Учебно-методический комплекс по дисциплине «химия» по специальности 050202. 65 «Математика и информатика» Учебно-методический комплекс Составитель: доцент

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра общей химии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

«ХИМИЯ»

по специальности 050202.65 «Математика и информатика»

Учебно-методический комплекс Составитель: доцент

обсужден и утвержден Дехтярь Т. Ф.

на заседании кафедры

«_14__» октября_2008__г.

Заведующий кафедрой__________проф. В.И. Левашова

Стерлитамак 2008

Оглавление

1. Титульный лист 1

2. Оглавление 2

3. Выписка из государственного образовательного стандарта 3

4. Учебная программа 5

4.1. Введение 8

4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы 9

4.3. Содержание дисциплины (краткая характеристика каждой темы) 9

4.4. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 12

4.5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 13

5. Рабочая программа 14

5.1. Цели изучения дисциплины (цели, задачи, студент должен знать…, студент должен уметь…). 15

5.2. Содержание дисциплины (программа) 16

Перечень практических и лабораторных работ с указанием заданий, вопросов.

5.3. Учебно-методическое обеспечение (оборудование, литература и т.д.) 37

5.3.1. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя и методические указания студентам. 38

5.4. Требования к уровню освоения программы формы текущего и промежуточного контроля (тесты, контрольные работы, вопросы к экзаменам и зачетам, контрольные работы для проверки остаточных знаний). 40

6. Конспекты лекций 69

7. Электронный носитель с конспектами лекций

3. Выписка из Госстандарта

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утверждаю

Заместитель Министра образования

и науки Российской Федерации

А.Г. Свинаренко

___________________________

«31» января 2005г.

Номер государственной регистрации

№663 пед /сп (новый)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 050202.65 «Математика и информатика»

Квалификация учитель 050202.65 Математики и информатики

Вводится в действие с момента переутверждения

вместо ранее утвержденного (14.04.2000г., №386 пед/сп)

Москва 2005

ЕН.Ф.04 Химия

Химические системы: растворы, дисперсные системы, электрохимические системы, катализаторы и каталитические системы, полимеры и олигомеры: химическая термодинамика и кинетика; энергетика химических процессов, химическое и фазовое равновесие, скорость реакции и методы ее регулирования, колебательные реакции; реакционная способность веществ; химия и периодическая система химических элементов, кислотно-основные и окислительные свойства веществ; химическая связь, комплементарность; химическая идентификация; качественный и количественный анализ, аналитический сигнал, химический, физико-химический и физический анализ, химический практикум.

Химия

Учебная программа курса

Стерлитамак 2008

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ХИМИЯ

Учебная программа курса

по специальности 050202.65 «Математика и информатика»

Стерлитамак 2008

УДК

ББК

Учебная программа по дисциплине «Химия» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта России. Предназначена для студентов специальностей 050202.65 «Математика и информатика».

Составитель: Дехтярь Т. Ф., доцент кафедры общей химии

Утверждена на заседании кафедры общей химии ПиМНО 14.10.08г., протокол №3.

Дехтярь Т. Ф.,2008

Стерлитамакская государственная

педагогическая академия, 2008

    1. Введение

Общая химия является общетеоретической дисциплиной. Она призвана дать студентам современное научное представление о веществе как одном из видов движущейся материи, о путях, механизмах и способах превращения одних веществ в другие. Знание основных химических законов, владение техникой химических расчетов, понимание возможностей, предоставляемых химией с помощью других специалистов, работающих в других узких областях, значительно ускоряют получение нужного результата в различных сферах инженерной и научной деятельности

Неорганическая химия вводит в конкретный мир веществ, образуемых химическими элементами, знакомит будущего специалиста с конкретными проявлениями вещества, дает возможность с помощью лабораторного эксперимента узнать его свойства, методы получения и применения. Изложение ведется по главным и побочным подгруппам элементов Периодической системы. У всех элементов изучаются типичные соединения, их применение в народном хозяйстве, вопросы сдвига экологического равновесия при попадании этих соединений в окружающую среду, проблемы химии окружающей среды и токсикологические аспекты.

Так как современная неорганическая химия базируется на квантово - механических представлениях о структуре атомов и молекул и взаимодействиях между ними, а также использует основные законы термодинамики, которые, естественным образом могут быть получены с использованием данных статистической физики об элементарных отдельных частицах, то существует необходимость включения в содержание курса неорганической химии изложения элементов общей физики, квантовой механики, статистической физики и основных физико – химических методов исследования веществ и их превращений.

В программе раскрываются понятия о химическом равновесии, химической кинетике, теория растворов, теория электрохимических превращений. В курсе изложены также и современные теории кислот и оснований.

4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

46

3

Аудиторные занятия

32

Лекции

18

Практические занятия (семинары)

14

Лабораторные работы

-

Самостоятельная работа

17

Курсовые работы \ рефераты

-

Вид итогового контроля:

-зачет,

экзамен

13

-

3

4.3. Содержание дисциплины

1. Основные теоретические представления в химии, периодическая система элементов. Строение вещества: химическая связь, атомы, молекулы, жидкости и твердые вещества.

Предмет неорганической химии. Связь ее с другими естественными науками.

Понятие о химических элементах. Простые и сложные вещества. Химические и физические свойства веществ.

Атомная масса и массовое число изотопа. Молекулярная масса. Моль. Молярная масса. Молярная масса эквивалента. Химический эквивалент вещества. Фактор эквивалентности.

Периодический закон Д.И. Менделеева и строение электронных оболочек атомов. Периодическая система элементов.

Описание одноэлектронного атома по Бору. Спектр атома водорода. Постулаты квантовой механики. Квантовые числа, характеризующие атомные орбитали. Принцип заполнения одноэлектронных уровней в атоме. Принцип Паули и правило Гунда.

Квантово - механическая трактовка образования связи между атомами. Понятие о молекулярных орбиталях. Типы молекулярных орбиталей. Использование концепции гибридизованных атомных орбиталей для трактовки образования химических связей в молекулах.

Распределение электронной плотности в молекуле. Ковалентные и полярные связи. Возбужденные электронные состояния молекул. Водородная связь. Металлическая связь.

IIПолимеры и олигомеры. Химическая термодинамика и кинетика. Химическое равновесие.

Полимер, олигомер, макромолекула, мономер, составное повторяющееся звено, полимеризация, степень (коэффициент) полимеризации, гомополимеры, сополимеры, блоксополимеры, привитые и разветвленные полимеры.

Особенности ВМС; их отличия от низкомолекулярных соединений. Структурные формы полимерных макромолекул.

Классификация ВМС. Общая классификация полимеров по изменению химического строения составного повторяющегося звена цепи.

Синтез полимеров. Радикальная и ионная полимеризация. Поликонденсация.

Определения замкнутой, изолированной, открытой систем. Полная и внутренняя энергия системы. Первый закон термодинамики. Тепловой эффект реакции и энтальпия системы как функция ее состояния. энтальпия образования веществ. Закон Гесса. Энтропия. Второй закон термодинамики. Энтропия как мера упорядоченности. Энергия Гиббса (изобарно – изотермический потенциал), стандартное значение энергии Гиббса.

Химическое равновесие. Условия химического равновесия. Константа химического равновесия и ее связь с изменением значения энергии Гиббса. Константы гомогенных и гетерогенных реакций, их выражения через парциальные давления и концентрации. Смещение химического равновесия (температура, концентрация и другие факторы).

Классификация химических процессов. Закон действия масс, константа скорости.

Молекулярность и порядок реакций. Простые реакции первого и второго порядка. Определение порядка и константы скорости реакции.

Сложные реакции первого порядка. Обратимые, последовательные, параллельные, автокаталитические реакции.

Влияние температуры на скорость реакций. Понятие об активных молекулах и энергия активации процесса, уравнение Аррениуса.

III. Растворы. Дисперсные системы. Кислотно–основные и окислительные свойства веществ, окислительно - восстановительные реакции.

Дисперсные системы, классификация по размерам частиц, истинные растворы. Понятие о коллоидных растворах. Физическая и физико – химическая теория растворов. Тепловые эффекты при растворении. Растворимость. Насыщенные и ненасыщенные и пересыщенные растворы. Растворимость газов в жидкостях. Зависимость растворимости газа от температуры и давления. Парциальное давление газообразного вещества. Закон Генри. взаимная растворимость жидкостей. Влияние температуры на растворимость жидкостей и твердых веществ.

Способы выражения состава раствора: а) концентрация – молярная и массовая; б) доля растворенного вещества: массовая, мольная, объемная; в) моляльность.

Свойства разбавленных растворов, осмос, осмотическое давление. Уравнение Вант Гоффа. Понижение давления пара растворителя над раствором. законы Рауля. Повышение температуры кипения растворов нелетучих веществ по сравнению с чистым растворителем. Эбуллиоскопическая константа. понижение температуры замерзания растворителя из раствора. Криоскопическая константа. Определение молекулярной массы растворенного вещества: а) по понижению давления пара растворителя над раствором, по повышению температуры кристаллизации растворителя над раствором (криоскопия), г) по величине осмотического давления раствора.

Отклонения растворов кислот, оснований и солей от уравнения Вант Гоффа и закона Рауля. Неэлектролиты и электролиты. Изотонический коэффициент (коэффициент Вант Гоффа) и его физический смысл.

Растворы электролитов. Теория электролитической диссоциации (Аррениус. Диссоциирующая и ионизирующая способность растворителя. Степень диссоциации.

Окислительно – восстановительные реакции, как реакции, идущие с изменением степени окисления атомов, входящих в состав реагентов.Окислители и восстановители, относительность этих понятий. Процессы окисления и восстановленияСоставление уравнений окислительно – восстановительных реакций. Правила подбора коэффициентов в окислительно – восстановительных реакциях: а) методом электронного баланса; б) методом полуреакций (электронно – ионные уравнения). Классификация окислительно – восстановительных реакций: а) межмолекулярного окисления – восстановления, б) внутримолекулярного окисления – восстановления, в) диспропорционирования (самоокислении - самовосстановления).

1V. Электродные потенциалы. Электролиз. Электрохимические системы. Химическая идентификация.

Возникновение электрического тока при химической реакции в гальваническом элементе. Водородный электрод. Стандартные электродные потенциалы.

Осуществление химических реакций за счет электрического тока. Электролиз как окислительно – восстановительный процесс. Электролиз водных растворов электролитов. Практическое значение электролиза.

Качественный и количественный анализ. Химический, физико-химический и физический анализ.

Экспериментальные методы определения структуры молекул и строения вещества. Спектроскопические методы, их классификация по областям частот электромагнитного излучения.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (6)

    Учебно-методический комплекс
    Т 33 Теория и методика обучения информатике [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины / Авт.-сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «философия» для всех специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Предмет философии; место и роль философии в культуре; становление философии; основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития; структура философии; учение о бытии; монистические направление и плюрастические концепции
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «социология» Учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы.
  4. Отдел по делам молодежи администрации г. Магнитогорска учебная база

    Документ
    Риторика; теория и практика лексикографии; литературная критика и редактирование; теория и история художественной культуры; теория языкознания; зарубежная филология; прикладное языкознание
  5. Отчет по результатам самообследования Ульяновск

    Содержательный отчет
    В разделах 7 – 9 - дан анализ реализации основных профессиональных образовательных программ и условий их реализации по конкретным направлениям подготовки: 030504 Право и организация социального обеспечения, 050711 Социальная педагогика,
  6. М. Ж. Буркеев, доктор хим наук, профессор

    Интернет справочник
    Н 34 Научные исследования в Карагандинском государственном университете имени академика Е.А.Букетова: Справочник / под ред.Е.К.Кубеева; сост.: М.Ж.Буркеев, Р.
  7. Отчет о результатах самообследования шадринского государственного педагогического института (2)

    Содержательный отчет
    Естественно, что все это в свое время обсуждалось, планировалось, утверждалось на заседаниях Ученого совета института, совещаниях при ректоре, Советах факультетов, заседаниях кафедр.
  8. Отчет о результатах самообследования деятельности Курского государственного университета

    Содержательный отчет
    1 сентября 1934 г. в городе Курске был открыт Педагогический институт (Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22 июля 1934 г. № 661), затем он был переименован в Курский государственный педагогический университет (Приказ
  9. Отчет о результатах самообследования государственного образовательного учреждения (1)

    Содержательный отчет
    3.1. Изменение структуры подготовки специалистов за последние пять лет и ее ориентация на региональные потребности. Динамика приема по всем уровням и формам подготовки 25

Другие похожие документы..