Программа учебной дисциплины сд. 12 «экономика труда» вузовского компонента цикла сд по направлению 080100 (Экономика)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Санкт - Петербургский государственный университет

Экономический факультет

Рассмотрено и рекомендовано

на заседании кафедры

экономической теории и экономической политики

УТВЕРЖДАЮ

декан факультета

____________проф. И.П. Бойко

протокол от __________ № _______

Заведующий кафедрой

_______________Ф.Ф. Рыбаков

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СД.12 – «ЭКОНОМИКА ТРУДА»

вузовского компонента цикла СД

по направлению 080100 (Экономика)

Разработчик:

доцент, канд. эконом. наук ________________________Т.В.Коцофана

Рецензент:

доцент, канд. эконом. наук____________________ Е.В. Маслова

Санкт-Петербург – 2007 г.

  1. Организационно-методический раздел

1.1. Цель изучения дисциплины: Изучение курса направлено на овладение студентами теоретических и практических знаний в области труда и занятости, на приобретение студентами системных представлений о структуре и тенденциях развития современного рынка труда и социально-экономических отношений в трудовой сфере, а также на формирование самостоятельных и достаточно квалифицированных навыков по решению возникающих в этой сфере вопросов в условиях рыночных отношений и специфики российской практики.

1.2. Задачи курса: Изучение и анализ рынка труда и его российской специфики, рассмотрение основных понятий, относящихся к управлению трудом, его стимулированию и мотивации, методов оценки эффективности труда, анализ основных форм организации труда и управления персоналом, а также форм и систем оплаты труда и эффективности их применения в разных организационных условиях.

1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Дисциплина является специальной. Теоретической основой для изучения дисциплины являются курсы «Экономическая теория», «Макроэкономика», «Психология и педагогика», «Социология», «Менеджмент».

1.4. Требования к уровню освоения дисциплины СД.12 – «Экономика труда»

  • знать:

  1. роль и место труда в системе факторов производства;

  2. закономерности формирования трудовых отношений;

  3. механизм функционирования современного рынка труда;

  4. влияние государственного регулирования трудовых отношений на состояние рынка труда;

  5. принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений в сфере труда;

  6. формы и методы управления трудом, мотивации и стимулирования труда в организации;

  7. способы оценки эффективности и производительности труда;

  8. принципы современной организации труда на предприятии и в обществе;

  9. современные подходы к организации оплаты труда;

  • уметь:

  1. выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций в социально-трудовой сфере, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

  2. формировать эффективную систему мотивации и стимулирования труда в организации;

  3. прогнозировать, планировать и управлять трудовыми ресурсами;

  4. оценивать эффективность и производительность труда;

  5. выявлять резервы повышения производительности труда;

  6. эффективно организовывать рабочее время;

  7. организовывать и аттестовать рабочие места;

  8. анализировать экономические показатели по труду и заработной плате;

  9. организовывать оплату труда на предприятии.

  1. Объём и распределение часов курса по темам и видам занятий

№ п/п

Наименование тем и

разделов

Всего часов

(трудоёмкость)

Аудиторные занятия

(часов)

в том числе

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1.

Экономика труда как наука, ее предмет и методология

12

4

0

8

2.

Рынок труда

24

10

0

14

3.

Управление трудом

18

8

0

10

4.

Организация труда

18

8

0

10

5.

Оплата труда

11

4

0

7

ИТОГО:

83

34

0

49

Изучение дисциплины по семестрам: 7 семестр.

  1. Форма текущего, промежуточного и итогового контроля: выполнение студентами заданий преподавателя, зачёт.

  1. Содержание курса

4.1. Темы и краткое содержание.

ТЕМА 1. ЭКОНОМИКА ТРУДА КАК НАУКА, ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ

Структура наук о труде и персонале, их проблематика. Экономика труда как наука и ее предмет.

Основные понятия экономики труда. Труд как предмет изучения. Индивидуальный и общественный труд. Структура современного общественного труда.

Соотношение понятий «труд» и «творчество».

ТЕМА 2. РЫНОК ТРУДА

Рынок труда, его особенности и структура.

Человеческие ресурсы и трудовой потенциал: взаимосвязь понятий. Ценность концепции человеческого капитала. Трудовые ресурсы и эффективность их использования.

Безработица: сущность, виды, причины, последствия. Скрытые формы безработицы и занятости.

Политика занятости и государственное регулирование рынка труда.

ТЕМА 3. УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОМ

Управление трудом: общие положения. Формы управления трудом. Уровни управления трудом. Типы и методы управления трудом.

Стимулирование труда. Потребности и мотивация. Теории потребностей. Мотивация и ее формы. Мотивационная структура. Эффективность мотивации. Теории мотивации и стили управления. Принципы и механизм стимулирования труда.

Производительность и эффективность труда. Показатели эффективности и производительности. Трудоемкость. Методы измерения производительности труда. Факторы и резервы роста производительности труда.

ТЕМА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

Сущность и элементы организации труда. Организация труда на предприятии и в обществе. Научная организация труда. Дисциплина труда как элемент эффективной организации труда на предприятии.

Нормирование труда. Производственный процесс. Технологический и трудовой процессы. Приемы и методы труда.

Разделение и кооперация труда. Прогрессивные формы организации труда на предприятии.

Условия труда. Производственная среда и характеристики производственного процесса. Рабочее место. Организация и обслуживание рабочих мест. Аттестация рабочего места.

Рабочее время и его использование. Классификация затрат рабочего времени. Режимы труда и отдыха.

ТЕМА 5. ОПЛАТА ТРУДА

Формирование и распределение доходов в рыночной экономике. Структура доходов работника предприятия.

Заработная плата: сущность, функции, принципы организации. Номинальная и реальная заработная плата.

Формы и системы заработной платы. Условия использования повременной и сдельной форм оплаты труда. Окладная и контрактная системы оплаты труда. Бестарифные системы оплаты труда.

Планирование заработной платы. Единая тарифная система.

42. Лабораторный практикум

Программой курса не предусмотрен.

3.3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

(Тема 4. Организация труда)

  • Каково значение научной организации труда в современной экономике?

  • Почему дисциплина труда выступает как неотъемлемое условие эффективной организации труда на предприятии?

  • Каково значение норм и нормативов по труду? Чем они отличаются?

  • Каковы критерии разделения технологических и трудовых процессов?

  • Какие вы знаете прогрессивные формы организации труда?

  • Каково значение разделения и кооперации труда для экономики?

  • Какими факторами определяются условия труда на предприятии?

  • Приведите пример, когда неблагоприятные условия труда работников негативно сказываются на результатах деятельности предприятия.

  • Каково значение аттестации рабочих мест?

4.4. Темы курсовых работ

Курсовая работа по данной дисциплине не предусмотрена рабочим учебным планом.

4.5. Темы рефератов

Раздел 4.5. в данной программе отсутствует

4.6. Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Науки о труде и их проблематика.

  2. Экономика труда как наука и ее предмет.

  3. Труд как предмет изучения. Индивидуальный и общественный труд.

  4. Содержание и содержательность труда. Социально-экономическая неоднородность труда.

  5. Структура и функции современного общественного труда.

  6. Соотношение понятий «труд» и «творчество». Компоненты труда.

  7. Сущность рынка труда и его особенности в системе рынков факторов производства.

  8. Структура рынка труда.

  9. Соотношение понятий «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал», «рабочая сила», «человеческий капитал».

  10. Компоненты трудового потенциала.

  11. Трудовой потенциал в системе экономических ресурсов.

  12. Трудовой потенциал и качество жизни.

  13. Использование трудового потенциала и показатели качества человеческого капитала.

  14. Составляющие категории «трудовые ресурсы». Понятие экономически активного населения.

  15. Теории занятости.

  16. Безработица и ее причины. Естественный уровень безработицы.

  17. Скрытые формы безработицы и занятости, причины их существования и экономические последствия.

  18. Политика занятости и меры государственного регулирования рынка труда.

  19. Управление трудом: сущность, типы, методы, формы, уровни.

  20. Роль потребностей в мотивации и стимулировании труда.

  21. Теории потребностей.

  22. Мотивация и ее формы. Мотивационная структура.

  23. Теории мотивации. Мотивация и стили управления.

  24. Стимулирование труда и условия его эффективности.

  25. Показатели эффективности труда. Эффективность инвестиций в человеческий капитал.

  26. Понятия рентабельности и продуктивности труда.

  27. Производительность труда и его интенсивность.

  28. Методы измерения производительности труда.

  29. Факторы и резервы роста производительности труда.

  30. Организация труда и ее основные элементы.

  31. Проектирование и рационализация организации труда.

  32. Научная организация труда и ее основные направления.

  33. Дисциплина труда и ее составляющие.

  34. Нормирование труда. Нормы и нормативы труда.

  35. Производственный, технологический и трудовой процессы.

  36. Приемы и методы труда.

  37. Разделение труда и его формы. Границы разделения труда.

  38. Кооперация труда. Виды и масштабы кооперации.

  39. Бригадная форма организации труда и конвейерная система.

  40. Многостаночное обслуживание и совмещение функций, специальностей и профессий.

  41. Условия труда и тяжесть труда.

  42. Рабочее место. Классификация рабочих мест.

  43. Организация и обслуживание рабочих мест.

  44. Аттестация рабочих мест.

  45. Рабочее время и его использование. Режимы труда и отдыха.

  46. Классификация затрат рабочего времени.

  47. Принципы формирования доходов в рыночной экономике.

  48. Источники личных доходов в рыночной экономике.

  49. Структура дохода работника предприятия.

  50. Стоимость рабочей силы и заработная плата.

  51. Функции заработной платы.

  52. Принципы организации заработной платы.

  53. Номинальная и реальная заработная плата.

  54. Формы заработной платы и условия их эффективного использования на предприятии.

  55. Системы заработной платы в рамках повременной формы оплаты труда.

  56. Системы заработной платы в рамках сдельной формы оплаты труда.

  57. Окладная система оплаты труда.

  58. Контрактная система оплаты труда.

  59. Бестарифные системы оплаты труда.

  60. Основные элементы заработной платы в соответствии с классификацией Росстата.

  61. Единая тарифная система и ее элементы.

5.Учебно-методическое обеспечение курса

5.1. Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайдов, кино- и видеофильмов.

Рабочая тетрадь, комплект слайдов, электронная версия авторского конспекта лекций.

5.2. Активные методы обучения

В данном курсе используются классические аудиторные методы, методы компетентностного подхода, методы развития критического мышления.

    1. Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля

Компьютерные классы, библиотека, читальный зал, лекционные аудитории, оборудованные проектором.

5.4. Методические рекомендации (материалы) преподавателю

Электронная версия авторского конспекта лекций, рабочая тетрадь.

5.5.Методические указания студентам

Рабочая тетрадь, электронная версия авторского конспекта лекций.

5.6. Литература

5.6.1.Основная

  1. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учеб. М.: ТК Вельби, Изд-во Проспект, 2007.

  2. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник. Спб.: изд-во СПбГУЭФ, 2002.

  3. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – 3-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2001.

  4. Корнейчук Б.В. Экономика труда: учеб. Пособие / Б.В. Корнейчук. – М.: Гардарики, 2007.

  5. Романенкова Г.М. Рынок труда и человеческие ресурсы. Учебное пособие. СПб.: Изд-во Высшей административной школы, 2000.

  6. Рынок труда. Учебник. Под ред. проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. – М.: «Экзамен», 2000.

  7. Саакян А.К. Экономика и социология труда. – СПб.: Питер, 2002.

  8. Трудовой кодекс РФ.

  9. Экономика труда: (социально-трудовые отношения) / Под ред. Н.А. Волгина, Ю. Г. Одегова. – М.: «ЭКЗАМЕН», 2002.

      1. Дополнительная

  1. Азбука кадровика: все документы по работе с персоналом: - 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Вершина, 2007.

  2. Актуальные проблемы экономики труда. Сб. научн. трудов / Под ред. проф. Б.В. Корнейчука. СПб.: Нестор, 2003.

  3. Достойный труд – высшая цель и жизненная необходимость. Доклады и тезисы докладов Круглого стола «Достойный труд в XXI веке» / Под ред. проф. Р.П. Колосовой. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2005.

  4. Коцофана Т.В. Влияние уровня заработной платы на конкурентоспособность российской экономики.// Конкурентоспособность российской экономики / Под ред. проф. Ф.Ф. Рыбакова и проф. Г.Е. Алпатова. — СПб.: Издательство Политехнического университета, 2005. С. 188 – 203.

  5. Маркова К.В., Рощин С.Ю. Поиск работы на российском рынке труда. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2004.

  6. Моисеенко В.М. Внутренняя миграция населения. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2004.

  7. Рынок труда в Санкт-Петербурге: проблемы и перспективы. Сб. научн. трудов / Под ред. проф. Б.В. Корнейчука. СПб.: Нестор, 2003.

  8. Смирных Л.И. Продолжительность занятости и трудовая мобильность. – М.: ТЕИС, 2003.

  9. Чапек В.Н., Долгодушев В.А. Рынок труда. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.

  10. Шекшня С.В. Стратегическое управление персоналом в эпоху Интернета: Учебно-практическое пособие. – 2002.

  11. Яковлева Е.Б. Структурная перестройка экономики и рынок труда России. СПб.: Изд-во «Поиск», 2001.

  12. Журнал «Человек и труд»

  13. Журнал «Вопросы экономики»

  14. Журнал «Управление персоналом»

  15. Журнал «Кадровая работа»

  1. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по направлению 080100. 62 «Экономика» (бакалавриат)

    Содержательный отчет
    Подготовка бакалавров по направлению 080100.62 «Экономика» ведется в Самарском государственном университете путей сообщения с 2004 года. Право университета на подготовку бкалавров подтверждено лицензией Федеральной службы по надзору
  2. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по направлению 080100. 68 «Экономика» (магистерские программы «Учёт, анализ и аудит», «Финансы»)

    Содержательный отчет
    Подготовка магистров по направлению 080100.68 «Экономика» (магистерские программы «Учёт, анализ и аудит», «Финансы») ведется в Самарском государственном университете путей сообщения с 2008 года.
  3. Программа учебной дисциплины “История экономики России: советский период” вузовского компонента цикла сд (по выбору)

    Программа
    I.1. Цель специального курса: курс предназначен для подготовки магистрантов по направлению 521603 – "Экономическая история и история экономической мысли" и предполагает углубленное изучение экономических проблем и процессов
  4. Рабочая программа учебной дисциплины теория менеджмента: история управленческой мысли Направление подготовки 080200 менеджмент (1)

    Рабочая программа
    История управленческой мысли системно и комплексно рассматривает исторические аспекты эволюции теории и практики менеджмента в рамках хозяйственной деятельности человека.
  5. Рабочая программа учебной дисциплины теория менеджмента: история управленческой мысли Направление подготовки 080200 менеджмент (2)

    Рабочая программа
    Цель учебного курса «Теория менеджмента: история управленческой мысли» – обеспечение подготовки выпускников–бакалавров по направлению «Менеджмент» для решения ряда профессиональных задач и приобретение необходимой квалификации для
  6. Отчет по самообследованию (2)

    Содержательный отчет
    деятельности по реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) с присвоением квалификации:
  7. Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100. 62 «Экономика» (2)

    Основная образовательная программа
    ООП бакалавриата, реализуемая в ЧГУ по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» и профилю подготовки «Экономическая теория» для программ бакалавриата представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную с учетом
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100. 62 «Экономика» (3)

    Основная образовательная программа
    ООП бакалавриата, реализуемая в ЧГУ по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» и профилю подготовки «Экономическая теория» для программ бакалавриата представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную с учетом
  9. Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100. 62 «Экономика» (1)

    Основная образовательная программа
    ООП бакалавриата, реализуемая в ЧГУ по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» и профилю подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» для программ бакалавриата представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную

Другие похожие документы..