Российской академии образования, чьи книги издавались и переиздавались не только на русском, но и на многих иностранных языках. Isbn 5-86225-812-4

Текст взят с психологического сайта http://www.maltsevvitaly.ru

Петровский А.В., Ярошевский М.Г.

Основы теоретической психологии

1998. - 528 с.

ISBN 5-86225-812-4

М.: ИНФРА-М,

В разработанной авторами книги многоуровневой системе психологической подготовки и соответствующем ей цикле учебников (Премия Правительства РФ в области образования 1997 г.) теоретическая психология образует верхнюю ступень этой системы. Учебное пособие А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского "Основы теоретической психологии" характеризует ее предмет, категориальный строй, объяснительные принципы и ключевые проблемы. Учебное пособие предназначено для педвузов и факультетов психологии университетов.

Авторы книги - известные психологи, академики Российской академии образования, чьи книги издавались и переиздавались не только на русском, но и на многих иностранных языках.

ISBN 5-86225-812-4

УДК 159.9(075.8) ББК88

c Петровский А.В., Ярошевский М.Г, 1998

В книге предлагается читателям (студентам старших курсов педвузов и психологических факультетов университетов, а также аспирантам кафедр психологии) целостное и систематизированное рассмотрение основ теоретической психологии как особой отрасли науки.

Учебное пособие продолжает и развивает проблематику, содержащуюся в предшествующих трудах авторов (Ярошевский М.Г. История психологии, 3-е изд., 1985; Ярошевский М.Г. Психология XX столетия, 2-е изд., 1974; Петровский А.В, Вопросы истории и теории психологии. Избранныетруды, 1984; Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии, 1995; Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии, в 2-х томах, 1996; Ярошевский М.Г. Историческая психология науки, 1996).

В книге рассматриваются: предмет теоретической психологии, психологическое познание как деятельность, историзм теоретического анализа, категориальный строй, объяснительные принципы и ключевые проблемы психологии. По своему существу "Основы теоретической психологии" - учебное пособие, предназначенное для завершения полного курса психологии в высших учебных заведениях.

Вводная глава "Теоретическая психология как область психологической науки" и главы 9, I 1, 14 написаны А.В. Петровским; глава 10- В.А. Петровским; главы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 12, 13, 15, 16, 17 - М.Г. Ярошевским; заключительная глава "Категориальная система - ядротеоретической психологии" написанасовместноА.В. Петровским, В.А. Петровским, М.Г. Ярошевским.

Авторы с благодарностью примут замечания и предложения, которые будут способствовать дальнейшей научной работе в области теоретической психологии.

Проф. А.В. Петровский Проф. М.Г. Ярошевский

Глава 2. Историзм теоретико-психологического анализа...... Эволюция теорий как предмет специального изучения ... Проблема анализа психологических теорий

Оглавление

От авторов

Теоретическая психология как область психологической науки (вводная глава) Предмет теоретической психологии

История психологической науки и историзм теоретической психологии ...................... Метафизика и психология...................... Категориальный строй психологии

Ключевые проблемы и объяснительные принципы психологии................

От основ - к системе теоретической психологии....

ЧАСТЬ 1. Пролегомены к теоретико-психологическому

исследованию

Глава 1. Психологическое познание как деятельность Наука - особая форма знания.................................... Теория и эмпирия.......................................................... От предметного знания к деятельности ..................... Научная деятельность в системе трех координат...... Социальное измерение..................................................

Логика развития науки.

Логика и психология научного творчества ............... Общение - координата науки как деятельности ..... Школы в науке........................

Причины распада научных школ................................ Возникновение новых школ........................................ Школа как направление в науке ................................ Личность ученого.......................................................... Идеогенез....................................................................... Категориальная апперцепция.. Внутренняя мотивация...

Оппонентный круг................................................... Индивидуальный когнитивный стиль................... Надсознательное...........................................................

..3

10 10

13

14 16

22

23

25

25 25 25 27 32 34 37 44 48 51 53 56

62

63

64 67 69 75 78 80

Предпосылки смены теорий научения ................................ Два пути в науке о поведении .............................................. Бихевиоральные науки........................................................... Когнитивизм............................................................................ Исторический вектор

ЧАСТЬ II. Базисные категории психологии

Глава 3. Теоретическое и категориальное в системе науки .... Теория и ее категориальная основа ...................................... Единство инвариантного и вариантного.

Система категорий и ее отдельные блоки .......................... Истоки кризиса психологии.......................... Категории психологии и ее проблемы ........ Категории и конкретные научные понятия Историзм категориального анализа

Глава 4. Категория образа........ Сенсорное и умственное

Первичные и вторичные качества. Образ как подобие объекта Образ и ассоциация....

Проблема построения образа.......... Интенция как актуализация образа Понятия как имена........................... Проблема образа в механистической картине мира........... Влияние физиологии............................................................... Образ и действие........

Интроспективная трактовка образа Целостность образа........................... Умственный образ и слово....... Образ и информация.................

Глава 5. Категория действия

Общее понятие о действии................................... Действие сознания и действие организма Ассоциация как посредующее звено

Бессознательные психические действия

Мышца как орган познавательного действия ..................... От сенсомоторного действия к интеллектуальному ........... Интериоризация действий........

Установка.........................................

Глава 6. Категория мотива Локализация мотива.....

Аффект и разум................. Проблема воли.......

Природное и нравственное...... Мотив в структуре личности.... Мотив и поле поведения .......... Доминанта.

Преодоление постулата о равновесии организма со средой

Глава 7. Категория отношения......... Многообразие типов отношений Роль отношений в психологии

Отношение как базисная категория

Глава 8. Категория переживания .......... Переживание и развитие личности . Переживание и предмет психологии Переживание как феномен культуры....................

ЧАСТЬ III. Метапсихологические категории Глава 9. Категория личности.............

Становление понятия "личность" в психологии . "Существование личности" как психологическая проблема................................ Л.С. Выготский о личности

"Диалогическая" модель понимания личности: достоинства и ограничения...................................... Потребность "быть личностью"

Потребность в персонализации и мотивы поведения индивида.................................................. Личность в общении и деятельности...................... Менталитет личности................................................ Теория личности с позиций категориального анализа психологии................................................... Постулаты теории личности......

Методологические основания теории личности ... Онтологическая модель личности...........................

Гиава 10. Категория деятельности ............................. Активность как "субстанция" деятельности....... Внутренняя организация активности Внешняя организация активности....

185

186

187 187 189 191 191 194

199

204

204

205 207

209 212 216 216

,223

223 223

227 236

241 246

248

252

253

257

259

260 264

270 270 275 282

Единство внешней и внутренней организации активности........................... Самодвижение активности

Глава II. Категория общения

Общение как обмен информацией

Общение как межличностное взаимодействие Общение как понимание людьми друг друга .. "Значимый другой" в системе межличностных отношений

Теория ролевого поведения

Развитие экспериментальной социальной психологии...... Принцип деятельностного опосредствования отношений людей в группе .................

Многоуровневая структура межличностных отношений ... Теория и эмпирия в психологии межличностных отношений................................................................................ Групповая сплоченность и совместимость

Сплоченность с позиций деятельностного подхода ........... Уровни групповой совместимости.

Происхождение и психологические характеристики лидерства.

Классические теории лидерства

Лидерство с позиции теории деятельностного опосредствования..................................

Теория черт лидера в новом освещении

Лидерство в системе референтных отношений...................

ЧАСТЬ IV. Объяснительные принципы психологии. Глава 12. Принцип детерминизма

Предмеханический детерминизм Механический детерминизм

Биологический детерминизм Психический детерминизм

Макросоциальный детерминизм

Микросоциальный детерминизм...

Глава 13. Принцип системности....................... Холизм......

Элементаризм...................... Эклектизм................

Редукционизм...................................... Внешний методологизм

Зарождение системного понимания психики

Машина как образ системности Система "организм - среда

Зарождение принципа системности в психологии Кольцевая регуляция работы системы организма . Психическая регуляция поведения Системность в психоанализе,

Модель неврозов в школе И.П. Павлова Системность и целесообразность

Системность и проблема научения Гештальтизм

Знаковая система Развитие системы

Системность в исследованиях Ж. Пиаже Системный подход к деятельности ..... Принцип системности и кибернетика

Гяава 14. Принцип развития .........................

Развитие психики в филогенезе ................................... Роль наследственности и среды в психическом развитии.................................................... Развитие психики и развитие личности. Проблема ведущей деятельности

Историзм в анализе проблемы ведущей деятельности Социально-психологическая концепция развития личности

Модель развития личности в относительно стабильной среде.

Модель развития личности. Возрастная периодизация

ЧАСТЬ V. Ключевые проблемы психологии

Глава 15. Психофизическая проблема................................... Монизм, дуализм и плюрализм

Душа как способ усвоения внешнего

Трансформация учения Аристотеля в томизм Обращение к оптике

Механика и изменение понятий о душе и теле

Гипотеза психофизического взаимодействия.................. Новаторская версия Спинозы.

Психофизический параллелизм...........

Единое начало физического, физиологического и психического

Успехи физики и доктрина параллелизма

  1. Энциклопедия образования в западной сибири

    Документ
    Энцик-юпедия содержит статьи, посвященные истории становления и развития образования в Западно-Сибирском регионе, образовательным учреждениям и деятелям просвещения.
  2. Русская литература ХХ века (1910 — 1950-х гг.) Персоналии

    Учебное пособие
    Учебное пособие по русской литературе ХХ века (1910 — 1950-х гг.) отражают современный научный взгляд на творчество таких писателей, как Е. Замятин, М.
  3. Книга Кагала Книга Кагала кага́Л קָהָל, Kahal буквально "община"

    Книга
    КАГА́Л (קָהָל, Kahal — буквально "община", собрание народа, сход) - орган общинного самоуправления, стоявший во главе отдельной еврейской общины в рассеянии и являвшийся посредником между ней и государством, в широком смысле
  4. Книга эта писалась почти четверть века назад. За эти годы многое произошло: пала, казавшаяся нерушимою, коммунистическая система; распался Советский Союз.

    Книга
    Борис Вайль – участник подпольного движения 50-х, возникшем под влиянием ХХ съезда КПСС и событий в Венгрии. В 1954 г. Б. Вайль – 18-лет­ний студент Ленинградского библиотечного института был осужден на 6 лет лишения свободы.
  5. Ф. М. Достоевский русская философия

    Документ
    Прежде чем понять общечеловеческие интересы, надобно усвоить себе хорошо национальные, потому что после тщательного только изучения национальных интересов будешь в состоянии отличать и понимать чисто общечеловеческий интерес.
  6. Ия и науки кыргызской республики iтом "зачем нам чужая земля " русское литературное зарубежье хрестоматия учебник. Материалы. Бишкек 2011

    Список учебников
    Работа создана в помощь изучающим литературу русского зарубежья, необычна и отличается от аналогичных работ. Ее охват от посланий князя Курбского до наших дней дает возможность представить многообразие русской литературы, существующей
  7. Алматы — астана — баку — гродно — киев — кишенев — коламбия люденшайд — минск — невинномысск — ташкент — харьков — элиста 2010

    Документ
    Во втором томе представлены доклады и сообщения студентов, аспирантов и молодых ученых учебных заведений и организаций Беларуси, Казахстана, Молдавии, России, Польши, Узбекистана, Украины, посвященных проблемам филологии и юриспруденции.
  8. Работа подготовлена в рамках программы "Обновление гуманитарного образования в России", осуществляемой Государственным комитетом РФ по высшему образованию и Международным Фондом "Культурная инициатива".

    Документ
    Работа подготовлена в рамках программы "Обновление гуманитарного образования в России", осуществляемой Государственным комитетом РФ по высшему образованию и Международным Фондом "Культурная инициатива".
  9. Курс лекций «История государства и права России» одобрен ученым советом ноу ниэпп ректор Д. О. Гусев белковец Л. П., Белковец В. В. Б 43

    Книга
    Курс лекций по истории государства и права России обобщил омы г пре­подавания этой общепрофессиональной дисциплины на юридических фа­культетах вузов города Новосибирска.

Другие похожие документы..