Программа дисциплины «Техника и технология печатных изданий, радиовещания и телевидения» для направления 031300. 62 «Журналистика» подготовки бакалавра

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет прикладной политологии

Отделение деловой и политической журналистики

Программа дисциплины

«Техника и технология печатных изданий, радиовещания и телевидения»

для направления 031300.62 «Журналистика»

подготовки бакалавра

Авторы: Батыршин Р.И.

Ермолаев С.И.

Хайретдинов М.А.

Рекомендована секцией УМС

Журналистики

Председатель

Пенская Е.Н.________________

«____» _____________________

Одобрена на заседании

Кафедры деловой и политической журналистики

Зав. кафедрой

Лысенко А.Г._______________

«____» ____________________

Утверждена УС факультета

Прикладной политологии

Ученый секретарь

Артюхина З.А..________________

«____» _______________________

Одобрена на заседании

Кафедры Медиа-менеджмента и медиа-бизнеса

Зав. кафедрой

Быстрицкий А.Г.____________

«____» ____________________

Москва

Пояснительная записка.

Настоящий учебный курс состоит из трёх разделов, включающих в себя технику и технологию радиовещания, телевидения и Интернет. Имея много принципиальных различий, эти три способа доставки контента вместе с тем объединены одним общим, устоявшимся понятием. В теории журналистики они отнесены к «электронным» средства массовой информации. Именно это даёт право рассматривать телевизионное вещание, радиовещание и всё многообразие СМИ в Интернете в едином учебном курсе.

В части радиовещания и телевидения современный уровень развития техники, представляющий в основном уже цифровое оборудование с элементами компьютерной технологии, требует высокой теоретической и практической подготовки не только технических кадров радио и телевидения, но и многих категорий творческих работников, непосредственно связанных в своей работе с управлением этой сложной техникой.

Сказанное относится в первую очередь к членам программно-творческих бригад телерадиовещания, а также к телевизионным и радиожурналистам. Знания возможностей радио и телевизионной техники - означает знания выразительных средств телевидения и радио представляющих собой широкий спектр специфических инструментов для успешной работы теле- радиожурналистов и программных работников.

Раздел учебной дисциплины в части Интернет-СМИ имеет ввиду, что студенты уже познакомились с системой массовых коммуникаций, имеют представление об особенностях работы журналиста в печатных СМИ, телевидении и радио, а Всемирную Сеть активно используют для своих журналистских и научных работ.

1. Цели и задачи дисциплины

В части радиовещания и телевидения: ознакомить студентов с современными достижениями в области радио и телевизионной техники, существенно меняющих привычные технологические решения при создании радио и телевизионного контента, выдачи его в эфир. Поскольку существующая литература в основном рассчитана на студентов технических вузов, опорным материалом в процессе обучения являются аудиторные занятия.

Изучение курса «Техника и технология радиовещания и телевидения» построено на основе накопленного работниками радио и телевидения опыта, определившего основные операции, которые выполняются различными категориями творческих и технических работников, теле- и радиожурналистами при создании произведений радио и телевидения различных жанров, форм и форматов, а также их наиболее рациональную последовательность.

Таким образом, этот раздел курса позволит студентам:

  • познакомится с теоретическими основами техники и технологии создания и доставки до аудитории теле-, радиопроизведений,

  • получить представление о применяемой для этих целей телевизионной и радиовещательной техники и её современными разработками, успешно эксплуатируемыми в практике телерадиоканалов,

  • на базе учебной студии получить первичные практические навыки эксплуатации съемочной и монтажной техники,

  • на основе рассмотрения ключевых тем в лекционной и практической части курса подготовиться для самостоятельного изучения дополнительной информации в рекомендованной литературе.

Преподавание в той части учебного курса, который посвящен «Интернет–СМИ», имеет следующие цели:

  • ознакомить студентов с устройством Всемирной компьютерной сети;

  • дать студентам представление о системе российских Интернет-СМИ;

  • рассказать об особенностях работы журналиста в Интернет-СМИ;

  • дать навыки создания журналистских текстов для Интернет-СМИ.

2. Форма организации учебного процесса

  • проведение лекционных занятий;

  • проведение практических занятий;

  • самостоятельная работа слушателей по освоению теоретического материала и подготовке к рефератам и экзамену.

3. Тематический план учебной дисциплины

п/п

Наименование разделов

Всего

(часов)

Аудиторные занятия (час.)

Самостоятельная работа

лекции

практич.

Техника и технология телевидения

1

Вводная лекция. Определение телевидения и радиовещания. Сущность проблемы телерадиовещания. Краткий исторический обзор развития техники и технологии телерадиовещания, от простейших аналоговых, до современных цифровых. Физические основы телевидения и радио. Принцип построения приемно- передающих телевизионных и радиовещательных систем. Этапы развития. Телевизионные стандарты. Особенности цифрового телевидения и радиовещания.

7

2

5

2

Организация телерадиовещания в России. Формы, классификация и виды телевизионного и звукового вещания. Основные требования, предъявленные к системе теле и радиовещания. Системы эфирного (наземного), кабельного спутникового телерадиовещания. Проводное радиовещание. Вещание в сети Интернет, IP-телевидение

Тракт формирования сигналов телевизион- ного и звукового вещания.

Телевизионные центры и радиодома. Кла- сификация ТЦ и РД, их техническая структура, основные службы.

Современные телевизионные и радиовеща- тельные комплексы для многоканального серверного вещания. Преимущества безлен- точной технологии телерадиовещания.

Структура автоматизированного комплекса вещания.

7

2

5

3

Новостные телевизионные и радио комплексы.

Современные новостные телевизионные и радио комплексы «newsroom». Основные виды ПО, используемых в рабочих местах журналистов. Преимущества по сравнению с классическими комплексами новостей. Требования к журналисту.

7

2

5

4

Телевизионные студии, их техническое оснащение.

Видеооборудование студий. Передающая телевизионная камера, её устройство. Студийные и внестудийные камеры.

Объективы телевизионных камер. Характеристики объективов.

Свет, физика света и физиология зрения. Цветовая температура («баланс»). Свет в телевидении как художественное выразительное средство.

8

2

6

5

Комплекс передвижных технических средств телевидения.

Передвижные телевизионные и звуковые станции (ПТС, ПЗС).

Передвижные радиорелейные и спутниковые передающие станции. Передача телевизионных материалов через сеть Интернет и IP-телевидению. Мобильные средства телевизионного монтажа. Специфика работы журналиста.

Технические средства телевизионного репортажа.

Технические средства электронной журналистики. Особенности современных телекамер ТЖК с твердотельными носителями записи сигнала.

8

2

6

6

Запись телевизионных и звуковых программ. Цифровая запись. Запись программ на жесткие диски, флешь память и рейд массивы. Линейный и нелинейный монтаж телевизионных и радио программ.

9

4

5

7

Специфические особенности аппаратно-студийного комплекса радиовещания.

Акустические свойства студий. Звуковое и коммутационное оборудование АСБ. Микрофоны, аудиомониторы и компьютерное оборудование.

Технология подготовки и ведения студийных и внестудийных радиопередач.

Современные средства репортажной звукозаписи и трансляций.

10

2

2

6

8

Системы электронного архива аудио и видеопрограмм. Принцип действия. Возможности поиска и отбора нужной информации. Преимущества по сравнению с кассетными архивами.

7

2

5

9

Технические средства коммуникации и распространения телевизионных и радио программ. Волоконно-оптические, спутниковые каналы связи, сети Интернет. Техника и технология работы с российскими и иностранными информационными агентствами.

7

2

5

Промежуточный итог:

70

10

12

48

Техника и технология радиовещания

1

Определение радиовещания. Краткий исторический обзор развития радиовещания. Звук - акустические колебания и звуковой образ. Частотный и динамический диапазон человеческого слуха. Бинауральный эффект – стереофония и многоканальные системы объёмного звучания. Цифровой звук и цифровой звуковой сигнал. Принципы и способы оцифровки звукового сигнала. Кодирование звукового сигнала. Основные коды. Преимущества и недостатки цифрового звука по отношению к аналоговому.

12

2

2

28

2

Радиовещательный тракт. Организация радиовещания в России. Определения трактов формирования радиопрограмм, первичного распределения радиопрограмм, вторичного распределения радиопрограмм. Проводное радиовещание. Особенности распространение электромагнитных колебаний, диапазоны радиовещательных частот. Амплитудная, частотная модуляция. Стереофоническое радиовещание. Цифровое эфирное радиовещание – обзор стандартов цифрового радиовещания, рекомендованных Европейским вещательным союзом. Радиовещание в мультимедийных системах информации и в сети Интернет. Спутниковое непосредственное цифровое радиовещание. Перспективы цифрового радиовещания в России.

12

2

2

8

3

Тракт формирования радиопрограмм. Состав и структура современного радиодома. Обзор студийного радиовещательного оборудования и его основные характеристики: микрофоны, контрольные агрегаты, микшерные пульты, приборы частотной и динамической обработки звука. Акустика радиостудий. Компьютерные звуковые рабочие станции. Обзор основного ПО звуковых редакторов. Внутренняя локальная компьютерная сеть радиостанции. Звукозапись. История звукозаписи. Принципы, преимущества и недостатки цифровой звукозаписи. Обзор носителей звукозаписи. Современное переносное звуковое оборудование радиокорреспондента. Обзор практики работы радиокорреспондентов по записи и передаче в студию радиорепортажей.

14

2

4

8

Промежуточный итог:

38

6

8

24

Итого:

108

16

20

72

Техника и технология Интернет-СМИ

1

Техническое устройство Интернета

6

2

2

2

2

Интернет как частно-правовая среда

6

2

4

3

Интернет-термины

6

2

4

4

Классификация Интернет-СМИ

6

2

4

5

Специфика работы журналиста в Интернет-СМИ

6

2

4

6

Специфика текстов для Интернет-СМИ

6

2

4

7

Верстка Интернет-СМИ

6

2

4

8

Основные источники информации в Интернете

6

2

4

9

Интернет-реклама

6

2

4

Промежуточный итог:

54

12

8

34

Итого:

162

28

28

106

  1. Основной образовательной программы (ооп) высшего профессионального образования бакалавриат по направлению (5)

    Документ
    Общие сведения. Бакалавриат по направлению 031300.62 «Журналистика». Выпускающие кафедры –«Кафедра рекламы и СМИ», «Кафедра компьютерного дизайна», «Кафедра информационно-управляющих и мультимедиа-систем».
  2. Основная образовательная программа по направлению подготовки 031300. 62 Журналистика

    Основная образовательная программа
    3.1. Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице.
  3. Программы собеседования для поступающих в 2011 году на заочный факультет на сокращенные программы обучения

    Закон
    Понятие и структура политической системы общества. Гражданское общество и государство. Государство и другие элементы политической системы. Государство и партии, формы участия партий в управлении государством.
  4. Требования к результатам освоения основной образовательной программы (3)

    Документ
    Бакалавр по направлению подготовки «Журналистика» в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности,
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (246)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая Сургутским государственным педагогическим университетом по направлению подготовки 031300 Журналистика представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную
  6. 010300 Фундаментальная информатика и информационные технологии 47 (1)

    Документ
    разработано на основании образовательного стандарта Санкт-Петербургского государственного университета по уровню высшего профессионального образования «бакалавриат», утверждённого приказом с учётом требований федерального государственного
  7. 010300 Фундаментальная информатика и информационные технологии 47 (2)

    Документ
    разработано на основании образовательного стандарта Санкт-Петербургского государственного университета по уровню высшего профессионального образования «бакалавриат», утверждённого приказом с учётом требований федерального государственного
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 031300 Журналистика (2)

    Основная образовательная программа
    1.1. Цель (миссия) ООП – подготовка конкурентоспособного профессионала, готового к журналистской деятельности в системе СМИ и открытого для дальнейшего профессионального самосовершенствования и творческого развития.
  9. Правила проведения вступительных (аттестационных) испытаний, проводимых вузом самостоятельно в фгбоу впо «пглу» (письменно) в 2012 году Вступительные испытания в фгбоу впо «пглу» организуются для лиц

    Документ
    - имеющих среднее профессиональное образование при приеме для обучения по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста соответствующего профиля;

Другие похожие документы..