Федеральная целевая программа "чистая вода" на 2011 2017 годы паспорт

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 декабря 2010 г. N 1092

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЧИСТАЯ ВОДА"

НА 2011 - 2017 ГОДЫ

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы.

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.ПУТИН

Утверждена

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 22 декабря 2010 г. N 1092

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЧИСТАЯ ВОДА"

НА 2011 - 2017 ГОДЫ

ПАСПОРТ

федеральной целевой программы "Чистая вода"

на 2011 - 2017 годы

Наименование Программы - федеральная целевая программа

"Чистая вода" на 2011 - 2017 годы

Основания для разработки - поручение Президента Российской

Программы Федерации от 26 июня 2008 г. N Пр-1251,

распоряжение Правительства Российской

Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р,

поручения Правительства Российской

Федерации от 30 ноября 2007 г. N ВЗ-П9-

6078, от 24 июля 2008 г. N АЖ-П9-4510,

от 18 мая 2009 г. N АЖ-П9-2682, от 20

августа 2010 г. N АЖ-П9-5765

Государственный заказчик - Министерство регионального развития

Программы Российской Федерации

Основные разработчики - Министерство экономического развития

Программы Российской Федерации,

открытое акционерное общество "Институт

микроэкономики"

Цель Программы - обеспечение населения питьевой водой,

соответствующей требованиям безопасности

и безвредности, установленным санитарно-

эпидемиологическими правилами

Задачи Программы - развитие системы государственного

регулирования в секторе водоснабжения,

водоотведения и очистки сточных вод,

включая установление современных целевых

показателей качества услуг,

эффективности и надежности деятельности

сектора водоснабжения, водоотведения и

очистки сточных вод;

создание условий для привлечения

долгосрочных частных инвестиций в сектор

водоснабжения, водоотведения и очистки

сточных вод путем совершенствования

законодательства Российской Федерации о

тарифном регулировании в сфере жилищно-

коммунального хозяйства в части

долгосрочного тарифообразования,

законодательства Российской Федерации о

государственно-частном партнерстве и

экологического законодательства

Российской Федерации;

модернизация систем водоснабжения,

водоотведения и очистки сточных вод

посредствам поддержки региональных

программ субъектов Российской Федерации,

направленных на развитие водоснабжения,

водоотведения и очистки сточных вод

Важнейшие целевые - удельный вес проб воды, отбор которых

индикаторы и показатели произведен из водопроводной сети, не

Программы отвечающих гигиеническим нормативам: по

санитарно-химическим показателям;

по микробиологическим показателям;

доля уличной водопроводной сети,

нуждающейся в замене;

доля уличной канализационной сети,

нуждающейся в замене;

доля сточных вод, очищенных до

нормативных значений, в общем объеме

сточных вод, пропущенных через очистные

сооружения;

доля объема сточных вод, пропущенных

через очистные сооружения, в общем

объеме сточных вод;

обеспеченность населения централизованными

услугами водоснабжения;

обеспеченность населения централизованными

услугами водоотведения;

рост инвестиционной активности в секторе

водоснабжения, водоотведения и очистки

сточных вод

Срок реализации - 2011 - 2017 годы

Программы

Объем и источники - предельный (прогнозный) объем

финансирования финансирования Программы в 2011 - 2017

Программы годах за счет всех источников составит

331,8 млрд. рублей,

из них:

за счет средств федерального бюджета -

9 млрд. рублей, в том числе:

3 млрд. рублей - в 2011 году;

3 млрд. рублей - в 2012 году;

3 млрд. рублей - в 2013 году;

за счет средств консолидированных

бюджетов субъектов Российской Федерации

- 9 млрд. рублей,

в том числе:

3 млрд. рублей - в 2011 году;

3 млрд. рублей - в 2012 году;

3 млрд. рублей - в 2013 году;

за счет средств из внебюджетных

источников - 313,8 млрд. рублей,

в том числе:

7,3 млрд. рублей - в 2011 году;

21,2 млрд. рублей - в 2012 году;

27,6 млрд. рублей - в 2013 году;

41,9 млрд. рублей - в 2014 году;

58,4 млрд. рублей - в 2015 году;

70,2 млрд. рублей - в 2016 году;

87,2 млрд. рублей - в 2017 году.

Объемы и источники финансирования

ежегодно уточняются при формировании

федерального и региональных бюджетов на

соответствующий год

Ожидаемые конечные - увеличение доли населения, обеспеченного

результаты реализации питьевой водой, отвечающей обязательным

Программы и показатели ее требованиям безопасности:

социально-экономической по показателю удельного веса проб воды,

эффективности не отвечающих гигиеническим нормативам

по санитарно-химическим показателям,

который должен снизиться с 16,8 процента

в 2009 году до 14,4 процента к 2017 году;

по показателю удельного веса

проб воды, не отвечающих гигиеническим

нормативам по микробиологическим

показателям, который должен снизиться с

5,1 процента в 2009 году до 4,4 процента

к 2017 году;

увеличение доли сточных вод, очищенных

до нормативных значений, в общем объеме

сточных вод, пропущенных через очистные

сооружения, с 46 процентов в 2009 году

до 53 процентов к 2017 году;

уменьшение доли уличной водопроводной

сети, нуждающейся в замене, с 42

процентов в 2009 году до 28 процентов к

2017 году;

увеличение доли заемных средств в общем

объеме капитальных вложений в системы

водоснабжения, водоотведения и очистки

сточных вод с 5 процентов в 2009 году до

30 процентов к 2017 году

I. Характеристика проблемы, на решение которой

направлена Программа

Обеспечение населения чистой питьевой водой является важнейшим направлением социально-экономического развития России.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, к приоритетным направлениям развития водохозяйственного комплекса в долгосрочной перспективе относятся совершенствование технологии подготовки питьевой воды и очистки сточных вод, реконструкция, модернизация и новое строительство водопроводных и канализационных сооружений, в том числе использование наиболее экологически безопасных и эффективных реагентов для очистки воды, внедрение новых технологий водоочистки, модернизация промышленных предприятий и внедрение в технологические схемы производственных объектов оборотного водоснабжения.

В соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р, развитие жилищно-коммунального комплекса, ориентированное на обеспечение гарантированного доступа населения России к качественной питьевой воде, рассматривается как задача общегосударственного масштаба, решение которой должно быть осуществлено за счет реализации мероприятий федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы (далее - Программа).

По оценкам Организации Объединенных Наций, 1,1 млрд. человек на Земле не имеют достаточного доступа к чистой питьевой воде, а 2,6 млрд. человек не имеют достаточного доступа к воде для средств гигиены. Прогнозируется, что к 2020 году использование воды увеличится на 40 процентов и к 2025 году 2 человека из 3 будут испытывать нехватку воды.

По данным формы федерального статистического наблюдения N 18 "Сведения о санитарном состоянии субъекта Российской Федерации" за 2009 год, доля проб питьевой воды из водопроводной сети, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, составила 16,8 процента, а по микробиологическим - 5,1 процента. Пятая часть населения не имеет доступа к централизованным источникам водоснабжения и потребляет воду без необходимой предварительной очистки.

Отсутствие чистой воды и систем канализации является основной причиной распространения кишечных инфекций, гепатита и болезней желудочно-кишечного тракта, возникновения патологий и усиления воздействия на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов. В отдельных случаях отсутствие доступа к чистой воде и системам канализации приводит к массовым заболеваниям и распространению эпидемий. Выраженный недостаток фтора в поверхностных водных источниках является основной причиной высокой заболеваемости населения Российской Федерации кариесом. Развитие исследований по выявлению риска для здоровья населения в связи с химическим и биологическим загрязнением поверхностных и подземных вод подтверждает необходимость целенаправленных действий для сокращения заболеваемости, связанной с антропогенным воздействием биологических и химических загрязнений.

Доступность и качество питьевой воды определяют здоровье нации и качество жизни. Продолжительность жизни россиян находится на нижней границе этого показателя для развитых стран. Обеспечение населения чистой водой окажет непосредственное влияние на снижение смертности, в особенности детской, и увеличение продолжительности жизни.

Повышение качества централизованного водоснабжения до уровня, достигнутого западноевропейскими странами, позволит населению использовать водопроводную воду и не прибегать к использованию бутилированной воды.

Сложившаяся кризисная ситуация в области питьевого водоснабжения обусловлена недостаточностью мероприятий по охране источников питьевого водоснабжения, неудовлетворительным техническим состоянием систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, неустойчивым финансовым состоянием организаций коммунального комплекса, несовершенством нормативной правовой базы и экономических механизмов в сфере водопользования.

По данным Федеральной службы государственной статистики за 2008 год, в Российской Федерации подается в сеть на хозяйственно-питьевые нужды более 11 млрд. куб. метров воды в год, однако 30,5 млн. человек, или 22 процента населения, не обеспечены услугами централизованного водоснабжения. По данным Федеральной службы государственной статистики за 2009 год, централизованный водопровод отсутствует в 11 процентах городов и 53 процентах сельских населенных пунктов.

В Российской Федерации около 40 процентов водопроводных сетей нуждаются в замене, при этом ежегодно меняется не более 1,5 процента водопроводных сетей. По данным Федеральной службы государственной статистики, на конец 2009 года степень износа основных фондов, задействованных в распределении, сборе и очистке воды, составила 53,8 процента (в 2003 году - 51 процент).

В Российской Федерации не проходят очистку 7 процентов сточных вод. Из сточных вод, проходящих очистку, до нормативных требований доводится менее половины (46 процентов). Одна треть канализационных сетей нуждается в замене, при этом в 2009 году было заменено только 0,4 процента общей протяженности сетей. Значительное влияние на состояние окружающей среды оказывают аварии в системе сетей канализации. По одной аварии в год происходит почти на каждом 5-м километре канализационной сети.

Неудовлетворительное состояние систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод вызвано недостаточным финансированием отрасли.

В России вся выручка сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в 2009 году составляла 300 млрд. рублей, при этом капитальные затраты составили лишь 11 процентов операционных расходов организаций, осуществляющих свою деятельность в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (далее - организации). В мире это соотношение составляет 74 процента, то есть примерно 43 процента расходов организаций составляют расходы на вложения. Вследствие низких капитальных инвестиций инфраструктура, связанная с водоснабжением, водоотведением и очисткой сточных вод, стремительно изнашивается, что приводит к перерывам в поставках воды и снижению ее качества.

  1. Долгосрочная целевая программа «Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в Алтайском крае» на 2011 2017 годы паспорт

    Программа
    создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод путем установления долгосрочных тарифов и привлечения частных операторов к управлению системами коммунальной
  2. Целевая программа стимулирования развития жилищного строительства в Республике Карелия на 2011-2015 годы паспорт

    Программа
    Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Прави-тельства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050)
  3. Долгосрочная областная целевая программа "чистая вода" на 2009 2020 годы паспорт

    Программа
    В целях обеспечения населения Волгоградской области водой питьевого качества в достаточном количестве, рационального использования водных ресурсов, развития систем водоснабжения и водоотведения Администрация Волгоградской области постановляет:
  4. Долгосрочная целевая программа иркутской области «чистая вода» на 2012-2014 годы иркутск, 201

    Программа
    Распоряжение Правительства Иркутской области от 23 сентября 2011 года № 330-рп «Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы Иркутской области «Чистая вода» на 2012-2014 годы».
  5. Программа социально-экономического развития республики бурятия на 2011 2015 годы паспорт

    Программа
    Настоящий Закон определяет содержание и порядок реализации Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011–2015 годы, представляющей систему целей, задач, основных направлений и ориентиров социально-экономического
  6. Региональная целевая программа стимулирования развития жилищного строительства в республике карелия на 2011-2015 годы (1)

    Программа
    - Поручение Президента Российской Федерации от 24 июля 2009 года N Пр-1890 Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050
  7. Региональная целевая программа стимулирования развития жилищного строительства в республике карелия на 2011-2015 годы (2)

    Программа
    - Поручение Главы Республики Карелия от 11 октября 2010 года N ПГ 5.1 (заседание ПрезидиумаПравительства Республики Карелия от 11 октября 2010 года N 5)
  8. Программа социально-экономического развития иркутской области на 2011 2015 годы (1)

    Программа
    Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) направлена на решение проблем, связанных с формированием устойчивого развития экономики и повышения качества и условий жизни населения
  9. Программа социально-экономического развития иркутской области на 2011 2015 годы (2)

    Программа
    труда, науки и разработчики высшей школы Иркутской области; Программы Фонд "Центр стратегических разработок "Северо-Запад" Цели Программы 1. Повысить качество человеческого потенциала. . Создать условия для нового экономического

Другие похожие документы..