Федеральная целевая программа "чистая вода" на 2011 2017 годы паспорт

Совершенствование системы государственного регулирования

сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод

Одним из основных методов обеспечения населения чистой водой является установление требований к качеству поставляемой воды и используемой для этого технологической системе и производственным процессам.

Одним из основных мероприятий Программы по созданию и совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы в области улучшения качества водообеспечения населения Российской Федерации является подготовка проекта федерального закона о водоснабжении, водоотведении и очистке сточных вод, в котором предполагается предусмотреть:

совершенствование разграничений полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в этой сфере;

систему договорных отношений в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

основы регулирования качества воды;

разработку форм и механизмов государственной финансовой поддержки обеспечения населения чистой водой;

внедрение современных целевых показателей эффективности и надежности деятельности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

создание стимулов для энергосбережения и механизмов регулирования инвестиций с учетом сокращения удельного потребления ресурсов;

участие саморегулируемых организаций в деятельности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

совершенствование экологического регулирования, в том числе установление порядка определения платы за сбросы сточных вод для организаций коммунального комплекса.

Действующая система регулирования сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод не координирует решения в области тарифного регулирования с показателями надежности и качества оказываемых услуг. В этих условиях организации не имеют экономической заинтересованности в обеспечении установленного качества услуг.

Для решения этой проблемы необходимо разработать (установить) показатели надежности и качества оказываемых услуг в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, а также установить их значения. Указанные показатели можно разбить на следующие основные группы:

показатели качества водоснабжения (в том числе удельный вес проб воды из водопроводной сети, не отвечающих гигиеническим нормативам);

показатели качества водоотведения и очистки сточных вод (в том числе доля сточных вод, прошедших очистку до установленных нормативов, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения);

показатели эффективности деятельности организаций, осуществляющих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, в том числе доля потерь воды, количество аварий, удельный расход электроэнергии на единицу объема забранной воды.

С целью повышения ответственности и мотивации организаций требуется предусмотреть дифференциацию тарифов по уровню надежности и качества, а также ввести систему, обеспечивающую снижение платы за оказанные услуги организации коммунального хозяйства в случае отклонения показателей по надежности и качеству оказанных услуг от целевых показателей, если указанные показатели были утверждены в привязке к инвестиционным программам этих организаций.

Реализация механизма дифференциации тарифов в зависимости от показателей надежности и качества оказанных услуг будет осуществлена в развитие федерального закона о водоснабжении, водоотведении и очистке сточных вод и постановления Правительства Российской Федерации, призванного определить показатели надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг организациями, разработка проектов которых предусмотрена планом мероприятий согласно приложению N 4.

Указанное Постановление Правительства Российской Федерации должно в том числе предусматривать разработку методических указаний по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, а также разработку методических указаний по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг.

Внедрение механизма достижения целевых показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг даст возможность организациям осуществить постепенный переход к оказанию более качественных услуг, соответствующих установленным техническим, санитарным и экологическим нормативам. Указанный переход должен осуществляться посредством реализации долгосрочных инвестиционных программ с использованием методов долгосрочного тарифного регулирования (метод доходности инвестированного капитала) в рамках концессионных соглашений или долгосрочных договоров аренды.

Особенностью такого механизма является то, что он в основном не требует бюджетного финансирования и может применяться после окончания срока действия Программы.

Совершенствование механизмов регулирования сброса сточных

вод в централизованные системы коммунального водоотведения

и в водные объекты через централизованные системы

коммунального водоотведения

Требования, предъявляемые к качеству сточных вод, должны стимулировать сокращение производства загрязняющих веществ и развитие систем очистки сточных вод. Указанные задачи должны достигаться за счет внедрения системы экономических стимулов, при этом рост платы за негативное воздействие на водные объекты в отношении сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод должен происходить поэтапно.

В действующей системе регулирования плата за негативное воздействие на водные объекты, осуществляемое с использованием централизованных систем коммунального водоотведения, лежит на организациях. Такой подход не стимулирует иные организации, осуществляющие сброс стоков в сети водоотведения, к сокращению сброса загрязняющих веществ. В связи с этим требуется внедрение механизма, стимулирующего производителей загрязнений к переходу на более экологически чистые способы производства товаров и оказания услуг.

Кроме того, требуется внедрение механизма, позволяющего осуществлять зачет в счет платы за негативное воздействие на водные объекты затрат хозяйствующих субъектов на осуществление эффективных мер по охране окружающей среды, в том числе на инвестирование соответствующих средств в строительство, реконструкцию и техническое перевооружение систем коммунального водоотведения в соответствии с утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой и на основе технологий, обеспечивающих очистку сточных вод до установленных нормативных значений.

2. Модернизация систем водоснабжения, водоотведения

и очистки сточных вод

Модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод будет обеспечиваться путем осуществления капитальных вложений и реформирования сложившихся в отрасли отношений посредством реализации мероприятий региональных программ развития водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод субъектов Российской Федерации (далее - региональные программы).

Поддержку региональных программ предполагается осуществлять путем предоставления средств федерального бюджета в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, представивших для реализации на условиях софинансирования мероприятия по строительству и реконструкции централизованных систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, используемых в деятельности организаций.

Отбор региональных программ, на поддержку мероприятий которых предусматривается выделение средств федерального бюджета, будет осуществляться ежегодно (в 2011 - 2013 годах) государственным заказчиком Программы по следующим основным критериям:

реализация мероприятий в населенных пунктах с неблагоприятным состоянием поверхностных источников питьевого водоснабжения;

реализация мероприятий в населенных пунктах с численностью населения до 100 тыс. человек;

эффективность вложения средств, определяемая как улучшение целевых показателей на 1 рубль вложенных средств, предусмотренных региональной программой в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

реализация мероприятий с использованием инновационной продукции, обеспечивающей энергосбережение и повышение энергетической эффективности;

закупка российского оборудования, материалов и услуг;

выполнение требований, установленных статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

финансирование мероприятий региональной программы из бюджетов субъекта Российской Федерации и муниципальных образований в части, относящейся к этим муниципальным образованиям;

софинансирование мероприятий региональной программы за счет средств частных инвесторов;

наличие в региональной программе мероприятий по совершенствованию системы управления сектором водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в том числе по переходу на метод образования долгосрочных тарифов, создание условий для заключения (или заключение) концессионных соглашений и других мероприятий по реформированию отношений в указанном секторе;

отсутствие в программе мероприятий, реализуемых за счет бюджетного финансирования в рамках иных утвержденных федеральных или ведомственных программ (в том числе мероприятий по оснащению приборами учета энергетических ресурсов в рамках реализации Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Мероприятия региональных программ должны учитывать динамику объема потребления коммунальных ресурсов в результате повышения энергосбережения и энергетической эффективности и роста уровня тарифов.

Региональные программы должны содержать целевые индикаторы и показатели их реализации, предусмотренные в приложении N 2 к Программе. Помимо указанных показателей региональные программы должны включать показатели, характеризующие уровень заболеваемости населения по специфичным для региона заболеваниям и хроническим болезням, связанным с низким качеством питьевой воды.

IV. Ресурсное обеспечение Программы

Предельный (прогнозный) объем финансирования Программы в 2011 - 2017 годах за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета составит 9 млрд. рублей. Указанный объем бюджетных ассигнований федерального бюджета направляется на софинансирование региональных программ, осуществляемое в виде предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.

В 2011 - 2017 годах предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет всех источников финансирования составит 331,8 млрд. рублей, в том числе за счет:

бюджетных ассигнований федерального бюджета - 9 млрд. рублей;

средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 9 млрд. рублей;

средств внебюджетных источников - 313,8 млрд. рублей.

Бюджетные ассигнования федерального бюджета направляются на капитальные вложения.

Предельный (прогнозный) объем финансирования Программы приведен в приложении N 5.

Указанный объем финансирования определен:

исходя из существующих расходов бюджетов всех уровней на капитальные вложения в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, составляющих около 18 процентов общего объема капитальных вложений;

исходя из возможностей по привлечению заемных средств на реализацию инвестиционных программ в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

При степени износа водопроводных и канализационных сетей, составившей в 2009 году 42 процента и 36 процентов соответственно, инвестиционный потенциал сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в части замены водопроводных и канализационных сетей составляет не менее 400 млрд. рублей.

V. Механизм реализации Программы

Государственным заказчиком Программы является Министерство регионального развития Российской Федерации, которое осуществляет текущее управление Программой и несет ответственность за ее результаты.

Средства федерального бюджета, предусматриваемые на поддержку региональных программ, предоставляются в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование региональных программ в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, приведенными в приложении N 3 к Программе.

Формы и методы организации управления реализацией Программы определяются государственным заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в целях обеспечения реализации мероприятий Программы осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Контроль и организация комплексных проверок за ходом реализации Программы возлагаются непосредственно на государственного заказчика. К сведениям, содержащимся в промежуточных отчетах и годовых докладах о ходе реализации Программы, должен быть обеспечен открытый доступ.

Мониторинг и контроль за реализацией региональных программ, софинансирование которых за счет средств федерального бюджета обеспечивается в рамках настоящей Программы, осуществляется в соответствии с порядком мониторинга и контроля за реализацией региональных программ, разработка которого предусмотрена планом мероприятий, приведенным в приложении N 4 к Программе.

Оценка эффективности реализации региональных программ, софинансирование которых за счет средств федерального бюджета обеспечивается в рамках Программы, осуществляется в соответствии с порядком оценки эффективности использования бюджетных ассигнований на поддержку региональных программ, разработка которого предусмотрена планом мероприятий, приведенным в приложении N 4 к Программе.

Предоставляемые средства федерального бюджета имеют целевое назначение и не могут быть израсходованы на другие цели.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в реализации Программы, ежеквартально представляют государственному заказчику Российской Федерации отчеты о ходе реализации Программы, в том числе об использовании средств федерального бюджета, предоставленных в виде субсидий.

По результатам реализации Программы государственный заказчик подготавливает и до 1 марта 2018 г. представляет в Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклад о выполнении Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.

  1. Долгосрочная целевая программа «Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в Алтайском крае» на 2011 2017 годы паспорт

    Программа
    создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод путем установления долгосрочных тарифов и привлечения частных операторов к управлению системами коммунальной
  2. Целевая программа стимулирования развития жилищного строительства в Республике Карелия на 2011-2015 годы паспорт

    Программа
    Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Прави-тельства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050)
  3. Долгосрочная областная целевая программа "чистая вода" на 2009 2020 годы паспорт

    Программа
    В целях обеспечения населения Волгоградской области водой питьевого качества в достаточном количестве, рационального использования водных ресурсов, развития систем водоснабжения и водоотведения Администрация Волгоградской области постановляет:
  4. Долгосрочная целевая программа иркутской области «чистая вода» на 2012-2014 годы иркутск, 201

    Программа
    Распоряжение Правительства Иркутской области от 23 сентября 2011 года № 330-рп «Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы Иркутской области «Чистая вода» на 2012-2014 годы».
  5. Программа социально-экономического развития республики бурятия на 2011 2015 годы паспорт

    Программа
    Настоящий Закон определяет содержание и порядок реализации Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011–2015 годы, представляющей систему целей, задач, основных направлений и ориентиров социально-экономического
  6. Региональная целевая программа стимулирования развития жилищного строительства в республике карелия на 2011-2015 годы (1)

    Программа
    - Поручение Президента Российской Федерации от 24 июля 2009 года N Пр-1890 Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050
  7. Региональная целевая программа стимулирования развития жилищного строительства в республике карелия на 2011-2015 годы (2)

    Программа
    - Поручение Главы Республики Карелия от 11 октября 2010 года N ПГ 5.1 (заседание ПрезидиумаПравительства Республики Карелия от 11 октября 2010 года N 5)
  8. Программа социально-экономического развития иркутской области на 2011 2015 годы (1)

    Программа
    Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) направлена на решение проблем, связанных с формированием устойчивого развития экономики и повышения качества и условий жизни населения
  9. Программа социально-экономического развития иркутской области на 2011 2015 годы (2)

    Программа
    труда, науки и разработчики высшей школы Иркутской области; Программы Фонд "Центр стратегических разработок "Северо-Запад" Цели Программы 1. Повысить качество человеческого потенциала. . Создать условия для нового экономического

Другие похожие документы..