Внешняя политика времен Буша-младшего находилась под их решающим влиянием. Американский политический класс крупных буржуа устами политологов, вроде Фрэнсиса Фукуямы, изрёк: наступил «конец истории», либеральная идеология победила, социализм и коммунизм потерпели поражение. Утверждалась безопасность «однополярного мира», в котором США и НАТО получили право насаждать демократию силой оружия. Демократами стали считаться все, кто подчинялся Вашингтону.

Ветер свободы, считали в Вашингтоне, дует в правильном направлении, и ошиблись, так как блюгер их политики к этому догмату был намертво прибит. Внешняя политика США потеряла гибкость. Неоконы проявили высокомерие, преследовали ложные цели, наносили уколы, да побольнее, России, не считаясь с интересами нашей безопасности. Ухудшились отношения США с Европой, Латинской Америкой, рядом государств Азии. Система международной безопасности, созданная во второй половине 20 века, стала давать регулярные сбои, возникли опасные военные конфликты. Многие государства мира снова окунулись в гонку вооружений.

Современная концепция международной безопасности должна дать ответ на эти вызовы и, что особенно важно, найти против них противоядие. Сложилась ситуация, когда наряду с решением проблем военнополитической безопасности предстоит решать региональные и глобальные проблемы безопасности финансовой. Быстрых решений здесь не видно. И, похоже, США и их союзникам по НАТО в ближайшие годы придётся умерить свой мессианский пыл, урезать расходы на военные цели, не допустить дальнейшего ослабления капитализма, в том числе в его цитадели – США.

Современная концепция международной безопасности в числе своих приоритетов имеет и такую задачу – сохранить и развить партнёрские отношения между Россией и США. Будущее устройство мира невозможно без восстановления равноправного сотрудничества между нашими странами. Мы никогда друг против друга не воевали. Были, конечно, стычки и конфликты, но в решающих для судеб мира двух мировых войнах СССР и США были вместе.

Последние события показали, что Европа нуждается в решениях, которые подняли бы на более высокий уровень ее безопасность. Риски откладывания такого решения велики. Поэтому Россия рассматривает Договор о европейской безопасности как приоритетную задачу. Нужна общеевропейская встреча в верхах, это наш региональный приоритет, отражённый в принятой 12 июля 2008 года концепции внешней политики Российской Федерации. Август 2008 года показал, что заключение такого Договора не всем по душе.

Для реализации идеи Договора потребуется время, политическая воля по преодолению старого мышления в духе холодной войны. Поводов для пессимизма будет возникать достаточно, но оптимизм должен победить.

Важной задачей является уход, особенно на высших уровнях, от политизации, в т.ч. возникающих проблем криминального характера. Политики не должны загонять себя и своих партнеров по переговорам в угол, ставить будущее международных отношений в зависимость от скоропалительных заявлений и действий. Пусть этим занимаются с обеих сторон ведомства по интересам, с подключением к поиску путей решения проблем дипломатов. Когда говорят дипломаты, замолкают военные и даже нередко пушки. При соблюдении этих условий в международных отношениях точечные проблемы, как правило, не перерастают в масштабные конфликты.

В XXI веке во внешней политике и дипломатии должен закрепиться прагматический подход в духе дипломатии согласия, закрепления в международных делах принципа безопасности для всех. Построенные на такой основе международные отношения предотвратят новую холодную войну, ощутимо оздоровят обстановку в мире. Россия к этому готова.

Москва стремится к видению переговоров на равных, к решению глобальных, региональных и двусторонних проблем. Недопущение гонки вооружений, развязывания войн, распространения ядерного оружия, проблема обеспечения землян энергией, предвидение последствий климатических изменений для жизни людей и, наконец, осознание опасностей, грозящих Земле из Космоса – вот чем надо обеспокоиться в первую очередь. Альтернатива слишком безрадостна, чтобы её называть. •

  1. Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде Двадцать первая сессия (3)

    Документ
    Настоящий доклад содержит краткий обзор деятельности Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) в той мере, в какой она касается компонентов глобального природоохранного регулирования.
  2. Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде Двадцать первая сессия (5)

    Документ
    Настоящий документ представляет собой один из справочных документов по данной теме, подготовленный с целью стимулирования обсуждения и определения вопросов, вызывающих озабоченность у правительств, которые будут рассмотрены министрами
  3. Доклад Совета управляющих Программы Организации Объединенных Наций по населенным пунктам Девятнадцатая сессия (5-9 мая 2003 года)

    Доклад
    ПОДГОТОВЛЕННЫЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ РЕЗЮМЕ СОВЕЩАНИЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ В РАМКАХ ДЕВЯТНАДЦАТОЙ СЕССИИ СОВЕТА УПРАВЛЯЮЩИХ ПРОГРАММЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО НАСЕЛЕННЫМ ПУНКТАМИ ДИАЛОГОВ ОБ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И УКРЕПЛЕНИИМЕСТНЫХ
  4. Отчет о 2-ом Политическом Форуме стран СНГ по микрофинансовому законодательству и регулированию

    Содержательный отчет
    Б. День второй: пленарные сессии и работа в группах … … … … … … … 24 В. День третий: отчеты участников, подведение итогов, рекомендации и закрытие 36
  5. Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде Двадцать первая сессия (1)

    Документ
    1. Двадцать первая сессия Совета управляющих ЮНЕП/Глобальный форум по окружающей среде на уровне министров проходит в важный для человечества момент, когда мы находимся на пороге нового тысячелетия, что ставит перед нами новые задачи
  6. Госдума пятого созыва ставит рекорды в первую сессию 9

    Документ
    07. 008 13 ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ ОТКЛОНИЛ ИСК СПС ОБ ОТМЕНЕ ИТОГОВ ВЫБОРОВ В ГОСДУМУ 14 Интерфакс , /, 03.07. 008 14 ГОСДУМА 4 ИЮЛЯ РАССМОТРИТ ПОПРАВКИ В 3-ЛЕТНИЙ БЮДЖЕТ РФ В ОКОНЧАТЕЛЬНОМ ЧТЕНИИ 14 Интерфакс , /, 03.
  7. Госдума пятого созыва ставит рекорды в первую сессию 10

    Документ
    07. 008 13 ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ ОТКЛОНИЛ ИСК СПС ОБ ОТМЕНЕ ИТОГОВ ВЫБОРОВ В ГОСДУМУ 14 Интерфакс , /, 03.07. 008 14 ГОСДУМА 4 ИЮЛЯ РАССМОТРИТ ПОПРАВКИ В 3-ЛЕТНИЙ БЮДЖЕТ РФ В ОКОНЧАТЕЛЬНОМ ЧТЕНИИ 14 Интерфакс , /, 03.
  8. Доклад Международной конференции по регулированию химических веществ о работе ее первой сессии

    Доклад
    1. Первая сессия Международной конференции по регулированию химических веществ была открыта в 10 ч. 15 м. в субботу, 4 февраля 2006 года. Сессия явилась кульминацией процесса переговоров, проведенных между правительствами, межправительственными
  9. Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде Двадцать первая сессия (9)

    Документ
    1. Настоящий доклад подготовлен во исполнение ряда решений двадцатой сессии и пятой специальной сессии Совета управляющих, перечисленных ниже, в разделе, посвященном мандату, и касается деятельности, осуществляемой Программой Организации Объединенных

Другие похожие документы..