Федеральный закон

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О борьбе с коррупцией

Настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и свобод человека и гражданина, общественных интересов безопасности государства путем обеспечения надлежащего государственного управления, выявления, предупреждения, пресечения правонарушений, связанных с коррупцией, устранения их последствий и наказания виновных, а также международного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в области борьбы с коррупцией.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

1. Под коррупцией в настоящим Федеральным законе понимается принятие субъектами, перечисленными в статье 2 настоящего Федерального закона, не предусмотренных законодательством материальных, нематериальных благ, и преимуществ, за деяния, которые могут быть выполнены с использованием официального статуса данных субъектов, связанных с этим статусом авторитета или возможностей, и подкуп таких субъектов физическими и юридическими лицами путем неправомерного предоставления указанных благ и преимуществ.

2. Правонарушения, связанные с коррупцией, дисциплинарная, административная и гражданско-правовая, ответственность за которые предусматривается настоящим Федеральным законом, включают:

правонарушения, создающие условие для коррупции, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона; и

правонарушения, совершаемые в виде принятия и предоставления материальных, нематериальных благ и преимуществ, предусмотренные статьей 12 настоящего Федерального закона.

3. К преступлениям коррупционного характера относятся:

1) воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (пункт “а” части 2 статьи 141 УК РФ);

2) собирание сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, путем подкупа (часть 1 статьи 183 УК РФ);

3) подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (статья 184 УК РФ);

4) коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ);

5) получение взятки (статья 290 УК РФ);

6) дача взятки (статья 291 УК РФ);

7) подкуп к даче показаний, ложного заключения эксперта либо неправильному переводу (части 1 и 4 статьи 309 УК РФ);

К преступлениям коррупционного характера могут быть отнесены и другие преступные деяния, если они содержат признаки, предусмотренные частью первой настоящей статьи. Ответственность за такие преступления наступает в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации.

4. Под должностным лицом в настоящем Федеральном законе понимается лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные, контрольные функции в государственных и муниципальных организациях, учреждениях, унитарных предприятиях, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, органах Российской Федерации, а также в иных некоммерческих и коммерческих организациях.

5. Под членами семьи лица, указанного в статье 2 настоящего Федерального закона, понимаются только совместно с ним проживающие и ведущие совместное хозяйство лица, в том числе супруги, близкие родственники (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки), свойственники (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки супругов).

Статья 2. Субъекты правонарушений, связанных с коррупцией

1. За противоправное принятие материальных, нематериальных благ и преимуществ, а также за иные связанные с коррупцией правонарушения, ответственность на основании настоящего Федерального закона несут:

1) все лица, занимающие в соответствии с законодательством Российской Федерации государственные должности категории "А", "Б", "В";

2) лица, занимающие в государственных органах иные государственные должности, не относящиеся к государственным должностям;

3) должностные лица в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;

4) глава муниципального образования и лица, занимающие в соответствии с законодательством Российской Федерации выборные и иные муниципальные должности;

5) должностные лица государственных и муниципальных организаций, учреждений, унитарных предприятий;

6) представители государства или муниципальных образований в коммерческих и некоммерческих организациях, не подпадающих под действие п. 5 настоящей статьи, в имуществе которых Российская Федерации или субъекты федерации, или муниципальные образования, или суммарно те и другие непосредственно либо через учрежденные ими ранее организации или иные структуры имеют долю участия более двадцати пяти процентов акций или "золотую акцию", а также иные должностные лица таких организаций,

7) помощники, советники, референты должностных лиц, получающие денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов;

8) должностные лица Центрального банка Российской Федерации и его учреждений, внебюджетных фондов, в том числе валютных, создаваемых государственными органами или органами местного самоуправления, а также их подразделений;

9) присяжные, народные, арбитражные заседатели в судах;

10) должностные лица и иные служащие учреждений, на которые государственными органами или органами местного самоуправления возложены в соответствии с законодательством экспертные, распорядительные, контрольные функции;

11) должностные лица и иные служащие межгосударственных органов, если в соответствии с международными договорами Российской Федерации на них распространяется правовой статус государственных служащих Российской Федерации;

12) должностные лица и иные сотрудники международных организаций, должностные лица иностранного государства; признаваемыми таковыми в соответствующих государствах;

13) физические лица, осуществляющие по специальному поручению государственных органов или органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, учреждений, унитарных предприятий, от их имени представительство в суде, других государственных и муниципальных органах, организациях, учреждениях, унитарных предприятиях, а также в иных коммерческих и некоммерческих организациях, в третейском суде;

14) граждане, зарегистрированные в установленном законом порядке в качестве кандидатов на занятие выборных государственных и муниципальных должностей и в качестве кандидатов в члены выборных органов государственной власти, а также выборных органов местного самоуправления;

2. Ответственность за противоправное предоставление материальных, нематериальных благ и преимуществ лицам, указанным в части первой настоящей статьи, на основании настоящего Федерального закона несут физические и юридические лица.

Статья 3. Сфера применения настоящего Федерального закона и международное сотрудничество в борьбе с коррупцией

1. Настоящий Федеральный закон действует на всей территории Российской Федерации, а за ее пределами в соответствии с международными Договорами Российской Федерации.

2. Российская Федерация, руководствуясь интересами обеспечения безопасности личности, общества и государства, преследует на своей территории лиц, причастных к совершению преступлений, связанных с коррупцией, в том числе в случаях, когда они совершались вне пределов территории Российской Федерации, однако наносят ущерб Российской Федерации, и в других случаях, предусмотренных международными договорами и законодательством Российской Федерации.

3. Российская Федерация в соответствии с международными договорами сотрудничает в области борьбы с коррупцией с иностранными государствами, их правоохранительными органами, специальными службами и судами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с коррупцией.

4. Законодательством о статусе отдельных категорий должностных лиц, о прохождении службы разными категориями государственных и муниципальных служащих, а также об иных возможных субъектах правонарушений, связанных с коррупцией, могут устанавливаться и другие, помимо изложенных в настоящем Федеральном законе, ограничения и запреты, направленные на предупреждение коррупции, а также юридическая ответственность за их нарушения.

5. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право в пределах своих полномочий принимать законы и иные нормативные правовые акты, направленные на борьбу с коррупцией, не противоречащие Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам.

Статья 4. Субъекты, осуществляющие борьбу с коррупцией

1. Борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий осуществляют органы прокуратуры, органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности и внешней разведки, таможенные органы, федеральные органы .налоговой полиции, другие правоохранительные органы, а также налоговые органы. В указанных органах могут учреждаться специализированные подразделения по борьбе с коррупцией.

2. Координацию деятельности по борьбе с коррупцией органов, указанных власти первой настоящей статьи, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

3. Должностные лица всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций в пределах своих полномочий обеспечивают исполнение требований настоящего Федерального закона и применение предусмотренных им мер ответственности с привлечением кадровой, контрольной, юридической и других служб.

4. Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации ежегодно представляет Президенту Российской Федерации, Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации доклад о состоянии борьбы с коррупцией в Российской Федерации.

Глава 2. Предупреждение коррупции

Статья 5. Специальное требование к лицам, претендующим на выполнение указанных в настоящем Федеральном законе полномочий

1. Лица, указанные в статье 2, принимают на себя предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными Федеральными законами, а также Федеральными конституционными законами, ограничения в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию их официального статуса, связанных с ним авторитета и возможностей в личных, групповых и иных неслужебных интересах; при этом указанные лица ставятся в известность о правовых последствиях таких действий.

Не принятие ограничений является самостоятельным основанием для отказа в привлечении лица к выполнению соответствующих официальных функций либо увольнения или иного освобождения в предусмотренном законом порядке от выполнения указанных функций.

Статья 6. Специальный порядок представления декларации в налоговые органы

1. Субъекты, указанные в пунктах 1-8, 10-11 статьи 2 настоящего Федерального закона ежегодно, в установленные законодательством Российской Федерации сроки представляют в налоговую инспекцию по месту жительства декларацию о доходах и имуществе, в которой указываются следующие сведения, касающиеся их лично, а также членов их семьи:

1) о доходах, за последний налоговый период, включая безвозмездно полученные из всех источников; имущество, работы и услуги имущественного характера, иные поступления на сумму пятьсот минимальных размеров оплаты труда и выше;

2) об имуществе, которое входит в объект налогообложения, в том числе находящееся за пределами территории Российской Федерации, с указанием стоимости и места нахождения указанного имущества;

3) о вкладах в банковских и иных кредитных организациях, в том числе за пределами территории Российской Федерации, с указанием банковской и иной кредитной организации, номеров счетов, по которым указанные лица имеют право распоряжения, а также об иных финансовых средствах, которыми данные лица вправе распоряжаться лично или совместно с другими лицами;

4) о ценных бумагах, законными владельцами которых являются субъекты, указанные в пункте первом настоящей статьи, и члены их семей;

5) о прямом или опосредованном участии в качестве акционера или учредителя (участника) коммерческих и некоммерческих организаций, зарегистрированных как на территории Российской Федерации, так и в оффшорных зонах, с указанием доли участия в капитале и полных банковских и иных реквизитов указанных организаций;

6) о трастах (доверительной собственности) и о государствах, в которых они зарегистрированы, с указанием номеров соответствующих банковских счетов, если лицо или его супруг является бенефициаром этих трастов;

7) о названиях и реквизитах других организаций, с которыми имеются договорные отношения или обязательства (в том числе и устные) по пользованию материальными и финансовыми средствами на общую сумму пятьсот минимальным размером оплаты труда и выше, либо по временному хранению указанных средств;

8) о получении в пользование по доверенности имущества стоимостью пятьсот минимальных размеров оплаты труда и выше;

9) об иных обязательствах имущественного характера, в том числе за пределами территории Российской Федерации, если их общая сумма составляет пятьсот минимальных размеров оплаты труда и выше;

10) иные сведения, предусмотренные налоговым законодательством для всех граждан Российской Федерации.

2. Все должностные лица ежегодно в установленный законом срок в период выполнения предусмотренных частью первой статьи 2 настоящего Федерального закона функций, представляют в налоговую инспекцию по месту жительства декларацию, в которой сообщают указанные выше сведения, касающиеся их лично и членов их семьи, а также о совершенных после представления предыдущей декларации имущественных сделках на сумму пятьсот минимальных размеров оплаты труда и выше.

3. Указанные лица представляют по месту работы справку из налоговой инспекции о получении ею декларации о доходах и имуществе.

4. Налоговые органы в месячный срок осуществляют проверку представленных деклараций. В случае обнаружения недостоверности или неполноты представленных в декларации сведений, а также превышения расходов над доходами, заявленными в декларациях за данный и предыдущий налоговые периоды, налоговой орган составляет акт об обнаруженном несоответствии и направляет налогоплательщику письменное требование о даче пояснений. Налогоплательщик обязан в течение двух недель представить письменные пояснения по поставленным вопросам, а в случае превышения расходов над доходами представить специальную декларацию в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

5. В случае непредставления пояснений в установленный срок или представления пояснений, не позволяющих определить источник происхождения доходов и имущества либо законность данного источника, налоговые органы в десятидневный срок направляет материалы в федеральные органы службы налоговой полиции для проведения дальнейшей проверки в предусмотренном законом порядке.

6. О непредставлении либо представлении неполных или недостоверных сведений соответствующими лицами, если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния, налоговые органы сообщают по месту работы, прохождения службы, выполнения должностных полномочий.

7. Непредставление либо представление неполных или недостоверных сведений, перечисленных в настоящей статье, в случае, если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния, является самостоятельным основанием для отказа в наделении лица соответствующими полномочиями либо для его увольнения или иного прекращения в установленном законом порядке выполнения предусмотренных частью первой статьи 2 настоящего Федерального закона полномочий.

8. Поступающие в налоговые инспекции сведения, предусмотренные настоящей статьей, составляют служебную тайну. Разглашение таких сведений, если в содеянном не содержатся признаки уголовно наказуемого деяния, влечет увольнение виновного лица. Данные сведения представляются только по запросам органов, указанных в части первой статьи 4 настоящего Федерального закона, а также для их публикации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона.

  1. Федеральный закон (50)

    Закон
    Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких
  2. Федеральный закон (54)

    Закон
    "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"(с изменениями от 20 июля 2 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.
  3. Федеральный закон (68)

    Закон
    1. Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения
  4. Федеральный закон (81)

    Закон
    Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья
  5. Федеральный закон (84)

    Закон
    в ред. Федеральных законов от 17.11.1995 N 168-ФЗ, от 10.02.1 N 31-ФЗ, от 19.11.1 N 202-ФЗ, от 02.01.2 N 19-ФЗ, от 29.12.2001 N 182-ФЗ, от 28.06.2002 N 77-ФЗ, от 25.
  6. Федеральный закон 

    Закон
    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 3 июля 1998 годаОдобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года
  7. Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Постатейный научно-практический комментарий (ст. 18) (продолжение, начало в предыдущих номерах) подполковник юстиц

    Закон
    подполковник юстиции Кудашкин А.В., старший преподаватель Военного университета, кандидат юридических наук; майор юстиции Фатеев К.В., преподаватель Военного университета
  8. Закон от 2 апреля 2012 Г. N 28-фз "о внесении изменений в федеральный закон "

    Закон
    798; N 45, ст. 5754; 011, N 15, ст. 017; N 30, ст. 4 07; N 43, ст. 5975; N 50, ст. 73 3) следующие изменения: 1) в пункте статьи 3: а) в подпункте "а" слова "более чем в половине субъектов Российской Федерации"
  9. Федеральный Закон "Об естественных монополиях"

    Закон
    Федеральный Закон "Об естественных монополиях" от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗПринят Государственной Думой 19 июля 1995 года Глава I. Общие положения Статья 1.

Другие похожие документы..