Задачи урока : 1 продолжить знакомство с особенностями жанра святочного рассказа; 2 дать возможность учащимся погрузиться в текст рассказа Диккенса

Тема урока: «Цепь, которую таскаешь сам». Ч. Диккенс. Рождественская песнь в прозе. Святочный рассказ с привидениями. (Строфа первая).

Цель урока: раскрыть идею греховности равнодушного, бесчеловечного отношения к людям.

Задачи урока: 1) продолжить знакомство с особенностями жанра святочного рассказа;

2) дать возможность учащимся погрузиться в текст рассказа Диккенса;

3) помочь первоначальному знакомству с персонажами;

4) способствовать воспитанию нравственной и активной в отношении добра личности.

Оборудование: икона «Рождество Христово» начала 15 в.; музыка В. Титова «Рождественский концерт» или Д.С. Бортнянского «Слава в вышних Богу»;

портрет Ч. Диккенса; карточки с отрывками изтекста 1 строфы рассказа; словари.

Ход урока.

I. Актуализация знаний, пробуждение эмоций.

  1. Вступительное слово учителя.

    Сегодня мы начнем наш урок с музыкального фрагмента. Прослушайте его и ответьте на вопросы:

- Каков характер музыки? (Приподнятость, радостное, ликующее звучание)

- Какое чувство пробуждает у вас эта музыка?

(Звучит музыка В. Титова «Рождественский концерт» или Д.С. Бортнянского «Слава в вышних Богу»).

  1. Работа с ассоциациями.

- Напишите, какие ассоциации возникают у вас при слове РОЖДЕСТВО.

- Создайте из букв и слогов слова РОЖ – ДЕСТ – ВО новые слова (можете добавлять одну - две буквы, не содержащиеся в этом слове) (радость, весть, род, детство, ворожба, ждет, свет, степь, зов, дева, жар и другие).

- Из слов, которые вы придумали, напишите небольшой текст о Рождестве.

Подчеркните в нем ключевые слова.

  1. Чтение написанных текстов.

– Какие общие чувства испытываете все вы во время Рождества?

- Что вы знаете о празднике Рождества?

  1. Рассматривание иконы «Рождество Христово», созданной мастером, принадлежащим к кругу Андрея Рублева.

- Какое впечатление производит эта икона, что чувствуете вы, глядя на нее?

(В центре в окружении «земной тверди» (горок) на ярко-алом фоне возлежит Дева Мария. За ее спиной – черная пещера, в которой видны ясли со спеленутым младенцем. Сюда с у4дивлением заглядывают вол и осел. Яркий свет Вифлеемской звезды освещает пещеру с младенцем и фигуру Марии. Высокий смысл события призваны передать фигуры ангелов и пастухов, внимательно слушающих чудесную новость. А вот уже им навстречу спешат волхвы. Прекрасна и величественна земля с золотистыми горами и посеребренными вершинами. Золотой фон иконы подчеркивает торжественность и праздничность происходящего события).

5. Повторение изученного.

Итак, Рождество Христово в православном мире - один из главных праздников, который отмечают с радостью, любовью друг к другу, добром и ожиданием чуда.

- Как называются литературные произведения, в которых рассказывается о рождественских праздниках?

- Какие жанровые особенности святочных рассказов мы узнали в 6 классе? (открывается запись на доске)

(1. События происходят накануне праздника Рождества, во время Святок. 2. Герои чаще всего – дети. 3. Страдания, бедственное положение героев, лишения на фоне общего праздника, счастья, радости. 4. Счастливый финал.)

- Какие святочные рассказы мы уже читали?

(Н.С. Лесков «Неразменный рубль», «Христос в гостях у мужика», «Жемчужное ожерелье», «Маланьина свадьба»; В.А. Никифоров – Волгин «Серебряная метель»; А.И. Куприн «Чудесный доктор»; рождественская повесть Л. Чарской «Записки маленькой гимназистки»).

II. Объяснение нового.

1. Слово учителя.

Расцвет жанра святочного рассказа в русской литературе наступает в 19 веке после публикации в России произведений английского писателя Ч. Диккенса. Имя Диккенса пользуется славой "от берегов Невы до отдаленнейших мест в Сибири", - писал русский переводчик Иринарх Введенский. Диккенс – автор романов: "Жизнь и приключения Николаса Никльби", "Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим", "Холодный дом", "Тяжелые времена", "Записки Пиквикского клуба", "Наш общий друг". Широко известны его рождественские рассказы «Рождественская песнь в прозе», "Колокола", "Битва жизни", повести "Сверчок за очагом", "Рецепты доктора Мериголда".

Литературное наследие Диккенса бесценно, неповторимо. «В мировой литературе, - писал В. Каверин, - найдется немного писателей, вошедших с такой силой и определенностью в русскую культуру, как Диккенс». Писатель никогда не скрывал своего христианского исповедания и в каждом произведении творил образы невероятной мощи и убедительности.

Сегодня мы познакомимся с отрывками из рассказа Ч. Диккенса «Рождественская песнь в прозе. Святочный рассказ с привидениями». Обратим внимание на слово «привидения». В жанре святочного рассказа в начале развития присутствие потусторонних сил было обязательным.

    2. Работа с текстом (по группам).

1 группа учащихся:

- Прочитайте отрывок (напечатан на карточке).

«Вот хотя бы и рождественские праздники. Но все равно, помимо благоговения, которое испытываешь перед этим священным словом, и благочестивых воспоминаний, которые неотделимы от него, я всегда ждал этих дней как самых хороших в году. Это радостные дни - дни милосердия, доброты, всепрощения. Это единственные дни во всем календаре, когда люди, словно по молчаливому согласию, свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних, - даже в неимущих и обездоленных, - таких же людей, как они сами, бредущих одной с ними дорогой к могиле, а не каких-то существ иной породы, которым подобает идти другим путем. … Рождество приносит … добро и будет приносить добро, и да здравствует рождество!»

- Просмотрите еще раз ваши слова-ассоциации к Рождеству и проверьте, есть ли они в данных отрывках. Если есть, то подчеркните их.

- Из предложенного отрывка выпишите слова и выражения, которыми герой характеризует Рождество (радостные дни - дни милосердия, доброты, всепрощения; люди раскрывают друг другу сердца; Рождество приносит добро).

- Как вы понимаете слова благоговение, благочестивые, раскрывать сердца?

Справка (сделаны закладки в словарях).

Благоговение – глубочайшее почтение (Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова); глубокое уважение, почтение к кому-л., чему-л., преклонение перед кем-л., чем-л. (Новый словарь русского языка под ред. Т.Ф. Ефремовой).

Благочестивый – «благочестный, благочестивый, о человеке: по истине почитающий Бога, богобоязненный, строго соблюдающий законы, заповеди Господни» (В.И. Даль).

Раскрывать сердце – 1. Признаваться в любви. 2. Откровенно рассказывать о своих заветных мыслях, переживаниях, чувствах (Фразеологический словарь под ред. А.И. Молоткова).

- Как относится герой к Святкам, Рождеству?

2 группа учащихся:

- Прочитайте отрывок.

«В эти праздничные дни…более чем когда-либо подобает нам по мере сил проявлять заботу о сирых и обездоленных, кои особенно страждут в такую суровую пору года. Тысячи бедняков терпят нужду в самом необходимом. Сотни тысяч не имеют крыши над головой… Мы решили провести сбор пожертвований в пользу бедняков, чтобы купить им некую толику еды, питья и теплой одежды. Мы избрали для этой цели сочельник именно потому, что в эти дни нужда ощущается особенно остро, а изобилие дает особенно много радости».

- Просмотрите еще раз ваши слова-ассоциации к Рождеству и проверьте, есть ли они в данных отрывках. Если есть, то подчеркните их.

- Из предложенного отрывка выпишите слова и выражения, которые употребляют герои, говоря о Рождестве (праздничные дни; проявлять заботу о сирых и обездоленных; терпят нужду; сбор пожертвований; нужда ощущается остро; изобилие дает много радости)

- Что означает слово СИРЫЙ?

- Подберите однокоренные слова (сирота, сирость, сиротеть, осиротеть, сиротливый, сиротство, сиротливость)

- Как вы понимаете слово СТРАЖДУТ?

- каково значение слова ТОЛИКА?

Справка (сделаны закладки в словарях).

СИРЫЙ - устар. 1. Ставший сиротой. 2. перен. Одинокий, бедный. Сирые странники).

СТРАЖДУТ - Страдать, страдаю и стражду - бедовать, мучиться, маяться, терпеть боль, скорбеть, тосковать, болеть душою) (В.И. Даль)

ТОЛИКА – (разг.) некоторое количество, немного, несколько (С.И. Ожегов. Словарь русского языка)

- Какие слова-антонимы? (нужда-изобилие)

- Сделайте вывод: что такое Рождество по мнению героя этого отрывка?

3 группа учащихся:

- Прочитайте отрывок.

«Веселые святки! Веселые святки! Да провались ты со своими святками! Что такое святки для таких, как ты? Это значит, что пора платить по счетам, а денег хоть шаром покати. Пора подводить годовой баланс, а у тебя из месяца в месяц никаких прибылей, одни убытки, и хотя к твоему возрасту прибавилась единица, к капиталу не прибавилось ни единого пенни. Да будь моя воля, …я бы такого олуха, который бегает и кричит: "Веселые святки! Веселые святки!" - сварил бы живьем вместе с начинкой для святочного пудинга, а в могилу ему вогнал кол из остролиста».

Из предложенного отрывка выпишите слова и выражения, которые показывают отношение героя к Рождеству (платить по счетам, денег шаром покати, годовой баланс, никаких прибылей, одни убытки, капитал, пенни).

3. Подведение итогов работы в группах. Выступления учащихся.

- Одинаково ли восприятие Рождества, Святок у героев данных отрывков? (Открывается таблица или раздается на карточках).

Племянник

2 джентльмена

Благоговение, священное слово, благочестивые воспоминания, радостные дни, дни милосердия, доброты, всепрощения; люди раскрывают друг другу сердца; Рождество приносит добро

заботу о сирых и обездоленных, страждут, сбор пожертвований, нужда, изобилие дает особенно много радости

провались ты со своими святками, платить по счетам, денег шаром покати, годовой баланс, никаких прибылей, одни убытки, капитал, пенни

- В чем отличие восприятия Рождества у героев рассказа Диккенса?

4. Анализ текста.

- Каким вы представляете человека, так отзывающегося о святках? (3 отрывок)

- Проанализируйте портретное описание главного героя рассказа.

«Вот уж кто умел выжимать соки, вытягивать жилы, вколачивать в гроб, загребать, захватывать, заграбастывать, вымогать... Умел, умел старый греховодник! Это был не человек, а кремень. Да, он был холоден и тверд, как кремень, и еще никому ни разу в жизни не удалось высечь из его каменного сердца хоть искру сострадания. Скрытный, замкнутый, одинокий - он прятался как устрица в свою раковину. Душевный холод заморозил изнутри старческие черты его лица, заострил крючковатый нос, сморщил кожу на щеках, сковал походку, заставил посинеть губы и покраснеть глаза, сделал ледяным его скрипучий голос. И даже его щетинистый подбородок, редкие волосы и брови, казалось, заиндевели от мороза. Он всюду вносил с собой эту леденящую атмосферу».

- Что обозначают выражения выжимать соки, вытягивать жилы, вколачивать в гроб?

- Каково значение слов заграбастывать, вымогать?

- Как вы понимаете слово греховодник? Разберите по составу. Подберите однокоренные слова.

Справка (сделаны закладки в словарях).

Выжимать соки – жестоко угнетать, притеснять, изматывать последние силы. (В.П. Жуков. Школьный фразеологический словарь русского языка)

Вытягивать жилы – мучить, изнурять, обессиливать чем-либо (В.П. Жуков. Школьный фразеологический словарь русского языка)

Вколачивать в гроб – (прост.) доводить до смерти (Фразеологический словарь под ред. А.И. Молоткова).

Заграбастывать (прост. неодобр.) - захватив силой, присваивать (С.И. Ожегов. Словарь русского языка).

Вымогать – шантажом, угрозами добиваться чего-н. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка).

Греховодник (разг. устар.) – Человек, склонный к легкомысленно-веселому и предосудительному времяпрепровождению (С.И. Ожегов. Словарь русского языка).

Грех – 1. У верующих: нарушение религиозных предписаний, правил. 2.перен. предосудительный поступок. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка).

Грехопадение -1. В мифическом библейском сказании: нарушение первыми людьми, Адамом и Евой, заветов Бога. 2. перен. Поступок, совершенный в нарушение норм общественного поведения, моральных правил и т.п. (книжн.)

- Отметьте ключевые слова в портретном описании (кремень, холоден, тверд, каменное сердце, душевный холод, ледяной голос, скрипучий голос, заиндевели, леденящая атмосфера)

- О чем говорят такие характеристики персонажа? (Омертвение души. Диккенс сознательно усиливает и нагнетает атмосферу гибели человеческой души еще при жизни тела).

Это портрет главного героя рассказа Диккенса Эбенезера Скруджа.

- Какие ассоциации вызывает у вас фамилия Скрудж? (скопление согласных с, ж, р, д; резкий, грубый, неприятный, неблагозвучный). Эта фамилия стала нарицательной в английском языке после выхода рассказа Диккенса и стала обозначать жадного, скупого человека (Новый словарь Вебсера. Дели. 110007. Индия.)

  1. Чтение отрывков из текста. Составление цепочки слов для характеристики героя.

«…День похорон своего друга он отметил заключением весьма выгодной сделки».

«Скрудж отзывался, как бы его ни окликнули. Ему было безразлично».

«Ну и сквалыга же он был, этот Скрудж!» (сквалыга – очень скупой человек, скряга)

«Присутствие Скруджа замораживало его контору в летний зной, и он не позволял ей оттаять ни на полградуса даже на веселых святках.

Жара или стужа на дворе - Скруджа это беспокоило мало. Никакое тепло не могло его обогреть, и никакой мороз его не пробирал. Самый яростный ветер не мог быть злее Скруджа, самая лютая метель не могла быть столь жестока, как он, самый проливной дождь не был так беспощаден. Непогода ничем не могла его пронять. Ливень, град, снег могли похвалиться только одним преимуществом перед Скруджем - они нередко сходили на землю в щедром изобилии, а Скруджу щедрость была неведома.

Никто никогда не останавливал его на улице радостным возгласом: "Милейший Скрудж! Как поживаете? Когда зайдете меня проведать?" Ни один нищий не осмеливался протянуть к нему руку за подаянием, ни один ребенок не решался спросить у него, который час, и ни разу в жизни ни единая душа не попросила его указать дорогу. Казалось, даже собаки, поводыри слепцов, понимали, что он за человек, и, завидев его, спешили утащить хозяина в первый попавшийся подъезд или в подворотню, а потом долго виляли хвостом, как бы говоря: "Да по мне, человек без глаз, как ты, хозяин, куда лучше, чем с дурным глазом".

А вы думаете, это огорчало Скруджа? Да нисколько. Он совершал свой жизненный путь, сторонясь всех, и те, кто его хорошо знал, считали, что отпугивать малейшее проявление симпатии ему даже как-то сладко».

Скрудж

выгодная сделка

безразлично

сквалыга

замораживало

беспокоило мало

злой

жестокий

беспощадный

щедрость неведома

дурной глаз

сторонясь всех

- Составим цепочку слов- характеристик Скруджа и соединим их как звенья одной цепи: деньги, счета, прибыли, сделка, безразличие, скряжничество, скупость, жестокость, злость…

III. Подведение итогов урока.

- Что же мы можем сказать о главном герое рассказа?

- Каким емким словом называет его автор? (греховодник)

- Как бы вы объяснили переносный смысл выражения «Цепь, которую таскаешь сам»?

Итак, перед нами самый безнадежный грешник, но в своей безнадежности вызывающий жалость и тайную надежду автора и читателя на спасение и этой души.

События рассказа происходят, как вы уже поняли, накануне Рождества. О том, какое чудо произойдет с героем этого рассказа в рождественскую ночь, вы узнаете, прочитав рассказ дома.

Домашнее задание. Прочитайте 1 строфу рассказа Диккенса. Ответьте на вопросы: Какова роль пейзажа в рассказе? Как описание дома дополняет характеристику Скруджа? Что проповедует Марли? О какой благословенной звезде говорит Марли?

Нарисуйте иллюстрации (по желанию).

Список литературы:

Белоусова Е.В. «Днесь Христово Рождество» (тема Рождества в русском фольклоре). Живое слово: Методическое пособие для учителей (русская словесность. 5-6 классы.) / Под общей редакцией Л.Г. Дорофеевой. – Калининград: ИЗД-во «НЭТ», 2007.

Белоусова Е.В. «Чем пахнет Рождество». (Образ Рождества в рассказе В.А. Никифорова – Волгина «Серебряная метель»). Живое слово: Методическое пособие для учителей (русская словесность. 5-6 классы.) / Под общей редакцией Л.Г. Дорофеевой. – Калининград: ИЗД-во «НЭТ», 2007.

Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 6 класс.М., Дрофа, 2008. С. 116.

Нелькин А.Г., Фураева Л.Д. Литература. Рабочие тетради. 11 класс. Санкт-Петербург. СМИО Пресс. 2001. С.183.

Славгородский Е.И.Методические рекомендации регионального компонента

по литературе «Живое слово» 7 класс.

  1. Особенности стиля символистского романа: А. Белый «Петербург», Ф. Сологуб «Мелкий бес» (по выбору) 1902 г. Мелкий бес был написан с целью показать принципы симв

    Документ
    Особенности стиля символистского романа: А. Белый «Петербург», Ф. Сологуб «Мелкий бес» (по выбору)1902 г. Мелкий бес был написан с целью показать принципы символизма.
  2. Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции. 12-14 ноября 2009 г. Нижний Новгород.

    Документ
    ЖИЗНЬ ПРОВИНЦИИ КАК ФЕНОМЕН ДУХОВНОСТИ: Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции. 12-14 ноября 2009 г. Нижний Новгород / под ред.
  3. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическое обеспечение дисциплины: перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю (средства, методы обучения, способы учебной деятельности и т.
  4. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями образовательной программы, имеющие междисциплинарный характер и связанные с задачами Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов .
  5. Скажем сразу, мы выбрали задачу нелегкую женщин великих не так много, как нам бы хотелось. Известных, что называется «на слуху» пруд пруди! Авот великих

    Документ
    Скажем сразу, мы выбрали задачу нелегкую — женщин великих не так много, как нам бы хотелось. Известных, что называется «на слуху» — пруд пруди! А вот великих Величественных А главное, на века Таких, может, 15—20 персон с уверенностью
  6. Собрание сочинений в двадцати двух томах 1

    Документ
    В первый том Собрания сочинений Л. Н. Толстого входят ранние художественные произведения писателя – трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». В разделе «Незаконченное.
  7. Внастоящем издании сохраняются основные особенности вторской орфографии и пунктуации

    Документ
    За тридцать лет широкой известности роман "Доктор Живаго" стал источником самой разнообразной критической литературы на всех языках мира. В связи с его публикацией в "Новом мире" (№1-4, 1988) эта литература начинает
  8. Методические рекомендации регионального компонента по литературе «Живое слово»

    Методические рекомендации
    Основная, едва ли не самая фундаментальная проблема преподавания литературы в современной школе - проблема чтения. Говорю не только о тех ребятах, которые не читают из принципа, а именно о тех, кто читает, но с внутренним сопротивлением
  9. О. В. Атьман. Лингвостилистические средства вербализации концепта «здоровье нации» в американском предвыборном дискурсе

    Документ
    к.ф.н., доцент кафедры профессиональной иноязычной коммуникации Института филологии и межкультурной коммуникации Волгоградского государственного университета,

Другие похожие документы..