Учебная программа курса Стерлитамак 2007 Федеральное агентство по образованию

Зоология позвоночных

Учебная программа курса

Стерлитамак – 2007

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Стерлитамакская государственная педагогическая

академия

ЗООЛОГИЯ ПОЗВОНОЧНЫХ

Учебная программа курса

по специальности

032400 «Биология» с дополнительной специальностью 032300 «Химия»

Стерлитамак – 2007

ББК 28. 69 р 3

З - 85

Учебная программа по дисциплине «Зоология позвоночных» составлена в соответствии с требованиями стандарта России. Предназначена для студентов специальности 032400 «Биология» с дополнительной специальностью 032300 «Химия».

Составитель: Чаус Б.Ю., к.б.н., доцент кафедры общей биологии.

Утверждена на заседании кафедры общей биологии 18.10.2007, протокол № 2.

ВВЕДЕНИЕ

Зоология позвоночных - важная дисциплина подготовки студентов биологической специальности педагогического ВУЗа. Достижения биологии во второй половине 20-го века, а именно развитие таких базовых наук как систематика, морфология, эмбриология, физиология, биохимия, молекулярная биология, генетика, экология, этология и др. значительно пополнили “Зоологию позвоночных”, что позволяет более детально рассмотреть и более полно оценить значение не только морфологических преобразований, но и их биохимической основы и функций, а также поведения и внутривидовой (популяционной) организации.

В данной программе задача курса “Зоология позвоночных” не ограничивается только знакомством с современным миром животных, с морфологическими и анатомическими особенностями его представителей, но и рассматриваются вопросы истории происхождения, эволюции, экологии и охраны позвоночных животных.

Настоящая программа составлена для студентов 2-го курса биолого-химического отделения СГПА в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 032400 - “Биология с дополнительной специальностью 032300 «Химия» и построена следующим образом:

а) рассмотрение каждой изучаемой систематической группы животных начинается с общей характеристики;

б) затем рассматриваются особенности морфологии, анатомии, физиологии и экологии группы;

в) после этого значительное место отводится рассмотрению вопросов, затрагивающих ее происхождение и эволюцию;

г) затем излагается система группы;

в) в ходе дальнейшего изучения более широко рассматриваются функциональное значение морфологических, физиологических и биохимических особенностей и их связь с экологической спецификой представителей изучаемой группы.

Кроме того, в программе отводится значительное место рассмотрению особенностей поведения, роли в биоценозах и экономическому значению изучаемых животных.

В программе рассматриваются 2 типа животных: тип Полухордовые и тип Хордовые. Включение в программу типа Полухордовые объясняется необходимостью характеристики связующей группы между дисциплиной “Зоология беспозвоночных”, которую студенты биолого-химического отделения СГПА изучали на 1-м курсе (I - II семестры) и дисциплиной “Зоология позвоночных”. Прежде полухордовые считались подтипом хордовых, с которыми их объединяет наличие хордоподобного органа - нотохорда, жаберных щелей и ряд других признаков.

Основной упор в программе сделан на изучение низших хордовых (оболочники, бесчерепные), бесчелюстных, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. При составлении программы учитывалась как программа “Зоология позвоночных” для биологических специальностей педагогических институтов, сборник программ дисциплин предметной подготовки по специальности 011600 - Биология (Москва, 1999), так и современные требования к знаниям, которые необходимы будущему школьному учителю биологии. Поэтому, при составлении программы учитывала и система знаний по зоологии позвоночных, которая рекомендуется для изучения в школе в таких пособиях, как “Биология: формы и уровни жизни” (Медников Б.М., 1995), “Биология” (Грин Н., Стаут У., Тейлор Д., 1996) и др.

Кроме того, каждый раздел программ, начиная с надкласса Рыбы, предусматривает рассмотрение позвоночных животных, обитающих на территории республики Башкортостан.

Изучение дисциплины “Зоология позвоночных” предусматривает 50 часов лекций и 50 часов лабораторных занятий (табл. 1). Кроме того, для самостоятельной работы студентов отводится 100 часов (табл. 2).

Изучение дисциплины “Зоология позвоночных” осуществляется в течении III и IV учебных семестров. В III семестре (19 учебных недель) изучаются темы под №№ 1 - 8. (таблица 1). По окончании семестра студенты сдают зачет по пройденным темам.

Таблица 1

Примерное тематическое планирование изучения

дисциплины “Зоология позвоночных”

№ п/п

Название темы

Лекции

(час)

Лаб.

работы

(час)

Всего

(час)

1.

ВВЕДЕНИЕ

2

-

2

2.

ТИП ПОЛУХОРДОВЫЕ (HEMICHORDATA)

2

2

4

3.

ТИП ХОРДОВЫЕ (CHORDATA), в т. ч.:

4.

ПОДТИП ЛИЧИНОЧНО-ХОРДОВЫЕ или ОБОЛОЧНИКИ (UROCHORDATA, SEU TUNICATA)

2

2

4

5.

ПОДТИП БЕСЧЕРЕПНЫЕ (ACRANIA)

2

2

4

6.

ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ, или ЧЕРЕПНЫЕ (VERTEBRATA, SEU CRANIOTA), из них:

7.

РАЗДЕЛ БЕСЧЕЛЮСТНЫЕ, или ЭНТОБРАНХИАТЫ (AGNATHA, SEU ENTOBRNCHIATA)

2

2

4

8.

РАЗДЕЛ ЧЕЛЮСТНОРОТЫЕ, или ЭКТОБРАНХИАТЫ (GNATHOSTOMATA, SEU ECTOBRNCHIATA)

40

40

80

ИТОГО:

50

50

100

В IV семестре (15 учебных недель) изучаются темы под №№ 9 - 11 (таблица 1). По окончании IV семестра в летнюю сессию студенты сдают экзамен по всему пройденному материалу по темам 1 - 11 (таблица 1).

Таблица 2

Примерное планирование часов для самостоятельной работы студентов 2-го курса в ходе изучения дисциплины

“Зоология позвоночных”

№ п/п

Название темы

Кол-во

часов

1.

ВВЕДЕНИЕ

2

2.

ТИП ПОЛУХОРДОВЫЕ (HEMICHORDATA)

2

3.

ТИП ХОРДОВЫЕ (CHORDATA)

4.

ПОДТИП ЛИЧИНОЧНО-ХОРДОВЫЕ или ОБОЛОЧНИКИ (UROCHORDATA, или TUNICATA)

2

5.

ПОДТИП БЕСЧЕРЕПНЫЕ (ACRANIA)

2

6.

ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ, или ЧЕРЕПНЫЕ (VERTEBRATA, SEU CRANIO-TA), из них:

7.

РАЗДЕЛ БЕСЧЕЛЮСТНЫЕ, или ЭНТОБРАНХИАТЫ (AGNATHA, SEU ENTOBRNCHI-ATA)

2

8.

РАЗДЕЛ ЧЕЛЮСТНОРОТЫЕ, или ЭКТОБРАНХИАТЫ (GNATHOSTOMATA, SEU ECTO-BRNCHIATA)

40

ИТОГО:

50 ч.

Кроме того, для более глубокого изучения дисциплины предусмотрена учебно-полевая практика по “Зоологии позвоночных”, по окончании которой студенты сдают зачет.

Знания и умения студентов по завершении изучения дисциплины “Зоология позвоночных” отражены в таблице 3.

Полученные в результате изучения курса зоологии позвоночных знания необходимы студентам для усвоения таких общих курсов, как «Общая экология», «Теория эволюции» и ряда специальных курсов.

Учебная программа по дисциплине «Зоология позвоночных» составлена в соответствии с требованиями стандарта России.

Таблица 3

  1. Учебная программа курса Стерлитамак 2007 Федеральное агентство по образованию (1)

    Учебная программа курса
    Учебная программа по дисциплине «Теоретическая грамматика английского языка» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта России.
  2. Учебная программа курса Стерлитамак 2007 Федеральное агентство по образованию (3)

    Учебная программа курса
    Учебная программа по дисциплине «Теория и практика перевода» (английский язык) составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта России.
  3. Учебная программа курса Стерлитамак 2007 федеральное агентство по образованию (2)

    Учебная программа курса
    Учебная программа по дисциплине «Теория и методика обучения химии» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта России.
  4. Учебная программа курса по специальности 032400 «Биология» с дополнительной специальностью 032300 «Химия» Стерлитамак 2007 (1)

    Учебная программа курса
    Учебная программа по курсу «Введение в биологию» составлена в соответствии с требованиями стандарта России. Предназначена для студентов специальности 032400 «Биология» с дополнительной специальностью 032300 «Химия».
  5. Учебная программа курса по специальности 032400 «Биология» с дополнительной специальностью 032300 «Химия» Стерлитамак 2007 (2)

    Учебная программа курса
    Учебная дисциплина «Введение в биологию» является важным предметом для общетеоретической подготовки студентов 1-го курса, начинающих изучать биологические специальности в педагогическом ВУЗе.
  6. Программа курса по специальности 050708 Педагогика и методика начального образования (3)

    Программа
    Учебная программа по курсу «Естествознание» (раздел «Землеведение») составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта России. Предназначена для студентов специальности 050708
  7. Программа курса по специальности 050708 Педагогика и методика начального образования (2)

    Программа
    Учебная программа по дисциплине «Детская литература» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта России. Предназначена для студентов специальности 050708 «Педагогика и методика начального образования».
  8. Программа курса по специальности 050102 Биология с дополнительной специальностью 050101 Химия (1)

    Программа
    Учебная программа по дисциплине «Биологическая химия» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта России. Предназначена для студентов специальности 050102 Биология с дополнительной специальностью 050101 Химия
  9. Программа курса по специальности 050708 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью 030700«Музыкальное образование»

    Программа
    Учебная программа по дисциплине « Класс хорового дирижирования» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта России. Предназначена для студентов специальности 050708 Педагогика и методика начального образования

Другие похожие документы..