Тематическое планирование уроков литературы в 10 классе

Утверждаю............................Наумов Л.А.

Согласовано..........................Вишневская Л.Л.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

В 10 КЛАССЕ

(гуманитарная подгруппа)

2010-2011 учебный год

Учитель Терехов В.А.


  • В основе планирования уроков – программа по литературе Зинина и Чалмаева.

  • Учебник – Сахаров, Зинин. «Русская литература XIX века», 10 класс

Тема урока

Основные литературоведческие понятия

1

А.С. Пушкин. Основные периоды творчества.

Классицизм, романтизм

Ода, послание

Лироэпическая поэма

2

Лирический герой поэзии Пушкина.

3

Тема поэта и поэзии.

4

«Медный всадник». Петровская тема. Власть и народ, государство и «маленький человек».

5

Авторская концепция истории.

6

М.Ю. Лермонтов. Особенности мировосприятия художника.

байронизм

Богоборчество, лирическая исповедь

Кольцевая композиция

Философская поэма

7

Лирическое «я» поэта.

8

Тема поэта и поэзии у Пушкина и Лермонтова.

9

Сложная многослойная образная структура «Сна».

10

Поэма «Демон». Тема, художественные образы. Мотивы, нашедшие свое отражение в романе «Герой нашего времени»

11

Н.В. Гоголь. Тема Петербурга.

Гротеск, фантасмагория

«миражный сюжет»

ирония

трагикомедия

12

«Миражные» ситуации в петербургских произведениях.

13

Романтические традиции в творчестве Гоголя.

14

«Мертвые души» - поэма итогов.

15

Гоголевский период в русской литературе.

16-17

Устный зачет по темам повторения

Славянофильство, западничество, почвенничество, народничество

Физиологический очерк

«чистое искусство»

Антинигилистический роман, журналистика

полемика

---

Домашнее сочинение (№1)

18

Литература второй половины XIX века. Идейные, литературно-общественные течения.

19

Журнальная борьба. Позиция и судьба журнала «Современник».

По теме ученик должен

знать: логику развития историко-литературного процесса на материале темы
уметь: составлять план и конспект лекции учителя, работать с материалами учебника, справочниками, энциклопедиями

20

А.Н. Островский - «Колумб русского Замоскворечья». Москвоведение: Москва Островского.

Трагикомедия

Нравственная коллизия

Семейно-бытовая драма

Речевая характеристика

Бытописание

«Принцип качелей»

21

Обзор комедии «Свои люди – сочтемся!»

22

Комедия «Лес». Смысл названия. Персонажи, композиция. Смысл основной интриги.

23

Мир искусства в пьесе.

24

Драма «Гроза». История создания. Черты классицистической драмы.

25

Массовые сцены в пьесе и их значение.

26

Самодуры и их жертвы.

27

Цельность и сила характера Катерины. Сущность ее конфликта с «темным царством». Смысл финала.

28

Языческие и христианские мотивы в пьесе.

29

Жанр произведения. Добролюбов и Писарев о драме.

30-31

Классное сочинение

по драме Островского «Гроза» (№1)

По теме ученик должен

Знать: основные биографические сведения об авторе, содержание произведения «Гроза», основные тезисы критических статей по теме, особенности жанра и конфликта драматического произведения, роль символики в пьесе, новые понятия – самодуры и их жертвы, темное царство
Уметь: эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления и сцены и в конечном результате все произведение, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи (Катерина – Кабаниха и др.), оценивать систему действующих лиц, делать обобщения по тексту (образ темного царства), соотносить произведение с литературными направлениями эпохи, владеть монологическим устным и письменным ответом (сочинение), конспектировать критические статьи, читать выразительно монологи и диалоги из драмы

32

И.А. Гончаров. Страницы биографии

Социально-философский роман

Типический характер

«говорящая деталь»

утопия

автобиографизм

33

Роман «Обломов». История создания. Критики о романе.

34

Обломовка и «обломовщина». Идейно-композиционная роль главы «Сон Обломова».

35

Обломов: образ в движении.

36

Мещанское счастье Андрея Штольца.

37

Анализ эпизода из романа «Обломов»

38

«Обыкновенная история». Новое в жанре романа воспитания.

39

«Обрыв». Многозначность названия романа.

40

Контрольная работа в формате ЕГЭ

По теме ученик должен

Знать: основные биографические сведения об авторе, содержание произведения «Обломов», содержание понятия обломовщина, основные тезисы важнейших критических статей о романе, особенности исторической эпохи
Уметь: эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать эпизоды и в конечном результате все произведение, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи (Обломов-Штольц и др), делать обобщения по тексту книги (изображение светского общества), выявлять авторскую позицию в эпизодах и произведении, соотносить произведение с литературными направлениями эпохи, владеть монологическим устным и письменным ответом

41

И.С. Тургенев. Романы «Рудин» и «Дворянское гнездо». Проблема поиска положительного героя в среде русской интеллигенции.

Социально-психологический

роман

Лирическая проза

«тайный

психологизм»

очерк

42

Историческая ситуация, отраженная в романе «Отцы и дети»

43

Братья Кирсановы: что их объединяет и что отличает?

44

Нигилистическая философия Базарова.

45

Трагизм. Фигура главного героя в «объятиях любви и смерти».

46

Композиция романа. «Два круга» движения героя.

47

Философские итоги романа.

48

Авторский принцип «тайной психологии». Его реализация в романе.

49-50

Классное сочинение

по роману Тургенева «Отцы и дети» (№2)

По теме ученик должен

Знать: основные биографические сведения об авторе, содержание произведения «Отцы и дети», основные тезисы критических статей по теме, особенности исторической эпохи, суть конфликта либералов и демократов, особенности крупного эпического произведения, смысл термина нигилизм, философские взгляды автора, отразившиеся в романе

Уметь: эмоционально отвечать литературному тексту, свободно использовать конкретные понятия теории литературы (тематика, проблематика, композиция, пафос и др.), выявлять глубинный конфликт романа, анализировать эпизоды и в конечном результате все произведение, сопоставлять литературные персонажи (Базаров- Кирсановы и др.), делать обобщения по тексту книги (изображение русского дворянства), выявлять авторскую позицию в эпизодах и произведении, соотносить произведение с литературными направлениями эпохи, владеть монологическим устным и письменным ответом (сочинение)

51

Н.Г. Чернышевский. Роман «Что делать?» (обзор) 4 сон Веры Павловны. Социальная утопия Чернышевского.

52

Н.А. Некрасов. Художественные особенности некрасовских лирических новелл.

Лирическая новелла

Песенно-лирическая основа

Лирический пафос

Гражданская

лирика

Эпическая поэма

Фольклорный образ (мотив)

53

Некрасовская сатира. «Железная дорога» и др.

54

Образ Музы «мести и печали» в лирике поэта.

55

Своеобразие любовной лирики Некрасова

56

Гражданская лирика Некрасова. Идеал и действительность.

57

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Черты классической эпопеи.

58

Необычность сюжетно-композиционного строения поэмы.

59

Русь народная и барская.

60

Тема женской доли и проблема народного «богатырства»

61

Образ Гриши Добросклонова и его роль в произведении

Домашнее сочинение (№2)

62

Ф.И. Тютчев. Своеобразие тютчевского взгляда на человека и природу.

Философская лирика

Афористичность языка

Пантеизм

Лирическая миниатюра

Импрессионизм

Параллелизм

63

Тема любви

64

Пушкинская традиция в поэзии Тютчева.

65

А.А. Фет- художник и философ. Лирическое «я» поэта. Отношение с окружающим миром.

66

Соотнесение дня и ночи, утра и вечера, света и мрака в стихах Фета.

67

Контрольная работа в формате ЕГЭ

По теме ученик должен

Знать: краткие биографические сведения о поэтах, особенности лирических произведений, художественные тропы и фигуры, значение творчества художников для литературного процесса

Уметь: эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать лирическое произведение, целесообразно использовать понятия теории литературы, классифицировать лирические произведения по тематике, выразительно читать стихи наизусть, соотносить произведение с литературными направлениями

68

Н.С. Лесков. «Очарованный странник». Сложность пути героя к духовному призванию

Национальный

колорит

Сказ

Стилизация

Герой-рассказчик

Жанровый синтез

69

«Всеотзывчивость» русской души.

70

Что сближает и разделяет «Очарованного странника» и поэму Некрасова. Путь развития России.

71-72

Устный зачет по творчеству Некрасова, Тютчева, Фета и Лескова

По теме ученик должен

Знать: основные биографические сведения об авторе, политические взгляды автора, особенности исторической эпохи, содержание произведения «Кому на Руси…» и др. произведений, историю создания поэмы, особенности лирических произведений, художественные тропы и фигуры, фольклорные традиции, отразившиеся в творчестве поэта

Уметь: анализировать лирические произведения, классифицировать стихи тематически, выявлять пафос произведений поэта, различать автора и лирического героя, классифицировать персонажей, исходя из замысла произведения, владеть монологическим устным и письменным ответом, выразительно читать лирические произведения наизусть

73

М.Е. Салтыков – Щедрин. Главы «Истории одного города». Авторская позиция в решении народной темы в романе.

Сатира Фантастика Пародия

Сатирический роман-хроника

Антиутопия

Аллегория Абсурд

Авторская сатирическая сказка

74

Тематическое многообразие «Сказок».

75

Проблематика сказки «Дикий помещик»

76

Проблематика сказки «Премудрый пискарь»

77

«Сказки» как вершина сатирического творчества Щедрина

78

Контрольная работа в формате ЕГЭ

По теме ученик должен

Знать: основные биографические сведения об авторе, содержание произведения «история одного города» и Сказок, политические взгляды автора, особенности исторической эпохи, особенности сатирических произведений, художественные приемы, используемые сатириком, особенности жанра литературной сказки, роль фантастики в прозе Щедрина

Уметь: эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать сатирическое произведение, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, классифицировать сказки по тематике, владеть монологическим устным и письменным ответом

79

Личность и мировоззрение Толстого. Страницы биографии. Своеобразие таланта писателя. Отношение Толстого к войне, подвигу, славе («Севастопольские рассказы»).

80

«Война и мир». Развитие замысла романа-эпопеи. Система персонажей, прототипы героев. Историческая эпоха, изображенная в произведении.

Роман-эпопея

Историзм

Внутренний монолог

«диалектика души»

словесная пластика

антитеза

авторское отступление

81

«Высший свет» в изображении Толстого. Лживость, фальшивость, механистичность их жизни. Эгоизм как главная движущая сила. Оторванность от национальных интересов. Андрей и Пьер в салоне Анны Шерер.

82

Семьи Ростовых и Болконских как противостояние «высшему свету». Общие и различные их черты, «ум ума» и «ум сердца». Понятие любимых героев Толстого. Москвоведение: Москва Толстого.

83

Андрей Болконский на фронте. Причины ухода на войну. Поведение, интересы.

84

Николай Ростов на фронте. Геройство Николая и его отказ от размышлений над происходящим.

85-86

Наполеонизм Андрея Болконского. Шенграбен и Аустерлиц в судьбе князя. Нравственное падение. Переосмысление цели своей жизни. Расплата за ошибки. Наполеон в оценке Андрея до и после Аустерлица.

87-88

Нравственные поиски Пьера Безухова в 1-2 томах. Увлечение светом, женитьба, измена самому себе. Дуэль. Увлечение масонством. Результаты благотворительной деятельности.

89

Встреча Андрея и Пьера в Богучарово. Спор о смысле жизни, о вере. Значение спора для судеб героев.

90

Встреча Андрея с Наташей в Отрадном. Наташа и Соня у окна лунной ночью. Символическое значение пейзажа в романе Толстого.

91

Андрей в Петербурге. Его деятельность в комиссии Сперанского. Личность Сперанского в оценке Толстого. Разочарование Андрея в деятельности. Встреча с Наташей и любовь к ней.

92

Наташа Ростова - воплощение жизни настоящей. Роль Наташи в судьбе других героев романа. Наташа и Соня, Наташа и Элен.

93

Нравственная катастрофа Наташи. Ее причины и последствия. Наташа и Анатоль. Наташа и Пьер. Роль финала 2-го тома романа.

94

Философские воззрения Толстого на историю и ее движущие силы. Роль личности. «Исторический фатализм». Начало войны 1812 года.

95

Контрольная работа в формате ЕГЭ.

96

Сдача Смоленска. Начало народной войны. Подвиг купца Ферапонтова. Назначение Кутузова. Разговор фельдмаршала с Андреем.

97

Состояние армий и народа перед Бородинским сражением. Последняя встреча Андрея и Пьера, ее смысл.

98-99

Кутузов и Наполеон на Бородинском поле. Философский смысл противостояния. Эгоизм и фальшивость поведения одного полководца и простота и доброта другого. Роль главнокомандующего в войне. Толстой и Достоевский о роли личности.

100

Бородинское сражение глазами Пьера и Андрея. Истинный подвиг Болконского. Смертельное ранение и изменение душевного состояния.

101

Совет в Филях. Сдача Москвы. Истинный и ложный патриотизм, проявленный в этих сценах. Москвоведение: Москва в 1812 году.

102

Пьер во время сдачи Москвы. Увлечение мистицизмом и желание убить Наполеона. Спасение Рамбаля и девочки на пожаре - действие по человеческому инстинкту. Расстрел поджигателей. Духовный кризис Пьера.

103

Пьер в плену. Образ Платона Каратаева как воплощение «роевой» жизни. Роль Платона в жизни Пьера.

104

Изменения, происходящие в духовной жизни Андрея. Наташа и Андрей. Встреча Наташи и Марьи. Смерть Андрея.

105

Понятие «дубины народной войны». Изображение партизанских действий. Денисов и Долохов. Гибель Пети Ростова.

106

Последний этап народной войны. Жалость и сострадание к поверженному врагу. Кутузов как воплощение народного взгляда на все происходящее. Смерть Кутузова.

107-108

Проблемы эпилога. Развитие героев. Точка зрения Толстого на важнейшие вопросы своей эпохи: крестьянский, женский, политический. Патриотический порыв Пьера, их спор с Николаем. Значение образа Николеньки Болконского.

109

Жанр произведения Толстого. Композиционное построение: простота и сложность. Значение Толстого в русской и мировой литературе.

Домашнее сочинение (№3)

110-111

Устный зачет по теме.

По теме ученик должен

Знать: основные биографические сведения об авторе, содержание произведения «Война и мир», историю создания эпопеи, историческую эпоху, изображенную писателем, философские воззрения Толстого (роль личности и движущие силы исторического процесса, фатализм), особенности стиля и художественного мира писателя («диалектика души» и др.), основные черты жанра романа-эпопеи, значение творчества художника для литературного процесса

Уметь: эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать эпизоды и понимать их место в общем контексте, свободно использовать конкретные понятия теории литературы и своеобразную авторскую лексику (роевая жизнь, дубина народной войны и т.д.), анализировать поведение персонажей, сопоставлять сцены и героев, делать обобщения по прочитанному тексту (путь исканий Андрея, Пьера, развитие народной войны и т.д.), соотносить произведение с литературными направлениями эпохи, соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни, владеть монологическим устным и письменным ответом, аргументированно формулировать свое отношение к произведению

112

Личность и мировоззрение Достоевского. Страницы биографии. Роман как отражение нравственных поисков автора.

Детективный

Роман

Идеологический

роман

Полифония

Герой – «двойник»

Идея «сверхчеловека»

Евангельский мотив

113-114

«Преступление и наказание». Петербург Достоевского. Роль пейзажа в романе. Семья Мармеладовых. Звучание темы «маленького человека» в романе Достоевского.

115

Путь Раскольникова к преступлению: доводы «за» и «против». Изображение преступления. Символика Достоевского.

116

Состояние Раскольникова после убийства. Мучительное ощущение отторженности от людей. Его причины и последствия. Мания преследования.

117

Истинные причины преступления. Теория Раскольникова. Личность Наполеона в оценке героя и автора.

118-119

Лужин и Свидригайлов как психологические двойники Раскольникова. Полемика Достоевского с «новыми людьми». Загадки Свидригайлова. Понятие полифонического романа.

120-121

Детективная сущность романа. Образ следователя Порфирия Петровича. Их психологический поединок с Раскольниковым. Роль Порфирия в системе персонажей.

122-123

Соня Мармеладова как оппонент и союзник Раскольникова. Их беседы, споры. Иррациональная вера Сонечки. Сила ее духа. Соня и Лизавета. Роль Сони в системе персонажей.

124

Крушение теории Раскольникова. Явка с повинной как единственная возможность остаться человеком.

125-126

Контрольная работа в формате ЕГЭ – сочинение (№3)

127

Проблемы эпилога. Раскольников и Соня в отношениях с каторжанами. Пробуждение души героя и его разочарование в своей теории. Актуальность романа.

128-129

Роман Достоевского в зеркале критики. Оценка романа критиками XIX века (Писаревым, Страховым) и XX века (Карякиным). Гроссман и Бахтин о художественных достоинствах романа и новаторстве Достоевского.

Домашнее сочинение (№4)

130-131

Устный зачет по теме.

По теме ученик должен

Знать: основные биографические сведения об авторе, содержание произведения «Преступление и наказание», особенности исторической эпохи, философские взгляды автора, особенности стиля и художественного мира писателя (полифония, герои-двойники), значение творчества художника

Уметь: эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать эпизоды и осознавать их роль в тексте, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, различать особенности композиции, понимать логику авторской мысли, сопоставлять героев (Раскольников и Соня и др.), соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни, владеть монологическим устным и письменным ответом, осознавать актуальность классического произведения, аргументированно формулировать свое отношение к произведению

132-133

Раннее творчество Чехова. Юмористические рассказы Антоши Чехонте. Своеобразие тематики и проблематики. Юмор Чехова.

«чеховская деталь»

лирическая проза

134-135

Маленькая трилогия - рассказы о «футлярной жизни». Образ Беликова, средства создания образа. Деталь в произведениях Чехова. Психологизм, символика. Суть явления беликовщины. Общность героев и проблематики.

136

Рассказ «Ионыч». Тема «ожирения души». Композиция рассказа, система образов. Близость рассказа к маленькой трилогии.

137

Практическое занятие - анализ рассказа Чехова «Студент».

138-139

Классное сочинение по прозе Чехова.(№4)

140-141

Состояние, законы и традиции русского дочеховского театра. Новаторство драматургии Чехова. Чехов и МХАТ, Чехов и Станиславский. Пьеса «Вишневый сад».

Подтекст

Лирическая комедия

Внутреннее

действие

интрига

142

Изображение русского дворянства. Образы Раневской и Гаева. Черты обломовщины и маниловщины как важнейшие качества их характеров. Отношение к прошлому России.

143

Образ купца Лопахина. Противоречивость персонажа и причины этой противоречивости. Роль Лопахина в конфликте.

144

Молодое поколение в изображении Чехова. Будущее России.

145

Роль второстепенных персонажей в системе действующих лиц.

146

Своеобразие определения жанра пьесы. Понятие о лирической комедии. Актуальность пьесы «Вишневый сад».

147

Контрольная работа в формате ЕГЭ.

По теме ученик должен

Знать: основные биографические сведения об авторе, содержание произведения «Вишневый сад» и избранных рассказов, этические воззрения автора, особенности авторского стиля (значение детали лаконизм повествования, бытовая символика и др.), жанровые особенности драматических произведений, своеобразие законов чеховской драматургии, содержание понятия лирическая комедия, значение творчества художника для литературного процесса

Уметь: анализировать эпизоды и в конечном результате все произведение, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять персонажей, делать обобщения (черты обломовщины и маниловщины в характерах героев), различать и понимать роль юмора и сатиры в произведениях, соотносить произведение с литературными направлениями эпохи, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание произведений, аргументированно формулировать свое отношение к произведению

148-149

Анализ контрольных работ. Работа над ошибками.

150

Итоги года. Значение русской литературы XIX века. Подготовка к экзамену.

  1. Тематическое планирование уроков литературы в 10 классе (2)

    Тематическое планирование
    Тематическое планирование уроков литературы в 10 классе А с использованием «Виртуальной школы Кирилла и Мефодия» (по учебнику Ю.В.Лебедева в 2-х частях ).
  2. Тематическое планирование уроков литературы в 10 классе (1)

    Урок
    Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных », «Элегия» («Безумных лет угас­шее веселье »), « Вновь я посетил », «Отцы пустынники и жены непорочны ».
  3. Тематическое планирование уроков литературы в 10 классе (4)

    Урок
    М. Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Своеобразие художе­ственного мира поэта. Эволюция его от­ношения к поэтическому дару.
  4. Тематическое планирование уроков литературы в 10 классе (6)

    Урок
    Ф.И. Тютчев. Единство мира и философия природы в его лирике. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа- сфинкс…».
  5. Тематическое планирование уроков литературы в 10 классе (5)

    Урок
    Классицизм, романтизм, ода, послание, лироэпическая поэма, байронизм, богоборчество, лирическая исповедь, кольцевая композиция, философская поэма, гротеск,
  6. Тематическое планирование уроков литературы в 10 классе (7)

    Урок
    Знать: основные биографические сведения об авторе, содержание произведения «Гроза», основные тезисы критических статей по теме, особенности жанра и конфликта драматического произведения, роль символики в пьесе, новые понятия – самодуры
  7. Тематическое планирование уроков литературы в 10 классе (9)

    Тематическое планирование
    Литературный миф и литературная тенденция. Символизм, футуризм, критический реализм, социалистический реализм – сравнительный анализ. Общее и частное в литературных произведениях
  8. Тематическое планирование уроков литературы в 10 классе (3)

    Урок
    1. Русская литературно-критическая и философская мысль второй половины 19 века. Расцвет реализма в литературе, живописи, музыке, театральном искусстве.
  9. Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе

    Календарно-тематическое планирование
    Подготовить к уроку №2 мини-презентацию об одном представителе искусства 2-й пол.Х!Х в.( портрет, даты жизни, 2-3 наиболее значительные факта биографии, вклад в искусство) – не более чем на 7 мин.

Другие похожие документы..