Тематическое планирование по курсу «Физика» для 11 класс

Тематическое планирование

по курсу «Физика» для 11 класса

(профильный уровень)

Программа рассчитана на 170 час.\ 5 час. в нед.

п\п

урока

Тема

Содержание

Кол-во час.

ЭЛЕКТРОДИНА-

МИКА

45

Постоянный электрический ток

Урок1. Электрический ток. Сила тока.

Урок2. Источник тока.

Урок3. Источник тока в электрической цепи.

Урок4. Закон Ома однородного проводника (участка цепи).

Урок5. Сопротивление проводника.

Урок6. Зависимость удельного сопротивления от температуры.

Урок7. Сверхпроводимость.

Урок8. Соединения проводников.

Урок9. Расчет сопротивления электрических цепей. Лабораторная работа №1 «Исследование смешанного соединения проводников».

Урок10. Контрольная работа №1 «Закон Ома для участка цепи».

Урок11. Закон Ома для замкнутой цепи. Лабораторная работа №2 «Изучение закона Ома для полной цепи».

Урок12. Закон Ома для замкнутой цепи. Расчет силы тока и напряжения в электрических цепях.

Урок13. Измерение силы тока и напряжения.

Урок14. Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.

Урок15. Передача мощности электрического тока от источника к потребителю. Электрический ток в растворах и расплавах электролитов.

Урок16. Контрольная работа №2 «Закон Ома для замкнутой цепи».

16

Магнетизм

Урок1. Магнитное взаимодействие. Магнитное поле электрического тока.

Урок2. Магнитное поле.

Урок3. Действие магнитного поля на проводник с током.

Урок4. Рамка с током в однородном магнитном поле.

Урок5. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы.

Урок6. Масс-спектрограф и циклотрон.

Урок7. Пространственные траектории заряженных частиц в магнитном поле.

Урок8. Взаимодействие электрических токов. Взаимодействие движущихся зарядов.

Урок9. Магнитный поток.

Урок10. Энергия магнитного поля тока.

Урок11. Магнитное поле в веществе. Ферромагнетизм. Решение задач.

Урок12. Контрольная работа №3 «Магнетизм».

Электромагнетизм

Урок1. ЭДС в проводнике, движущемся в магнитном поле.

Урок2. Электромагнитная индукция.

Урок3. Способы индуцирования тока.

Урок4. Опыты Генри.

Урок5. Лабораторная работа №3 «Изучение явления электромагнитной индукции».

Урок6.Использование электромагнитной индукции.

Урок7. Генерирование переменного электрического тока. Передача электроэнергии на расстояние.

Урок8.Контрольная работа №4 «Электромагнитная индукция».

Урок9. Векторные диаграммы для описания переменных токов и напряжении.

Урок10. Резистор в цепи переменного тока.

Урок11. Конденсатор в цепи переменного тока.

Урок12. Катушка индуктивности в цепи переменного тока.

Урок13. Свободные гармонические электромагнитные колебания в колебательном контуре.

Урок14. Колебательный контур в цепи переменного тока.

Урок15. Примесный полупроводник— составная часть элементов.

Урок16. Полупроводниковый диод. Транзистор*.

Урок17. Контрольная работа №5 «Переменный ток».

12

17

ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ

40

Излучение и прием электромагнитных волн

радио и СВЧ диапазона

Урок1. Электромагнитные волны.

Урок2. Распространение электромагнитных волн.

Урок3. Энергия, переносимая электромагнитными волнами.

Урок4. Давление и импульс электромагнитных волн.

Урок5. Спектр электромагнитных волн.

Урок6. Радио- и СВЧ-волны в средствах связи. Радиотелефонная связь, радиовещание.

Урок7. Контрольная работа №6 «Излучение и прием электромагнитных волн радио и СВЧдиапазона».

7

Геометрическая оптика

Урок1. Принцип Гюйгенса. Отражение волн.

Урок2. Преломление волн.

Урок3. Лабораторная работа №4 «Измерение показателя преломления стекла».

Урок4. Дисперсия света.

Урок5. Построение изображений и хода лучей при преломлении света.

Урок6. Контрольная работа №7 «Отражение и преломление света».

Урок7. Линзы.

Урок8. Собирающие линзы.

Урок9. Изображение предмета в собирающей линзе.

Урок10. Формула тонкой собирающей линзы.

Урок11. Рассеивающие линзы.

Урок12. Изображение предмета в рассеивающей линзе.

Урок13. Фокусное расстояние и оптическая сила системы из двух линз. Человеческий глаз как оптическая система.

Урок14. Оптические приборы, увеличивающие угол зрения. Решение задач.

Урок15. Контрольная работа №8 «Геометрическая оптика».

15

Волновая оптика

Урок1. Интерференция волн.

Урок2. Взаимное усиление и ослабление волн в пространстве.

Урок3. Интерференция света.

Урок4. Дифракция света.

Урок5. Лабораторная работа №5 «Наблюдение интерференции и дифракции света».

Урок6. Дифракционная решетка.

Урок7. Лабораторная работа №6 «Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки».

Урок8. Контрольная работа №9 «Волновая оптика».

8

Квантовая теория электромагнитного

излучения вещества

Урок1. Тепловое излучение.

Урок2. Фотоэффект.

Урок3. Корпускулярноволновой дуализм.

Урок4. Волновые свойства частиц.

Урок5. Строение атома.

Урок6. Теория атома водорода.

Урок7. Поглощение и излучение света атомов.

Урок8. Лабораторная работа №7 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания».

Урок9. Лазеры.

Урок10. Контрольная работа №10 «Квантовая теория электромагнитного излучения вещества».

10

РЕЛЯТИВИСТ-СКАЯ МЕХАНИКА

Урок1. Постулаты специальной теории относительности.

Урок2. Относительность времени.

Урок3. Замедление времени.

Урок4. Релятивистский закон сложения скоростей.

Урок5. Взаимосвязь массы и энергии.

Урок6.Контрольная работа №4 «Релятивистская механика».

6

ФИЗИКА ВЫСОКИХ ЭНЕРГИЙ

16

Физика атомного ядра

Урок1. Состав атомного ядра.

Урок2. Энергия связи нуклонов в ядре.

Урок3. Естественная радиоактивность.

Урок4. Закон радиоактивного распада.

Урок5. Искусственная радиоактивность.

Урок6.Использование энергии деления ядер. Ядерная энергетика.

Урок7. Термоядерный синтез.

Урок8. Ядерное оружие.

Урок9. Лабораторная работа №8 «Изучение взаимодействия частиц и ядерных реакций (по фотографиям)».

Урок10. Биологическое действие радиоактивных излучений.

10

Элементарные частицы

Урок1. Классификация элементарных частиц.

Урок2. Лептоны как фундаментальные частицы.

Урок3. Классификация и структура адронов.

Урок4. Взаимодействие кварков.

Урок5. Взаимодействие кварков.

Урок6. Контрольная работа №11 «Физика высоких энергий».

6

СТРОЕНИЕ ВСЕЛЕННОЙ

Урок1. Солнечная система.

Урок2. Звезды и источники их энергии.

Урок3. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд.

Урок4. Наша Галактика. Другие галактики. «Красное смещение» в спектрах галактик.

Урок5. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной.

Урок6. Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной.

6

ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ

22

Тематическое планирование

по курсу «Общая химия» для 11 класса

(профильный уровень)

Программа рассчитана на 136 час.

п\п

урока

Тема

Содержание

Кол-во час.

Раздел I.Строение атома

Атом — сложная частица. Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны. Микромир и макромир. Дуализм час­тиц микромира.

Состояние электронов в атоме. Электронное облако и орбиталь. Квантовые чис­ла. Форма орбиталей (s, p, d, f-орбитали ). Энергетические уровни и подуровни. Строение электронных обо­лочек атомов. Электронные конфигурации ато­мов элементов. Принцип Паули и правило Гунда. Электронно-графические формулы атомов эле­ментов. Электронная классификация элементов: s -, p -, d - и f-семейства.

Валентные возможности атомов химических элементов. Валентные электроны. Валентные возможности атомов хими­ческих элементов, обусловленные числом неспаренных электронов в нормальном и возбужденном состояниях. Другие факторы, определяющие валентные возможности атомов: наличие неподеленных электронных пар и наличие свободных орбиталей. Сравнение понятий «валентность» и «степень окисления».

Периодический закон и периодическая система химических эле­ментов Д. И. Менделеева и строение атома. Предпосылки открытия периодического закона: накопление фактологического материа­ла, работы предшественников (Й. Я. Берцелиуса, И.В.Деберейнера, А.Э.Шанкуртуа, Дж. А. Ньюлендса, Л. Ю. Мейера); съезд химиков в Карл­сруэ. Личностные качества Д. И. Менделеева.

Открытие Д. И. Менделеевым периодическо­го закона. Первая формулировка периодического закона. Горизонтальная, вертикальная и диаго­нальная периодические зависимости.

Периодический закон и строение атома. Изото­пы. Современная трактовка понятия «химический элемент». Закономерность Ван-ден-Брука — Мозли. Формулировка периодического закона. Периодическая система Д. И. Менделеева. Физический смысл порядкового номе­ра элементов, номеров группы и периода. Причи­ны изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах, в том чис­ле больших и сверхбольших. Третья формулиров­ка периодического закона. Значение периодиче­ского закона и периодической системы химиче­ских элементов Д.И.Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

Раздел II. Строение вещества. Дисперсные системы

Х и м и ч е с к а я с в я з ь. Единая при­рода химической связи. Ковалентная химическая связь и ее класси­фикация: по механизму образования (обменный и донорно-акцепторный), по электроотрицательности (полярная и неполярная), по способу перекрывания электронных орбиталей (σ- и π-связи), по кратности (одинарная, двойная, тройная и полу­торная). Полярность связи и полярность молеку­лы. Свойства ковалентной химичес­кой связи. Насыщаемость, поляризуемость, направленность.

Ионная связь как предельный случай ковалентной по­лярной связи; переход одного вида связи в дру­гой; разные виды связи в одном веществе и т. д. Ме­таллическая химическая связь. Водородная связь. Межмолекулярные взаимодействия.

Кристаллические решетки веществ: атомная, молекулярная и металлические кристаллические решетки: межмолекулярная и внутримолекулярная.

Гибридизация атомных орбиталей и геомет­рия молекул: sр3-гибридизация у алканов, во­ды, аммиака, алмаза; sр2-гибридизация у соедине­ний бора, алкенов, аренов, диенов и графита; sp-гибридизация у соединений бериллия, алкинов и карбина. Геометрия молекул.

Т е о р и я х и м и ч е с к о г о с т р о е н и я А.М.Бутлерова. Предпосылки создания теории строения химических соеди­нений: работы предшественников (Ж.Б.Дюма, Ф.Велер, Ш.Ф.Жерар, Ф.А.Кекуле), съезд естествоиспытателей в г.Шпейере. Личностные ка­чества А. М. Бутлерова. Основные положения теории химического стро­ения органических соединений и современной те­ории строения. Изомерия в органической и неор­ганической химии. Взаимное влияние атомов в мо­лекулах органических и неорганических веществ.

Основные направления развития теории стро­ения органических соединений (зависимость свойств веществ не только от химического, но и от их электронного и пространственного стро­ения). Индукционный и мезомерный эффекты. Стереорегулярность.

Диалектические основы общности двух ведущих теорий химии. Диалек­тические основы общности периодического закона Д. И. Менделеева и теории строения А. М. Бут­лерова в становлении современной химии.

Д и с п е р с н ы е с и с т е м ы. Понятие о дис­персных системах. Дисперсионная среда и дис­персная фаза. Типы дисперсных систем и их зна­чение в природе и жизни человека. Дисперсные системы с жидкой средой: взвеси, коллоидные системы, их классификация. Золи и гели. Эф­фект Тиндаля. Коагуляция. Молеку­лярные и истинные растворы. Способы выраже­ния концентрации растворов.

Расчетные задачи. 1. Расчеты по химическим формулам. 2. Расчеты, связанные с понятиями «массовая доля» и «объемная доля» компонентов смеси. 3. Вычисление молярной концентрации растворов.

Демонстрации. Модели кристаллических ре­шеток веществ с различным типом связей. Моде­ ли молекул различной геометрии. Модели крис­таллических решеток алмаза и графита. Модели молекул изомеров структурной и пространствен­ной изомерии. Свойства толуола. Коллекция пластмасс и волокон. Образцы неорганических полимеров: серы пластической, фосфора красно­ го, кварца и др. Модели молекул белков и ДНК. Образцы различных систем с жидкой средой. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.

Лабораторные опыты. 1. Свойства гидроксидов элементов 3-го периода. 2. Ознакомление с образ­цами органических и неорганических полимеров.

Раздел III.Химические реакции

Понятие о химической реакции; ее отличие от ядерной реакции. Классификация химических реак­ций в органической и неорганичес­кой химии. Реакции, иду­щие без изменения качественного состава ве­ществ: аллотропизация, изомеризация и полиме­ризация. Реакции, идущие с изменением состава веществ: по числу и составу реагирующих и обра­зующихся веществ (разложения, соединения, за­мещения, обмена); по изменению степеней окис­ления элементов (окислительно-восстановитель­ные реакции и не окислительно-восстановитель­ные реакции); по тепловому эффекту (экзо- и эндотермические); по фазе (гомо- и гетерогенные); по направлению (обратимые и необратимые); по использованию катализатора (каталитические и некаталитические); по механизму (радикаль­ные и ионные); по виду энергии, инициирующей реакцию (фотохимические, радиационные, элек­трохимические, термохимические). Особенности классификации реакций в органической химии.

Вероятность протекания химических реак­ций. Закон сохранения энергии. Внутренняя энергия и экзо- и эндотермические реакции. Теп­ловой эффект химических реакций. Термохими­ческие уравнения. Теплота образования. Понятие об энтальпии. Закон Г.И.Гесса и следствия из него. Энтропия. Энергия Гиббса. Возможность протекания реакций в зависимости от изменения энергии и энтропии.

С к о р о с т ь химических реакций. По­нятие о скорости реакции. Скорость гомо- и гете­рогенной реакции. Энергия активации. Элемен­тарные и сложные реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции: природа реаги­рующих веществ; температура (правило Вант-Гоффа); концентрация (основной закон химической кинетики); катализаторы. Катализ: гомо- и гетерогенный; механизм действия катализаторов. Ферменты. Их сравнение с неорганическими ка­тализаторами. Ферментативный катализ, его ме­ханизм. Ингибиторы и каталитические яды. За­висимость скорости реакций от поверхности со­прикосновения реагирующих веществ.

О б р а т и м о с т ь химических реак­ций. Химическое равновесие. Поня­тие о химическом равновесии. Равновесные кон­центрации. Динамичность химического равнове­сия. Константа равновесия. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давле­ние и температура. Принцип Ле-Шателье.

Э л е к т р о л и т и ч е с к а я д и с с о ц и а ц и я. Электролиты и неэлектролиты. Электролитиче­ская диссоциация. Механизм диссоциации ве­ществ с различным типом химической связи. Свойства ионов. Катионы и анионы. Кислоты, со­ли, основания в свете электролитической диссоци­ации. Степень электролитической диссоциации, ее зависимость от природы электролита и его кон­центрации. Константа диссоциации. Ступенчатая диссоциация электролитов. Реакции, протека­ющие в растворах электролитов. Произведение растворимости.

Водородный показатель. Диссоци­ация воды. Константа диссоциации воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель - рН. Среды водных растворов электролитов. Значение водородного показателя для химических и биоло­гических процессов.

Г и д р о л и з. Понятие «гидролиз». Гидролиз органических соединений (галогеналканов, слож­ных эфиров, углеводов, белков, АТФ) и его зна­чение. Гидролиз неорганических веществ. Гид­ролиз солей — три случая. Ступенчатый гид­ролиз. Необратимый гидролиз. Практическое применение гидролиза.

Расчетные задачи. 1. Расчеты по термохими­ческим уравнениям. 2. Вычисление теплового эффекта реакции по теплотам образования реагиру­ющих веществ и продуктов реакции. 3. Определе­ние рН раствора заданной молярной концентра­ции. 4. Расчет средней скорости реакции по кон­центрациям реагирующих веществ. 5. Вычисле­ния с использованием понятия «температурный коэффициент скорости реакции». 6. Нахождение константы равновесия реакции по равновесным концентрациям и определение исходных концен­траций веществ.

Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый, кислорода — в озон. Модели н-бутана и изобутана. Получение кислорода из пероксида во­дорода и воды; дегидратация этанола. Цепочка превращений РР2О5 →Н3РО4; свойства соля­ ной и уксусной кислот; реакции, идущие с образо­ванием осадка, газа и воды; свойства металлов; окисление альдегида в кислоту и спирта в альде­гид. Реакции горения; реакции эндотермические на примере реакции разложения (этанола, калий­ ной селитры, известняка или мела) и экзотерми­ческие на примере реакций соединения (обесцве­чивание бромной воды и раствора перманганата калия этиленом, гашение извести и др.). Взаимо­действие цинка с растворами соляной и серной кислот при разных температурах, при разных концентрациях соляной кислоты; разложение пе­роксида водорода с помощью оксида марган­ца (IV), каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Взаимодействие цинка с различной поверхностью (порошка, пыли, гранул) с кислотой. Модель «ки­пящего слоя». Смещение равновесия в системе Fe3+ + 3CNS- ↔ Fe(CNS)3; омыление жиров, реак­ции этерификации. Зависимость степени электро­литической диссоциации уксусной кислоты от разбавления. Сравнение свойств 0,1 Н растворов серной и сернистой кислот; муравьиной и уксус­ной кислот; гидроксидов лития, натрия и калия. Индикаторы и изменение их окраски в различных средах. Сернокислый и ферментативный гидролиз углеводов. Гидролиз карбонатов, сульфатов, сили­катов щелочных металлов; нитратов цинка или свинца ( II ). Гидролиз карбида кальция.

Лабораторные опыты. 3. Получение кислоро­да разложением пероксида водорода и (или) перманганата калия. 4. Реакции, идущие с образо­ванием осадка, газа и воды для органических и неорганических кислот. 5. Использование инди­каторной бумаги для определения рН слюны, же­лудочного сока и других соков организма челове­ка. 6. Разные случаи гидролиза солей.

Раздел IV.Вещества и их свойства

33\40

Тема 1.Классификация неорганических и органических веществ.

Простые и сложные вещества. Окси­ды, их классификация. Гидроксиды (основания, кислородсодержащие кислоты, амфотерные гид­роксиды). Кислоты, их классификация. Основа­ния, их классификация. Соли средние, кислые, основные и комплексные.

Углеводороды и классификация ве­ ществ в зависимости от строения углеродной цепи (алифатические и циклические) и от кратности связей (предельные и непредельные). Гомологи­ческий ряд. Производные углеводородов: галогеналканы, спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры, нитросоединения, амины, аминокислоты.

Тема 2. Неметаллы.

Положение неметаллов в периодической системе Д. И. Менделеева, стро­ение их атомов. Электроотрицательность. Инерт­ные газы. Двойственное положение водорода в периодической системе. Неметаллы — простые вещества. Их атомное и молекулярное строение. Аллотропия и ее причины. Химические свойства неметаллов. Окислительные свойства: взаимо­действие с металлами, водородом, менее электро­отрицательными неметаллами, некоторыми слож­ными веществами. Восстановительные свойства неметаллов в реакциях со фтором, кислородом, сложными веществами-окислителями (азотной и серной кислотами и др.).

Тема 3. Металлы.

Положение металлов в периоди­ческой системе Д. И. Менделеева и строение их атомов. Простые вещества — металлы: строение кристаллов и металлическая химическая связь. Аллотропия. Общие физические свойства метал­ лов. Ряд стандартных электродных потенциалов. Общие химические свойства металлов (восстанови­ тельные свойства): взаимодействие с неметаллами (кислородом, галогенами, серой, азотом, водоро­дом), с водой, кислотами и солями в растворах, органическими соединениями (спиртами, галогеналканами, фенолом, кислотами), со щелочами. Зна­чение металлов в природе и в жизни организмов.

Коррозия металлов. Понятие «корро­зия металлов». Химическая коррозия. Электро­ химическая коррозия. Способы защиты метал­ лов от коррозии.

Общие способы получения метал­лов. Металлы в природе. Металлургия и ее ви­ды: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Элект­ролиз расплавов и растворов соединений метал­ лов и его практическое значение.

Переходные металлы. Железо. Медь, серебро; цинк, ртуть; хром, марганец (нахожде­ние в природе; получение и применение простых веществ; свойства простых веществ; важнейшие соединения).

Тема 4. Сложные вещества и их свойства.

Водородные соединения неметаллов и металлов. Получе­ние их синтезом и косвенно. Строение молекул и кристаллов этих соединений. Физические свой­ства. Отношение к воде. Изменение кислотно-ос­новных свойств в периодах и группах.

Несолеобразующие и солеобразующие оксиды.

Кислородсодержащие кислоты. Изменение кислотных свойств высших оксидов и гидроксидов неметал­лов в периодах и группах. Зависимость свойств кислот от степени окисления неметалла.

Кислоты органические и неорга­нические. Кислоты в свете протолитической теории. Сопряженные кислотно-основные пары. Классификация органических и неорганических кислот. Общие свойства кислот: взаимодействие органических и неорганических кислот с метал­лами, с основными оксидами, с амфотерными ок­сидами и гидроксидами, с солями, образование сложных эфиров. Особенности свойств концент­рированной серной и азотной кислот. Особеннос­ти свойств уксусной и муравьиной кислот.

Основания органические и неор­ганические. Основания в свете протолитиче­ской теории. Классификация органических и не­ органических оснований. Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Свойства бескислородных оснований: аммиака и аминов. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина.

Амфотерные органические и неор­ганические соединения. Амфотерные соединения в свете протолитической теории. Амфотерность оксидов и гидроксидов некоторых металлов: взаимодействие с кислотами и щелоча­ ми. Понятие о комплексных соединениях. Комплексообразователь, лиганды, координационное число, внутренняя сфера, внешняя сфера. Амфотерность аминокислот: взаимодействие амино­кислот со щелочами, кислотами, спиртами, друг с другом (образование полипептидов), образова­ние внутренней соли (биполярного иона).

Генетическая связь между клас­сами органических и неорганичес­ких соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. Генетические ряды метал­ла (на примере кальция и железа), неметалла (на примере серы и кремния), переходного элемента (на примере цинка). Генетические ряды и генети­ческая связь в органической химии (для соедине­ний, содержащих два атома углерода в моле­ куле). Единство мира веществ.

Расчетные задачи. 1. Вычисление массы или объема продуктов реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси. 2. Вычисление массы исходного веще­ства, если известен практический выход и мас­совая доля его от теоретически возможного. 3. Вычисления по химическим уравнениям ре­ акций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. 4. Определение молекулярной формулы вещества по массовым долям элементов. 5. Определение молекулярной формулы газо­образного вещества по известной относительной плотности и массовым долям элементов. 6. На­ хождение молекулярной формулы вещества по массе (объему) продуктов сгорания. 7. Комби­нированные задачи.

Демонстрации. Коллекция «Классификация неорганических веществ» и образцы представите­ лей классов. Коллекция «Классификация орга­нических веществ» и образцы представителей классов. Модели кристаллических решеток ме­таллов. Коллекция металлов с разными физичес­кими свойствами. Взаимодействие: а) лития, нат­рия, магния и железа с кислородом; б) щелочных металлов с водой, спиртами, фенолом; в) цинка с растворами соляной и серной кислот; г) натрия с серой; д) алюминия с иодом; е) железа с раство­ром медного купороса; ж) алюминия с раствором едкого натра. Оксиды и гидроксиды хрома, их получение и свойства. Переход хромата в бихромат и обратно. Коррозия металлов в зависи­мости от условий. Защита металлов от коррозии: образцы «нержавеек», защитных покрытий. Кол­ лекция руд. Электролиз растворов солей. Модели кристаллических решеток иода, алмаза, графи­ та. Аллотропия фосфора, серы, кислорода. Взаи­модействие: а) водорода с кислородом; б) сурьмы с хлором; в) натрия с иодом; г) хлора с раствором бромида калия; д) хлорной и сероводородной во­ды; е) обесцвечивание бромной воды этиленом или ацетиленом. Получение и свойства хлороводорода, соляной кислоты и аммиака. Свойства соляной, разбавленной серной и уксусной кис­ лот. Взаимодействие концентрированных серной, азотной кислот и разбавленной азотной кислоты с медью. Реакция «серебряного зеркала» для му­равьиной кислоты. Взаимодействие раствора гидроксида натрия с кислотными оксидами (оксидом углерода (IV)), амфотерными гидроксидами (гидроксидом цинка). Взаимодействие аммиака с хлороводородом и водой. Аналогично для метилами­ на. Взаимодействие аминокислот с кислотами и щелочами. Осуществление переходов: Са → СаО → Са(ОН)2; Р → P2O5 →H3PO4 → Ca3 (PO4)2; Cu → CuSO4 → Cu(OH)2 → CuO → Cu; C2H5OH → C2H4 → C2H4Br2.

Лабораторные опыты. 7. Ознакомление с образ­цами представителей разных классов неорганиче­ских веществ. 8. Ознакомление с образцами пред­ставителей разных классов органических веществ. 9. Ознакомление с коллекцией руд. 10. Сравнение свойств кремниевой, фосфорной, серной и хлорной кислот; сернистой и серной кислот; азотистой и азотной кислот. 11. Свойства соляной, серной (разб.) и уксусной кислот. 12. Взаимодействие гидроксида натрия с солями, сульфатом меди (II) и хлоридом аммония. 13. Разложение гидроксида меди (II). Получение гидроксида алюминия и изучение его амфотерных свойств.

Раздел V. Химия и общество

Х и м и я и п р о и з в о д с т в о. Химическая промышленность, химическая технология. Сырье для химической промышленности. Вода в хими­ческой промышленности. Энергия для химиче­ского производства. Научные принципы химиче­ского производства. Защита окружающей среды и охрана труда при химическом производстве. Основные стадии химического производства (аммиака, метанола, серной кислоты). Сравнение производства этих веществ.

Основные понятия химии высокомолекулярных соединений (ВМС): «мономер», «полимер», «макромолекула», «структур­ное звено», «степень полимеризации», «молеку­лярная масса». Способы получения полимеров: реакции полимеризации и поликонденсации. Строение полимеров: геометрическая форма мак­ромолекул, кристалличность и аморфность, стереорегулярность. Полимеры органические и не­органические. Каучуки. Пластмассы. Волокна. Биополимеры: белки и нуклеиновые кислоты. Неорганические полимеры атомного строения (аллотропные модификации углерода, кристал­лический кремний, селен и теллур цепочечного строения, диоксид кремния и др.) и молекулярного строения (сера пластическая и др.).

Х и м и я и с е л ь с к о е х о з я й с т в о. Хими­зация сельского хозяйства и ее направления. Рас­тения и почва, почвенный поглощающий комп­лекс (ППК). Удобрения и их классификация. Химические средства защиты растений. От­рицательные последствия применения пестици­дов и борьба с ними. Химизация животновод­ства.

Х и м и я и э к о л о г и я. Химическое загряз­нение окружающей среды. Охрана гидросферы от химического загрязнения. Охрана почвы от химического загрязнения. Охрана атмосферы от химического загрязнения. Охрана флоры и фа­уны от химического загрязнения. Биотехнология и генная инженерия.

Х и м и я и п о в с е д н е в н а я ж и з н ь че­ловека. Домашняя аптечка. Моющие и чистя­щие средства. Средства борьбы с бытовыми насе­комыми. Средства личной гигиены и косметики.

Х и м и я и п и щ а. Маркировка упаковок пищевых продуктов и промышленных товаров и умение их читать. Экология жилища. Химия и генетика че­ловека.

Демонстрации. Модели производства серной кислоты и аммиака. Коллекция удобрений и пес­тицидов. Образцы средств бытовой химии и лекарственных препаратов. Коллекции средств гигиены и косметики, препаратов бытовой хи­мии.

Лабораторные опыты. 14. Ознакомление с кол­ лекцией удобрений и пестицидов. 15. Ознакомле­ние с образцами средств бытовой химии и лекар­ственных препаратов, изучение инструкций к ним по правильному и безопасному применению.

7. Практические работы

Лабораторная работа №1 «Оборудование лаборатории»

1) Приборы для получения и собирания газов

2) Приборы для нагревания и выпаривания

3) Приборы для перегонки и дистилляции жидкости

4) Приборы для осушения

5) Приборы для фильтрации

Лабораторная работа № 2 «Атомы и молекулы»

1) Конструирование молекул бинарных соединений

2) Конструирование иона аммония NH 4 + и ионов кислотных остатков.

Лабораторная работа №3 «Разделение смесей и очистка веществ»

Лабораторная работа № 4 «Свойства оксидов»

Лабораторная работа № 5 «Свойства кислот и оснований»

Лабораторная работа №6 «Свойства солей»

Лабораторная работа №7 «Щелочные и щелочно-земельные материалы и их соединения»

Лабораторная работа №8 «Алюминий и его соединения»

Лабораторная работа №9 «Подгруппа углерода»

Лабораторная работа №10 «Подгруппа азота»

Лабораторная работа №11 «Кислород и сера»

Лабораторная работа №12 «Галогены и кислород»

Лабораторная работа №13 «Качественная реакция на неорганические соединения»

Лабораторная работа №14 «Скорость химических реакций»

Лабораторная работа №15 «Обратимость химических реакций»

Лабораторная работа №16 «Гидролиз»

Лабораторная работа №17 «Обменные реакции в растворах электролитов»

Лабораторная работа №18 «Электролиз»

Возможная тематика рефератов

· От опытов Резерфорда к анализу лунной поверхности

· Электрон в атоме

· Анализ на основе измерения естественной радиоактивности

· Открытие химических элементов

· Загадка Тунгусского метеорита и радиоуглеродный метод

· Масс-спектрометрия в неорганической химии

· Запасы, уровень производства и использование химических элементов в природе и технике

· Радиоактивные изотопы и их применение

· Физический и биологический периоды пулураспада и полувыведения радионуклидов

· Реакции в тканях организма, вызванные действием ионизирующего излучения (радиолиз)

· Проблемы установления предельно допустимых доз облучения

· Источники искусственной радионуклидной активности в природной среде

· Радиоэкология

· Ядерное оружие и ядерная зима

· Химические элементы в Солнечной системе

· Водород – основной элемент космоса.

· Биологические функции лития.

· Биологические функции натрия.

· Самые активные металлы (рубидий, цезий, франций)

· Медь – древнейший металл

· Биологические функции меди

· Лунный металл – серебро

· Биологическая активность серебра.

· «Царь металлов» - золото

· Группа химических астероидов

· Электроны и рентгеновские лучи

· Квантовая революция в химии

· Теоретическое обоснование периодической системы элементов Д.И. Менделеева

· Волновая революция в химии

· От костра до плазмы (многовековой путь металлургии)

· Проблемы структуры таблицы химических элементов

· Синтез и поиск трансурановых элементов

· Синтез алмаза из газовой фазы

· Его величество алмаз

· Неорганические полимерные фосфаты

· Расширение пределов периодической системы

· Д.И. Менделеев и отечественная химия

· Рождение и жизнь руд

· Образование химических элементов в космических телах

· Жизненный путь Д.И. Менделеева

· Научная деятельность Д.И. Менделеева

· В мире полимеров

· Вещества и их превращение

· Циклические процессы

· Развитие химии комплексных соединений

· Развитие химической кинетики в России

· Развитие коллоидной химии

· Коррозия металлов и защита от коррозии

· Химическая коррозия

· Электрохимическая коррозия

· Методы защиты от электрохимической коррозии

· Гальванопластика и гальваностегия

· Окислительно-восстановительные реакции в природе

· Окислительно-восстановительные реакции в промышленности

· Химические источники тока

· Энергетика химических реакций

· Элементы динамики химических превращений

· Роль и значение агрегатного состояния, среды и растворителя в химических реакциях.

· Термохимические характеристики

· Прирост энтальпии и условия реакции

· Теплота образования

· Развитие и приложение энтропии

· Энергетика и кинетика биологических процессов

· Химия и природные ресурсы

· Химия и проблемы энергетики

· Химия экстремальных воздействий

· Роль химии в создании новых материалов

· Химия и химическая технология

· Что надо знать о товарах бытовой химии?

· Состояние воды в растениях

· Важнейшие специфические свойства океанических вод

· Обмен веществ, минеральные, химические, водные и энергетические ресурсы океана

· Перспективы создания комплексных предприятий для опреснения воды и получение минерального сырья.

· Обмен растворенных газов в Мировом океане и газообмен с атмосферой.

· Загрязнение мирового океана

· Проблема озонового экрана

· Охрана водных ресурсов – проблема современности.

· Физические свойства и структура воды

· Вода и её роль в жизни Земли

· Водопользование в сельском хозяйстве

· Качество природной воды и предъявляемые к ней требования

· Загрязнение природных вод их классификации

· Кремний-кислородный панцирь планеты

· Химические элементы в биосфере

· Миграция химических элементов в поверхностных водах суши

· Разделение и объединение атомов в земных недрах

· Постоянство и изменчивость содержания атомов химических элементов в земной коре.

· Минеральная часть почвы

· Буферность почв

· Реакция почв

· Пища растений – удобрения

· Предпосевное облучение семян сельскохозяйственных структур

· Радиация и селекция

· Ионизирующие излучения и готовая сельскохозяйственная продукция

· Излучения в защите растений

· Радиоактивный индикатор и урожай

· Производство фосфорных удобрений

· Производство калийных удобрений

· Производство макро- и микроудобрений

· Химическая мелиорация почв

· Как рассчитать дозу удобрений по данным полевых опытов

· Расчет доз удобрений по выносу питательных веществ

· Запасы азота на Земле

· Азот в почве

· Роль азота в жизни растений

· Кислотные загрязнения и их химические последствия для почвы

· Влияние тяжелых металлов на развитие растений

· Загрязнение продуктов питания

· Токсичность продуктов бытовой химии

· Химическая технология и охрана окружающей среды

· Химия воздушной среды

· Методы очистки природных и сточных вод

· Естественное и искусственное загрязнения атмосферы

· Состояние атмосферы крупных городов и промышленных центров

· Последствия загрязнения и нарушения газового баланса атмосферы

· Защита почв от загрязнения, засоления и прямого уничтожения

· Методы анализа природных и сточных вод

· Процессы превращения веществ загрязнения в реках и водоёмах

· Использование сточных вод в сельском хозяйстве

· Источники образования СО в атмосфере. Токсичность. Связывание СО в природе и обеззараживание воздуха.

· Химическое и биохимическое равновесия СО2 в атмосфере

· Диоксид серы в атмосфере

· Оксиды азота в атмосфере. Действие их и озона на организм человека

· Фторхлоруглеводороды, N2O и стратосферный озон

· Химия на службе быта.

· Роль химии в производстве продуктов питания.

· Роль химии в решении топливно-энергетической проблемы.

· Химическая технология и охрана окружающей среды.

· Химия на службе защиты окружающей среды.

· В мире полимеров.

· Уголь и природный газ - источники для получения искусственного жидкого топлива.

· Химия и здоровье.

· Химия и медицина.

· Пути развития химии лекарственных веществ.

· Человек и биологически активные вещества.

· Химия восприятия света, запаха, вкуса.

· Химия и цвет.

· Химия на защите растений и животных.

· Химия плодов и овощей.

· Химия и охрана почв.

· Химия и охрана вод.

· Химия и охрана воздуха.

· Экологические вопросы химии.

· Фреоны и озоновый щит планеты.

· Химия в мире растений.

Возможная тематика учебно-исследовательской работы школьников

· Изготовление наглядных пособий, раскрывающих роль химии в сельском хозяйстве.

· Работы имеющие практическую значимость для местных предприятий и для школы (анализ почв, анализ кормов).

· Исследование растений-индикаторов.

· Изготовление красителей из растений.

· Определение содержания аммиачного азота в почве реактивом Несслера.

· Роль химических элементов в жизнедеятельности растений.

· Азот в растении и методы его определения.

· Определение азота по Магницкому.

· Определение общего азота и обеспеченности растений им.

· Фосфор в растении и методы его определения.

· Методы определения фосфора в растительном материале.

· Калий в растении и методы его определения.

· Обнаружение калия другими методами.

· Обнаружение калия в растениях методом титрования.

· Методы определения качества урожая.

· Минеральные удобрения.

· Качественный анализ минеральных удобрений.

· Определение содержания азота и калия в минеральных удобрениях.

· Определение содержания усвояемой фосфорной кислоты в суперфосфате.

· Органические удобрения.

· Определение аммиачного азота в навозе.

· Анализ природных вод.

Форма отчетности, итоговой и промежуточного контроля, результативности Интернет-обучения

школьные проекты (рефераты, отчеты по учебно-исследовательской работе) тесты, контрольные работы.

  1. Тематическое планирование по курсу «География» для 11 класс

    Тематическое планирование
    Численность населения мира. Естественный прирост и типы воспроизводства населения. Возрастной и половой состав населения мира. Половозрастные пирамиды.
  2. Тематическое планирование курса физики для 11 класс

    Тематическое планирование
    Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе по физике для общеобразовательных учреждений «Физика 10 –11 классы», Г.
  3. Поурочное планирование курса русского языка в 11 классе Примерное планирование по русскому языку для 11 класса (2)

    Планирование курса
    Примерное планирование по русскому языку для 11 классаобщеобразовательных учреждений гуманитарного профиля(на основе учебника А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой“Русский язык.
  4. Тематическое планирование по учебникам «Новая история» 8 класс

    Тематическое планирование
    Тематическое планирование по учебникам «Новая история» 8 класс А.Я.Юдовской, М.П.Барановой «Просвещение» 2005; «История России» 8 класс А.А.Данилова, Л.
  5. Тематическое планирование курса физики в 11 классе

    Тематическое планирование
    Урок 11\11; 1 \1 Энергия магнитного поля катушки. Электромагнитное поле. Урок 13\13; 14\14 Обобщение по теме ЭМИ. Контрольная работа по темам: "Магнитное поле и ЭМИ".
  6. Тематическое планирование курса физики для 7 класс

    Тематическое планирование
    Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по физике для общеобразовательных школ 7-9 классы, А. В. Перышкин, 2004 г и ориентирована на использование учебника «Физика-7», А.
  7. Рабочая программа по физике 10-11 класса учитель (1)

    Рабочая программа
    Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования в 2010 –2011 учебном году.
  8. Рабочая программа по физике 10-11 класса учитель (2)

    Рабочая программа
    Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования в 2011 –2012 учебном году.
  9. Приказ № от 20 г. Рабочая программа по иностранному языку 2-11 классы маркитонова Татьяна Валерьевна

    Рабочая программа
    Инструктивно-методического письма МОиН РТ «Об особенностях преподавания учебного предмета «Иностранный язык» в условиях перехода на федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования»

Другие похожие документы..