Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

УДК 374.3

гос. регистрацииИнв. № 31

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по НР и РСФ

профессор, доктор техн. наук

Е.Е. Нечаев

«___» декабря 2010г.

О Т Ч Е Т

по договору № 75 от 02.11.2010 г.

на выполнению цикла мероприятий по социальному обслуживанию населения в части предоставления образовательных услуг

Мероприятие 75.3

Формирование и развитие системы специализированных классов, лицеев и колледжей, обеспечивающих профессиональную ориентацию учащихся школ САО г. Москвы в направлении перспективных технологий ГА

Раздел 75.3.1:

Обеспечение профессиональной ориентации учащихся средних школ на основе создания программы профильного уровня по физике (раздел «Молекулярная физика и термодинамика») с использованием современных информационных технологий при ее реализации в школах, профессионально ориентированных на гражданскую авиацию

Научный руководитель цикла мероприятий

проф., д.ю.н. Б.П. Елисеев

Ответственный исполнитель цикла мероприятий

проф., д.ф.-м.н. А.И. Козлов

Научный руководитель мероприятия 75.3.

проф., д.т.н. С.К. Камзолов

Заместитель научного руководителя мероприятия 75.3.

проф., д.т.н. А.В. Самохин

Руководитель научно-образовательного

коллектива раздела 75.3.1.

проф., д.т.н. С.К. Камзолов 

Москва 2010г.

Коллектив исполнителей работ по разделу 75.3.1

Научно-образовательный коллектив

1. Руководитель коллектива -

   проф., д.т.н.,   Камзолов С.К.

2. проф., д.ф.-м.н.  Козлов А.И.

3.   Козлова Е.Н..

4. доц., к.ф.-м.н.    Куколева А.А.

5. проф., д.т.н.,   Машошин О.Ф.

6. доц., к.э.н.   Меланин В.А.

7. проф., д.т.н.   Нечаев Е.Е..

8. доц., к.ф.-м.н.   Новиков С.М.

К выполнению организационной работы (сбор информационной информации, вычислительные работы, подбор литературы, оформительская работа, расчет заработной платы и т.д.) привлекались также

1. Васильев А.В. 

2. Рыбалкина А.Л. 

РЕФЕРАТ

В работе проведен сравнительный анализ школьной программы по физике и вузовской рабочей программы по физике МГТУ ГА (раздел «Молекулярная физика и термодинамика»), ориентированной на подготовку специалистов эксплуатационных авиапредприятий. Определены темы и вопросы, отражающие специфику такой подготовки.

Разработана рабочая программа теоретических занятий по физике (раздел «Молекулярная физика и термодинамика»), профессионально ориентированная на подготовку будущих специалистов авиакомпаний и авиапредприятий.

Разработано мультимедиа-сопровождение теоретической части урока в соответствии с рабочей программой профильного уровня.

В соответствии с рабочей программой разработаны НОМ для проведения практического занятия. Определен перечень решаемых на занятиях задач.

Страниц 119, рис. 141, литература 16 наименований.

Ключевые слова: молекулярная физика, термодинамика, идеальный газ, реальный газ, жидкость, твердое тело, решение задач, лабораторный эксперимент.

75.3.1.1 Этап 1.Разработка профессионально ориентированной рабочей программы профильного уровня по физике (раздел «Молекулярная физика и термодинамика») для учащихся специализированных классов средних школ, гимназий и лицеев. Разработка НОМ для проведения профессионально ориентированного практического занятия по физике (раздел «Молекулярная физика и термодинамика») для учащихся специализированных классов средних школ, гимназий и лицеев.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................ 5

1. Сравнительный анализ школьной программы по физике (раздел «Молекулярная физика и термодинамика») и вузовкой рабочей

программы из учебного плана подготовки авиаспециалиста....................... 8

2. Профессионально ориентированная рабочая программа по физике (раздел «Молекулярная физика и термодинамика») для учащихся специализированных классов средних учебных заведений........................ 13

3. План проведения профессионально ориентированного практического занятия по физике (раздел «Молекулярная физика и термодинамика»)

для учащихся специализированных классов средних школ, гимназий, лицеев................................................................................................................ 17

Список литературы .......................................................................................... 36

ВВЕДЕНИЕ

В работе, проведённой в МГТУ ГА по договору по договору № СР-СО - 75/2009 от 06.11.2009, раздел 75.1.1 уже была начата работа по созданию школьной программы профильного уровня по физике (раздел «Механика») с использованием современных информационных технологий для ее реализации в школах, профессионально ориентированных на гражданскую авиацию.

Заметим вновь, что в зависимости от профиля выпускных классов в школе в образовательных программах реализуется либо базовый уровень программы по физике, либо профильный уровень. Первый уровень ориентирует выпускников школы на вузовские специальности гуманитарного профиля или на специальности, например, экономического, логистического и др. направлений технических вузов. Школьная программа по физике в этом случае должна быть сопряжена, чаще всего, с программой такой вузовской дисциплины, как «Концепции современного естествознания».

При ориентации школьников на технические специальности втузов выпускные классы должны получать углублённую физико-математическую подготовку, т.е. в этих классах должен реализовываться профильный уровень Программы по физике [3.1.2].

В данном разделе представлена разработка рабочей программы по физике (раздел «Молекулярная физика и термодинамика»), профессионально ориентированная на подготовку специалистов в области эксплуатации авиационной техники. Такая рабочая программа должна предусматривать сопряжение школьной программы по физике и вузовской программы по физике для технических специальностей.

Если при этом решать задачу сокращения срока обучения в вузе за счет переноса содержания обучения первого курса в программу средней школы, то, естественно, потребуется повышение (иногда существенное) уровня изложения школьного материала и введения в школьную программу некоторых новых подразделов, понятий, формулировок. На решение такой задачи изначально накладывается ограничение, запрещающее увеличивать учебную нагрузку на школьника.

В указанной выше работе рассмотрены три основных принципа модернизации школьной программы.

Первое, это – повышение уровня изложения школьной физики за счет более полного использования материала, содержащегося в школьной программе по математике. В работе показано, что в школьной физике недостаточно используются получаемые школьниками знания (например, по элементам математического анализа) даже по программе нынешнего курса школьной математики. Кроме того, концепция разрабатываемой рабочей программы потребует модернизации школьной программы по математике и перенос в неё большой части содержания обучения по таким разделам вузовской математики, как «Математический анализ» и «Теория вероятностей».

Второе. Введение в школьную программу по физике некоторых новых подразделов, понятий, формулировок может быть проведено за счёт минимизации научного содержания тех разделов школьной программы по физике, которые изучаются во втузе на старших курсах. Полностью исключить такие разделы нельзя, так как не все выпускники школы, которые будут обучаться по предлагаемой схеме, в обязательном порядке перейдут на следующую ступень – поступят во втуз. Поэтому минимизация содержания может заключаться, например, в переводе указанных разделов с профильного уровня на базовый.

Третье: повышение интенсивности обучения без увеличения учебной нагрузки на школьника даёт широкое внедрение в школьную физику современных информационных технологий обучения, которые, к тому же, существенно повышают эффективность процесса усвоения школьниками и студентами сложного теоретического материала.

Подготовительная работа для разработки рабочей программы, профессионально ориентированной на подготовку специалистов в области эксплуатации авиационной техники, была проведена, как уже указывалось в рамках договоров № СР-СО - 73 /2008 от 29.10.08 и № СР-СО - 75/2009 от 06.11.2009 по выполнению цикла мероприятий по социальному обслуживанию населения в части предоставления образовательных услуг. В частности, было проведено сравнение школьной программы по физике (раздел «Молекулярная физика и термодинамика») соответствующий раздел рабочей программы по физике МГТУ ГА. Были определены сходные по содержанию темы и вопросы. Проведено сравнение уровней изложения этих вопросов и разработаны предложения по гармонизации уровней изложения путем использования в школьной программе по физике элементов высшей математики. Также были определены различия в содержании раздела. Составлен перечень дополнительных тем и вопросов для школьной программы. Сформулированы компетенции, определяющие уровень освоения школьниками дополнительных тем. В заключительной части работы были даны рекомендации преподавателям по уровню изложения дополнительного содержании в школьной программе по физике (раздел «Молекулярная физика и термодинамика»), а также реализации компетенций, определяющих уровень освоения школьниками дополнительных тем.

Для создания школьной рабочей программы по физике, профессионально ориентированной на подготовку специалистов в области эксплуатации авиационной техники, следует остановиться на результатах проведённого в указанной предыдущей работе сравнительного анализа школьной и вузовской программ по физике.

  1. Центральный федеральный округ (цфо) Белгородская область

    Документ
    Выступая 27 марта 2008 года на заседании областной Думы с отчетом «О выполнении программ социально-экономического развития области за 2007 год» губернатор Белгородской области Е.
  2. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (4)

    Документ
    Разработка и внедрение комплекса специализированных образовательных программ инженерного профиля в рамках повышения квалификации работников Московского аэроузла на основе организации системы дополнительного обучения кадров
  3. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (6)

    Документ
    Разработка научно-методического обеспечения развития педагогического потенциала специализированных школ для детей с ограниченными возможностями на основе повышения квалификации учителей по циклу социогуманитарных дисциплин с включением
  4. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (2)

    Документ
    Развитие учебно-образовательного и воспитательного процесса в системе «МГТУГА - средние школы САО г. Москвы», направленного на повышение качества подготовки учащихся,
  5. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (13)

    Документ
  6. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (8)

    Документ
    Проведено совершенствование научно-методической базы проведения профильных олимпиад в соответствии с основными целями и принципами государственной научно-технической политики с учетом действующих школьных программ; разработаны новые
  7. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (11)

    Документ
    Проведено совершенствование научно-методической базы проведения профильных олимпиад в соответствии с основными целями и принципами государственной научно-технической политики с учетом действующих школьных программ; разработаны новые
  8. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (5)

    Документ
    75.1.2.1. Этап 1. Создание НОМ для проведения тестовых занятий по физике (раздел «Молекулярная физика и термодинамика») для учащихся спец. классов средних школ, гимназий и лицеев.
  9. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (10)

    Документ
    Разработаны специализированные методические материалы по подготовке к олимпиадам для лиц с ограниченными физическими возможностями с учетом возможностей дистанционного образования посредством сети Интернет.

Другие похожие документы..