Тема: Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональный этап

Проектирование урока биологии с целью формирования учебно-познавательной компетентности обучающихся.

Тема: Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональный этап.

Учебник «Общая биология» 10,11 класс Д.К. Беляев издательство Просвещение 2004

Учитель биологии МОУ «Верхнесуерская средняя общеобразовательная школа» Варгашинского района Чекирлан Р.А.

Цели: изучить закономерности индивидуального развития организмов. Рассмотреть роль митоза в процессе онтогенеза. Показать вредное влияние алкоголя, курения, наркотиков на развитие эмбриона человека.

Развивать умения работать с книгой, выделять частное из общего, принимать мнение другого человека.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методические приемы

Образовательный продукт

Организационный

Положительный эмоциональный настрой учащихся на работу. Сообщение темы и целей урока.

Концентрация внимания, воли, положительный настрой на урок

Организационные

Организация рабочего места. Развитие слуховой памяти

Актуализация

Активизирует работу учащихся, задает вопросы

Отвечают на вопросы по теме предыдущего урока:

  1. раскройте механизм образования гаметофитов.

  2. в чем сущность двойного оплодотворения у цветковых растений.

  3. Раскройте биологический смысл двойного оплодотворения и его значение для покрытосеменных.

Логические

Проблемные

Умение формулировать ответ.

Изучение нового материала

Активизирует знания учащихся, объясняет, направляет работу

Работают с термином «Онтогенез», читают определение в учебнике, записывают в тетради.

Заслушивают сообщения учащихся «Краткие исторические сведения», по ходу записывают новые термины «Преформизм»; «Эпигенез»

Заслушивают учителя и записывают информацию в тетради Определение процесса эмбриогенеза

Зарисовывают схему эмбриогенеза.

Эмбриогенез

Зигота – дробление – бластула – гаструла – нейрула – гистогенез – органогенез.

Рассматривают таблицу развития ланцетника. (или просмотр диска) с комментарием учителя.

Чтение текста учебника ст. 86

Самостоятельно описывают процесс

развития зародыша по на начальных стадиях

Стадия зиготы

Стадия дробления

Стадия бластулы

Отвечают на вопрос учителя

- Что влияет на процесс дробления и ранних стадий развития?

Рассматривают на схеме стадии гаструляции, читают информацию в учебнике на ст. 88 и записывают в тетради.

Стадия гаструляции..

формирование зародышевых листков эктодермы..

энтодермы..

мезодерма….

Рассматривают вместе с учителем стадию нейрулы и делают выводы, что происходит на данной стадии.

Изучают следующую стадию вместе с учителем.

Стадия гистогенеза и органогенеза

Заполняют таблицу

Характеристика зародышевых листков

Зародышевые листки

Стадия закладки

Образующиеся ткани и органы

Эктодерма

Энтодерма

Мезодерма

Сообщение учащегося как дополнительный источник информации

Индивидуальная

самостоятельная работа с учебником, с дополнительным материалом

Частично поисковый метод

Работа в парах. Использование различных видов чтения (поисковое)

Умение работать с литературой, обосновывать суждения

Умение слушать и запоминать.

Умение выбирать наиболее существенные характеристики.

Умение выделять в тексте главную мысль.

Умение делать выводы о вреде ПАВ на развитие зародыша

Умение указывать основные части объекта

Умение заполнять таблицу

Представление информации в табличном виде.

Закрепление

Организует и нацеливает на решение проблемного вопроса

Назовите причины деления всех типов животных на первичноротых и вторичноротых

Умение сопоставлять полученные знания

Рефлексия

Организует осмысление и самооценку знаний в соответствии с поставленной целью

Рефлексивное выступление некоторых учащихся после выступления учителя по алгоритму:

  1. поставленная цель?

  2. что было сделано для достижения?

  3. что узнал нового?

  4. что удивило?

  5. что было легко?

  6. что было трудно?

  7. как преодолевал трудности?

(используя рисунок 32 учебника, сформулируйте понятия: бластула, гаструла, нейрула)

Взаимопроверка

Осознание учащимися уровня приобретенных знаний, умения делать выводы, обобщения, применять знания.

Само-и взаимоконтроль

Домашнее задание

Организует запись и понимание домашнего задания

  1. параграф 21

  2. ответить на вопросы в конце параграфа.

  3. подобрать из научно-популярной литературы сведения о вредном действии алкоголя, курения, наркотиков на развитие зародыша человека и подготовить сообщение.

Работа с учебником, таблицами, схемами, записями в тетради

Работа с дополнительной литературой

Применение полученных знаний при выполнении заданий, творческие умения.

Проектирование урока биологии с целью формирования информационно-коммуникативной компетентности обучающихся.

Тема: Формы размножения организмов

Учебник «Общая биология» 10,11 класс Д.К.Беляев, Г.М.Дымшица

издательство Просвещение 2004

Учитель биологии МОУ «Верхнесуерская средняя общеобразовательная школа» Варгашинского района Чекирлан Р.А.

Цели: рассмотреть особенности полового, бесполого и вегетативного размножения организмов; значение размножения для поддержания численности популяций в природе, для повышения продуктивности с/х растений и животных

Развивать умения работать с источниками информации в различных видах, преобразование информации из одного вида в другой, описывать схемы и составлять рассказ по схеме, умение слушать, запоминать, владеть приемами рационального запоминания.

Развивать навыки работы с источником информации; передача прочитанного текста; умение слушать, запоминать; овладевать приемами рационального запоминания.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методические приемы

Образовательный продукт

Организационный

Положительный эмоциональный настрой учащихся на работу. Сообщение темы и целей урока.

Концентрация внимания, воли, положительный настрой на урок

Организационные

Организация рабочего места. Развитие слуховой памяти

Актуализация

Активизирует работу учащихся, задает вопросы

Отвечают на вопросы по теме домашнего задания

  1. какие изменения в клетке предшествуют делению?

  2. в чем сущность митотического деления?

  3. В чем заключается биологическое значение митоза?

Один ученик во время фронтального опроса выполняет задание у доски.

Задание:

Определите хромосомный набор клеток и число молекул ДНК в клетке в начале деления и при его окончании. Вместо «?» впишите числа.

Редупликация

ДНК

?n

Число хромосом – 2n

Число нитей ДНК – 2с

?n


?n


Окончание

Логические

Проблемные

Умение формулировать ответ.

Давать определение ключевым понятиям

Описывать процесс удвоения ДНК, последовательность фаз митоза

Объяснять значение удвоения ДНК, сущность и биологическое значение митоза

Изучение нового материала

Активизирует знания учащихся, объясняет, направляет работу, в ходе беседы составляет схему.

Отвечают на вопросы учителя

- Какие способы размножения вам известны?

(ответ – бесполое, половое)

- Что характерно для бесполого размножения?

Ответ – характеризуются тем, что новая особь развивается из неполовых, то есть соматических клеток. Новый организм может возникнуть из одной или нескольких неспециализированных для размножения клеток материнской особи.

Учитель вместе с детьми составляет схему:

Размножение

Гетерогамия (слияние двух подвижных (со жгутиками) клеток разных размеров)

Д

Оогамия

(слияние

Яйцеклетки и сперматозоида)

елением, спорами растения животные

почкованием

корневыми стеблем листом

черенками

черенками клубнями луковицей

Партеногенез

(развитие из неоплодотворенной яйцеклетки)

усами выводковыми

почками

Изогамия (слияние двух подвижных, одинаковых по величине гамет)

Фронтальная работа

Работа со схемой

Умение вести диалог, поддерживать дискуссию.

Отвечать на прямые вопросы.

Представление информации в схематическом виде

Отвечают на вопрос

- Что характерно для вегетативного размножения?

(новые особи возникают не из одной, а из группы клеток, специальных органов, частей материнского организма и являются продолжением его жизни.)

Используя текст учебника ответьте на вопрос – Что такое «клон»? и запишите определение в тетради.

Отвечают на вопросы, используя полученные знания на роке:

  1. каково значение вегетативного размножения?

  2. что характерно для полового размножения?

  3. какая форма размножения наиболее совершенна и почему?

Умение отличать данное понятие от другого

Закрепление знаний

Проверяет результат усвоения биологических понятий

CD диск

Преобразуют полученную информацию в виде таблицы форм размножения, используя схему, составленную в начале урока и материал учебника 7 класса, дополнительную литературу

Тип размножения

Способ размножения

Представители

бесполое

Шизогония

Споровики

Деление клетки

Амеба

Спорообразование

Грибы

Вегетативное

Почкование у животных

Пресноводный полип гидра

Корневыми черенками

Вишня

Стеблевыми черенками

Традесканция

Клубнями

Картофель

Корневищем

Аспидистра, пырей

Луковицей

Тюльпан

Усами

Земляника

Листом

Узумбарская фиалка

Половое

Оогамия

Многоклеточные животные, некоторые грибы, водоросли, высшие растения

Гетерогамия

Хитридиевые грибы, водоросли

Изогамия

Равножгутиковые зеленые водоросли, хитридиевые грибы

Партеногенез

Тли, осы, пчелы, муравьи; пресмыкающиеся, птицы (в отдельных случаях)

  1. Тема: Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональный этап (1)

    Список учебников
    Цели: изучить закономерности индивидуального развития организмов. Рассмотреть роль митоза в процессе онтогенеза. Показать вредное влияние алкоголя, курения, наркотиков на развитие эмбриона человека.
  2. «Индивидуальное развитие организма»

    Документ
    продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные (развитие логического мышления),
  3. Тема урока Кол (3)

    Урок
    Познакомить учащихся с проблемами, которые будут изучаться в течение года; рассмотреть уровни организации живого, методы изучения, используемые в биологии .
  4. Тема : Деление клетки основа размножения, роста и развития организмов

    Урок
    Цели и задачи: Сформировать знания о значении деления клетки для размножения, роста и развития организмов; о процессах, протекающих в клетке в интерфазе и в период митоза; о механизме, обеспечивающем постоянство числа и формы хромосом
  5. 1. Клетка – структурная и функциональная единица организмов всех царств живой природы

    Документ
    3. Рассмотреть внешнее строение цветка насекомоопыляемого растения и выявить приспособленность к опылению насекомыми. Объяснить, как могло возникнуть это приспособление.
  6. Примерная программа учебной дисциплины биология для профессий начального профессионального

    Примерная программа
    Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования
  7. Рабочая программа по предмету «Биология» (6 класс) учителя химии и биологии

    Программа
    Настоящая рабочая программа по предмету «Биология» для учащихся 6 класса разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного (полного) общего образования.
  8. Тема урока Тип и вид

    Урок
    Демонстрация видеоряда портретов ученых Гиппократа, Галена, Леонардо да Винчи, Андреаса Везалия, Уильяма Гарвея, Н.И. Пирогова, И. П. Павлова, демонстрация видеофрагмента «Науки, изучающие организм человека».
  9. Темы к зачету №1 № темы

    Документ
    Базовый учебник: Биология. Человек.8 класс. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д., Москва, «Вентана - Граф», АО « Московские учебники», 2002 г.

Другие похожие документы..