Программа дисциплины «товароведение и экспертиза электронных бытовых товаров»

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА ЭЛЕКТРОННЫХ БЫТОВЫХ ТОВАРОВ»

Составитель Д. А. СОРОКИН

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. Цельдисциплины – формирование теоретических и практических знаний о товарах бытовой электроники исходя из их конструктивных особенностей, требований к качеству, стандартизации и оценки уровня качества.

Учебные задачи дисциплины

Изучение дисциплины должно строиться на основе современных достижений науки и техники и быть ориентировано на современный ассортимент товаров, ознакомления с основными потребительскими свойствами товаров различных групп, их классификацией и ассортиментом, качественными и количественными характеристиками товаров, особенностями оценки и контроля качества, экспертизы и подтверждения соответствия, а также факторами, обеспечивающими качество товаров на всех этапах товародвижения.

В задачи дисциплины входят:

  • ознакомление с основными нормативными документами в области качества и безопасности бытовых электронных товаров;

  • изучение основных потребительских свойств, классификации, конструкции, кодирования и ассортимента бытовых электронных товаров; изучение факторов, формирующих и сохраняющих качество товаров, особенностей оценки и контроля качества, экспертизы и подтверждения соответствия; изучение требований, предъявляемых к упаковке и маркировке.

В процессе преподавания дисциплины рекомендуется применять активные методы обучения с использованием технических средств обучения и вычислительной техники.

3. Методы преподавания дисциплины:

  • лекции;

  • практические занятия;

  • письменные или устные домашние задания;

  • обсуждение подготовленных студентами рефератов и докладов;

  • консультации преподавателей;

  • самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение указанных выше письменных работ.

4. Место дисциплины среди других дисциплин учебного плана

Дисциплина базируется на знаниях основ физики, химии, математической статистикой, организацией коммерческой деятельности, экономикой торговли и др. При контроле качества товаров бытовой электроники возможно использование всех известных в товароведении методов исследования.

5. Требования к уровню освоения

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • знать основные понятия, термины и их определения в области товароведения и товарной экспертизы бытовой электронной техники, классификацию и кодирование бытовой электронной техники, ассортимент, факторы, формирующие и сохраняющие качество товаров, потребительские свойства товаров, основные процедуры при контроле и экспертизе качества товаров;

  • иметь представление о современном ассортименте бытовых электронных товаров; современных методах исследования качества товаров, дефектах и градациях качества электронных товаров; порядке проведения товарной экспертизы электронных товаров;

  • уметь работать со справочной, технической и нормативной документацией; анализировать ассортимент рынка бытовых электронных товаров; сравнивать потребительские их характеристики; определять порядок операций при проведении экспертизы качества товаров и подтверждении соответствия.

При изучении дисциплины студент должен приобрести необходимый уровень компетентности, который позволит ему осуществлять квалифицированные действия и принимать обоснованные решения при работе с бытовыми электронными товарами.

6. Формы контроля:

  1. текущий контроль:

    • тестовые работы по группам товаров;

    • письменные домашние задания;

    • подготовка докладов, рефератов, выступлений;

    • тестирование по отдельным разделам дисциплины;

      1. итоговый контроль:

  • зачет в комбинированной форме (собеседования и тестирования);

  • экзамен.

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Общая характеристика электронных товаров и классификация. Основные этапы проведения экспертизы. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение электронных товаров

Состояние современного рынка товаров бытовой электроники и перспективы его развития.

Общая классификация электронных товаров. Групповая характеристика различных видов товаров, входящих в состав электронных товаров.

Основные факторы, влияющие на сбыт электронных товаров. Показатели и характеристики товаров, влияющих на сбыт. Основные этапы проведения экспертизы электронных товаров.

Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение электронных товаров. Особенности упаковки и маркировки. Хранение: условия, сроки и способы. Процессы при хранении, виды потерь. Транспортирование, условия и сроки. Влияние способов хранения и транспортирования на качество и потери товаров. Предреализационная товарная обработка. Дефекты, возникающие при несоблюдении условий транспортирования и хранения этих товаров.

Литература

Базовый учебник: [1].

Основная литература: [1; 3; 6; 7].

Дополнительная литература: [1 – 7].

Интернет-ресурсы – по рекомендованному списку.

Вопросы для самопроверки

  1. Охарактеризовать современный рынок электронных товаров.

  2. Классификация электронных товаров.

  3. Этапы проведения экспертизы электронных товаров.

  4. Виды маркировки электронных товаров.

  5. Виды упаковки и способы складирования электронных товаров.

  6. Транспортировка электронных товаров.

  7. Условия хранения электронных товаров.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. История и направления развития рынка электронных товаров.

  2. Состояние и перспективы развития рынка электронных товаров России (на примере группы однородной продукции).

  3. Метод кодирования, его разновидности. Структура кода.

  4. Ассортиментная политика торгового предприятия, занимающегося реализацией бытовых электронных товаров (на примере одного предприятия).

  5. Транспортировка бытовых электронных товаров в современных условиях рынка потребительских товаров.

Рефераты или доклады по теме

  1. Российский рынок бытовой электронной техники.

  2. Перспективы развития бытовой электроники.

  3. Ассортиментная политика гипермаркета электроники.

  4. Особенности упаковки и маркировки современной бытовой электроники.

Тема 2. Фотоаппарат. Конструктивные особенности и ассортимент. Экспертиза качества фотоаппаратов

Роль фотографии в жизни современного общества. Принципы фотографии, история развития и достигнутый технический уровень. Основные тенденции ее развития на ближайшее десятилетие. Место электроники в конструкции современных фотоаппаратов. Основные фирмы – производители фототоваров.

Основы теории получения фотографического изображения. Методы получения качественного изображения.

Черно-белая фотография. Строение черно-белых фотоматериалов. Экспонирование, химико-фотографическая обработка фото слоев и проявление. Классификация черно-белых фотоматериалов, принципы маркировки и ассортимент.

Цветная фотография. Ее принципы. Особенности изготовления и проявления многослойных цветных фотоматериалов. Ассортимент цветных фотоматериалов.

Фотоаппараты. Основные понятия, классификация и ассортимент. Факторы, формирующие качество. Потребительские свойства: классификация, влияние на качество. Требования к качеству, в том числе безопасности, предъявляемые к фотоаппаратам. Основные конструктивные узлы и принцип работы фотоаппарата. Фотографическая оптика. Изображение, формируемое линзой, и его недостатки. Фотографические объективы и их классификация. Основные геометрические, изобразительные и фотометрические характеристики объективов. Оптические материалы, применяемые для объективов, требования к их оптическим и химическим свойствам. Потери света на отражение в многолинзовых объективах и их просветление. Области применения различных типов объективов. Электронные устройства, применяемые в фотоаппаратах. Назначение, классификация и принцип их работы.

Современные носители информации, принцип работы, потребительские характеристики и показатели качества.

Ассортимент фотоаппаратов, их потребительские свойства и перспективы развития ассортимента.

Оценка качества фотоаппаратов: показатели, градации. Дефекты: виды, причины возникновения, идентифицирующие признаки, способы обнаружения. Методы оценки качества. Порядок проведения оценки качества. Дефекты допустимые и недопустимые, устранимые и неустранимые.

Контроль качества: назначение, порядок осуществления. Виды контроля качества.

Литература

Базовый учебник: [1].

Основная литература: [1 – 7].

Дополнительная литература: [1 – 7].

Интернет-ресурсы – по рекомендованному списку.

Вопросы для самопроверки

  1. Основные термины и определения в области фототехники.

  2. Потребительские свойства фотоаппаратов: понятие, их классификация.

  3. Принцип получения цветного фотографического изображения.

  4. Классификация фотоаппаратов.

  5. Конструктивные узлы фотоаппаратов и их принцип действия.

  6. Оценка и контроль качества фотоаппаратов: назначение, порядок осуществления.

  7. Факторы, влияющие на качество фототоваров.

  8. Основополагающие принципы контроля качества фототехники.

  9. Роль стандартов в обеспечении качества продукции.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Формирование современной ассортиментной политики на рынке фототехники.

  2. Упаковка фототоваров.

  3. Условия и сроки хранения фототоваров.

  4. Товарные потери при транспортировке фототоваров и мероприятия по их сокращению.

Рефераты или доклады по теме

  1. Современный рынок цифровых фотоаппаратов и перспективы его развития.

  2. Сопоставления качества российских фототоваров с зарубежными аналогами.

  3. Стандарты качества фототоваров.

  4. Сервисные функции современных фотоаппаратов.

  5. Влияние потребительской упаковки фототоваров на их сбыт.

Тема 3. Музыкальные товары. Классификация, конструкция и ассортимент. Экспертиза качества музыкальных товаров

Роль музыки в жизни современного общества. Основные направления развития музыкальной культуры и ее перспективы в будущем.

Звук и его свойства. Использование свойств звука в музыкальных инструментах.

Музыкальные инструменты. Основные понятия, классификация и ассортимент. Факторы, формирующие качество. Потребительские свойства: классификация, влияние на качество. Требования к качеству, в том числе безопасности, предъявляемые к товарам. Характеристика различных видов музыкальных инструментов (струнные, язычковые, духовые, ударные и электромузыкальные инструменты). Классификационные признаки, характер звучания в зависимости от конструктивных особенностей и звуковых свойств.

Материалы, применяемые для изготовления музыкальных инструментов. Требования к качеству используемых материалов для изготовления конкретного вида музыкальных инструментов. Дефекты материалов: виды, причины возникновения, идентифицирующие признаки, способы обнаружения.

Современный ассортимент музыкальных товаров и перспективы его развития.

Оценка качества музыкальных инструментов: показатели, градации. Дефекты инструментов: виды, причины возникновения, идентифицирующие признаки, способы обнаружения. Методы оценки качества. Порядок проведения оценки и контроля качества музыкальных инструментов.

Литература

Базовый учебник: [1].

Основная литература: [1 – 7].

Дополнительная литература: [1 – 7].

Интернет-ресурсы – по рекомендованному списку.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие бывают виды звуков и как они используются в музыкальных инструментах?

  2. Виды музыкальных инструментов и их назначение.

  3. Конструктивные особенности щипковых музыкальных инструментов.

  4. Конструктивные особенности язычковых музыкальных инструментов.

  5. Конструктивные особенности духовых музыкальных инструментов.

  6. Конструктивные особенности ударных музыкальных инструментов.

  7. Ассортимент современного рынка музыкальных инструментов.

  8. Выявление дефектов музыкальных инструментов. Порядок проведения экспертизы.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Технологии, применяющиеся при изготовлении музыкальных инструментов.

  2. Тенденции развития ассортимента музыкальных товаров.

  3. Контроль качества музыкальных товаров.

Рефераты или доклады по теме

  1. Современные материалы, применяемые при изготовлении музыкальных инструментов.

  2. Современный рынок электронных музыкальных инструментов.

  3. Стандарты качества музыкальных инструментов.

  4. Новые технические решения конструкции музыкальных инструментов.

  1. Программа дисциплины «товароведение и экспертиза швейно-трикотажных товаров»

    Программа дисциплины
    Объектом изучения дисциплины являются швейные и трикотажные товары, а также материалы и полуфабрикаты, используемые для их производства. В программе предусмотрено изучение швейных и трикотажных товаров исходя из их классификации, назначения,
  2. Рабочая учебная программа дисциплины «Товароведение и экспертиза древесно мебельных товаров» для направления 100800. 62 «Товароведение» Профиль подготовки «Товароведение и экспертиза в сфере производства и обращения непродовольственных товаров и сырья»

    Рабочая учебная программа
    - формирование знаний в области современного ассортимента древесно – мебельных товаров, присутствующих на потребительском рынке, их потребительских свойств,
  3. Программа дисциплины «товароведение и экспертиза пластмасс и химических товаров»

    Программа дисциплины
    изучение путей целенаправленного формирования структуры полимерных и химических материалов с целью получения в процессе синтеза и переработки изделий с высокими потребительскими свойствами;
  4. Программа дисциплины «товароведение и экспертиза металлотоваров»

    Программа дисциплины
    изучение основных потребительских свойств и классификации металлов и сплавов; основных потребительских свойств изделий из металлов и сплавов; ассортимента, расчет показателей, характеризующих ассортимент торгового предприятия, реализующего
  5. Программа дисциплины «товароведение и экспертиза электротоваров»

    Программа дисциплины
    Основными задачами преподавания дисциплины являются обеспечение студентов знаниями, необходимыми для их эффективной трудовой деятельности, в том числе ознакомление с основными потребительскими свойствами товаров различных групп, их
  6. Программа дисциплины «технология хранения и транспортирования непродовольственных товаров»

    Программа дисциплины
    Данная дисциплина предназначена для студентов 3-го курса факультета товароведения и торговли. Являясь базовой для специальности, формирующей специалистов широкого профиля, она тесно связана с общенаучными и специальными дисциплинами.
  7. Рабочая программа по дисциплине Товароведение и экспертиза однородных групп непродовольственных товаров для специальности

    Рабочая программа
    составлена старшим преподавателем Нестеренко В.В. в соот­ветствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования 2 г.
  8. Программа дисциплины «товароведение упаковочных материалов и тары для непродовольственных товаров»

    Программа дисциплины
    изучение терминологии и понятий упаковочного дела, классификации тары, основных функций упаковки и маркировки, правил упаковывания продукции в тару (упаковку) из различных материалов,
  9. Методические указания и задания контрольной работы по дисциплине специальности 081100 Менеджмент для студентов заочной формы обучения Новосибирск 2011

    Методические указания
    Товароведение является необходимой и неотъемлемой частью современной коммерческой деятельности, эффективность которой напрямую зависит от правильного подбора товаров надлежащего качества в оптимальном ассортименте.

Другие похожие документы..