Программа итоговой государственной аттестации выпускников по направлению 050300 «Филологическое образование»

МИНОБРнауки РФ

Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»

(ГОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы»)

Программа

итоговой государственной аттестации выпускников

по направлению 050300 «Филологическое образование»

(профиль «Русский язык и литература»)

УФА – 2011

Программа составлена в соответствии с ФГОС по направлению 050300 «Филологическое образование», утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2005 № 722 пед/бак (новый), Положением о государственной итоговой аттестации выпускников вузов, утвержденным приказом Минобразования РФ от 25.03.2003 № 1155, Методическими рекомендациями по проведению государственной итоговой аттестации выпускников вузов по специальностям филологического образования, разработанными УМО по педагогическому образованию.

Цели и задачи государственной итоговой аттестации

Государственные итоговые испытания нацелены на определение теоретической и практической подготовленности бакалавра филологического образования по профилю «Русский язык и литература» к выполнению профессиональных задач, установленных действующим ФГОС, и продолжению образования в магистратуре в соответствии с п. 1.4 стандарта.

Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник, получивший степень (квалификацию) бакалавра филологического образования, должен быть готов решать образовательные и исследовательские задачи; использовать современные технологии сбора и обработки экспериментальных данных в соответствии с проблемой исследования в области филологии и образования; конструировать содержание обучения в рамках Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений России; осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики области предметных знаний филологии; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

Выпускник, получивший степень (квалификацию) бакалавра, должен знать Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, методику преподавания предмета и воспитательную работу; программы и учебники; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения и их дидактические возможности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; основы права, научную организацию труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Выпускник по направлению 050300 «Филологическое образование» в соответствии с уровнем своей квалификации подготовлен для работы в образовательных учреждениях различного типа по следующим видам профессиональной деятельности:

- научно-исследовательской;

- организационно-воспитательной;

- преподавательской;

- коррекционно-развивающей;

- культурно-просветительской.

Студент, изучивший дисциплину, должен быть подготовлен к реализации компетентностного подхода в профессиональной деятельности, к использованию на уроках русского языка и литературы в школе знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения дисциплин «Современный русский литературный язык» и «Русская литература» для которых актуальны коммуникативная, культуроведческая, лингвистическая, литературоведческая и методическая компетентности.

Коммуникативнаякомпетентность предполагает нормативное и целесообразное использование языка, корректные навыки речевого взаимодействия в различных сферах общения (учебно-научной, официально-деловой, социально-общественной, бытовой), умения и навыки работы с учебно-научным и художественным текстом и другими источниками информации, умения и навыки информационной переработки текста.

Культуроведческаякомпетентность отражает понимание особенностей русской языковой картины мира, предполагает умение строить общение на русском языке с опорой на русский речевой этикет и высокую культуру межнационального общения.

Лингвистическая компетентность связана с формированием представления о современном русском литературном языке как о системе, с умением анализировать и оценивать языковые явления в текстах разных жанров с прагматической и эстетической точек зрения.

Литературоведческая компетентность предполагает ориентацию в литературоведческом процессе, знание литературных направлений и течений, творчества русских писателей, содержания художественных произведений и литературно-критических статей, умение анализировать, интерпретировать и оценивать художественные тексты.

Методическая компетентность предполагает знание программ и учебно-методических комплексов по русскому языку и литературе для школ, методов и приемов обучения, типологии уроков; владение навыками планирования и проведения уроков и внеклассных мероприятий с применением наглядности и технических средств; владение приемами развития и совершенствования свободной связной речи учащихся.

Формы государственной итоговой аттестации

Государственная итоговая аттестация выпускников по направлению 540300 «Филологическое образование» (профиль «Русский язык и литература») включает комплексный государственный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения. Общие требования к итоговой государственной аттестации выпускников по направлению 050300 «Филологическое образование» (профиль «Русский язык и литература») изложены в п. 7.2 ФГОС ВПО.

I. Итоговый государственный экзамен

Содержание государственного экзамена

Государственный экзамен по направлению 050300 «Филологическое образование» (профиль «Русский язык и литература») является квалификационным и предназначен для определения теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных ФГОС ВПО.

В ходе государственного экзамена проверяется способность выпускника к выполнению профессиональных задач, определенных квалификационными требованиями. Типовые задачи профессиональной деятельности бакалавра филологического образования определены ФГОС (п. 7.2) в соответствии с видами профессиональной деятельности (п. 1.3).

Программа государственного экзамена

Русский язык

Общие вопросы

Русский язык как один из мировых языков, как язык межнационального общения, как национальный язык русского народа. Русский язык в системе национальных языков России и СНГ. Место русского языка в мировых лингвистических классификациях. Происхождение и основные этапы развития русского литературного языка. Особенности русской языковой картины мира. Социальная дифференциация русского языка. Современный русский литературный язык, его основные функциональные стили.

Фонетика

Звуковые средства языка и аспекты их изучения. Фонетические единицы: сегментные, суперсегментные. Основные аспекты изучения звуков: акустический, артикуляционный, функциональный.

Гласные звуки. Классификация гласных звуков: по участию губ, по месту подъема языка, по степени подъема языка. Фонетические изменения гласных звуков: комбинаторные (аккомодация), позиционные (редукция).

Согласные звуки. Классификация согласных звуков: по участию голоса и шума, по месту образования, по способу образования, по наличию дополнительной йотовой артикуляции. Фонетические изменения согласных звуков: комбинаторные (ассимиляция, диссимиляция, диэреза, сокращение), позиционные (оглушение).

Фонема как минимальная языковая единица. Функции фонемы. Понятие сильной и слабой позиции, сильной и слабой фонемы. Система фонем русского языка. Позиционные и комбинаторные варианты гласных фонем.

Система гласных фонем. Сильные и слабые гласные фонемы, их разновидности.

Система согласных фонем. Соотносительные ряды согласных фонем по глухости/звонкости, твердости/мягкости. Непарные согласные фонемы по данным признакам. Сильные и слабые согласные фонемы по глухости/звонкости, твердости/мягкости.

Слог как фонетическая единица. Принципы слогоделения. Виды слогов по характеру начального и конечного звука, по отношению к ударению, по положению в слове, по характеру строения.

Ударение. Типы ударения: словесное, логическое, тактовое, фразовое, эмфатическое.Русское словесное ударение и его характер: разноместность, подвижность. Функции ударения. Клитики: энклитики, проклитики.

Интонация. Ритмико-интонационная организация речевого потока. Основные интонационные конструкции.

Фонетический анализ слова.

Орфоэпия

Понятие орфоэпической нормы. Орфоэпические нормы в области гласных и согласных звуков, звукосочетаний отдельных грамматических форм, заимствованных слов. Акцентологические нормы.

Графика и орфография

Система графических средств русского языка. Современный русский алфавит. Виды и значения букв. Принципы русской графики: фонематический, позиционный. Обозначение на письме фонемы <j>, твердости и мягкости согласных, гласных после шипящих и ц.

Разделы русской орфографии. Понятие орфограммы. Типы орфограмм. Фонематический принцип как основной принцип русской орфографии. Морфематический (морфологический), фонетический и традиционный принципы орфографии. Дифференцирующие, слитные, полуслитные и раздельные написания. Типы написаний слов: опорные, проверяемые, беспроверочные, непроверяемые.

Словообразование

Морфема как минимальная значимая единица языка. Типы морфем по роли в слове: корневые, аффиксальные. Виды аффиксальных морфем: по положению в слове, по функции, по способу выражения, по характеру воспроизводимости, по степени продуктивности, по происхождению. Основа словоформы и основа слова. Типы основ: членимые и нечленимые, производные и непроизводные. Исторические изменения в составе и структуре слова.

Морфемный анализ слова.

Словообразовательная система русского языка. Структурные типы слов.Основные единицы словообразования: производное слово, производящее слово, словообразовательная пара, словообразовательная цепь, словообразовательная парадигма, словообразовательный тип, словообразовательное гнездо.Производное слово. Производящая база и формант. Способы современного словообразования: аффиксация, сложение, аббревиация, сращение, субстантивация. Морфонологические явления в процессе деривации: чередование фонем, перемещение ударения, усечение производящей основы, наложение морфем.

Словообразовательный анализ слова.

Лексикология

Лексика как открытая система. Антропоцентризм и системоцентризм в изучении лексических явлений.

Слово как основная единица языка. Основные признаки слова: воспроизводимость, фонетическая оформленность, семантическая валентность, непроницаемость, лексико-грамматическая отнесенность и др. Лексическое значение слова. Типы лексических значений.

Многозначность. Способы образования переносных значений: метафора, метонимия, синекдоха. Типы метафор: общеязыковые, индивидуально-авторские.

Системный характер лексики.

Омонимия. Широкое и узкое понимание омонимии. Типы омонимов в широком смысле: омофоны, омографы, омоформы,лексические омонимы. Типы омонимов в узком смысле: лексические – полные, неполные; корневые, словообразовательные. Разграничение омонимов и многозначных слов.

Синонимия. Типы синонимов: семантические, стилистические, эмоционально-экспрессивные; однокорневые, разнокорневые; общеязыковые, индивидуально-авторские. Понятие о синонимическом ряде и доминанте. Функции синонимов в речи: точного выражения мысли, полной характеристики предмета, устранения тавтологии. Приемы использования синонимов в речи: замещение, нанизывание, сопоставление, противопоставление.

Антонимия. Понятие об интегральном и дифференциальном признаках антонимов. Типы антонимов: однокорневые, разнокорневые; общеязыковые, индивидуально-авторские. Приемы использования антонимов в речи.

Лексика русского языка с точки зрения происхождения. Исконно русская лексика. Заимствованная лексика. Признаки заимствованных слов. Старославянизмы и их признаки: семантические, фонетические, словообразовательные. Функции старославянизмов в речи.

Лексика русского языка с точки зрения экспрессивно-стилистических свойств. Стилистически нейтральная и стилистически ограниченная лексика: книжная, разговорно-бытовая, просторечная. Эмоционально-нейтральная и эмоционально окрашенная лексика: повышенная, пониженная. Функции стилистически и эмоционально окрашенной лексики в речи.

Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса. Актуальная лексика. Устаревшая лексика: историзмы, архаизмы. Новая лексика. Типы неологизмов: общеязыковые, индивидуально-авторские. Функции устаревшей и новой лексики в речи.

Фразеология как проявление лингвокультурной общности носителей языка и языковой картины мира. Фразеологизм как единица языка. Признаки фразеологизмов: воспроизводимость, номинативность, целостность значения, постоянство состава, непроницаемость, раздельнооформленность. Широкое и узкое понимание фразеологии.

Типы фразеологизмов: по степени смысловой спаянности компонентов, по структуре, по морфологическим признакам, по сфере употребления, по экспрессивно-стилистическим признакам, по происхождению. Варианты фразеологизмов. Пути появления фразеологизмов. Функции фразеологизмов в речи.

Лексический анализ слова и текста.

Лексикография. Типы словарей: энциклопедические, лингвистические.

  1. Приказ №2899 от 29 апреля 2008 года Положение об итоговой государственной аттестации выпускников в ргпу им. А. И. Герцена

    Документ
    Настоящее Положение разработано в соответствии с действующим законодательством и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования России от 25 марта 2003г.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины теоретические основы современного языкознания для магистрантов пи юфу, обучающихся по направлению

    Учебно-методический комплекс
    Теоретические основы современного языкознания является одной из основных составляющих основной образовательной программы направления 050300 Филологическое образование «Языковое образование.
  3. Правила приема в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

    Правила приёма
    Данный текст Правил приема в РГПУ им. А. И. Герцена в 2010 году является проектом и принимает силу официального документа, если до 1 июня 2010 года не произойдет каких-либо изменений в порядке приема по независящим от университета причинам.
  4. Управление качеством образования в уральском государственном педагогическом университете сборник научных статей екатеринбург 2007

    Документ
    педагогическом университете: сборник научных статей / Под науч. ред. Б.М. Игошева, А.А. Симоновой, Б.Е. Стариченко. Урал.гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 2007.
  5. Программы высшего профессионального образования (2)

    Реферат
    Программы дополнительного профессионального образования (программы, завершающиеся присвоением дополнительной квалификации, программы повышения квалификации,
  6. Отчет о результатах самообследования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «волгоградский государственный социально-педагогический университет»

    Содержательный отчет
    Самообследование федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» проведено в соответствии с подготовкой
  7. Отчёт по внутреннему аудиту условий, содержания и качества подготовки выпускников

    Реферат
    Форма 10. Сводная таблица обобщенных результатов итоговой аттестации выпускников и контроля знаний студентов по циклам дисциплин направления (специальности)
  8. Глава (14)

    Документ
    Руководствуясь Законами Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Положением о государственной аккредитации высшего учебного заведения, утвержденным постановлением Правительства

Другие похожие документы..