Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология Республики Башкортостан» (Филологический факультет)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ

Факультет педагогики и методики начального образования

Кафедра общей биологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

«Экология Республики Башкортостан»

(Филологический факультет)

Учебно-методический комплекс

обсужден и утвержден

на заседании кафедры

«___» ____________ 200__г.

Составитель: ассистент кафедры общей биологии Смирнова Ю.В.

Заведующий кафедрой__________________ д.б.н., профессор Д.Н. Карпов

Стерлитамак 2008

2. Оглавление

стр

3. Учебная программа

3

3.1. Введение

3

3.2. Объем дисциплины и виды учебной работы

3

3.3. Содержание дисциплины

4

3.4. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

5

3.5. Учебно – методическое обеспечение дисциплины

6

3.6. Критерии оценки знаний студентов

6

4. Рабочая программа

7

4.1. Цели и задачи изучения дисциплины

7

4.2. Содержание дисциплины

8

4.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

10

4.4. Методические материалы для преподавателей

10

4.5. Методические указания для студентов

11

4.5.1.Материалы для проведения промежуточного контроля

12

5. Материалы итоговых аттестаций

13

6. Тексты лекций (в приложении)

24

3. Учебная программа

3.1. Введение

Резкое изменение и ухудшение экологической обстановки во многих регионах, в том числе и в Республике Башкортостан, ставит в ряд первостепенных, неотложных проблем экологическое образование студентов высших учебных заведений республики. Экологическое образование становится фактором, обеспечивающим развитие экономики и общества в целом, и является основой формирования нового образа жизни, характеризующегося гармонией в отношениях человека с окружающей средой.

Необходимость введения курса «Экология Республики Башкортостан» обусловлена возрастающей ролью учителя в формировании знаний школьников об окружающей среде, влиянии человека на биосферу, о последствиях этого влияния, а также ролью учителя в воспитании у учащихся любви к природе, рациональному и бережному отношению к ней.

Изучение курса «Экология Республики Башкортостан» базируется на знаниях целого комплекса дисциплин. Это – биология, география, физика, химия, история и др.

Настоящая программа отражает современные подходы к проблеме охраны окружающей среды.

В программе находят отражение проблемы рационального использования жизненно важных для человека природных ресурсов.

3.2. Объем дисциплины и виды учебной работы

Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских занятий, а также самостоятельная работа студентов.

По учебному плану факультета ПиМНО по курсу «Экология Республики Башкортостан» 14 часов отводится на лекции, 6 - на семинарские занятия и 4 часа — на самостоятельную работу студентов.

На лекциях студенты получают необходимую теоретическую подготовку: выясняются наиболее общие проблемы экологии — учение о «биосфере», региональные особенности флоры и фауны, исторические изменения, принципы районирования республики, растительность и животное население, влия­ние антропогенных факторов на их размещение и структуру и др.

На семинарах планируется работа с экологической литературой, картами, просмотр фильмов экологической направленности, дискуссия по затронутым в фильмах и на лекциях проблемам, подготовка устных сообщений на предложенные студентам темы.

Освоение курса предполагает, помимо посещения лекций и семинарских занятий, самостоятельную подготовку студентами докладов и рефератов.

Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе студентов. Такие темы курса, как «Экосистемы Башкортостана», «Население РБ» и другие предполагается изучать на практических занятиях. В результате самостоятельной подготовки студенты выступают на этих занятиях с докладами по заранее предложенной тематике. В частности, в докладах освещаются эколого-географические особенности естественных и искусственных экосистем Башкортостана, их состав и структура, воздействие хозяйственной деятельности на современное состояние сообществ растительных и животных организмов. При этом особое внимание уделяется знакомству с основными биомами Южного Урала, поскольку это единственный курс учебного плана, дающий систематизированное представление о природных условиях нашей республики и ее растительных и животных ресурсах.

На самостоятельную работу выносятся темы, раскрывающие проблемы как общей, так и региональной частей программы.

Вид занятий

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

28

7

Аудиторные занятия

20

7

Лекции

14

7

Семинарские занятия

6

7

Самостоятельная работа

4

7

Контрольная работа

-

-

Курсовая работа

-

-

Дипломная работа

-

-

Вид итогового контроля

зачет

3.3. Содержание дисциплины

Распределение объема часов дисциплины по видам учебных занятий.

№№ п-п

Тема

Количество часов

Лекция

Семинарское занятие

Самостоятельная работа студентов

1

Физико-географическое положение, природные условия и ресурсы Башкортостана

2

2

Экосистемы Башкортостана

2

2

3

Загрязнение окружающей среды Республики Башкортостан

2

2

4

Население РБ

2

2

5

Рациональное природопользование в РБ

2

6

Охрана природы в Башкортостане

2

2

7

Взаимоотношения природы и общества

2

2

ТЕМА 1. Физико-географическое положение, природные условия и ресурсы Башкортостана.

Физико-географическое положение Башкортостана. Климатические условия. Природные ресурсы, их краткая характеристика. Классификация природных ресурсов. Основные экологические проблемы Республики Башкортостан. Состояние окружающей среды и развитие экологии в Башкортостане.

Экология: круг проблем, история, структура дисциплины. Состояние экологических исследований в республике.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология Республики Башкортостан» (ДПип-озо, Филфак-озо)

    Учебно-методический комплекс
    Необходимость введения курса «Экология Республики Башкортостан» обусловлена возрастающей ролью учителя в формировании знаний школьников об окружающей среде, влиянии человека на биосферу, о последствиях этого влияния, а также ролью
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «английский язык» Учебно-методический комплекс Составители (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебная программа по дисциплине «Программа по английскому языку для неязыковых специальностей» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта России.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «немецкий язык» Учебно-методический комплекс Составители (3)

    Учебно-методический комплекс
    Данная программа предназначена для преподавания немецкого языка на неязыковых факультетах государственной педагогической академии со стандартным (170 часов аудиторная работа, 170 часов – самостоятельная работа) объемом преподавания
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине (89)

    Учебно-методический комплекс
    для студентов 1- 2 курсов дневного отделения филологического факультета по специальности 05.03.03.65 (иностранный язык с дополнительной специальностью)
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине (93)

    Учебно-методический комплекс
    Научный стиль и его подвиды. Жанры письменной научной речи (монография, статья, тезисы доклада, курсовая и дипломная работа как первичные научные тексты; аннотация, реферат, конспект как вторичные научные тексты), структура и языковое
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «английский язык» Учебно-методический комплекс Составители (1)

    Учебно-методический комплекс
    Данная программа предназначена для преподавания английского языка на неязыковых факультетах государственной педагогической академии со стандартным (170 часов – аудиторная работа, 170 часов – самостоятельная работа) объемом преподавания
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов 2 курса дневного отделения исторического факультета Составитель: канд филол наук

    Учебно-методический комплекс
    Функциональные стили современного русского языка. Классификация стилей. Специфические и общие стилевые черты. Взаимодействие функциональных стилей. Понятие стилистической нормы.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 01 Современные теории филологического образования: профильное обучение литературе

    Учебно-методический комплекс
    Настоящий учебно-методический комплекс разработан для курса по выбору «СТФО: профильное обучение литературе», который изучается студентами очного и заочного отделений по специальности Русский язык и литература.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов 3 курса заочного отделения технолого-экономического факультета Составитель: канд филол наук

    Учебно-методический комплекс
    Научный стиль и его подвиды. Жанры письменной научной речи (монография, статья, тезисы доклада, курсовая и дипломная работа как первичные научные тексты; аннотация, реферат, конспект как вторичные научные тексты), структура и языковое

Другие похожие документы..