Правовая политика современной россии: проблемы теории и практики

ИЗ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ

Исаков, Николай Васильевич

1. Правовая политика современной России: проблемы

теории и практики

1.1. Российская государственная Библиотека

2005

Исаков, Николай Васильевич

Правовая политика современной России: проблемы теории и практики [Электронный ресурс]: Дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.01 .-М.: РГБ, 2005 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки)

Государство и право. Юридические науки — Советское государство и право — Российская Федерация. Теория и история права и государства; история правовых учений

Полный текст:

Aiiss/05/0060/050060021.pdf

Текст Воспроизводится по экземпляру, находящемуся в фонде РГБ:

Исаков, Николай Васильевич

Правовая политика современной России проблемы теории и практики

Ростов н/Д 2004

Российская государственная Библиотека, 2005 год (электронный текст).





СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОСТОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

На правах рукописи

Исаков Николай Васильевич

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: проблемы теории и практики

Специальность 12.00.01-теория и история права и государства;

история

резядиум ВАК Минобразования России

(решение от 7/' А 200£ г. wZhdft решил выдать диплом ДОКТОРА у юридических наук

Начальник отдела ВАК Минобразования России

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени доктора наук Консультант: доктор юридических наук, профессор Малько А.В.

Ростов-на-Дону-2004 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

РАЗДЕЛ I ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ

Глава I Теоретико-методологические основы правовой политики.

                  1. Политика как генетическая основа правовой политики
                    23

                  1. Право как базовое начало правовой политики 50

                  1. Разработка понятия «правовая политика» 74

                  1. Особенности и необходимость формирования в России новой правовой
                    политики, 83

Глава II Правовая политика как важнейшая разновидность государственной политики. 1. Понятие, сущность и признаки правовой политики в

России 102

: 2. Виды правовой политики. Основные направления ее
реализации 131

                  1. Принципы правовой политики 160

                  1. Субъекты правовой политики 184

Глава III Правовые акты как основные средства правовой политики.

                  1. Правовой акт как политико-правовой феномен 196

                  1. Значение классификации правовых актов для осуществления правовой
                    политики 211

                  1. Цели и функции правовых актов в структуре правовой
                    политики 224

                  1. Правовые акты как форма проявления правовой жизни российского
                    общества 236

                  2. 2

РАЗДЕЛ II ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ

ПОЛИТИКИ

Глава I Правовая политика в сфере формирования правового

государства и гражданского общества 251

Глава П Правовая политика в сфере "обеспечения прав

человека 292

Глава III Электоральная политика как разновидность правовой

политики 314

Глава IV Правовая политика в сфере борьбы с

коррупцией 337

Глава V Правовая политика в сфере лоббистской

деятельности 358

Глава VI Финансовая правовая политика в современной
России .386

Заключение403

Библиография412

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования и степень ее разработанности. В

условиях проводимых в современной России преобразований особую роль призвана играть правовая политика как одна из наиболее важных разновидностей государственной политики, имеющая собственное юридическое содержание и самостоятельное значение в правовой жизни общества. Как справедливо отмечает профессор А.В." Малько, сегодня правовая политика выходит на передние рубежи жизнедеятельности общества1. В этой связи актуальность правовой политики обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, эта политика направлена на упорядочение правовой сферы, которая своим юридическим инструментарием способна оптимизировать экономические, политические, социальные, национальные,, экологические и иные отношения. Определяя специфику правовой политики по сравнению с другими видами, В.Н. Кудрявцев пишет, что «она всегда предпочитает использование методов правового регулирования»2. Как подтверждает практика последних лет, эффективность регулирования наиболее важных и сложных общественных отношений неизмеримо возрастает, если оно осуществляется средствами правовой политики, ибо предполагает целенаправленную и последовательную деятельность на основе научно обоснованных механизмов, средств и принципов по достижению стратегических целей и тактических задач государства и общества и, наоборот, максимально исключает спонтанность, непредсказуемость, всевозможные отклонения от намеченных целей. Слабая, не обоснованная юридической наукой, правовая политика имеет своим следствием несовершенную, пробельную юридическую базу, противоречивые правовые акты, расплывчатые цели, неконкретные приоритеты, своеволие политики в выборе средств. В результате происходят сбои в осуществлении экономической, социальной, национальной и других видов политики.

1См.: Российская правовая политика: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Норма. 2003.
С. 142.

2 Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М.: Юридическая литература, 1978. С. 163.

4

Во-вторых, формирование правовой политики есть объективная реакция государства на потребности внутреннего согласования и упорядочения все увеличивающихся потоков юридической информации, содержащейся в различных правовых актах. Как отмечает И.А.Иванников «с развитием и усложнением общественных отношений, научно-технического прогресса увеличивается количество нормативно-правовых актов, прецедентов и других норм права. Поэтому человеку все труднее становится ориентироваться в потоке юридической информации, что ведет к увеличению юридической безграмотности населения»1.

В-третьих, актуализация проблем правовой политики видится в беспрецедентном усилении управленческой функции права, резком повышении роли и значимости правосознания, вызванными проводимой демократизацией страны, расширением договорных начал правового регулирования и появлением в этой связи острой необходимости координации и управляемости со стороны властных структур, другими происходящими процессами в российском правовом пространстве.

В-четвертых, высокий уровень криминализации российского общества, дальнейший рост организованной преступности и коррупции представляют собой угрозу национальной безопасности страны, преграду на пути реформ и, как следствие, ставят под вопрос возможность построения правового государства в России. Этому можно противопоставить последовательную программу энергичных юридических действий, воплощенных в системной правовой политике государства.

В-пятых, важная особенность современного этапа развития российского общества, проявившая себя в возникновении новых самостоятельных субъектов права - субъектов РФ и негосударственных органов в лице муниципальных образований требует формирования и развития, с одной стороны, по-настоящему федеративных отношений, а, с другой - упорядочения правовых и

Иванников И.А. Проблемы государства и права России начала XXI века. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2003. С.328,

5

связанными с ними иных отношений на региональном и муниципальном уровнях. В свою очередь это актуализирует задачу эффективного использования юридического инструментария, что возможно обеспечить лишь в рамках правовой политики.

В-шестых, правовая политика способна эффективно регулировать межнациональные отношения, особенно в регионах, где тесно переплетаются и взаимодействуют интересы многих наций, народностей, социальных слоев и групп населения и время от времени возникают противоречия и конфликты. Так северокавказский очаг напряженности убедительно свидетельствует, что урегулирование межнациональных конфликтов требует глубоких: знаний и разносторонней деятельности с использованием средств правовой политики. По мнению профессора Д.Ю.Шапсугова «одной из главных политико-правовых проблем развития современного Северного Кавказа является разработка и реализация научно-обоснованной правовой политики государства»1.

В-седьмых, актуальность исследования проблем правовой политики объясняется необходимостью выработки концепции этой политики, реализуемой в условиях перехода к сильному социально-правовому государству. По своей структуре анализируемая политика представляет собой сложное явление, имеющее двойственную природу. Во-первых, это политика, основанная на праве. Во-вторых, это право, используемое, как средство: а) властвования и управления; б) ограничения власти, воздействия на нее правовыми средствами. С этих позиций, имеющая всесторонне обоснованную концепцию, правовая политика смогла бы выступить в качестве единой общенациональной политики, с одной стороны, непосредственно в сфере права по созданию эффективного законодательства и результативному его применению, а с другой — посредством действия права как разумной, цивилизованной формы руководства обществом, мощного инструмента его преобразования. Одновременно указанная концепция позволит более четко определить и собственно цели правовой политики. В данном случае речь идет о создании механизма политико-правового

1 Шапсугов Д.Ю. Проблемы теории и истории власти, права и государства. М., 2003. ИГ «Юрист». С.584.

6

регулирования, об определении главных направлений и основных ориентиров правового развития государства и общества в целом. Как отмечается в литературе, «современная Россия остро нуждается в разработке собственной стратегии политико-правового развития»1. Поэтому прогноз, предвидение, способность определять болевые точки жизни общества являются важными задачами, которые должны найти свое отражение и реализацию в правовой политике государства.

Поскольку данная проблема носит междисциплинарный характер, то с позиции автора её необходимо рассматривать в единстве с политическим аспектом.

Анализ степени научной разработки правовой политики показывает, что еще в трудах ученых-юристов конца XIX - начала XX веков, таких как Б.А. Кистяковский, С.А. Муромцев, Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, Л.И. Петражицкий и др. этой проблеме уделяется определенное внимание и, в частности, упоминается сам термин «правовая политика»2. Характерно, что исторически правовая политика рассматривалась ими не как реально существующее явление, а как набор определенных идей, взглядов, представлений о праве и неправе, как прикладная наука, призванная оценивать действующее законодательство и способствовать выработке более совершенного права3.

Важные мысли, касающиеся права и политики, высказывали и такие российские мыслители как И.А. Ильин, Н.Н. Кареев, Б.Н. Чичерин и др.4.

1См.: Овчинников А.И., Овчинникова СП. Евразийское правовое мышление Н.Н. Алексеева. Ростов н/Д., 2002.
С. 209.

2 Кистяковский Б.А. Реальность объективного мира. М., 1904; Социальные науки и право. Очерки по
методологии социальных наук и обшей теории права. М.: 1910; Коркунов Н.М. Лекции по теории права. М.:
1909; Общественное значение права. Л., 1989; Муромцев С.А. Определение и основное разделение права. М.,
1870; Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1912.

3 См. подробнее: Федоров Н.В. Концепция политики права в буржуазной юридической мысли в
дореволюционной России // Советское государство и право. 1985. №7.

4 Ильин И.А. Путь духовного обновления // Собр. Соч. в Ют. 1993. Т.1; Кареев Н.Н. Происхождение
современного народно-правового государства. СПб., 1908; Чичерин Б.Н. О народном представительстве. М.,
1899; Собственность и государство. М., 1882.

  1. Материальная ответственность наемных работников: проблемы теории и практики 12. 00. 05 трудовое право; право социального обеспечения

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «30» сентября 2010 г. в 10 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора юридических наук Д14.
  2. Теория правовых льгот 12. 00. 01- теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

    Диссертация
    Защита состоится «04» марта 2008 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д-212.239.02 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовская государственная академия права» по адресу: 410056, г.
  3. Проблемы теории и практики управления (1)

    Документ
    Еременко Лариса, Киричук Степан. Эффективность работы органов местного самоуправления: направления муниципальной административной реформы, № 9, стр. 14
  4. Программа дисциплины по кафедре Государственно-правовые дисциплины современные проблемы юридической науки

    Программа дисциплины
    Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, предъявляемыми к минимуму содержания дисциплины и в соответствии с примерной программой дисциплины, утверждённой департаментом образовательных
  5. Малахов антон александрович

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 7 апреля 2009 г. в 15 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д 212.155.14 при Московском государственном областном университете по адресу: 105005, г.
  6. Проблемы теории и практики управления (2)

    Документ
    Бочков Валерий, Валявский Андрей, Иванов Михаил, Иванова Наталья. Управление сетевыми учреждениями открытого дистанционного образования на основе моделирования деятельности в распределенной среде, № 9, стр.
  7. 1. Методолого-методические особенности курса лекций «Политические отношения и политические процессы в современной России»

    Документ
    Тематика политологических исследований в современной России свидетельствует, что приоритет сохраняется за изучением политических институтов и политических процессов, что представляется закономерным.
  8. Конверсия впк в системе государственной политики современной России

    Диссертация
    Защита состоится 21 января 2011 г. в__ ч.__ м. на заседании Диссертационного совета Д 501. 001.47 при Московском государственном университете имени М.
  9. Актуальные проблемы теории права и государства

    Планы семинарских занятий
    Цель: в ходе самостоятельной работы с учебной литературой, научно-практическими пособиями и публикациями углубить и закрепить знания, полученные на лекции.

Другие похожие документы..