Рекрутская обрядность, как основа социального становления молодого поколения

Международный фестиваль детского творчества

«Звёзды нового века»

Рекрутская обрядность,

как основа социального становления молодого поколения

(на примере сёл Шелоклейка и Сабаново

Никольского района Пензенской области)

Выполнила: Косарева Александра

обучающаяся МОУ ДОД

Дом детского творчества

Никольского района Пензенской области

руководитель:

Пинимасова Наталья Ильдаровна

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД Дом детского творчества

Никольского района Пензенской области

2011

Введение. Передача накопленных знаний и житейского опыта всегда составляла важную часть духовной жизни общества. Люди веками и тысячелетиями решали задачу – осмыслить и передать следующим поколениям то всеобщее, на чём зиждется человечество, и то частное, что составляет неповторимое лицо каждого народа. Сложившиеся веками народные обычаи и традиции представляют большую ценность в духовной жизни общества. Традиции, обряды, обычаи, ритуалы, народные знания как часть духовной культуры передаются в единстве производственной деятельности и повседневного быта. Однако к настоящему времени они претерпели изменения, разрушились и поблекли.

В советское время национальные традиции чаще всего считались пережитками прошлого. Это не замедлило сказаться на идеалах и стиле поведения молодёжи, особенно в городах и крупных сёлах. Появилась агрессивность, развязность, лень и другие негативные черты. Иногда негативные явления в сельскую местность привносятся земляками, живущими в городе.

Как на месте вырубленного леса начинают прорастать молодые побеги, питающиеся от корней погибших деревьев, так и подрастающее поколение питается от наследия своих предков: их истории, обычаев и традиций. Историю не повернёшь вспять, жизнь идёт вперёд. С этим приходится мириться, но молодое поколение может сберечь это бесценное богатство. Их задача изучать, ценить и сохранять культурное наследие своего народа.

В ходе этнографических экспедиций по населённым пунктам Никольского района во время общения со старожилами выявилось, что обряд проводов рекрута является одним из малораспространенных и своеобразных обрядов нашего района. Меня заинтересовала рекрутская обрядность, и захотелось глубже изучить этот обряд и его истоки.

С древних времён принято было относиться к военной службе как достойному занятию для молодого человека. Вокруг рекрута, уходящего в армию, создавалась атмосфера доверия и уважения. Он начинал чувствовать свою значимость, старшее поколение начинали с ним общаться как с равным. Это была первая ступень во взрослую жизнь. Естественно с ней связывались многочисленные обряды и традиции, подчёркивающие значимость события. Не служившие в армии чувствовали какую то неловкость и неполноценность, поскольку их роль в данных обрядах была второстепенной.

В данный исторический период сложилось отрицательное отношение к службе в вооружённых силах. Оно сложилось из многих аспектов, таких как: постоянных нападок средств массовой информации на российскую армию, ухода властей от решения проблем армии, случаев унижения солдат на службе, непрекращающиеся военные действия на Кавказе и многое другое. Родители перестали относиться к армии как жизненной школе воспитывающей в юноше положительные качества, воспитание силы воли, закаливание. Они боятся посылать своих детей в армию, что приводит к тому, что юноши выдумывают разные способы, чтобы «увильнуть» от службы. Получается, что ценятся не будущие защитники Отечества, а ловкачи, которым удалость уйти от основной обязанности гражданина государства, в котором он живёт. В этих условиях возрастает ценность обрядов и традиций, помогающих поднять авторитет военной службы, дающих молодому человеку понять его патриотическую значимость в обществе.

Было опрошено 10 жителей сёл Шелоклейка и Сабаново, собраны два обряда (русский и мордовский) проводов рекрута в армию.

Цель: изучение влияния рекрутской обрядности на социальное становление молодого человека в третьем тысячелетие.

Задачи:

  • выявление источников рекрутской обрядности;

  • ритуальные ходы конструирования рекрутской обрядности;

  • соотношение рекрутской обрядности с другими обрядами жизненного цикла;

  • изучение и выявление отличительных особенностей обряда в селе Шелоклейка и Сабаново;

  • систематизация собранных материалов;

  • популяризация обряда среди населения области и района.

Методы: сравнительно - исторический, изучение и обобщение литературных источников, интервьюирование.

Обзор литературы. Первым обратил внимание на существование закономерности в разворачивании ритуальных сценариев Ван Геннеп Арнольд. Он предложил рассматривать любой ритуал как реализацию трехчастной схемы, описывающей смену состояний (в географическом и в социальном смысле) героя ритуала: десоциализация (снятие признаков прежнего состояния, выведение из коллектива), лиминальная стадия (пребывание в состоянии «противофазы» социуму), ресоциализация (наделение признаками нового состояния, возвращение в коллектив). Продолжением изысканий Ван - Геннепа и Тернера В. в области ритуала стал структурно - семиотический подход к изучению обряда, сформулированный в совместных работах А.К.Байбурина и Г.А.Левинтона. Книга Ж.В. Корминой «Проводы в армию в пореформенной России. Опыт этнографического анализа» является первым исследованием фольклора и ритуальных практик, связанных с проводами на военную службу в русской деревне конца XIX - ХХ в. На протяжении этого времени отношение к службе в армии, определявшее общую тональность проводов, изменялось от абсолютного неприятия армейской службы в конце XIX века до ее высокой престижности в 1960-1980-е гг. В книге анализируются причины этих изменений.

Постановка проблемы. Под рекрутским обрядом в данной работе понимается ритуал проводов на армейскую службу. Рекрутский обряд принципиально отличается от других обрядов жизненного цикла родильно - крестильного, свадебного, похоронно-поминального. В отличие  от них обряд проводов в армию не является «естественным» следствием существования человека как биологического существа. Он появляется в конкретное историческое время (и исчезнет или изменится с изменением принципа комплектования вооруженных сил - например, с введением профессиональной армии) и представляет собой реакцию культуры на ситуацию, задаваемую извне. Рекрутская обрядность является примером адаптации новой социально-исторической ситуации посредством традиционных схем конструирования реальности. Поводом для ее появления стало введение института рекрутства в начале XVIII века в ходе Петровских реформ. Происходившие на протяжении XIX и XX вв. изменения в сроках службы и порядке набора, так или иначе, влияли на обрядность. Однако ритуал проводов в армию продолжал свое существование: в некоторых локальных традициях он фиксируется и сейчас.

Актуальность и научная новизна работы. В отечественной этнологии рекрутский обряд не становился еще предметом специального исследования. Фольклористика и этнография, до некоторых пор были ориентированы исключительно на изучение свидетельств «живой старины», рекрутская обрядность не представляла особого интереса. Эпизодическое возникновение интереса к ритуалу проводов в армию обусловливалось, главным образом, причинами экстра научного характера, а именно - обстоятельствами внешней политики (участием России в военных действиях) или всплеском националистической активности. Полные этнографические описания обрядовых действий являются скорее исключением, нежели правилом. Для советского времени такие описания практически отсутствуют.

Возрождение обряда проводов в армию поможет поднять статус призывника и отразить его активную позицию – служение Отечеству.

История изучения рекрутского обряда представляет собой описание материалов по рекрутской обрядности, как опубликованных, так и архивных. Круг привлекаемых источников достаточно широк и разнороден, что обусловлено специфичностью предмета исследования.

Каждый рекрутский набор становился, с одной стороны, значимым событием в частной жизни семьи и в судьбе конкретного человека, а с другой стороны, он являлся государственной акцией, проходящей в масштабах страны, губернии, города, деревни. В результате появлялись источники двух типов: во-первых, описывались обрядовые действия, сопровождавшие проводы на военную службу (этнографические описания) и фиксировались соответствующие фольклорные тексты. Во-вторых, в периодических изданиях появлялась информация о конкретных ситуациях отправления в армию (включая, например, речи священников перед жеребьевкой), сведения о результатах наборов. Сюда можно отнести законы и постановления, касающиеся организации набора, а также специальные издания или публикации в прессе, где эти законы разъяснялись.

Специальные работы о рекрутской обрядности появляются только в конце XIX века. В сезон рекрутских наборов в местных газетах регулярно появлялись сообщения о ходе кампании (с приведением статистических данных), в частности, описывались случаи злоупотреблений (взяточничество, членовредительство), а также участие населения в сборах и проводах новобранцев и пиры, устраиваемые для них и в их честь на средства властей или горожан.

Специфическим типом этнографических источников являются крестьянские самоописания, которые появляются в конце XIX - начале XX вв. Описательная этнография по большей части была занятием разночинцев, главным образом, учителей и священников, которые были включены в крестьянское сообщество на особых основаниях. Социальная дистанция между крестьянами, с одной стороны, и образованными специалистами, с другой, создавала предпосылки для появления у последних определенной рефлексии по поводу хорошо знакомых им культурных практик. Отличительной чертой такого рода текстов является экспликация авторской позиции по отношению к описываемому предмету, что нередко выражается в оценке реалий крестьянской жизни с точки зрения морально-этических норм.

Всплеск интереса к рекрутской обрядности приходится на годы I мировой войны. В местных газетах практически повсеместно появляются репортажи с описанием проводов на военную службу. Спецификой публикаций, появляющихся в центральных периодических изданиях этого времени, является их политическая ангажированность, сказавшаяся как на принципах отбора материалов, так и на качестве их интерпретации.

Особым источником являются интервью, полученные в результате этнографических экспедиций. Они построены на воспоминаниях информантов 1925 - 1940-х годов рождения о том, как происходили проводы в армию. Ценность этих источников состоит в том, что они позволяют судить, во-первых, об актуальности события для жизни деревни, семьи, конкретного человека и его месте в соответствующих обрядовых циклах, а, во-вторых, о значимости тех или иных эпизодов рекрутской обрядности с точки зрения носителей культуры. На протяжении XIX – XX веков в крестьянской культуре изменилось отношение к явлению, вызвавшему возникновение рекрутской обрядности, – к службе в армии. Произошла смена акцентов в смыслах, которые носители культуры придавали этому событию. Если в XIX веке уход на службу осмыслялся, прежде всего, как уход из социума и репрезентировался в терминах похоронно-поминальной обрядности, то к середине XX века служба в армии воспринималась как обязательный этап в жизни каждого мужчины и наделялась инициационным (от лат. initiatio - совершение таинств). Инициация - посвятительные обряды общества, связанные с переводом юношей и девушек в возрастной класс взрослых мужчин и женщин. Некоторые из обрядов инициации, утратившие первоначальное значение, совершались над лицами более молодого возраста1.

Именно этот параметр – отношение к событию (набору в армию) – определяет способы его ритуального «оформления» (конструирования обряда). Конструирование состоит в выборе существующих в культуре символических средств для репрезентации этого события.

Традиции и обряды, связанные со службой в армии, как основа социального становления молодого поколения.

Народные обряды, имеющие тысячелетнюю историю, многочисленны и отражают практически все стороны жизни человека. Они как ступени ведут его от рождения до завершения земной жизни.

Все обряды разделяются на две группы:

  1. Семейные обряды.

  2. Календарные обряды.

Особый интерес представляют семейные обряды. Их можно расположить в хронологическом порядке по мере роста и взросления.

Разнообразными обрядами и обычаями сопровождалось рождение ребёнка. Это имя наречение, появление первого зуба, первый шаг. Некоторые обряды были целесообразны с точки зрения охраны здоровья, некоторые носили мистически религиозный характер.

Затем следовали обряды, связанные с вступлением детей в совершеннолетие и проводились они для мальчиков и девочек отдельно.

Следующий этап взросления – вступление во взрослую жизнь. С этим событием связан самый красочный, самый театрализованный обычай – свадьба. По количеству участников со свадьбой несравним ни один обряд.

Из традиционных обрядов, которые связаны с жизнью человека мы можем назвать погребально - поминальные. Раньше они состояли из различных действий, направленных на облегчение перехода умершего в загробный мир. В настоящее время они соблюдаются в качестве знака уважения умершего и его близких. Это как подведение итога жизни и определение авторитета и заслуг человека в обществе.

Для юношей, часто предшествующим свадьбе обычаем, становится обычай проводов в армию и встреча после завершения службы. Этот обычай приобретал особую важность не только в семье, но и в обществе. Поэтому в нём прослеживается участие не только жителей, но и общественных организаций, органов власти. Рассмотрению этих обрядов посвящена данная исследовательская работа.

В наше время из-за миграции населения и разрушения родовых связей обряды постепенно упрощаются, в них появляются элементы, присущие другим народам. На нашем примере прослеживается взаимопроникновение двух культур, народов проживающих в разных населённых пунктах. Часто традиционные обряды, несущие наследие предков, заменяются бессмысленными застольями и всеобщим пьянством. Гости расходятся в таком подпитии, что не могут вспомнить, по поводу чего они так напились. Да и сам новобранец часто появляется в военкомате в тяжёлом похмелье и в памяти об этом дне остаётся воспоминание о головной боли. А это едва ли способствует воспитанию достойного защитника отечества. Кулачные бои, проводимые для выявления силы и выносливости призывника, заменяются дракой.

Если бы мы следовали заветам наших предков, у которых при появлении первой крови всё прекращалось, то не было безжалостных побоев до изнеможения, а правильно выстроенный обряд не позволял напиваться и бесчинствовать.

  1. Литература стр. 17

    Литература
    Введение. Передача накопленных знаний и житейского опыта всегда составляла важную часть духовной жизни общества. Люди веками и тысячелетиями решали задачу – осмыслить и передать следующим поколениям то всеобщее, на чём зиждется человечество,
  2. 1. История как наука (1)

    Документ
    «Historia vero testis temporum, lux veritatis, vita memoriae,magistra vitae, nuntia vitustatis, qua voci alea nisi immortalitati commendatur ?»– «История свидетель времени, свет истины, жизнь памяти, учительница жизни, вестница старины
  3. Учебное пособие. /Под ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург: Изд-во “св-96”, 2001 г. 368 с. История России. Теории изучения. Книга вторая. Двадцатый век (1)

    Учебное пособие
    История России. Теории изучения. Книга первая. С древнейших времен до конца XIX века. Учебное пособие. /Под. ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург: Изд-во “СВ-96”, 2001 г.
  4. Учебное пособие. /Под ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург: Изд-во “св-96”, 2001 г. 368 с. История России. Теории изучения. Книга вторая. Двадцатый век (2)

    Учебное пособие
    История России. Теории изучения. Книга вторая. Двадцатый век. Учебное пособие. /Под. ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург: Изд-во “СВ-96”, 2001 г. – 304 с.
  5. Учебное пособие. /Под ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург: Изд-во “св-96”, 2001 г. 368 с. История России. Теории изучения. Книга вторая. Двадцатый век (3)

    Учебное пособие
    Редактор: Борис Васильевич Личман, заведующий кафедрой истории России Уральского государственного технического университета, доктор исторических наук, профессор, академик Академии Гуманитарных наук и Военно-исторической академии, заслуженный
  6. Теории изучения книга I

    Книга
    Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род чело­веческий. Этот интерес трудно объяснить одной человеческой любозна­тель­ностью. Дело в том, что сам человек — существо историче­ское.
  7. Учебное пособие. /Под ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург: Изд-во “св-96, 2001 г. 368 с. История России. Теории изучения. Книга вторая. Двадцатый век

    Учебное пособие
    Редактор: Борис Васильевич Личман, заведующий кафедрой истории России Уральского государственного технического университета, доктор исторических наук, профессор, академик Академии Гуманитарных наук и Военно-исторической академии, заслуженный
  8. План: территория, население и его социальная структура кризис крепостничества

    Документ
    1. К началу XIX в. Россия представляла собой огромную контине­нтальную страну, занимавшую обширную площадь Восточной Ев­ропы, Северной Азии и часть Северной Америки (Аляску и Алеутские острова).
  9. Взаимоотношения евангелическо-лютеранской церкви и государства в контексте социально-экономического развития юга россии в хιх начале ХХ в

    Диссертация
    § 1.1. ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВОВАВШИЕ МИГРАЦИОННЫМ ПРОЦЕССАМ ПРОТЕСТАНТОВ ИЗ ГЕРМАНСКИХ ГОСУДАРСТВ И ВНУТРЕННИХ ОБЛАСТЕЙ РОССИИ НА ЮГ РОССИЙЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ХIХ-НАЧАЛЕ ХХ В .

Другие похожие документы..