Программа Малых Грантов Программа малых грантов Глобального Экологического Фонда проон

ГЭФ

Программа

Малых

Грантов

Программа малых грантов

Глобального Экологического Фонда

ПРООН

Кыргызстан

Обоснование географических приоритетов программы ГЭФ\ПМГ ПРООН в Кыргызстане на 2006-2007

Бишкек, 2006

ГЭФ\ПМГ в Кыргызстане имеет потенциал воздействия во всех 5 ГЭФовских направлениях, но из-за задержки ратификации правительством Стокгольмской Конвенции, деятельность может быть поддержана только по 4: сохранение биоразнообразия, смягчение последствий изменения климата, охрана качества международных вод, деградация земель.

Как известно, ГЭФ\ПМГ поддерживает деятельность, которая имеет непосредственное влияние на глобальные экологические выгоды и придерживается экосистемного подхода.

Для определения территориальных приоритетов деятельности, которая может быть поддержана ГЭФ\ПМГ, была проанализирована сеть государственных особоохраняемых природных территорий (ООПТ), которые при­званы сохранить естественные экосистемы Кыргызстана.

В соответствии с классификацией, принятой Международным союзом охраны природы (МСОП) ООПТ республики относятся к 4-м категориям (Рис.1).

Рис.1. Особоохраняемые территории. Источник: Агентство по охране окружающей среды и лесному хозяйству

1-я категория - государственные заповедники (всего 8 на 2004 год), общая площадь которых в Кыргызстане со­ставляет 288 тысяч га, где запрещена какая-либо хозяйственная и иная деятельность, нарушающая есте­ственное развитие природных комп­лексов;

2-я категория –национальные при­родные парки, их в Кыргызстане 9, об­щая площадь составляет 276 тысяч га, в которых установлен дифференци­рованный по участкам режим охраны (заповедный, зоны отдыха и т.д.);

3-я категория - памятники приро­ды;

4-я категория - заказники, которые создаются для охраны отдельных компонентов природных комплексов. Заказники в свою очередь подразде­ляются на 5 групп: лесные- 10, ботанические - 23, охотничьи – 14, комплексные -2 и геологические – 18. Об­щая площадь заказников в республике составляет более 325 тысяч га.

Всего площадь природоохранных объектов составляет 889663 га или 4,45% всей площади территории страны.

Анализ объектов показал, что на территории всех объектов 1-й категории (заповедники) встречаются виды флоры и фауны, являющиеся либо эндемиками, либо включенными в Международную Красную Книгу.

Объекты 2-й, 3-й и 4-й категории не все содержат такие виды, либо доступная информация не позволяет сделать такого заключения. Мы отобрали только те, по которым, на основе имеющейся информации можно было сделать однозначный вывод о том, что объектом охранного режима являются виды или экосистемы, имеющие глобальное значение.

Результаты отражены в Приложении 1.

Как известно, ГЭФ\ПМГ должно оказать влияние не только на глобальные экологические выгоды, но и на сокращение бедности и повышения потенциала сообществ. Основной руководящий принцип ГЭФ\ПМГ – достичь наиболее бедные, отдаленные и изолированные общины или, другими словами, наиболее уязвимые сообщества. Поэтому следующим нашим шагом было определение таких сообществ и их расположения относительно особоохраняемых экосистем, чьё биоразнообразие имеет глобальное значение.

Следует сказать, что Кыргызстан – многонациональное государство. Национальность в Кыргызстане, как и во многих республиках бывшего Советского Союза определяется не по гражданству, а по национальности родителей и, в редких случаях, путем самоидентификации гражданина. Как правило, внутренние паспорта, имеют две записи: одна обозначает гражданство, в обычном международном понимании – вторая национальность. Поэтому в республиках бывшего Советского Союза существует такое понятие как коренная или «титульная» национальность. Т.е. национальность, по имени которой называлась республика. Не всегда, коренная национальность была большинством, в особенности в автономных республиках.

С этой точки зрения, национальный состав Кыргызстана как бы складывается из коренных и некоренных национальностей. Причем коренные национальности (кыргызы, узбеки, таджики, казахи) не являются меньшинством, а наоборот большинством. С этой точки зрения, Кыргызстан немного похож на Южную Африку, а ещё больше на Малайзию. Благодаря миграционным процессам, резко усилившимся после развала Советского Союза в 1991 году, Кыргызстан быстро теряет представителей европейских национальностей (немцы, украинцы, русские).

В стране официально утверждено двуязычие: кыргызский язык является государственным, русский – официальным. Кыргызы живут повсеместно (лишь в 5 административных единицах они составляют менее половины от общей численности, см. Рис.2.). Русские большей частью сосредоточены в городских поселениях севера республики, узбеки – в городах и нескольких сельских районах юга республики.

Рис.2. Доля (%) кыргызского населении от общей численности административных единиц (Источник: Национальный статистический комитет, 2005)

Достаточно трудно сказать, что в Кыргызстане существует уязвимость, определяемая национальной принадлежностью.

Если сопоставить данные о доле кыргызского населения с долей бедных семей от общей численности по этим административным единицам (Рис.3), то нетрудно заметить, что в тех районах, где доля кыргызского населения более половины, то доля семей относимых Министерством труда и социальной защиты Кыргызской Республики к бедным (доход на члена семьи в месяц составляет менее 40 долларов) составляет две трети от общего количества семей. Учитывая критерии бедности, можно сказать, общины расположенные рядом с охраняемыми территориями находящиеся на севере республики менее приоритетны по сравнению с такими же общинами, расположенными на юге Кыргызстана.

Рис.3. Доля (%) бедных семей от общего количества семей, проживающих в пределах административной единицы. Источник: Министерство труда и социальной защиты, 2005

Последний критерий (только по очередности, но не по важности), который нужно обязательно оценить для выбора географического фокуса – это удаленность и изолированность сообществ. Поскольку Кыргызстан – горная страна, то высотное положение и возможность доступа к району являются главными факторами. Для учета этого фактора, нами, с использованием ГИС-технологий были рассчитаны средневзвешенные высоты (с шагом 100 метров) территории и средневзвешенные высоты проживания постоянного населения внутри административных единиц. Затем было проведено нормирование. Перед суммированием нормированных значений, высоте проживания населения был присвоен вес 1, а высоте территории -0, 5. Помимо абсолютной высоты оценивалась изолированность и удаленность районов. Изолированность оценивалась по наличию возможности круглогодичной транспортной связи района по четырем сторонам света (север, восток, юг, запад). Каждому направлению присваивалась единица. В случае некруглогодичного сообщения (блокирование дороги снежными лавинами, селями, оползнями и т.д.) этому направлению присваивался балл 0,5.

Удаленность считалась по расстоянию северных районов (Чуйская, Иссыккульская, Таласская, Нарынская области) до Бишкека. Расстояние определялось по длине автомобильных дорог, соединяющих центры наибольшей плотности населения районов с Бишкеком. Измерения проводились по топографической карте масштаба 1: 500000. Для

южных районов (Ошская, Джалалабадская, Баткенская область) удалённость считалась по расстоянии до г.Ош, имеющего статус второго столичного города в Кыргызстане.

По результатам анализа (Рис. 4 ) выделено 4 категории районов:

  1. Высокогорные, наиболее удаленные и изолированные районы

  2. Среднегорные, относительно удаленные и изолированные районы

  3. Низкогорные районы

  4. Практически равнинные районы по проживанию подавляющего большинства населения районов.

Рис.4. Категории районов по абсолютной высоте территории, проживания постоянного населения, изолированности и удаленности.

Итак, мы знаем распределение уровня бедности в административных районах (Рис.3), национальный состав (Рис.2) и степень удаленности и изолированности этих районов (Рис.4), и наличие в этих районах охраняемых государством экосистем, имеющих самостоятельное значение для сохранения глобального биоразноообразия (орехоплодовые леса, водно-болотные угодья, подпадающие под Рамсарскую конвенцию) либо содержащие виды, являющиеся эндемиками, либо включенными в Международную Красную Книгу (Рис.1).

Для определения районов, наиболее подходящих для интервенции ГЭФ\ПМГ мы провели процедуру нормирования и взвешивания вышеперечисленных факторов, к которым был добавлен еще один – количество гектаров леса, приходящегося на душу населения административной единицы.

Фактор наличия на территории района особоохраняемых территорий оценивался по сумме условных баллов (таблица 4) . Наличие заповедника – 8 баллов, Национального парка- 4 балла, лесных и ботанических заказников – 2 балла, наличие геологических, охотничьих, комплексных и очагов заказников – 1 балл. Соотношение баллов определялось из условного предположения, что наличие национального парка, лесного и ботанического заказника на территории района может быть приравнено к наличию заповедника. Чем больше сумма баллов, тем более район подходит для интервенции ГЭФ\ПМГ.

Количество гектаров лесной растительности на душу населения – достаточно очевидный показатель – чем больше леса, тем больше биоразнообразия, тем больше район подходит для интервенции ГЭФ\ПМГ

Удаленность, высотное расположение, изолированность района – чем выше этот показатель, тем обоснованнее вмешательство ГЭФ\П МГ, ориентированное на наиболее уязвимые сообщества

Доля бедных семей также относится к факторам, которые легко интерпретировать: чем выше доля бедных семей, тем уязвимее сообщества, тем обоснованнее вмешательство ГЭФ\ПМГ. Наиболее сложным для интерпретации остаётся национальный состав административной единицы. Для условий Кыргызстана, мононациональность означает как правило один тип хозяйствования. Узбеки и русские, проживающие в сельской местности, в основном, являются земледельцами, кыргызы – животноводами. Можно предположить, что наличие двух типов хозяйствования хуже сказывается на состоянии экосистемы, чем один. Таким образом, можно сказать, что чем многонациональнее состав, тем больше возможностей негативного воздействия на экосистемы. Кроме того, один из принципов «большого» ГЭФа и программы малых грантов – сохранение многообразия сообществ. Исходя из этих предположений мы полагаем, что чем разнообразнее национальный состав, тем больше оснований для интервенции ГЭФ\ПМГ в данной местности.

Для интегрированной оценки национального состава был использован коэффициент многонациональности ( М.К.Кошоев, 2003).

Для суммирования разнородных параметров была применена стандартная процедура нормирования, когда максимальному значению параметра присваивается единица, а остальные значения, выражаются в доле от этой единицы. Процедура нормирования уравнивает факторы. В нашем случае, наличие охраняемых территорий важнее, чем, например, национальный состав, поэтому нормированные значения показателя наличия охраняемых территорий были удвоены. Т.е. этому показателю был присвоен вес 2, когда остальным -1 (Таблица 5).

Таблица 5.

  1. Доклад глобального экологического фонда (1)

    Доклад
    В соответствии с меморандумом о договоренности (МоД) между Конференцией Сторон Конвенции и Советом Глобального экологического фонда, приведенным в приложении к решению III/8, Совет ГЭФ готовит и представляет доклад на каждом очередном
  2. Доклад глобального экологического фонда (3)

    Доклад
    В соответствии с Меморандумом о договоренности между Конференцией Сторон и Советом Глобального экологического фонда (ГЭФ), который приводится в приложении к решению III/8, Совет ГЭФ готовит и представляет доклад на каждом очередном
  3. Доклад глобального экологического фонда (2)

    Доклад
    В соответствии с меморандумом о договоренности (МоД) между Конференцией Сторон Конвенции и Советом Глобального экологического фонда, приведенным в приложении к решению III/8, Совет ГЭФ готовит и представляет доклад на каждом очередном
  4. Отчет программа 001 «Обеспечение деятельности уполномоченного органа в области охраны окружающей среды» Специфика 149 «Прочие услуги и работы» по теме (2)

    Содержательный отчет
    Республика Казахстан расположена в глубине Евроазиатского материка, она занимает центральные и южные широты умеренного пояса от 55°26 с.ш. до 40°59 с.
  5. Отчет программа 001 «Обеспечение деятельности уполномоченного органа в области охраны окружающей среды» Подпрограмма 004 «Аппарат центрального органа» (2)

    Содержательный отчет
    Зерттеулер процессте елдiң биологиялық әр түрлiлiгi туралы қазiргi мәлiметтiң жиын, өңдеу, жүйелеу және талдауы орындаған, конвенцияның мақсатқа жетуi тиiмдiлiк туралы да конвенцияның жағдайларының жүзеге асыруы мақсат қабылданған
  6. Программа работ ы по охраняемым природным территориям конвенции о биологическом разнообразии

    Программа
    Решение 28 7-ой Конференции Сторон Конвенции о биологическом разнообразии Куала-Лумпур, Малайзия, 2004 г. VII/28. Охраняемые районы (пункты а) – е) статьи 8) 94
  7. Программа Развития ООН pims #4058 Каспийское море: восстановление рыбных запасов и создание постоянной региональной природоохранной структуры «КаспЭко»

    Программа
    Проект основан на региональном сотрудничестве Прикаспийских стран и Каспийской Экологической Программы по сохранению окружающей среды Каспийского моря, осуществляемом на протяжении 10 лет при существенной финансовой поддержке ГЭФ.
  8. Программа развития ООН в кыргызской республике четвертый национальный отчет по сохранению биоразнообразия кыргызской республики

    Программа
    В 2008 г., в соответствии с обязательствами Кыргызстана, вытекающими из присоединения к Конвенции о биоразнообразии при поддержке Глобального Экологического Фонда (ГЭФ), в рамках Программы ПРООН «Охрана окружающей среды для устойчивого
  9. Программа развития ООН в туркменистане туркменистан (1)

    Программа
    Территория Туркменистана (49, 1 млн. га) расположена в глубине Азиатского материка и входит в состав Туранской климатической провинции и является крайним северным районом континентальных субтропических климатов Центральной Азии.

Другие похожие документы..