Рабочая программа по гистологии, цитологии и эмбриологии для специальности: 060105 (040400) Стоматология факультет: Стоматологический

Омская государственная медицинская академия

"УТВЕРЖДАЮ"

проректор по учебной работе

__________________________

"___" ____________2007 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по гистологии, цитологии и эмбриологии

для специальности: 060105 (040400) - Стоматология

факультет: Стоматологический.

кафедра: гистологии, цитологии и эмбриологии

курс: 1,2

семестр: 2,3

лекции 30 ч Экзамен 3 семестр

Практические (семинарские)

занятия - нет Зачёт - нет

Лабораторные занятия 102 ч

Всего часов: 200 ч Самостоятельная

работа 69 ч

Рабочая программа составлена на основании "Программы по гистологии,

цитологии и эмбриологии для студентов высших медицинских учебных

заведений", утверждённой в 1997 году.

Индекс: ЕН.Ф.08

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры гистологии, цитологии

и эмбриологии

"____" ____________ 2007 г.

Заведующий кафедрой проф. В.В.Семченко

Одобрено советом (методической комиссией)

стоматологического факультета академии

"____" ____________ 2007 г.

Председатель проф. В.Г.Сунцов

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

1.1. Цель преподавания дисциплины – обеспечение обучающемуся необходимой информации для овладения определенными знаниями в области общей и частной гистологии, цитологии и эмбриологии с учетом дальнейшего обучения и профессиональной деятельности по специальности «Стоматология».

1.2. Задачи изучения дисциплины – профильное чтение лекций и проведение лабораторных занятий по общей гистологии и гистофизиологии ротовой полости с учетом возрастной и клинической направленности.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент должен знать и уметь использовать:

- общие закономерности, присущие клеточному уровню организации живой материи, и конкретные особенности клеток различных тканей;

- общие закономерности организации живой материи, присущие тканевому уровню организации;

- принципы развития живой материи, гистогенеза и органогенеза, особенности развития зародыша у человека;

-тонкое (микроскопическое) строение структур тела для последующего изучения сущности их изменений при болезнях и их лечении.

Студент должен иметь навыки:

- Микроскопирования и «чтения» гистологических, гистохимических эмбриологических препаратов.

- «Чтения» гистологических и эмбриологических микрофотографий и рисунков, соответствующих указанным препаратам.

- Подсчета лейкоцитарной формулы в мазке крови.

- Зарисовки гистологических и эмбриологических препаратов.

-«Чтения» электронных микрофотографий клеток и неклеточных структур тканей и органов.

- Пользование научной литературой и написания рефератов.

Студент должен иметь представление:

- О многоуровневом принципе строения человеческого тела как биологического объекта и иерархических связях внутри него.

- О взаимоотношении структуры и функции применительно к тонкому строению человеческого тела для последующего изучения их изменений при развитии заболеваний и в процессе их лечения.

- Об этапах развития организма человека и присущих им особенностях строения клеток, тканей и органов.

Дисциплины, усвоения которых студентами необходимо для изучения гистологии, цитологии и эмбриологии - биология, анатомия человека, нормальная физиология, химия, физика, латинский язык.

2. Содержание дисциплины.

2.1. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий.

I. Гистология, эмбриология, цитология.

  1. Введение в предмет. Основы сравнительной эмбриологии. Половые клетки. Оплодотворение, дробление, гаструляция. Образование внезародышевых органов в эволюционном аспекте.

  2. Виды плацент. Развитие человека. Формирование провизорных органов.

  3. Учение о тканях. Источники развития тканей. Классификация тканей. Эпителиальные ткани. Классификация. Строение эпителиев и их функции. Железистые эпителии.

  4. Классификация соединительных тканей. Рыхлая неоформленная соединительная ткань, ее роль в воспалительной реакции; плотная неоформленная и оформленная соединительная ткань. Хрящевая ткань. Костные ткани. Образование костной мозоли (регенерация).

  5. Мышечные ткани. Гладкая мышечная ткань, скелетная мышечная ткань, сердечная мышечная ткань. Эволюция и гистогенез мышечных тканей. Регенерация мышечных тканей.

  6. Нервная ткань. Развитие нервной ткани. Нервные клетки. Нейроглия. Нервные волокна (безмиелиновые и миелиновые). Регенерация нервных волокон, нервные окончания. Понятие о рефлекторных дугах.

  7. Кровь. Плазма крови и форменные элементы. Гемограмма. Взаимоотношение крови и соединительной ткани. Особенности крови у детей.

  8. Кроветворение в эмбриональном периоде. Современная теория кроветворения. Центральные органы кроветворения. Костный мозг, тимус. Периферические органы кроветворения.

  9. Сердечно-сосудистая система. Кровеносные сосуды. Лимфатические сосуды. Сердце. Гистогенез, гистофизиология миокарда, регенерация.

  10. Органы дыхания. Строение и функции дыхательных путей. Респираторные отделы легкого. Ацинус. Структурные элементы воздухоносного барьера. Кожа и ее производные. Тканевой состав кожи, железы кожи. Строение волос, смена волос. Регенерация кожи.

  11. Строение среднего отдела желудочно-кишечного тракта. Гистофизиология желудка и кишечника. Зубочелюстной аппарат и гистофизиология кишечника.

  12. АРИД-система, ее роль в регуляции пищеварения. Поджелудочная железа. Экзокринный отдел, строение ацинуса, строение островкового аппарата. Строение и развитие печени. Печеночный барьер.

  13. Органы мочевыделительной системы. Развитие и строение почек. Гистофизиология нефрона. ЮГА и гипертония. Особенности гистофизиологии почек у детей.

  14. Органы мужской половой системы. Развитие половой системы. Гистофизиология семенников и придатков. Органы женской половой системы. Гистофизиология яичников. Матка. Овариально-менструальный цикл. Гормональная регуляция полового цикла гипоталамо-гипофизарной системой.

  15. Органы внутренней секреции. Периферическое звено (щитовидная железа, околощитовидные железы, надпочечники). Органы внутренней секреции. Гипоталамо-гипофизарная нейросекреторная система.

  16. Органы нервной системы. Эмбриогенез. Строение и функции чувствительных узлов. Спинной мозг. Строение, функции, регенерация. Рефлекторная деятельность. Органы нервной системы. Мозжечок, строение и функции. Кора больших полушарий. Нейронный состав коры.

  17. Органы чувств. Анализаторы, развитие, строение и функциональное значение. Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза.

  18. Органы чувств. Развитие и строение, функциональное значение органов слуха, равновесия. Орган вкуса и обоняния.

II. Гистология ротовой полости.

1. Передний отдел пищеварительной системы. Органы ротовой полости. Губа, язык, слизистая ротовой полости.

2. Гистофункциональная характеристика слизистой оболочки полости рта: губа, щека. Возрастные изменения.

3. Гистофункциональная характеристика слизистой оболочки полости рта: десна, твердое и мягкое небо. Возрастные изменения.

4. Развитие зубов. Смена зубов.

5. Строение твердых тканей зуба (эмаль, дентин, цемент).

6. Мягкие ткани зуба. Пульпа: морфофункциональная характеристика, реактивные свойства и регенерация. Дентикли.

7. Строение пародонта: периодонт, костная альвеола, десна.

8. Возрастные изменения пародонта и их роль в реализации патологических процессов.

9. Зубная альвеола: морфофункциональная характеристика. Перестройка зубных альвеол верхней и нижней челюсти при изменении функциональной нагрузки.

10. Язык: особенности строения слизистой оболочки на спинке, нижней и боковых поверхностях. Вкусовые луковицы.

11. Слюнные железы: околоушная , поднижнечелюстная и подъязычная.

12. Гистофизиология больших и малых слюнных желез. Эндокринные функции и возрастные изменения.

Объем каждой лекции 1 час.

2.2. Практические и семинарские занятия – нет.

2.3. Лабораторные занятия.

I. Гистология, эмбриология, цитология.

  1. Основы микроскопической техники. Введение в предмет.

  2. Цитология. Основы молекулярной биологии.

  3. Эмбриология. Половые клетки, оплодотворение, дробление. Типы плацент. Эмбриология человека. Имплантация, гаструляция, формирование внезародышевых органов. Плацента человека.

  4. Общая гистология. Эпителиальные ткани. Железистые эпителии. Классификация желез (схема), строение секреторных отделов.

  5. Соединительные ткани (волокнистые и со специальными свойствами). Воспаление. Хрящевые и костные ткани.

  6. Гладкая мышечная ткань, скелетные мышечные ткани. Схема саркомера

  7. Нейральные ткани. Рефлекторная дуга. Строение клеток, нервных окончаний, строение синапса.

  8. Сердечно-сосудистая система. Сосуды микроциркуляторного русла, среднего и крупного колибров. Сердце.

  9. Кровь. Мазок крови человека. Лейкоцитарная формула. Подсчет лейкоцитарной формулы.

  10. Центральные органы кроветворения. Красный костный мозг. Тимус. Этапы эмбрионального кроветворения. Схема кроветворения. Клеточные основы иммунитета. Периферические органы кроветворения. Селезенка, лимфатические узлы.

  11. Органы дыхания. Воздухоносные пути, респираторные отделы легкого. Сурфактант. Схема воздушно-кровяного барьера. Кожа и ее производные. Кожа пальца и волосистой части головы.

  12. Пищевод, переход пищевода в желудок. Желудок, фундальный и пилорический отделы. Кишечник. Двенадцатиперстная, тощая и подвздошная кишка. Толстая кишка.

  13. Печень и поджелудочная железа. Схема гемапаренхиматозного барьера.

  14. Органы мочевыделительной системы. Почка, мочеточник, мочевой пузырь.

  15. Органы мужской половой системы. Семенник с придатком. Предстательная железа. Органы женской половой системы. Яичник, яйцевод, матка в предменструальный период. Матка в постменструальный период.

  16. Органы внутренней секреции. Щитовидная и околощитовидная железы. Надпочечник. Нейроэндокринное звено. Гипоталамо-гипофизарные связи. Гипофиз и эпифиз.

  17. Диагностическое занятие по препаратам.

  18. Органы нервной системы. Периферический нерв, спинномозговой узел. Спинной мозг. Органы нервной системы: мозжечок, кора больших полушарий.

  19. Органы чувств. Задняя и передняя стенка глаза. Орган обоняния. Внутреннее ухо (кортиев орган). Орган вкуса.

II. Гистология ротовой полости.

1. Передний отдел пищеварительной системы. Эпителии ротовой полости и их производные (железы).

2. Передний отдел пищеварительной системы. Органы ротовой полости. Губа, язык, слизистая ротовой полости.

3. Гистофункциональная характеристика слизистой оболочки полости рта: губа, щека. Возрастные изменения.

4. Гистофункциональная характеристика слизистой оболочки полости рта: десна, твердое и мягкое небо. Возрастные изменения.

5. Развитие зубов. Смена зубов.

6. Строение твердых тканей зуба (эмаль, дентин, цемент).

7. Мягкие ткани зуба. Пульпа: морфофункциональная характеристика, реактивные свойства и регенерация. Дентикли.

8. Строение пародонта: периодонт, костная альвеола, десна.

9. Возрастные изменения пародонта и их роль в реализации патологических процессов.

10. Зубная альвеола: морфофункциональная хар-ка. Перестройка зубных альвеол верхней и нижней челюсти при изменении функциональной нагрузки.

11. Язык: особенности строения слизистой оболочки на спинке, нижней и боковых поверхностях. Вкусовые луковицы.

12. Слюнные железы: околоушная и поднижнечелюстная и подъязычная.

13. Гистофизиология больших и малых слюнных желез. Эндокринные функции и возрастные изменения.

14.Лимфоидный аппарат ротовой полости. Местный иммунитет на примере небной миндалины.

15. Диагностическое занятие по гистофизиологии органов ротовой полости.

Объем каждого лабораторного занятия 3 часа.

  1. Примерная программа дисциплины стоматология детского возраста для студентов обучающихся по

    Примерная программа
    Цель дисциплины – подготовка врача стоматолога, способного оказывать пациентам амбулаторную стоматологическую помощь при основных стоматологических заболеваниях в зависимости от индивидуальных и возрастных анатомо-физиологических особенностей
  2. Академический календарь студента II курса. Стоматология.

    Академический календарь
    Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университета «Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных здоровье- и ресурсосберегающих
  3. Новые поступления в фонд библиотеки Май июнь 2010

    Документ
    История медицины : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 040100 "Лечебное дело", 040200 "Педиатрия", 040300 "Медико-профилактическое дело", 040400 "Стоматология",
  4. Академический календарь студента III курса (1)

    Документ
    Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университета «Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных здоровье- и ресурсосберегающих
  5. Академический календарь студента III курса (2)

    Документ
    Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университета «Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных здоровье- и ресурсосберегающих
  6. К 526 Клягин, Николай Васильевич. Современная научная картина мира : учеб пособие для студ вузов по курсу "Концепции соврем естествознания" / Клягин, Нико

    Документ
    К 526 Клягин, Николай Васильевич. Современная научная картина мира : учеб. пособие для студ. вузов по курсу "Концепции соврем. естествознания" / Клягин, Николай Васильевич.
  7. Академический календарь студента II курса

    Документ
    Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университета «Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных здоровье- и ресурсосберегающих
  8. «Институт научной информации и мониторинга»

    Содержательный отчет
    Колесникова А.М. , Ханнанов Н.К. , Ханнанова Т.А. Психодидактические основы влияния цифровых технологий на развитие познавательных способностей учащихся.
  9. Библиографический указатель новых поступлений в рнмб март апрель 2008 г

    Библиографический указатель
    Гигиеническая характера трудовой деятельности по показателям тяжести и напряженности труда: инструкция 2.2.7.11-11-200-2003: введ. 01.04.2004 г. Сборник официальных документов по медицине труда и производственной санитарии.

Другие похожие документы..