План конспект проведения занятий с персоналом насф в области обеспечения безопасности жизнедеятельности Тема №7. «Оказание первой медицинской помощи. Основы ухода за больными» Тема №7. 1

Утверждаю

Руководитель ГО МОУ «Средняя школа №12»

__________________ Е.П. Пак

«_____» ____________ 20___г.


ПЛАН - КОНСПЕКТ

проведения занятий с персоналом НАСФ

в области обеспечения безопасности жизнедеятельности

Тема №7. «Оказание первой медицинской помощи. Основы ухода за больными»

Тема №7.1. Основные правила оказания первой помощи в неотложных ситуациях.

Учебные цели:

1. Научить слушателей проводить простейшие реанимационные мероприятия искусственного и непрямого массажа сердца.

  1. Изучить со слушателями материал по оказанию экстренной помощи при поражениях АХОВ.

  2. Научить слушателей оказывать первую помощь при обморожениях, обмороке, поражении электрическим током, при тепловом и солнечном ударе. Правила оказания помощи утопающему.

Метод: Лекция

Время: 1 час (45 мин.).

Учебные вопросы и расчет времени

Введение3 мин

Первый учебный вопрос Правила и техника проведения искусственного дыхания и

непрямого массажа сердца учебный вопрос. 15 мин.

Второй учебный вопрос Первая помощь при отравлении АХОВ, применяемых на

производстве при химических и термических ожогах 15 мин

Третий учебный вопрос Первая помощь при отморожениях, обмороке, поражении

электрическим током, при тепловом и солнечном ударе.
Правила оказания помощи утопающему. 10 мин

Заключение 2 мин

Литература:

  • ФЗРФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94г. № 68-ФЗ.

  • Постановление Правительства РФ «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» от 4.09.2003г. № 547.

  • «Медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях». Москва, «Военные знания» 1995г.

  • «Организация экстренной медицинской помощи населению при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях». Москва, изд-во «Медикас», 1992г.

  • «Гражданская оборона» Учебное пособие под редакцией В.Н.Завьялова, Москва, изд-во «Медицина» 1989г.

  • «Памятка спасателя» В.Г.Бубнов, изд-во «Медицина спасения-гало» 1995г.

  • «Первая медицинская помощь в ЧС», Москва, изд-во «военные знания», 2000г.

  • «Медицинская помощь в ЧС», Москва, изд-во «Военные знания», 1997г.

  • Учебник для подготовки санитарных дружин и санитарных постов, А.Ф.Решетов, Москва, изд-во «Медицина», 1984г

Введение

При авариях, катастрофах и стихийных бедствиях значительное количество людей может нуждаться в первой медицинской помощи, которая должна быть оказана сразу же после получения травмы или отравления. При несчастных случаях и внезапных заболеваниях простейшие мероприятия первой медицинской помощи до прибытия медицинского работника могут спасти жизнь и сохранить здоровье пострадавшему.

В чрезвычайных ситуациях для оказания первой медицинской помощи предназначены специальные формирования.

Однако опыт ликвидации последствий многих катастроф и стихийных бедствий показывает, что в первые и самые важные минуты для спасения жизни человека нужных формирований в непосредственной близости не оказывается или их численность не может обеспечить оказание помощи всем нуждающимся.

- В таких условиях главным и часто единственным шансом спасения жизни пострадавшего является первая медицинская помощь, проводимая в порядке самопомощи или взаимопомощи.

Для её оказания требуются элементарные знания, но необходимы твердые практические навыки, а также средства индивидуальной медицинской защиты или подручные средства.

В статье 19 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» говорится:

«Гражданин Российской Федерации обязан: изучить основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приёмы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и навыки в указанной области»;

В Постановлении Правительства РФ № 547 п. З сказано: «Основными задачами подготовки в области защиты от ЧС являются обучение всех групп населения... приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим»...

Таким образом изучение приемов оказания первой медицинской помощи являются для каждого из нас государственной обязанностью.

Несвоевременное, неграмотное оказание первой медицинской помощи или неумение её окавзыать часто приводит к трагическим последствиям - теряются человеческие жизни. Гуманный долг каждого человека до приезда официальной медицины сделать всё от него зависящее, что бы помочь человеку попавшему в беду или в результате ЧС, или по собственной оплошности.

Первый учебный вопрос.

Правила и техника проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

Оживление или реанимация представляют собой восстановление жизненно важных функций организма, прежде всего дыхания и сердечной деятельности.

Причины остановки дыхания:

вдыхание дурно и резко пахнущих газов;

сдавливание грудной клетки;

утопление;
- поражение электротоком;

- попадание посторонних предметов (пищи) в верхние дыхательные пути; сильный испуг (ужас).

Причины остановки сердца:

- остановка дыхания;

- сердечные заболевания (стенокардия, инфаркт);

- сильный испуг, нервное потрясение; тяжелые одномоментные физические нагрузки;

- тромбоз сосудов с отрывом тромба и блокированием сердечных клапанов;

- сдавливание грудной клетки.

Убедившись в отсутствии явных признаков смерти необходимо приступить к оказанию помощи пострадавшим. Она может заключаться в оживлении или реанимации жизненных функций организма, прежде всего дыхания и кровообращения.

Реанимацию проводят тогда, когда отсутствуют дыхание и сердечная деятельность, или они угнетены настолько, что не обеспечивают минимальных потребностей организма.

Возможность оживления основана на том, что смерть никогда не наступает сразу, ей всегда предшествует переходная стадия - терминальное состояние.

В терминальном состоянии различают агонию и клиническую смерть.

Агония характеризуется затемнением сознания, резким нарушением сердечной деятельности и падением артериального давления, расстройством дыхания, отсутствием пульса. Кожа пострадавшего холодная, бледная или с синюшным оттенком. После агонии наступает клиническая смерть, при которой отсутствуют основные признаки жизни -дыхание и сердцебиение. Она длится 3-5 минут. Это время необходимо использовать для реанимации, ибо после наступления биологической смерти оживление невозможно.

Несколько минут, отделяющих состояние клинической смерти от биологической, не оставляют времени на разговоры, суету, размышления и ожидания.

Оживление осуществляется в три приема выполняемых строго последовательно.

В первую очередьобеспечивают восстановление проходимости дыхательных путей. Для этого пострадавшего укладывают на спину, голову максимально запрокидывают назад, а нижнюю челюсть выдвигают вперед, чтобы зубы этой челюсти располагались впереди верхних зубов. Проверяют и очищают полость рта от инородных тел (песок, мокрота, зубные протезы и т. д.) или языка, запавшего в дыхательных путях. Для этого используют бинт, салфетку, носовой платок, намотанные на указательный палец. Все это делают быстро, но осторожно, не нанося дополнительных травм.

При затруднении открывания рта из-за спазмы жевательных мышц используют шпатель, черенок ложки, после чего в виде распорки вставляют между челюстями свернутый бинт.

Убедившись, что дыхательные пути свободны, но дыхание отсутствует или явно недостаточно, приступают ко второму приему -искусственному дыханию методом рот в рот или рот в нос. Для этого держат запрокинутую голову пострадавшего и, сделав глубокий вдох, вдувают выдыхаемый воздух в рот пострадавшего через увлажненную салфетку или кусок бинта. Нос пострадавшего зажимают пальцами для предотвращения" выхода воздуха во внешнюю среду. При проведении искусственного дыхания методом рот в нос воздух вдувают в нос пострадавшего, закрывая при этом его рот.

После вдувания воздуха необходимо отстраниться для осуществления пострадавшим пассивного выдоха. Частота вдохов - 12 - 18 в одну минуту. Эффективность искусственного дыхания оценивают по поднятию грудной клетки пострадавшего при заполнении его легких воздухом.

И третье, если остановка дыхания сопровождается и остановкой сердечной деятельности, производят наружный массаж сердца.

Пострадавшего укладывают на жесткую поверхность, оказывающий помощь, находясь сбоку, помещает обе свои ладони на нижнюю треть

грудины и энергичными толчками надавливают на грудную стенку,

используя при этом и массу собственного тела.

Массаж сердца осуществляют с частотой 60 надавливаний в одну минуту. У детей до 10 лет-80 надавливаний в одну минуту. Через каждые 15 надавливаний, оказывающий помощь вдувает в рот пострадавшему воздух и вновь массирует сердце. Если оживляют два человека, то второй делает искусственное вдувание через 5 нажатий на грудную клетку.

появившимся пульсом на сонных артериях в такт с нажатием на грудную клетку. Периодически проверяется, не появился ли самостоятельный пульс на сонных артериях. Об эффективности реанимации судят также по сужению зрачка, появлению его реакции на свет.

Недопустимо:

  1. Проводить непрямой массаж сердца при наличии пульса на сонной артерии.

  2. Подкладывать под плечи кирпичи, ранцы, другие твердые предметы с острыми гранями.

  3. Накладывать ладонь при давлении на грудину так, чтобы большой палец был направлен на

спасателя.

4. Нельзя прекращать проведение реанимации при отсутствии самостоятельного

пульса на сонной артерии, но сохранении реакции зрачков на свет.

Предвестники повторной остановки сердца:

  • Потеря сознания.

  • Частые подергивания мышц лица.

Непроизвольное мочеиспускание и дефекация.

Второй учебный вопрос

  1. Конспект для проведения занятий по го и чс тема №1 (1)

    План-конспект
    Тема №1: Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера,
  2. Конспект для проведения занятий по го и чс тема №1 (2)

    План-конспект
    Учебные вопросы: Законодательство Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности.
  3. Методические рекомендации по организации подготовки руководящего состава го общеобразовательных учреждений разработаны в соответствии с требованиями и положениями федеральных законов от 21 декабря 1994 года №68-фз «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха

    Методические рекомендации
    24.05.2011 года Главным управлением ГОиЧС Новосибирской области были проверены ряд образовательных учреждений Искитимского района, в результате которой установлено,
  4. Доклад "о состоянии защиты населения и территории Томской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

    Доклад
    Приоритетными целями и задачами, решавшимися территориальной подсистемой РСЧС Томской области в отчётном периоде по вопросам защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являлись:
  5. Форм типовых документов, рекомендуемых для планирования мероприятий по гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в организаци

    Документ
    Форм типовых документов, рекомендуемых для планирования мероприятий по гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в организациях, учреждениях.

Другие похожие документы..