Программа по музыке пояснительная записка Программа по предмету «Музыка»

ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ

Пояснительная записка

Программа по предмету «Музыка» для I—IV классов общеобразовательных учреждений составлена в соответствии со стандартами второго поколения, примерными программа­ми начального общего образования и основными положени­ями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалев­ского. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образо­вательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музы­кального образования.

Содержание обучения ориентировано на стратегию целе­направленной организации и планомерного формирования музыкальной учебной деятельности, способствующей лично­стному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию школьника. Предмет «Музыка», как и другие пред­меты начальной школы, развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

Цель массового музыкального образования и воспита­ния формирование музыкальной культуры как неотъем­лемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования младших школьни­ков формулируются на основе целевой установки:

— воспитание интереса и любви к музыкальному искус­ству, художественного вкуса, чувства музыки как основы му­зыкальной грамотности;

— развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музы­кальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыке, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыкальной культуры – « от родного порога», по выражению народного художника России Б.М.Неменского.

Цель, задачи и содержание данной программы отражают следующие методы музыкального обучения :

- художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- интонационно-стилевого постижения музыки;

- эмоциональной драматургии;

- концентричности организации музыкального материала;

- забегания вперед и возвращению к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);

- создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);

- игры;

- художественного контекста (выхода за пределы музыки).

Результаты освоения программы «Музыка» в IIV классах

В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально-ценностного отношения школьников к искусству; знания музыки и знания о музыке; опыт музыкально-творческой деятельности, проявляющейся в процессе слушания музыки, пения, игры на элементарных детских инструментах и др.;

Знания и способы деятельности выпускников начальной школы. Важным показателем успешности достижения результатов является участие в различных формах культурно - досуговой деятельности класса, школы.

Предметными результатами изучения музыки являются:

- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства на примере пройденных произведений, общее представление о музыкальной картине мира;

- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, и др.;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

Личностными результатами изучения музыки являются:

- развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального)

музицирования при воплощении музыкальных образов;

- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Выпускники начальной школы научатся:

- проявлять устойчивый интерес к музыке и музыкальным занятиям;

- выражать свое отношение к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике;

- выразительно исполнять песни, владея певческими умениями и навыками (координация слуха и голоса, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания, дикции, артикуляции);

- петь а капелла (соло, в хоре, ансамбле, и др.); общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов;

- разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях;

- знать песенный репертуар класса, участвовать в концертном исполнении;

- эмоционально откликаться на музыку разного характера с помощью простейших движений, пластического интонирования, создавать пластические этюды; владеть навыками «свободного дирижирования»;

- участвовать в драматизации пьес программного характера, в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкальных спектаклей;

- владеть навыками элементарного музицирования на детских инструментах;

- понимать элементы музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи;

- эмоционально и осознанно относится к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;

- понимать содержание, интонационно-образный смысл простейших произведений (песня, танец, марш) и произведений более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония);

- высказывать личные впечатления от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;

- иметь представления об интонационной природе музыки, примерах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);

- анализировать содержание, форму, музыкальный язык произведений разных жанров;

- импровизировать (речевые, ритмические, инструментальные, пластические, художественные импровизации);

- использовать средства музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования;

- знать ведущих музыкантов-исполнителей и исполнительские коллективы;

- иметь представление о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставлять особенности их языка, узнавать творческий почерк русских и зарубежных композиторов;

- узнавать музыку различных жанров (простых и сложных) и ее авторов;

- выявлять характерные особенности русской музыки (народной и профессиональной) в сопоставлении с музыкой других стран и народов;

- понимать значение триединства музыкальной деятельности композитора, исполнителя, слушателя;

- понимать особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино);

- личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;

- испытывать потребность в общении с музыкой, искусством вне школы, в семье;

- самостоятельно работать в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений; приобретать навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования: формировать личные фонотеку, библиотеку, видеотеку.

I КЛАСС (33 ч)

Раздел 1. Музыка вокруг нас (16 ч)

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Ком­позитор — исполнитель — слушатель. Песни, танцы и мар­ши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечат­лений детей. Музы водят хоровод. Мелодия — душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Му­зыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, ду­дочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Рус­ский былинный сказ о гусляре Садко. Музыка в празднова­нии Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.

Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представ­ленных в рабочей тетради.

Примерный музыкальный материал

Щелкунчик. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

Детский альбом. П. Чайковский.

Осенняя песнь (Октябрь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.

Колыбельная Волховы, песня Садко «Заиграйте, мои гу-сельки». Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.

Петя и волк. Симфоническая сказка (фрагменты). С. Прокофьев.

Третья песня Леля. Из оперы «Снегурочка». Н. Римс­кий-Корсаков.

Гусляр Садко. В. Кикта.

Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для ар­фы с оркестром (фрагмент 1-й части). В. Кикта.

Звезда покатилась. В. Кикта, слова В. Татаринова.

Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К.-В. Глюк.

Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.

Осень. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пуш­кина «Метель». Г. Свиридов.

Пастушья песенка. На тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой.

Капельки. В. Павленко, слова Э. Богдановой; Скворуш­ка прощается. Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; Осень, русская народная песня и др.

Азбука. А. Островский, слова 3. Петровой; Алфавит. Р. Паулс, слова И. Резника; Домисолька. О. Юдахина, сло­ва В. Ключникова; Семь подружек. В. Дроцевич, слова

В. Сергеева; Песня о школе. Д. Кабалевский, слова В. Вик­торова и др.

Дудочка, русская народная песня; Дудочка, белорусская народная песня.

Пастушья, французская народная песня; Дударики-ду-дари, белорусская народная песня, русский текст С. Лешке -вича; Веселый пастушок, финская народная песня, русский текст В. Гурьяна.

Почему медведь зимой спит. Л. Книппер, слова А. Ко-валенкова.

Зимняя сказка. Музыка и слова С. Крылова.

Рождественские колядки и рождественские песни наро­дов мира.

Раздел 2. Музыка и ты (17 ч)

Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль по­эта, художника, композитора в изображении картин природы (слова — краски — звуки). Образы утренней и вечерней при­роды в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музы­кальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Ма­мин праздник и музыкальные поздравления. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Звучащие картины. Алжирская сказка «Чудесная лютня». Музыка в цир­ке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музы­кального спектакля, программа концерта для родителей. Му­зыкальный словарик.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.

Примерный музыкальный материал

Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский.

Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

Добрый день. Я. Дубравин, слова В. Суслова; Утро. А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина; Солнце, грузинская на­родная песня, обраб. Д. Аракишвили.

Пастораль. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Наигрыш. А. Шнитке.

Утро в лесу. В. Салманов.

Доброе утро. Из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря.

Вечерняя. Из Симфонии-действа «Перезвоны» (по про­чтении В. Шукшина). В. Гаврилин.

Вечер. Из «Детской музыки». С. Прокофьев.

Вечер. В. Салманов.

Вечерняя сказка. А. Хачатурян.

Менуэт. Л. Моцарт.

Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто.

Баба-яга. Детская народная игра.

У каждого свой музыкальный инструмент, эстонская народная песня. Обраб. X. Кырвите, пер. М. Ивенсен.

Симфония № 2 («Богатырская»). 1-я часть (фрагмент). А. Бородин.

Солдатушки, бравы ребятушки, русская народная песня.

Песня о маленьком трубаче. С. Никитин, слова С. Крылова.

Учил Суворов. А. Новиков, слова М. Левашова.

Волынка. И.-С. Бах.

Колыбельная. М. Кажлаев.

Колыбельная. Г. Гладков.

Золотые рыбки. Из балета «Конек-Горбунок». Р. Щед­рин.

Кукушка. К. Дакен.

Спасибо. И. Арсеев, слова 3. Петровой; Праздник бабу­шек и мам. М. Славкин, слова Е. Каргановой.

Выходной марш; Колыбельная. Из музыки к кинофиль­му «Цирк». И. Дунаевский.

Клоуны. Д. Кабалевский.

Семеро козлят. Заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой.

Заключительный хор. Из оперы «Муха-цокотуха». М. Красев, слова К. Чуковского.

Добрые слоны. А. Журбин, слова В. Шленского; Мы ка­таемся на пони. Т. Крылов, слова М. Садовского; Слон и скрипочка. В. Кикта, слова В. Татаринова; Бубенчики, аме­риканская народная песня, русский текст Ю. Хазанова; Ты откуда, музыка? Я. Дубравин, слова В. Суслова.

Бременские музыканты. Из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Гр. Гладков, слова Ю. Энтина.

II КЛАСС (34 ч)

Раздел 1. Россия — Родина моя (3 ч)

Образы родного края в музыке. Песенность как отличи­тельная черта русской музыки. Музыкальный пейзаж. Государ­ственные символы России. Гимн — главная песня нашей Ро­дины; герб, флаг. Средства музыкальной выразительности. Художественные символы России (Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр).

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.

Примерный музыкальный материал

Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хован­щина». М. Мусоргский.

Гимн России. А. Александров, слова С. Михалкова. Патриотическая песня. М. Глинка, слова А. Машистова. Здравствуй, Родина моя! Ю. Чичков, слова К. Ибряева. Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

  1. Образовательная программа п. Заречный 2008 г. Содержание Информационная справка о школе. Цели и задачи, приоритетные направления деятельности школы, образ выпускника начальной и основной школы

    Образовательная программа
    особенности организации, кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований школьной педагогической системы.
  2. Программа «Детская литература»

    Пояснительная записка
    Курс детской литературы имеет целью: получить целостное представление о детской литературе как о вполне самостоятельном историко-литературном явлении, отражающем общие тенденции развития отечественной и мировой культуры, литературы,
  3. Публичный доклад (793)

    Доклад
    Совет школы (с правами управляющего совета), педсовет, УЧКОМ, родительский комитет, патриотический отряд старшеклассников, возрастные отряды школьников.
  4. Пояснительная записка Изучение учебного предмета «Музыка»

    Пояснительная записка
    Изучение учебного предмета «Музыка» в 9 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков,
  5. Пояснительная записка. Повышение эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста чрезвычайно важно, так как именно в этом возрасте закладываются основы физического развития человека.

    Пояснительная записка
    Повышение эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста чрезвычайно важно, так как именно в этом возрасте закладываются основы физического развития человека.
  6. И задачи школы

    Анализ
    Конституционное право граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование МОУ «СОШ с.
  7. Программа Тотьма 2010 Пояснительная записка к образовательной программе моу «Тотемская сош №2»

    Программа
    Образовательная программа муниципального образовательного учреждения «Тотемская средняя общеобразовательная школа №2» создана в соответствии с нормативными документами: Законом Российской Федерации «Об образовании»,
  8. Пояснительная записка к изучению предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (7, 8 классы)

    Пояснительная записка
    Рабочие программы по ОБЖ составлены на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности ( Дрофа, 2008 г.
  9. Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования (ооп ноо)

    Пояснительная записка
    Данная образовательная программа начального общего образования начинает реализовываться с 2011-2012 учебного года в 1-ой ступени МОУ «Буныревская средняя общеобразовательная школа №14».

Другие похожие документы..