Методическая разработка уроков информатики в 5 классе по теме «Знакомство с компьютером»

Муниципальное Образовательное Учреждение лицей №23 г.Сочи

Методическая разработка уроков информатики в 5 классе по теме «Знакомство с компьютером»

на муниципальный конкурс

«Лучшая методическая разработка урока с использованием ИКТ»

в номинацию информатика.

Автор учитель информатики

Захарова Надежда Ивановна

-2008-

Пояснительная записка

В период перехода к информационному обществу одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Это добавляет к целям школьного образования еще одну цель — формирование уровня информационной культуры, соответ­ствующего требованиям информационного общества. Наи­более полно реализовать поставленную цель, призвана обра­зовательная область «информатика и информационные технологии». Основными целями курса информатики на пропедевтическом этапе являются: — формирование логического и алгоритмического мышления,  развитие математических способностей,  формирование общих представлений об устройстве компьютера и приобретение простейших навыков работы с ним. Все это формирует информационную культуру школьника.

Тема «Знакомство с компьютером», как одна из ключевых тем курса, которая вводит ученика, только что перешагнувшего порог младшей школы в «Мир информатики». Совершенно очевидно, что на этой ступени обучения информатика должна войти в жизнь ребёнка через  игру, конструирование, художественную и творческую деятельность, а компьютер должен стать развивающим средством самостоятельной деятельности ребёнка. Вот почему в данной работе используется прием подачи новых знаний через игру-сказку.

Оригинальность и творческая составляющая работы состоит в том, что во время обучения активно используется интерактивная доска, которая дает возможность учителю включить в изучение темы, как отдельных учащихся, так и весь класс; организовать дискуссию; обсудить и выбрать лучшее из предложенного; создать проблемную ситуацию. Интерактивная доска не только вызывает большой интерес и активность учеников, но и заставляет учителя творчески подходить к подготовке урока.

Технологическая карта, представленного урока разработана для варианта с учетом того, что учащихся не умеют еще работать на компьютерах. Но её легко переконструировать и ввести выполнение отдельных упражнений учащимися на индивидуальных рабочих станциях, если это необходимо.

Техническое оснащение урока состоит из одного компьютера класса Pentium 3 или выше, интерактивной доски модели InterWriter и мультимедиа проектора. На компьютере должен быть установлена операционная система Windows XP и Flash player версии 8 или выше.

Для проведения урока необходимо:

  • скопировать папку «Урок информатики» в корень диска С:

  • запустить интерактивный режим работы доски;

  • в меню файл открыть из папки файл informatika.gwb;

  • далее следовать технологической карте проведения урока.

План – конспект урока

Предмет: «Информатика и информационные технологии».

Класс: 5 класс

Тема : «Знакомство с компьютером»

Урок 1 – «Правила поведения в кабинете информатики».
«Основные части компьютера».

Урок 2 - «Дополнительные устройства компьютера»

Дидактический материал: Карточки –задания – 12шт., карточки
домашнего задания -12 шт.
Техническое обеспечение: Интерактивная доска, проектор,компьютер.

Программное обеспечение: Четыре учебных флеш-фильма
(pazly.swf, zastavka.swf, texnika bezop.swf,
povtori.swf), один флеш-тест (test-tb.swf).
Файл флипчарта InterWriter (informatika-5klass.gwb).

Цели урока:

  • познакомить учащихся, впервые пришедших в компьютерный класс, с правилами поведения в классе и правилами работы с интерактивной доской;

  • в игровой форме познакомить учащихся с назначением и использованием компьютера, с основным составом компьютерной станции, с назначением каждого устройства, входящего в основной состав компьютера.

Задачи урока:

  • дать начальные знания об основных устройствах компьютера и их взаимосвязи;

  • научить работать пером и интерактивной доской;

  • прививать навыки аккуратной и внимательной работы у доски и на компьютере.

Методы обучения:

  • вербальный (запоминание и повторение);

  • проблемное обучение (активная самостоятельная деятельность по разрешению проблемных ситуаций)

  • игровой (самореализации в игре и свободная развивающая деятельность)

Место мультимедийной разработки:

  • используется в процессе всего урока.

Источники информации:

  • Информатика: основы компьютерной грамоты. Началь­ный курс/Под ред. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2001.

  • Изучаем компьютер. Компьютерный курс/Под ред. А.А.Дуванова /~robot/sale/comp.htm

Ход урока: представлен в форме технологической карты урока.

Урок 1 –Технологическая карта.

Этап урока

Содержание работы учителя

Содержание работы учащихся

слайда интерактивной доски

Орг. Момент.

5 мин.

Приглашает учащихся в кабинет и знакомится, называя фамилию каждого ученика

Учащиеся усаживаются за парты в центре класса и знакомятся с учителем.

Вводная часть – введение в тему урока

3 мин.

Учитель переводит флипчарт в следующий экран и включает на доске флеш-фильм и рассказывает : « На день рождения цыпленку подарили компьютер. А у кого из Вас дома есть компьютер?

Чтобы узнать, как правильно работать на нем, цыпленок пришел в кабинет информатики в нашу школу, где ребята изучают компьютер. Вместе с цыпленком и мы с Вами сегодня узнаем, зачем нужен компьютер и как он устроен».

Во время рассказа учителя отвечают на вопросы и просматривают фильм и

Часть 1- Получение новых знаний по технике безопасности и правилам поведения в кабинете.

3 мин.

Переводит флипчарт в следующий экран и говорит: «Прежде чем начинать изучение компьютера цыпленку нужно познакомиться с правилами техники безопасности, которые нужно соблюдать в кабинете информатики. По дороге в кабинет цыпленку встретятся запретные знаки. Изучим и мы их ребята!» Включает второй флеш-фильм. После окончания фильма просит повторить учеников, что нельзя делать в кабинете информатики.

Просматривают фильм, запоминают и повторяют запретные правила.

Закрепление новых знаний.

5 мин.

Переводит флипчарт в следующий экран и говорит: «Теперь чтобы цыпленку попасть в кабинет информатики ему нужно сдать тест, поможем ему ребята». Включает ссылку на доске флеш-теста по ТБ и правилам поведения и вызывает к доске 2-х учеников, объясняет, как нужно работать ручкой для интерактивной доски.

2 человека выходят к доске и выбирают правильные ответы на вопросы теста, затем через кнопку ПРОВЕРИТЬ проводят проверку правильности выполнения теста.

Часть 2-

Получение новых знаний об основных частях компьютера.

2-3 мин

Переводит флипчарт в следующий экран и говорит: «Итак, тест сдан и можно приступить к изучению компьютера Помогать нам будет ученик старшего класса Петя Кук. Он уже давно занимается в кабинете информатики и много интересного расскажет нам.

Перед Вами рабочая станция персонального компьютера. Она состоит из системного блока, монитора, клавиатуры и компьютерной мыши. Давайте послушаем, что Петя расскажет нам о компьютере». Далее учитель может сам включать по желанию фрагменты рассказа Пети или вызывать учащихся для включения фрагментов речи с целью обучения работе у доски.

Все вместе слушают рассказ Пети и комментарии учителя о том, что умеет делать компьютер и из чего он состоит.

Изучение нового – монитор.

2-3 мин

Переводит флипчарт в следующий экран, где разбирает назначение каждого устройства, входящего в основной состав компьютера. Комментирует сам и включает речь Пети.

Все вместе слушают рассказ Пети о том, что выполняет монитор в составе компьютера.

Изучение нового – клавиатура2-3 мин.

Переводит флипчарт в следующий экран, где разбирает назначение каждого устройства, входящего в основной состав компьютера. Комментирует сам и включает речь Пети.

Все вместе слушают рассказ Пети о том, каково назначение клавиатуры.

Изучение нового – компьютерная мышь.

2-3мин.

Переводит флипчарт в следующий экран, где разбирает назначение каждого устройства, входящего в основной состав компьютера. Комментирует сам и включает речь Пети.

Все вместе слушают рассказ Пети о том, зачем нужна мышь в компьютере.

Изучение нового – системный блок.

2-3 мин.

Переводит флипчарт в следующий экран, где разбирает назначение каждого устройства, входящего в основной состав компьютера. Комментирует сам и включает речь Пети.

Все вместе слушают рассказ Пети о том, что системный блок является главным устройством, в котором находится «мозг» и «память».

Закрепление новых знаний

5 мин.

Переводит флипчарт в следующий экран, включает флеш-конструктор и предлагает ученику, который еще не был у доски, поиграть. Слова учителя: «Нужно собрать рабочую станцию компьютера на доске с помощью конструктора и назвать её основные части». После выхода из конструктора включает шторку.

Один ученик выходит к доске и перетаскивает по экрану изображения на свои места. Все остальные следят и помогают товарищу, если он ошибается.

Часть 3 –

Создание проблемной ситуации.

6 мин.

Переводит флипчарт в следующий экран и говорит: «Петя рассказал нам, что компьютер умеет показывать рисунки и фильмы, проигрывать музыку, печатать книги. Все это информация, которая приходит и выходит из компьютера. А основные устройства помогают вводить и выводить эту информацию. Как вы думаете, что хочет Петя сказать нам, показывая эту схему?»

Учитель организует обсуждение и предлагает ученикам самостоятельно сформулировать вывод о том, что все устройства различаются в зависимости от направления движения информации. В конце обсуждения опускает шторку и показывает правильный ответ. Отключает шторку.

Предлагают свои варианты ответов на поставленную учителем задачу. Например: «Информация вводится в компьютер через мышь или клавиатуру и выводится на монитор» или «У компьютера есть устройства ввода и вывода» и т.д.

Из нескольких вариантов выбирают наиболее правильный и полный ответ.

Часть 4 - Контроль знаний

8 мин.

Переводит флипчарт в следующий экран и говорит: « Подведем итоги нашего урока. Если Вы внимательно слушали меня и Петю и аккуратно выполняли задания у доски, то вы легко восстановите пропущенные слова и продолжите предложения».

Вызывает 2-х учеников для прохождения теста, выполненного средствами флипчарта, а остальным учащимся раздает карточки с таким же заданием. После того как все заполнят тест учитель стирает смайлики и открывает правильные ответы. При этом учащиеся допустившие ошибки исправляют их и сами выставляют себе оценку.

Первый ученик выбирает инструмент перо черного цвета и вписывает пропущенные названия устройств и их назначение.

Второй ученик перетаскивает из нижнего левого угла названия основных устройств компьютера и устанавливает их на полочки справа.

Домашнее задание

2 мин.

Переводит флипчарт в следующий экран и раздает карточки с домашним заданием и объясняет, что нужно выполнить дома (текст задания на экране).

Заключительная часть –Повторение если останется время .

Переводит флипчарт в следующий экран и говорит: « У нас осталось несколько минут до звонка, давайте еще раз повторим какие устройства компьютера относятся к основным. Вызывает одного ученика к доске или самостоятельно включает флеш-фильм.

Ученик щелкает ручкой-мышью по кнопкам с названиями устройств и на экране появляются изображения этих устройств

Конец урока

Слова учителя: «Урок окончен Петя и я приглашаем Вас на урок в следующий раз».

Ученики встают аккуратно придвигают стулья к партам и покидают класс

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КАРТОЧКА - ЗАДАНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

КАРТОЧКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

План – конспект урока

Предмет: «Информатика и информационные технологии».

Класс: 5 класс

Тема : «Знакомство с компьютером»

Урок 2 – «Назначение компьютера».

«Дополнительные устройства компьютера».

Техническое обеспечение:: Интерактивная доска, проектор, компьютер.

Программное обеспечение: учебный флеш-фильм
(povtori.swf).
Файл флипчарта InterWriter (informatika-urok2.gwb).

Дидактический материал: карточки домашнего задания 12 шт.

Цель урока:

  • продолжить знакомство с правилами работы у интерактивной доски;

  • познакомить учащихся с использованием компьютера в различных областях;

  • рассказать о дополнительных устройствах, подключаемых к компьютеру и назначением каждого из них.

Задачи урока:

  • дать начальные знания об основных и дополнительных устройствах компьютера и их взаимосвязи;

  • прививать навыки аккуратной и внимательной работы у доски и на компьютере;

  • научить отличать основные устройства компьютера от дополнительных.

Методы обучения:

  • вербальный (запоминание и повторение);

  • проблемное обучение (активная самостоятельная деятельность по разрешению проблемных ситуаций)

  • игровой (самореализации в игре и свободная развивающая деятельность)

Место мультимедийной разработки:

  • используется в процессе всего урока.

Источники информации:

  • Информатика: основы компьютерной грамоты. Началь­ный курс/Под ред. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2001.

  • Изучаем компьютер. Компьютерный курс/Под ред. А.А.Дуванова /~robot/sale/comp.htm

Ход урока: представлен в форме технологической карты урока.

Урок 2- Технологическая карта.

Этап урока

Содержание работы учителя

Содержание работы учащихся

№ слайда интерактивной доски

Оргмомент

1 мин.

Учитель приглашает учащихся в класс

Учащиеся усаживаются за парты в центре класса и знакомятся с учителем.

Часть 1

Проверка домашней работы

2 мин.

Переводит флипчарт в следующий экран и говорит: «Давайте проверим, все ли правильно выполнили домашнее задание»

Сверяют карточку с заданием со схемой на доске и исправляют, если необходимо. Сдают учителю подписанные карточки.

Повторение.

3 мин.

Переводит флипчарт в следующий экран и говорит: «На прошлом уроке мы разбирали с Вами, из каких основных частей состоит компьютер. Давайте еще раз назовем их». Включает флеш-фильм

Смотрят на доску и вслух все вместе произносят название появляющихся на экране устройств.

Часть 2

Получение новых знаний о дополнительных устройствах компьютера

5 мин

Переводит флипчарт в следующий экран и включает речь Пети, затем говорит: «Давайте вместе с Петей посмотрим, как выглядят и называются другие устройства, которые помогают работать компьютеру»,

Все вместе слушают рассказ Пети и комментарии учителя о том, что умеет делать компьютер и из чего он состоит.

Изучение нового

2 мин

Переводит флипчарт в следующий экран и включает речь Пети

Все вместе слушают рассказ Пети о том, каково назначение принтера.

Изучение нового

2 мин

Переводит флипчарт в следующий экран и включает речь Пети

Все вместе слушают рассказ Пети о том, каково назначение звуковых колонок.

Изучение нового

2 мин

Переводит флипчарт в следующий экран и включает речь Пети

Все вместе слушают рассказ Пети о том, каково назначение наушников.

Изучение нового

2 мин

Переводит флипчарт в следующий экран и включает речь Пети

Все вместе слушают рассказ Пети о том, каково назначение микрофона.

Изучение нового

2 мин

Переводит флипчарт в следующий экран и включает речь Пети

Все вместе слушают рассказ Пети о том, каково назначение сканера.

Изучение нового

2 мин

Переводит флипчарт в следующий экран и включает речь Пети

Все вместе слушают рассказ Пети о том, каково назначение джойстика.

Изучение нового

2 мин.

Переводит флипчарт в следующий экран и включает речь Пети

Все вместе слушают рассказ Пети о том, каково назначение камеры.

Изучение нового

2 мин.

Переводит флипчарт в следующий экран и включает речь Пети

Все вместе слушают рассказ Пети о том, каково назначение фотоаппарота.

Изучение нового

2 мин.

Переводит флипчарт в следующий экран и включает речь Пети

Все вместе слушают рассказ Пети о том, зачем нужен дисковод.

Изучение нового

2 мин

Переводит флипчарт в следующий экран и включает речь Пети

Все вместе слушают рассказ Пети о том, зачем нужна флеш-память.

Часть 2 Закрепление изученного.

5 мин

Переводит флипчарт в следующий экран и говорит: «Петя рассказал нам очень много интересного. Давайте проверим, что Вы запомнили». Вызывает 2-е группы учеников к доске.

Первая группа должна перетащить в правый круг устройства ввода, а вторая – в левый круг устройства вывода.

По одному учащиеся перетаскивают изображения разных устройств в левый или правый круги. Все остальные учащиеся следят за правильностью выполнения упражнения и помогают, если необходимо.

Часть 2

Практика – игра.

8 мин.

Переводит флипчарт в следующий экран. Предлагает поиграть в игру, в которой нужно соединить название устройства с его изображением.

Один или несколько учеников выходят к доске и выполняют упражнение. Если название не совпадает с изображением оно не устанавливается а возвращается вниз.

Домашнее задание

1 мин.

Переводит флипчарт в следующий экран и объясняет, что нужно выполнить: «Буквой К обозначен компьютер. Подпишите на полочках названия известных Вам устройств, которые можно подключить к компьютеру. Обратите внимание на направление красных стрелочек. Подумайте, почему они разные?

Получают у учителя карточку домашнего задания .

Конец урока

Слова учителя: «Урок окончен Петя и я приглашаем Вас на урок в следующий раз».

Ученики встают аккуратно придвигают стулья к партам и покидают класс

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Задание: запиши на полочках названия всех известных устройств, которые можно подключить к компьютеру. Обрати внимание на направление красных стрелок. Подумай, почему они разные?

15


  1. Методическая разработка урока физики в 7 классе по теме: «Простые механизмы. Рычаг»

    Урок
    «Работа. Мощность. Энергия», на котором продолжается формирование понятия выигрыш в силе, формируется представление о простых механизмах и его простейшем представителе – рычаге.
  2. Методическая разработка урока-конференции для 10-го класса

    Методическая разработка
    Конференция помогает реализовать две главные задачи личностно-ориентированного подхода через использование технологии проблемного обучения. Во-первых, создание проблемной ситуации, которая пробуждает желание разрешить проблему в сочетании
  3. Методические разработки 12 1 Разноуровневые задания на уроках информатики (8-9 классы) 12

    Методические разработки
    Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям (ИКТ) в системе непрерывного образования в условиях информатизации
  4. Методическая разработка к уроку по теме «давление и сила давления»

    Методическая разработка
    Презентация к уроку, материалы для работы на компьютере, компьютерные диски CD-ROM «От А до Я», CD-ROM «Шедевры русской классики», компьютер, проектор.
  5. Методика обучения основам программирования на уроках информатики X-XI классов

    Урок
    История создания языков программирования тесно связана с историей развития компьютеров. За прошедшие с сороковых годов десятилетия были созданы тысячи языков программирования высокого уровня.
  6. Протокол заседания экспертной комиссии регионального методического конкурса педагогов образовательных учреждений Костромской области от 25 апреля 2011 года. Председатель экспертной комиссии

    Конкурс
    Для участия в методическом конкурсе представлено 386 работ от 401 педагога из 29 муниципальных образований Костромской области: Антроповского, Буйского, Галичского, Вохомского, Кадыйского, Кологривского, Костромского, Красносельского,
  7. Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 050709 «Преподавание в начальных классах» с дополнительной подготовкой в области русского языка и литературы (повышенный уровень образования)

    Программа
    Целью Итоговой государственной аттестации является установление соответствия уровня и качества подготовки выпускника Государственному стандарту среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания
  8. На уроках русского языка и литературы (1)

    Урок
    Приложение 2. Разработка урока литературы в 11 классе по теме: Разоблачение идей механизированного общества в романе-антиутопии Евгения Замятина «Мы» (урок защиты проектов)
  9. Уроки алгебры 7-8 класс

    Урок
    Живая физика 19. Уроки физики 9 класс 1 0. Уроки физики 7-8 1 1. Уроки физики 10 класс 1 . Уроки физики 11 класс 1 МХК 3. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства 4.

Другие похожие документы..