1 Анализ и систематизация материалов об опыте формирования системы менеджмента качества образования и подготовки специалистов по управлению качеством образования к Отчету По исполнению Государственного контракта

Министерство образования и науки РФ

Международный институт менеджмента ЛИНК

1.4. Анализ и систематизация материалов об опыте формирования системы менеджмента качества образования и подготовки специалистов по управлению качеством образования

к Отчету

По исполнению Государственного контракта

03.р.20.11.0026 от 12.08.2011

Том № 1.4.

Москва 2011

Содержание

Стр.

1.4.1. Анализ опыта передовых отечественных и зарубежных образовательных организаций, а также современных достижений менеджмента в сфере образования ………………………….………….

1.4.1.1. Отечественный опыт работы образовательных организаций по подготовке специалистов к управлению качеством образования: различия форм и видов образовательных организаций ………………….

1.4.1.2.Отечественный опыт работы образовательных организаций по подготовке специалистов к управлению качеством образования: условия эффективности работы ……………………………………………

1.4.1.3. Отечественный опыт работы образовательных организаций по подготовке специалистов к управлению качеством образования: оценка качества подготовки специалистов ……………………………………

1.4.1.4. Факторы в работе образовательных организаций, влияющие на оптимизацию процесса подготовки специалистов к управлению качеством образования……………………………………….……………..

1.4.1.5. Преемственность и непрерывность работы образовательных организаций по подготовке специалистов к управлению качеством образования ………………………………………………………………….

1.4.1.6. Зарубежный опыт работы образовательных организаций по подготовке специалистов к управлению качеством образования: государства, чей опыт представляет интерес для системы образования Российской Федерации …………………………………………….……….

1.4.1.7. Зарубежный опыт работы образовательных организаций по подготовке специалистов к управлению качеством образования: принятые международные принципы и подходы к оценке качества образовательных организаций ……………………………………………..

1.4.1.8. Зарубежный опыт работы образовательных организаций по подготовке специалистов к управлению качеством образования: подходы к организации управленческого воздействия на структуру и содержание образовательных учреждений по вопросу подготовки специалистов к управлению качеством образования …………….……….

1.4.1.9. Зарубежный опыт работы образовательных организаций по подготовке специалистов к управлению качеством образования: особенности нормативно-правового обеспечения управления образовательных учреждений по вопросу подготовки специалистов к управлению качеством образования ..……………………………………..

1.4.1.10. Зарубежный опыт работы образовательных организаций по подготовке специалистов к управлению качеством образования: проблемы кадровой политики в управлении образовательных учреждений …..……………………………………………………………...

1.4.1.11. Современные достижения менеджмента в сфере образования ...

1.4.2. Статистический анализ системы подготовки специалистов по вопросам модернизации образования …………………………………..

1.4.2.1. Формы сбора данных о подготовке специалистов по вопросам модернизации образования и возможностей. Методические рекомендации по их заполнению. Алгоритмы обработки данных ………

1.4.2.2. Результаты статистического анализа системы подготовки специалистов по вопросам модернизации образования ………………….

1.4.2.3. Модели системы качества образовательного учреждения……….

1.4.2.4. Оценка деятельности образовательных учреждений по подготовке специалистов по вопросам управления качеством образования ………………………………………………………………….

1.4.2.5. Изменения сети образовательных учреждений …………………..

1.4.2.6. Результаты внедрения конкретных вариативных моделей образовательных систем подготовки специалистов по вопросам управления качеством образования ………………………………………..

1.4.3. Систематизация результатов сравнительного анализа региональных систем подготовки специалистов по вопросам управления качеством образования …………………………………….

1.4.3.1. Типовая модель системы качества образовательного учреждения …………………………………………………………………..

1.4.3.2. Комплексная оценка деятельности образовательных учреждений по подготовке специалистов по вопросам управления качеством образования ……………………………………………………..

1.4.3.3. Менеджмент процессов как основа гарантии качества образовательной деятельности по подготовке специалистов по вопросам управления качеством образования …………………………….

1.4.3.4. Изменения сети образовательных учреждений …………………..

1.4.3.5. Результаты внедрения конкретных вариативных моделей образовательных систем подготовки специалистов по вопросам управления качеством образования ………………………………………..

Приложение 1………………………………………………………………...

Приложение 2 ………………………………………………………………..

Приложение 3 ………………………………………………………………..

4

4

19

24

28

31

33

48

57

60

64

72

80

80

85

88

102

118

130

136

136

144

162

178

188

195

212

235

1.4.1. Анализ опыта передовых отечественных и зарубежных образовательных организаций, а также современных достижений менеджмента в сфере образования

1.4.1.1. Отечественный опыт работы образовательных организаций по подготовке специалистов к управлению качеством образования: различия форм и видов образовательных организаций.

Внедрением систем менеджмента качества занимаются в настоящее время подавляющее большинство учреждений высшего профессионального образования. Менее активно, но все же поступательно развивается этот вид деятельности в учреждениях среднего профессионального образования.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ придает особое значение созданию систем качества в образовательных учреждениях всех уровней для обеспечения гарантий качества образования. При Рособрнадзоре создан Совет по координации управления качеством профессионального образования.

Анализ отечественного опыта подготовки специалистов к управлению качеством образования показывает, что эта подготовка осуществляется как различными образовательными организациями, так и профильными организациями, реализующими отдельные образовательные услуги наряду с услугами в смежных областях (сертификация, консалтинг и т.д.):

- учреждениями высшего педагогического образования в рамках отдельных дисциплин

- высшими учебными заведениями при реализации ими программ повышения квалификации,

- сетью региональных центров по повышению квалификации персонала по типовой модели системы качества образовательных учреждений (СК ОУ), которая создана и успешно функционирует в России;

- организациями системы бизнес-образования в рамках краткосрочных тематических образовательных программ и тренингов;

- организациями, осуществляющими комплексное сопровождение работ по внедрению систем качества (сертификацию и аттестацию, ведение реестров, консалтинг и т.д.);

- региональными институтами повышения квалификации работников образования (институтами развития образования);

- региональными центрами оценки качества.

Курсы повышения квалификации проводятся в целях ознакомления руководителей и работников образовательных организаций с основными принципами построения систем качества, возможностью их внедрения как механизмов управления и контроля качества профессионального образования.

Подготовка специалистов к управлению качеством образования выступает составной частью процесса внедрения систем менеджмента качества. Эта подготовка осуществляется как в рамках внутренних образовательных мероприятий, так и с помощью специализированных курсов, учебных семинаров, консультаций, а также обмена опытом и совместной деятельности на основе межвузовской кооперации. Основная нагрузка падает на самоподготовку и внутривузовские программы подготовки к внедрению систем менеджмента качества. Достаточно сказать, что в рекомендациях Рособрнадзора по проведению конкурса «Системы обеспечения качества подготовки специалистов» (2006 год) одним из критериев оценки была выбрана «роль руководства в организации работ по обеспечению качества подготовки специалистов», раскрываемая, в том числе, черезсоставляющие: «обучение самих руководителей вопросам управления качеством и их участие в обучении руководителей подразделений, преподавателей и сотрудников вуза», «обеспечение ресурсами процесса обучения преподавателей и сотрудников вуза по проблемам повышения качества подготовки специалистов».

Одним из родоначальников деятельности по созданию систем менеджмента качества в вузах является Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС", который накопил огромный опыт проектирования, внедрения, сопровождения систем менеджмента качества и подготовки специалистов для работы в этих системах.

Еще в 1983 г. был выпущен, документ "Управление качеством подготовки специалистов", обобщающий опыт МИСиС и подготовленный В.А. Роменцом.

В 1985 г. по инициативе ректората в состав МИСиС Минвузом была введена лаборатория проблем качества подготовки специалистов, преобразована в Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов.

С 1986 г. МИСиС ведет научно-методическую работу по созданию системы непрерывного обучения в области качества.

С 1993 г. МИСиС является коллективным членом Международной организации Советской ассоциации качества (МО СовАСК) и с 1996г. - Академии Проблем качества.

В 1994 г. по инициативе руководства МИСиС в нашей стране была открыта новая специальность 072000 "Стандартизация и сертификация".

В 1997 г. институт приступил к созданию системы качества на основе стандартов ИСО серии 9000.

В 1997 г. МИСиС был удостоен диплома международной организации МО "СовАсК" за качество учебного процесса.

В 1999 г. МИСиС стал дипломантом Конкурса Премии Правительства РФ в области качества.

В 2000 г. МИСиС стал лауреатом Конкурса Премии Правительства РФ в области качества.

С 2000 г. МИСиС является базовым вузом по проведению конкурса Министерства образования Российской Федерации "Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов". Управление стратегического развития - Техническим секретариатом конкурса.

В мае 2006 г. система менеджмента качества "МИСиС" была сертифицирована Ассоциацией по сертификации "Русский регистр" по модели ИСО 9001:2000 применительно к проектированию, разработке и осуществлению образовательной деятельности (довузовское, вузовское и послевузовское образование).

В июне 2007 г. СМК университета была успешно сертифицирована Ассоциацией по сертификации "Русский регистр" по модели ИСО 9001:2000 применительно к проектированию, разработке и осуществлению образовательной, научной и инновационной деятельности.
В 2009 г. университет успешно прошел процедуру ресертификации СМК по модели ИСО 9001:2008.

В 2007 г. на базе МИСиС создан Региональный центр Центрального региона РФ для содействия внедрению Типовой модели СМК для обеспечения гарантий качества образования в ОУ.

В 2008 - 2010 годах также продолжались работы по разработке и внедрению типовой модели СМК для вузов с учётом требований и рекомендаций "ENQA (Стандарты и Директивы для гарантии качества Высшего образования в Европейском регионе)" и "Методических рекомендаций по внедрению системы качества ОУ".

Таким образом, МИСиС, являясь разработчиком типовых моделей СМК для вузов, в то же время показывает успешный пример, как строить на базе своей уникальной системы менеджмента качества стратегическую программу развития университета на срок 8-9 лет.

Накопленный опыт в области управления качеством позволяет вести непрерывную работу по подготовке специалистов в этой области не только для внутренних потребностей, связанных с развитием системы, но и для других вузов.

В то же время, в процессе массового внедрения системы менеджмента качества в российском высшем образовании многие вузы организовали самостоятельную подготовку своих сотрудников, что позволило им впоследствии перейти на новый уровень – предложить аналогичную образовательную программу студентам для подготовки специалистов по управлению качеством в профильной отрасли.

Типичный пример такого подхода демонстрирует Омский государственный университет путей сообщения. В 2001 году ученым советом университета было принято решение о разработке и внедрении системы менеджмента качества (далее СМК) в соответствии с требованиями международных стандартов серии ISO 9000 и аналогичных им ГОСТ Р серии ИСО 9000.

В ОмГУПСе был сформирован отдел управления качеством образования, несколько человек обучено принципам менеджмента качества, в 2001 году открыта специальность «Управление качеством».

Разработанную систему менеджмента качества образования решено было сертифицировать на соответствие требованиям вышеупомянутых стандартов, соответствующее решение было включено в программу развития университета, рассчитанную на 2005–2009 годы. В 2006 году ОмГУПС получил четыре сертификата (один — российского органа по сертификации «ГОСТ Р, регистр систем качества» и три — междунаровных органов по сертификации “IQNet”, “OQS” и “Evrocert”), подтверждающих наличие СМК образования в ОмГУПСе. В 2009–2010 годах ОмГУПС прошел процедуру ресертификации и получил сертификаты на новый период до 2013 года.

Документация СМК ОмГУПСа представлена комплектом документов, описывающих необходимые действия и мероприятия, нацеленные на поддержание высокого уровня качества образовательных услуг и на дальнейшее его повышение. В состав внутренней документации входят следующие документы:

  1. Конкурсная документация (1)

    Конкурс
    к открытому конкурсу на право заключения государственных контрактов на проведение прикладных научных исследований в области прогнозирования и реализации системных связей Минпромэнерго России
  2. Ищите тесты не только по названиям, но и по содержанию (ищите вопросЫ из нужного теста), ваши методисты часто неправильно называют файлы с тестами

    Тесты
    Если Вы НЕ НАШЛИ какого-то ТЕСТА, то помните, что НА САЙТ ВЫЛОЖЕНЫ ЕЩЕ НЕ ВСЕ ИМЕЮЩИЕСЯ У НАС ГОТОВЫЕ РАБОТЫ - пишите на емейл zakaz@ и присылайте вопросы нужных ТЕСТОВ.
  3. Отчёт по самообследованию ноу впо «среднерусский гуманитарно-технологический институт»

    Документ
    Самообследование Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Среднерусский гуманитарно-технологический институт» проводилось в соответствии с «Методическими рекомендациями по проведению самообследования
  4. Рекомендации для органов управления образованием субъектов Российской Федерации по использованию типовых моделей общероссийской системы оценки качества образования

    Анализ
    Рекомендации для органов управления образованием субъектов Российской Федерации по использованию типовых моделей общероссийской системы оценки качества образования
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 100100 сервис (4)

    Основная образовательная программа
    Выпускник с квалификацией (степенью) «бакалавр» в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины «Управление качеством информационного сервиса» опережающего профессионального обучения и повышения квалификации (опо и пк)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина входит в «Профессиональный цикл», раздел «Вариативная часть» Учебного плана программы опережающего профессионального обучения и повышения квалификации (ОПО и ПК) «Информационный сервис».
  7. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление (2)

    Основная образовательная программа
    Основная цель основной образовательной программы (ООП) подготовки бакалавров менеджмента по профилю «Логистика» состоит в подготовке выпускников к профессиональной деятельности во всех отраслях народного хозяйства для обеспечения субъектов
  8. Отчет о результатах самообследования деятельности Уральского филиала академии в 2003-2007 г г

    Содержательный отчет
    Разработан план-график проведения самообследования, составленный на основе Закона РФ «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типового положения об образовательном учреждении
  9. Ii «Показатели качества, контроль, статистическое регулирование технологических процессов; системы управления качеством» Павлодар

    Документ
    к выполнению лабораторных, практических, самостоятельных работ (СРС, СРСП) студентами и магистрантами специальностей 160140 «Стандартизация и сертификация»,

Другие похожие документы..