Справочник специалиста органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды

Справочник специалиста органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды

Разработал д.т.н., профессор Кузнецов А.А.

Содержание:

Указатель сокращений…………………………………………………………………………..5

Предисловие……………………………………………………………………………………..6

I. Решение задач по экологическому праву…….………………..8

1.1. Объекты и источники экологического права…………………………..8

1.2. Экологические права и обязанности граждан и общественных объединений……………………………………………………………………...53

1.3. Организационный механизм охраны окружающей среды……………………………………………………………………………...75

1.3.1 Информационное обеспечение охраны окружающей среды…...………………………………………………………………………....75

1.3.2 Экологическая экспертиза………………………………………98

1.3.3. Государственный экологический мониторинг……………….133

1.3.4. Экологические функции правоохранительных органов……..149

1.4. Экономический механизм охраны окружающей среды……………...162

1.5 Правовой механизм охраны окружающей среды……………………...192

1.5.1 Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением…………………………………………..………………..…198

1.5.2. Уголовная ответственность за экологические преступления…………………………………………………………………...232

1.6. Правовая охрана окружающей среды в промышленных зонах, городах и иных поселениях……………………………………………………………………..259

1.7. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов……………………………..…………………………………………315

1.8. Правовые основы обращения с опасными веществами, материалами и отходами……………………………………………………………………….329

1.9. Правовые меры обеспечения ядерной и радиационной безопасности……………………………………………………………………339

1.10. Правовой режим экологически неблагополучных территорий…………………………………………………………..………….356

II. Практика применения экологического законодательства..370

2.1.1. Федеральная судебная практика, затрагивающая правовой режим использования атмосферы……………………………………………………..370

2.1.2. Федеральная судебная практика, затрагивающая правовой режим использования гидросферы……………………………………………………387

2.1.3 Федеральная судебная практика, затрагивающая правовой режим использования земель…………………………………………………………446

2.1.4. Федеральная судебная практика, затрагивающая правовой режим использования животного мира……………………………………………….529

2.2. Региональная практика на примере Тульской области………………….558

Список использованной литературы………………………………………….603

Указатель сокращений

КРФ- Конституция Российской Федерации

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации

ГПК РФ- Гражданско – процессуальный кодекс РФ

ГрК РФ - Градостроительный кодекс Российской Федерации

ЛК РФ - Лесной Кодекс Российской Федерации

ЗК РФ- Земельный Кодекс Российской Федерации

ВК РФ – Водный Кодекс Российской Федерации

КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях,

УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации

УПК РФ- Уголовно-процессуальный кодекс РФ

Предисловие

Экологическое право представляет собой динамически развивающую отрасль права. Однако без знания основ важной составляющей нашей жизни – охраны окружающей среды немыслимо дальнейшее развитие гражданского правосознания и правоприменения. Недаром дисциплина «Экологическое право» включена не только в федеральный компонент государственного образовательного стандарта обучения по гуманитарной специальности «Юриспруденция», но и техническому направлению «Защита окружающей среды».

Данное пособие представляет интересную инновационную работу ряда авторов, включая не только профессорско-преподавательский состав, но и практикующих прокурорских работников, сотрудников Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Подбор задач осуществлялся исходя из требований к программе курса «Экологическое право» юридических факультетов и вузов. При решении задач составленных на основе реальных судебных споров ведущими специалистами кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова использовалось новейшее законодательство Российской Федерации.

В данном пособии сделаны не просто ссылки на соответствующие номера статей законов и подзаконных актов, а в целях более широкого понимания читателями сложностей экологического права, представлены конкретные статьи, регулирующие вопросы, затронутые в той или иной задаче.

Особую ценность представляет материалы новейшей судебной и прокурорской практики, которым посвящена вторая часть данного пособия, так как являются показателями правоприменения экологического законодательства.

Кроме того, пособие будет полезно не только студентам, аспирантам, преподавателям, но и юридическим лицам, являющимся загрязнителями окружающей среды, так как поможет устранить конкретные правовые пробелы в данной области.

Таким образом, вниманию читателей представляется учебное пособие «Экологическое право России. Практическое руководство по решению задач».

__________________________________________________________

I. Решение задач по экологическому праву

1.1. Объекты и источники экологического права

Задача 1. Статьей б Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охра­не окружающей природной среды» Правительству РФ было предо­ставлено полномочие устанавливать лишь порядок определения платы и се предельных размерен за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие иды вредного воздействия. Во исполне­ние указанного полномочия : Правительство РФ приняло постановле­ние от 28 августа 1992 г. № 2 «Об утверждении Порядка определе­ния платы и се предельны), размеров за загрязнение окружающей природной среды, размета не отходов, другие виды вредного воз­действия».

Данное постановление Правительства РФ (в ред. от 14 июня 2001 г.) решением Верховного Суда РФ от 28 марта 2002 г. №ГКПИ 2002-178 по гражданскому делу по заявлению ОАО «Кольская горно-металлур­гическая компания» признано незаконным (недействительным).

В связи с этим Правительство РФ направило в Конституционный Суд РФ запрос о проверке конституционности постановления.

Конституционный Суд РФ определил, что данное постановление сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции РФ (опре­деление от 10 декабря 2002 г. №284-О).

Возможно ли иное истолкование данного постановления правоприменителем, в том числе судами общей юрисдикции?

Является ли названное постановление источником экологического права ?

Является ли источником экологического права названное определение Конституционного Суда РФ?

Решение

Да истолкование правоприменителями данного постановления возможно, но оно не будет носить законодательного, утверждающего характера, а в лучшем случае рассматриваться как разъяснительное или доктринальное.

В юриспруденции есть такое понятие, как подсудность, т.е существует перечень дел которые могут быть рассмотрены только лишь определенными, соответвующими судами, в зависимости от конкретики того или иного дела.

Вопросы, касающиеся споров о соответствии подзаконных актов федерального уровня Конституции, каковым является Постановления Правительства Конституции находятся в ведении «главного суда в нашей стране» –Конституционного Суда РФ. Это следует из положения ст. 125 Конституции РФ

Статья 125 КРФ

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Следовательно, Постановление Правительства о соответствии Конституции РФ не может быть истолковано судами общей юрисдикции.

Для того, чтобы уяснить является ли Постановление Правительства источником экологического права необходимо ясно понимать, что такое источник экологического права, и каковы его признаки?

Под источниками экологического права понимаются норматив­ные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отноше­ния в сфере взаимодействия общества и природы.

Чтобы служить источниками экологического права, норма­тивный правовой акт должен отвечать определенным требова­ниям:

а) иметь объективно выраженную форму;

б) быть принят уполномоченным органом;

в) иметь предусмотренную законом форму;

г) быть официально опубликован.

На основании ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликова­нию. Неопубликованные законы не применяются. Любые норма­тивные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

По юридической силе все нормативные правовые акты под­разделяются на законы и подзаконные акты.

Законы — нормативные правовые акты, принимаемые пред­ставительными органами государственной власти.

Все иные нормативные правовые акты являются подзаконны­ми. Это — акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, ми­нистерствами и ведомствами, органами местного самоуправ­ления.

Следовательно, Постановление Правительства является источником экологического права.

Вопрос о том, будет ли определение Конституционного Суда источником экологического права, является дискуссионным, и даже предметом отдельной полемики.

Так, например известный авторитетный специалист в области экологического права профессор Петров ВВ считал:

«Решения судов, несмотря на свою оригинальность и юридическую грамотность, не могут слу­жить образцом, источником для принятия решения по другому аналогичному делу. Отсюда следует, что российская доктрина рассматривает судебную практику лишь в плане применения права, толкования и разъяснения его отдельных положений»1.

Такого же мнения, советник юстиции, профессор Винокуров А.Ю.: «Несмотря на то, что судебные акты не относятся к чис­лу источников российского экологического права, не будет лишним кратко сказать об их роли в формировании практи­ки правоприменения »2.

Профессор Бринчук М.М. не разделяет их позицию и утверждает:

«Полагаем, однако, что анализ роли судов в контексте принци­па разделения властей и признания судебной власти в качестве самостоятельной ветви государственной власти дает основание для существования иной позиции. Ее суть — в признании судеб­ной практики источником права окружающей среды, поскольку в рамках принципа разделения властей суды наделяются новыми полномочиями нормотворческого органа власти.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, орга­нов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Отсюда следует, что нормативный акт любого уровня может быть обжалован в суд. Согласно Федеральному конституционному закону «О Конститу­ционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных за­конов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций респуб­лик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъ­ектов Федерации. При этом Конституционный Суд может при­знать акты неконституционными, что является основанием для их отмены. Решения других органов, нарушающие права и свобо­ды граждан, могут быть обжалованы в суды (ст. 3 Закона об об­жаловании с суд действий и решений, нарушающих права и сво­боды граждан). Решение суда о признании неконституционным и отмене того или иного нормативного акта порождает новые права и обязанности участников общественных отношений. По существу, такое решение, безусловно, оказывается нормотворческим»3.

Тем не менее, мы придерживаемся традиционного для российской правовой доктрины положения согласно которому, судебные акты, даже Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ не являются источниками экологического права, а носят скорее разьяснительный , рекомендательный характер.

Задача 2. Государственная Дума РФ 24 февраля 1995 г. направила и Конституционный Суд РФ запрос о конституционности Указа Прези­дента РФ «О государственной поддержке структурной перестройки и конверсии атомной промышленности в г. Железногорске Красноярс­кого края» от 25 января 1995 г. №72 (далее — запрос).

В запросе указывалось, что:

предусмотренные п. 1 и 3 названного Указа продолжение про­мышленного строительства завода РТ-2 для регенерации отработанно­го ядерного топлива атомных электростанций и его финансирование до проведения государственной экологической экспертизы предпро-ектпых и проектных материалов и при отсутствии ее положительного заключения являются нарушением норм ст. 36, 37 и 43 Закона РСФСР 1991 г. «Об охране окружающей природной среды»;

содержащееся в п. 1 и 2 названного Указа разрешение на вре­менное хранение в целях последующей переработки отработанного ядерного топлива с зарубежных атомных электростанций противоре­чит нормам ст. 50 указанного Закона, прямо запрещающим ввоз радиоактивных материалов из других государств в целях храпения или захоронения;

в силу этого названный Указ противоречит требованиям ст. 15 и 80 Конституции РФ.

Каковы конституционные основы регулирования отношений по охра­не окружающей природной среды?

Имелись ли среди них такие, которым противоречил названный Указ?

Мог ли Указ Президента РФ противоречить Закону РСФСР «Об охра­не окружающей природной среды» ?

Проанализируйте постановление Конституционного Суда РФ по дан­ному делу.

Если Вы не согласны с постановлением Конституционного Суда, то составьте проект альтернативного постановления, особого мнения су­дьи Конституционного Суда.

Решение

  1. «Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению экологической безопасности: законы и их реализация»

    Закон
    Предлагаемая информационная подборка материалов к «круглому столу» на тему «Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению экологической безопасности: законы и их реализация» подготовлена на основе информационно-библиографических
  2. БринчукМ. М. Б87 Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений

    Список учебников
    Учебник написан в соответствии с программой курса «Экологическое право», одобренной Академическим правовым университетом при институте государства и права РАН, Московской государственной юридической академией и Международным университетом,
  3. Законодательные и иные нормативные правовые акты российской федерации: природные ресурсы и окружающая среда

    Закон
    ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ. – М.: НИА–Природа, РЭФИА, 2001.
  4. Правительство москвы постановление от 14 марта 2006 г. N 178-пп о создании комплексной автоматизированной информационной системы в области охраны окружающей среды и природопользования города москвы в рамках городской целевой программы "электронная москва"

    Документ
    Планом мероприятий Городской целевой программы "Электронная Москва" на 2006-2007 гг., утвержденным постановлением Правительства Москвы от 30 августа 2005 г.
  5. Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов российской федерации, органам местного самоуправления по реализации федерального закона от 8 мая 2010 Г. №83-фз

    Закон
    ПРИЛОЖЕНИЕ 1.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 8 МАЯ 2010 г.
  6. Закону от 6 октября 2003 г. N 131-фз "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

    Закон
    "Постатейный комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
  7. Методическое пособие по проведению обучения по охране труда руководящих работников и специалистов

    Информационно-методическое пособие
    В Методическом пособии содержатся рекомендации по проведению обучения по охране труда руководящих работников и специалистов строительных организаций. В качестве приложения в Пособии приводятся Типовая программа обучения по охране труда
  8. Литература к главе 1

    Литература
    Содержание:ГЛАВА 1. Общие требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации предприятий 1.1. Общие требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации предприятий1.
  9. Учебник м. М. Бринчук

    Список учебников
    XIX. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ВНУТРЕННИХ МОРСКИХ ВОД, ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МОРЯ, КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА И ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ

Другие похожие документы..